Одна из наиболее острых экологических проблем — состояние поверхностных вод, т.е. рек и озер. Проблема состояния поверхностных вод имеет два аспекта: количественный и качественный. И тот, и другой аспект составляют одно из важнейших условий существования живых существ, в том числе и особенно — человека. Хотя морские воды представляют собой объект, отличающийся от поверхностных вод, проблемы воздействия антропогенной деятельности на моря и последствия их во многом схожи с проблемами поверхностных вод.
Оценка качества поверхностных вод (прежде всего степени их загрязненности) относительно хорошо разработана и базируется весьма представительном пакете нормативных и директивных документов, использующих прямые гидрохимические и гидрологические методы и критерии оценки.
Оценка количественных аспектов водных ресурсов (в т.ч. их загрязнения) преследует двоякую цель. Во-первых, необходимо оценить возможности удовлетворения потребностей планируемой деятельности в водных ресурсах, а во-вторых, последствия возможного изъятия и части этих и загрязнения оставшихся ресурсов для других предприятий и жизнедеятельности населения.
Для таких оценок необходимо исходить из знания гидрологических особенностей и закономерностей режима водных объектов, являющихся источниками водоснабжения, а также существующие уровни водопотребления и объемов водных ресурсов, требуемых для реализации проекта. Последнее включает в себя также технологическую схему водопотребления (безвозвратное, оборотное, сезонное и т.д.) и является оценкой прямого воздействия планируемой деятельности на количество водных ресурсов.
Однако большое значение имеет также косвенное воздействие, в конечном счете, на гидрологических характеристиках водных объектов. К косвенным воздействиям относятся нарушения русла рек (драгами, земснарядами и др.), изменение поверхности водосбора (распашка земель, вырубка лесов), подтопление при строительстве или понижение уровня грунтовых вод и многое другое. Необходимо выявить и проанализировать все возможные виды воздействий и вызываемых ими последствий.
Наиболее распространенным и существенным фактором, обуславливающим дефицит водных ресурсов во многих регионах, является загрязнение водных источников, о котором обычно судят по данным режимных и других наблюдений службами мониторинга Росгидромета и других ведомств, контролирующих состояние водной среды.
Каждый водный объект обладает присущим ему природным гидрохимическим качеством, являющимся его исходным свойством, которое формируется под влиянием гидрологических и гидрохимических процессов, протекающих в каждом водоеме, а также интенсивности его внешнего загрязнения. Совокупное воздействие этих процессов способно как нейтрализовать вредные последствия попадания в водоемы антропогенных загрязнителей (самоочищение водоемов), так и привести к их стойкому ухудшению качества водных ресурсов (загрязнение, засорение, истощение).
Способность самоочищения каждого водного объекта, т.е. количество загрязняющих веществ, которое может быть "переработано" и нейтрализовано водоемом, зависит от разных факторов и подчиняется определенным закономерностям (поступающее количество воды, разбавляющей загрязненные стоки, её температура, изменение этих показателей по сезонам, качественный состав загрязняющих ингредиентов и др.).
Одним из главных факторов, определяющих возможные уровни загрязнения водоемов, помимо их природных свойств, является исходное гидрохимическое состояние, возникающее под влиянием антропогенной деятельности. Прогнозные оценки состояния загрязнения водоемов могут быть получены путем суммирования существующих уровней загрязнения и дополнительных количеств ЗВ, планируемых к поступлению от проектируемого объекта. При этом необходимо учитывать как прямые (непосредственный сброс в водоемы), так и косвенные (поверхностный сток, внутрипочвенный сток, аэрогенное загрязнение и т.д.) источники.
Основным критерием загрязнения воды также являются ПДК, среди которых различают санитарно-гигиенические (нормируют по влиянию на здоровье человека), и рыбохозяйственные, разработанные для защиты гидробионтов (живых существ водных объектов). Последние как правило строже, т.к. обитатели водоемов обычно более чувствительны к загрязнению, нежели человек.
Здесь необходимо отметить, что известный приказ Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", был, как положено, зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации о 09.02.2010 за № 16326. Однако в "Российской газете", № 46, 05.03.2010 был опубликован только приказ, без самих нормативов.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке), в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов. В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений). Опубликование признается нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.
Таким образом, приказ Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", зарегистрированный в Минюсте России, но не опубликованный в установленном порядке, не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. На указанный приказ нельзя ссылаться при разрешении споров.
Основным источником информации о гидрологических и гидрохимических свойствах водоемов являются материалы наблюдений, осуществлявшихся в сети ОГСНК (Общегосударственная сеть наблюдения и контроля Роскомгидромета СССР) и ныне проводимые в рамках формирующейся ЕГСЭМ (Единой государственной системы экологического мониторинга России).
Помимо вышеуказанных важное место среди критериев экологической оценки состояния водных объектов занимают индикационные критерии оценки. В последние годы биоиндикация (наряду с традиционными химическими и физико-химическими методами) получила достаточно широкое распространение при оценках качества поверхностных вод. Она по функциональному состоянию (поведению) тест-объектов (ракообразные дафнии, водоросли хлорелла, рыбы гуппии) позволяет ранжировать воды по классам состояний (норма, риск, кризис, бедствие) и по существу дает интегральную оценку их качества, а также определяет возможность использования воды для питьевых и других, связанных с биотой целей.
Лимитирующим фактором использования метода биотестирования является высокая продолжительность анализа (не менее 4 суток) и отсутствие информации о химическом составе воды. Пример использования биотестов для определения качества воды приводится в табл. 2 (данные Ю.Я. Кислякова). Цифры в таблице:
- для дафний % гибели в течение 96 час. экспозиции в тестируемой воде;
- для хлореллы % уменьшения числа клеток в тестируемой воде по сравнению с контрольной;
- для гуппии % гибели в течение 96 час. экспозиции в тестируемой воде.
Таблица 2. Критерии оценки состояния поверхностных и сточных вод на основе биотестов
ОЦЕНОЧНЫЕ | Классы состояния поверхностных вод |
ПОКАЗАТЕЛИ (тест-объекты) | норма (Н) | риск (Р) | кризис (К) | бедствие (Б) |
Ракообразные (дафнии) | менее 10 | 20 | 40 | более 60 |
Водоросли (хлорелла) | менее 10 | 20 | 40 | более 60 |
Рыбы (гуппии) | менее 10 | 20 | 40 | более 60 |
Приведенные в таблице классы состояния поверхностных вод соответствуют:
Н нормальной степени загрязнения;
Р малой степени превышения нормы загрязнения;
К средней степени превышения нормы загрязнения;
Б катастрофически высокой степени загрязнения.
Не менее важными, чем показатели качества вод, являются ресурсные критерии оценки. Для поверхностных вод в качестве критериев оценки их ресурсов рекомендуются два наиболее емких показателя: величина поверхностного (речного) стока или изменение его режима применительно к определенному бассейну и величина объема единовременного отбора воды.
Эти критерии, с ранжирование по классам состояния, приведены в табл. 3. Сами критерии являются общепризнанными и используются в укащанных нормативных документах, а их градация по классам состояния поверхностных вод условная, но опирается на данные из публикаций специалистов.
Таблица 3.Ресурсные критерии оценки состояния поверхностных вод
ОЦЕНОЧНЫЕ | Классы состояния поверхностных вод |
ПОКАЗАТЕЛИ | I - норма (Н) | II - риск (Р) | III - кризис (К) | IV - бедствие (Б) |
Изменение речного стока (в % от первоначального) | менее 15 | 15-20 | 50-70 | более 75 |
Объем возможного единовременного водоотбора (куб. м/с) | менее 5 | 1-5 | Менее 1 | отсутствует |
Учитывая всё вышеуказанное, при обосновании и оценке воздействия на поверхностные воды Регламентом проведения ГЭЭ рекомендуется рассматривать следующее:
1. Гидрографическая характеристика территории;
2. Характеристика источников водоснабжения, их хозяйственное использование;
3. Оценка возможности забора воды из поверхностного источника на производственные нужды в естественных условиях (без регулирования речного стока; с учетом существующей зарегулированности речного стока);
4. Местоположение водозабора, его характеристика;
5. Характеристика водного объекта в расчетном створе водозабора (гидрологический, гидрохимический, ледовый, термический, скоростной режимы водного стока, режим наносов, русловые процессы, опасные явления: заторы, наличие шуги);
6. Организация санитарно-защитной зоны водозабора;
7. Водопотребление в период строительства объекта. Водохозяйственный баланс предприятия. Оценка рациональности использования воды;
8. Характеристика сточных вод - расход, температура, состав и концентрации загрязняющих веществ;
9. Технические решения по очистке сточных вод в период строительства объекта и его эксплуатации - краткое описание очистных сооружений и установок (технологическая схема, тип, производительность, основные расчетные параметры), ожидаемая эффективность очистки;
10. Повторное использование вод, оборотное водоснабжение;
11. Способы утилизации осадков очистных сооружений;
12. Сброс сточных вод - место сброса, конструктивные особенности выпуска, режим отведения сточных вод (периодичность сбросов);
13. Расчет предельно-допустимого сброса (ПДС) очищенных сточных вод;
14. Характеристика остаточного загрязнения при реализации мероприятий по очистке сточных вод ( в соответствии с предельно-допустимым сбросом);
15. Оценка изменений поверхностного стока (жидкого и твердого) в результате перепланировки территории и снятия растительного слоя, выявление негативных последствий этих изменений на водный режим территории;
16. Оценка воздействия объекта на поверхностные воды в процессе строительства и эксплуатации, включая последствия воздействия отбора воды на экосистему водоема; тепловое, химическое, биологическое загрязнение, в том числе при авариях;
17. Оценка изменений русловых процессов, связанных с прокладкой линейных сооружений, строительством мостов, водозаборов, и выявление негативных последствий этого воздействия в том числе на гидробионты;
18. Прогноз воздействия намечаемого объекта (отбор воды, остаточное загрязнение при сбросе очищенных сточных вод, изменение температурного режима и др.) на водную флору и фауну, на хозяйственное и рекреационное использование водных объектов, условия жизни населения;
19. Организация контроля за состоянием водных объектов;
20. Объем и общая стоимость водоохранных мероприятий, их эффективность и очередность реализации, включая мероприятия по предупреждению и ликвидаций последствий аварий.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 534.