Предметом изучения курса "ОВОС" является один из информационных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды ("экологического менеджмента"), принадлежащий сфере общественных отношений экологического характера, являющийся одновременно способом изучения и прогноза изменений состояния окружающей среды и здоровья населения.
Данная прикладная область экологической науки и соответствующей социально-экологической практики получила у нас в последние десятилетия обобщенное название "Экологическая экспертиза", именно таким образом закрепленное в российском законодательстве. Относительная молодость этого направления и отсутствие устоявшейся в России терминологии, имеющей к тому же расхождения с зарубежной, требует прежде всего ясности в определении основных понятий изучаемой области и используемых в учебном курсе: экологическая экспертиза (ЭЭ), оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическое обоснование (ЭО), экологический аудит (ЭА), экологическое сопровождение хозяйственной деятельности (ЭСХД), экологическое регламентирование (ЭР) и др.
Понятие экологической экспертизы. Закон Российской Федерации “Об экологической экспертизе” определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как “установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы”.
Структура федеральных органов исполнительной власти \ Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство иностранных дел Российской Федерации Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Министерство обороны Российской Федерации Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств Федеральное агентство специального строительства Министерство юстиции Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Федеральная служба судебных приставов Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба) Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба) Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство) II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам Министерство здравоохранения Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Федеральное медико-биологическое агентство Министерство культуры Российской Федерации Федеральное архивное агентство Федеральное агентство по туризму Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное агентство по делам молодежи Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральное агентство водных ресурсов Федеральное агентство лесного хозяйства Федеральное агентство по недропользованию Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Министерство регионального развития Российской Федерации Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Федеральное агентство связи Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральное агентство по рыболовству Министерство спорта Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Федеральное агентство воздушного транспорта Федеральное дорожное агентство Федеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное агентство морского и речного транспорта Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральная служба по труду и занятости Министерство финансов Российской Федерации Федеральная налоговая служба Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Федеральное казначейство (федеральная служба) Министерство экономического развития Российской Федерации Федеральная служба по аккредитации Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Федеральная служба по интеллектуальной собственности Федеральное агентство по государственным резервам Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Министерство энергетики Российской Федерации III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба Федеральная служба государственной статистики Федеральная миграционная служба Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная служба по оборонному заказу Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка Федеральная таможенная служба Федеральная служба по тарифам Федеральная служба по финансовым рынкам Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральное космическое агентство Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации | Структура федеральных органов исполнительной власти Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам Министерство внутренних дел Российской Федерации Федеральная миграционная служба Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство иностранных дел Российской Федерации Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств Министерство обороны Российской Федерации Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Федеральная служба по оборонному заказу Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Федеральное агентство специального строительства Министерство юстиции Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Федеральная служба судебных приставов Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба) Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство) II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Федеральная служба по труду и занятости Федеральное медико-биологическое агентство Министерство культуры Российской Федерации Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Федеральное архивное агентство Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное агентство по науке и инновациям Федеральное агентство по образованию Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральное агентство водных ресурсов Федеральное агентство по недропользованию Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерство регионального развития Российской Федерации Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций Федеральное агентство по информационным технологиям Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Федеральное агентство связи Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральное агентство лесного хозяйства Федеральное агентство по рыболовству Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Федеральное агентство по делам молодежи Федеральное агентство по туризму Федеральное агентство по физической культуре и спорту Министерство транспорта Российской Федерации Федеральная аэронавигационная служба Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Федеральное агентство воздушного транспорта Федеральное дорожное агентство Федеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное агентство морского и речного транспорта Министерство финансов Российской Федерации Федеральная налоговая служба Федеральная служба страхового надзора Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Федеральное казначейство (федеральная служба) Министерство экономического развития Российской Федерации Федеральная служба государственной статистики Федеральная регистрационная служба Федеральное агентство геодезии и картографии Федеральное агентство по государственным резервам Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами Министерство энергетики Российской Федерации III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба Федеральная таможенная служба Федеральная служба по тарифам Федеральная служба по финансовому мониторингу Федеральная служба по финансовым рынкам Федеральное космическое агентство Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств | Структура федеральных органов исполнительной власти Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам Министерство внутренних дел Российской Федерации Федеральная миграционная служба Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство иностранных дел Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Федеральная служба по оборонному заказу Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации Федеральное агентство специального строительства Министерство юстиции Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Федеральная регистрационная служба Федеральная служба судебных приставов Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба) Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство II. Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Федеральная служба по труду и занятости Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральное архивное агентство Федеральное агентство по культуре и кинематографии Федеральное агентство по печати и массовымкоммуникациям Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное агентство по науке Федеральное агентство по образованию Министерство природных ресурсов Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования Федеральное агентство водных ресурсов Федеральное агентство лесного хозяйства Федеральное агентство по недропользованию Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации Федеральная служба по атомному надзору Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии Федеральная служба по технологическому надзору Федеральное агентство по атомной энергии* Федеральное космическое агентство Федеральное агентство по промышленности Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Федеральное агентство по энергетике Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральное агентство по рыболовству Федеральное агентство по сельскому хозяйству Министерство транспорта и связи Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере связи Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Федеральное агентство воздушного транспорта Федеральное дорожное агентство Федеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное агентство связи Министерство финансов Российской Федерации Федеральная налоговая служба Федеральная служба страхового надзора Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Федеральная служба по финансовому мониторингу Федеральное казначейство (федеральная служба) Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Федеральная служба государственной статистики Федеральная таможенная служба Федеральная служба по тарифам Федеральное агентство по государственным резервам Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом III . Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба Федеральная служба по финансовым рынкам | Структура федеральный органов исполнительной власти Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам Министерство внутренних дел Российской Федерации Федеральная миграционная служба Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство иностранных дел Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Федеральная служба по оборонному заказу Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Федеральное агентство специального строительства Министерство юстиции Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Федеральная регистрационная служба Федеральная служба судебных приставов Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации(федеральная служба) Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба) Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральнаяслужба) Главное управление специальных программ Президента РоссийскойФедерации (федеральное агентство) Управление делами Президента Российской Федерации (федеральноеагентство) 1I. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Федеральная служба по труду и занятости Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательствав сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Федеральное архивное агентство Федеральное агентство по культуре и кинематографии Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентами товарным знакам Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное агентство по науке и инновациям Федеральное агентство по образованию Министерство природных ресурсов Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральное агентство водных ресурсов Федеральное агентство лесного хозяйства Федеральное агентство по недропользованию Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации Федеральное агентство по промышленности Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальномухозяйству Федеральное агентство по техническому регулированию иметрологии Федеральное агентство по энергетике Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере связи Федеральное агентство по информационным технологиям Федеральное агентство связи Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральное агентство по рыболовству Федеральное агентство по сельскому хозяйству Министерство транспорта Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Федеральное агентство воздушного транспорта Федеральное дорожное агентство Федеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное агентство геодезии и картографии Министерство финансов Российской Федерации Федеральная налоговая служба Федеральная служба страхового надзора Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Федеральная служба по финансовому мониторингу Федеральное казначейство (федеральная служба) Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Федеральная таможенная служба Федеральное агентство по государственным резервам Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба Федеральная служба по тарифам Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральная служба государственной статистики Федеральная служба по финансовым рынкам Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральное агентство по атомной энергии Федеральное космическое агентство |
При этом в действующем российском законодательстве существует определение понятия “государственная экологическая экспертиза” (ГЭЭ), содержащееся в ст. 35 и 36 Закона “Об охране окружающей природной среды”: «государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду". Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как “организационно- правовую форму предупредительного контроля и ... самостоятельный вид управленческой деятельности”, а эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению "... предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ ... решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)".
Понятие оценки воздействия на окружающую среду. Пока единственный действующий российский нормативный документ, регламентирующий ОВОС Положение "Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации" (утв. приказом Минприроды России от 18.07.94 г. № 222), определил оценку воздействия на окружающую среду как "процедуру учета экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества... с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности".
На первый взгляд похожие друг на друга понятия имеют и некоторые смысловые различия.
1. ОВОС - это "процедура учета" экологических требований (или обоснование информационная мера) при подготовке оптимального решения (в ходе проектирования), то ЭЭ "установление соответствия" этим требованиям уже готового проекта... и "определение допустимости" принятия решения о его реализации (т.е. разрешение административная мера).
2. ОВОС - по своей сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (прежде всего, государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологического зконодательства.
3. Целью ОВОС, является "выявление и принятие" (т.е. разработка) необходимых природоохранных мер, в то время как цель ЭЭ "предупреждение" (т.е. запрет) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или нет) в результате ОВОС профилактические меры.
Понятие экологического обоснования. Не имеющее пока нормативно-правового закрепления, понятие "экологическое обоснование" (ЭО) определяется специалистами Госкомэкологии (Минприроды) России, как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека (вариант: "доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду"). Очень похожее на ОВОС, экологическое обоснование в ещё большей степени, чем экологическая оценка, нацелено на проектную деятельность, фактически являющееся его составной частью (часто даже предшествует ей).
Рассматривая организационный ряд ("жизненный цикл проекта"): обоснование проектирование экспертиза решение о реализации, можно довольно точно указать место каждого из выше определяемых мероприятий. Так, экологическое обоснование предваряет проектирование, являясь его начальной стадией; ОВОС (экологическая оценка) или входит как составная часть в проект, или проводится параллельно проектированию, подготавливая материалы для экспертизы; экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности) реализации проекта. Существует и ещё одно мероприятие, выходящее за рамки проектной стадии жизненного цикла хозяйственной деятельности, относящееся уже к его реализации, т.е. действующему объекту. Речь идет об экологическом аудировании.
Понятие экологического аудирования (аудита). Стремительно вторгающееся в российскую практику, новое для нас экспертное мероприятие, выходит за рамки не только проектной стадии, но и меры чисто экологической направленности. Так же не имея нормативно-правового закрепления в российском экологическом законодательстве, "экологическое аудирование" (ЭА) по-разному определяется отечественными специалистами, в частности:
- как объективный независимый анализ, оценка разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности;
- как предпринимательская деятельность..., заключающаяся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предпрития....
Устоявшегося определения ЭА не существует и за рубежом. Используется целый ряд терминов, обозначающих сходные с экологическим аудитом процедуры: оценка эксплуатации, обзорная оценка, экологическая ревизия, проверка соответствия экологическим требованиям и т.д. (audit, review, survey, surveillance, assessement). Наиболее часто приводят два определения ЭА:
- инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько соответствует организационная система... и функционирование оборудования экологическим целям, что предполагает усиление контроля..., а также оценку соответствия деятельности производства экологической политике компании, включая и соответствие нормативным требованиям...;
- систематическая, документированная, периодическая и объективная оценка регулируемых субъектами эксплуатации объектов и деятельности в соответствии с экологическими требованиями.
По своей сути ЭА, является ни чем иным, как эколого-экономической экспертизой послепроектной стадии жизненного цикла действующего объекта (хозяйственной деятельности). В дальнейшем ему будет посвящена специальная лекция, которая войдет в один из тематических выпусков-приложений к данному учебному пособию.
В самое последнее время в России появился ещё один термин, в рамках которого делается попытка объединить все выше перечисленные эколого-экспертные мероприятия, учитывающие экологический фактор на всех этапах хозяйственной деятельности. Это предложено называть "экологическим сопровождением хозяйственной деятельности" (ЭСХД). По другому, на наш взгляд, более точным будет не "экологическое сопровождение". а "экологическое регламентирование хозяйственной деятельности" (ЭРХД).
Из всего многообразия представленных понятий в рамках данного учебного пособия обсуждаются первые два ЭЭ и ОВОС, так как именно они юридически закреплены в российских нормативно-правовых документах.
Именно эти два ключевых понятия, вынесенные в название курса, всё ещё часто воспринимаются как синонимы, т.к. отражают процедуру получения и совокупность количественных (а часто и только качественных) оценок, основанных на одних и тех же научно-методических подходах, использующих достижения одних и тех же фундаментальных и прикладных наук. Однако практика и соответствующее законотворчество в области экологического сопровождения или регламентирования хозяйственной деятельности (ЭСХД или ЭРХД) постепенно "разводят" эти термины по различным этапам ЭСХД и заставляют задумываться над их иерархической соподчиненностью в системе эколого-ориентированных информационно-управленческих социальных отношений.
Обычно в процессе ЭСХД выделяют два (иногда 3-4) основных этапа:
- комплексная оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), разрабатываемая, как правило, в рамках проекта (иногда, как отдельный параллельный этап, обычно, при отсутствии в проекте глубокого и всестороннего экологического обоснования предлагаемых решений), состоящая из совокупности покомпонентных оценок (частных по видам объектов воздействия на атмосферу, воды, почвы, биоту, человека и т.д.), сводимых к итоговой обобщенной оценке экологическая экспертиза (ЭЭ), также комплексная, обычно понимаемая как контрольная процедура, нацеленная на проверку и возможную дополнительную оценку изложенной в ОВОС или другом виде экологического обоснования достаточности аргументации экологической безопасности (экологическую обоснованность) проекта, а также иного вида предполагаемой или уже осуществляемой деятельности. Экологическая экспертиза бывает двух видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ). Иногда ещё одним видом коммерческой экологической экспертизы (КЭЭ) действующих объектов или территорий считают их экологический аудит (ЭА), осуществляемый в России пока в рамках экологического контроля (всё чаще мониторинга), и не имеющий достаточной нормативно-правовой определенности.
На первом этапе ОВОС, несущей в себе прежде всего элементы исследования, выбора альтернатив предлагаемого решения и его экологического обоснования, а также научного прогноза предлагаемой деятельности, осуществляется работа, во многом довольно похожая на западные процедуры с аналогичным названием. Традиционно она относится к начальному этапу ЭСХД, хотя её методология в дальнейшем используется и при более поздних проектных и послепроектных стадиях экологической экспертизы, аудита и экологического контроля.
На втором этапе экологической экспертизе необходимо остановиться более подробно. Традиционно для СССР и России она понималась только как контрольная проверка обоснованности намерений и предлагаемых решений, т.е. предпроектных и проектных стадий развития народного хозяйства. При этом послепроектная стадия проверок действующих хозяйственных объектов обычно не относится к экологической экспертизе и рассматривается уже как экологический контроль, которому предписывается не только чисто "мониторинговые" (сбор информации) или управленческие (принятие санкций на основе полученной информации) функции, но и экспертные (анализ собранной информации и подготовка управленческого решения). Поэтому органам экологического контроля (инспекциям, надзорным подразделениям и т.д.), реже службам мониторинга ОС приходится кроме своих прямых функций выполнять и несколько несвойственные экспертные. В результате возникло множество всяких "экспертиз", не обеспеченных ни требуемой информацией, ни кадрами соответствующей квалификации. Это не могло не сказаться отрицательно на качестве принимаемых управленческих решений по перестройке хозяйства, их экологической обоснованности.
В западной, более успешно реализуемой управленческой природоохранной практике, эта стадия послепроектного экологического анализа (экологический аудит) специализирована не на контрольные, а на аналитические службы и отнесена ко второму этапу ЭСХД ко все той же экологической экспертизе (в нашей терминологии), хотя и называется оценкой воздействия на окружающую среду. Путаница в России возникла т.к. соответствующий термин "environmental impact assessment" (иногда с добавкой "...decision analisis"), слишком дословно переведенный с английского, был воспринят нашими специалистами как понятная им ОВОС, касающаяся только проектной стадии. Эта терминологическая путаница была в дальнейшем перенесена и в нормативно-правовые документы. В результате процедуры ОВОС и экологической экспертизы закрепились в соответствующей документации как две последовательные стадии предпроектного и проектного анализа, фактически не затрагивающие стадию анализа послепроектного.
На самом деле это, практически одно и то же, т.к. опирается на общую нормативно-правовую документацию и отличается лишь в организационно-процедурном отношении. Каждый из этих терминов может рассматриваться как обобщающий и включающий в себя второй из них. Учитывая конкретную законодательную закрепленность термина "экологическая экспертиза" и наше тяготение к собственной терминологии, целесообразно в качестве общего (широкого) и более высокого по смысловой иерархии термина считать экологическую экспертизу. Соответственно, в ней могут выделяться свои виды и стадии: в качестве предварительной экспертизы, выполняемой на коммерческой основе, может рассматриваться ОВОС; в качестве параллельной государственной экспертизе или ОВОС может выступать общественная ЭЭ; завершающей проектный цикл является государственная ЭЭ как контрольная проверка стадии намерений. При этом послепроектная стадия (экологический аудит, экологическая ревизия и т.д.) также оказывается экспертизой, но уже существующего и действующего хозяйственного объекта.
В связи с этим понятно, что для успешной работы в области экологической экспертизы и ОВОС специалисты, экологи-эксперты должны свободно ориентироваться во всех проблемах и аспектах, функциях, процедурах и методах, объектах и субъектах конкретной хозяйственной деятельности и экологических последствиях ее воздействий на элементы окружающей среды и здоровье человека, а также владеть знаниями материалов законодательно-правовой и нормативной базы, на которой основаны организационно-процедурные принципы и правила экологической экспертизы и ОВОС.
Таким образом, данная разработка раскрывает ранее изданные программные и учебно-методические материалы, сохраняя характер не только учебного, но и справочного издания, которые могут быть использованы на очном и заочном отделениях экологического факультета при изучении курса с аналогичным названием (читается 2-3 раза в год, начиная с 1994 года), а также в работе ФПК и аспирантуры МНЭПУ. Она несколько дифференцирует очное и заочное изучение предлагаемого спецкурса и делает возможным его преподавание в качестве общефакультетского курса для студентов всех кафедр экологического факультета, а также (частично и с некоторой адаптацией содержания) на межфакультетских направлениях специализаций других факультетов (экономика природопользования, экологический менеджмент, экологическое право и др.) МНЭПУ и других ВУЗов экологической направленности.
Курс в целом также может быть использован в структуре профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих, прежде всего системы Госкомэкологии России и других природоохранных ведомств.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 454.