Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Так установлено пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Виды негативного воздействия перечислены в пункте 2 указанной статьи:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, а также на водосборные площади;
- загрязнение недр и почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Необходимо заметить, что плата установлена не за все перечисленные виды вредного воздействия.
В статье 57 Конституции Российской Федерации и в пункте 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[55-20] говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» и «порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) устанавливается законодательством Российской Федерации».
Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят, поэтому необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О, данное постановление Российской Федерации сохраняет силу и подлежит применению как не противоречащее Конституции Российской Федерации. В постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 закреплен порядок определения платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сбросы в водные объекты, а также за размещение отходов производства и потребления. Нормативы платы приведены в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Обязанность по внесению платы предусмотрена также специальными законами - Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Круг лиц, обязанных вносить плату, определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632. Это предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в отношении которого установлена плата. В данном перечне не упоминаются индивидуальные предприниматели. Но это не значит, что на них не распространяется такая обязанность.
Понятие предпринимательской деятельности без образования юридического лица появилось в гражданском законодательстве только с вступлением в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 года, а постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 было утверждено еще в 1992 году. В Федеральном законе от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», принятых после введения в действие части первой Гражданского кодекса, установлено, что плата взимается как с юридических лиц, так и с индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О была разъяснена правовая природа платы. В частности, судьи пришли к выводу, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и признаются не налогом, а фискальным сбором. Они взимаются и с юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Внесение платы, по сути, является условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права заниматься хозяйственной и иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Сами платежи рассматриваются как компенсация нанесенного ущерба и затрат государства на проведение мероприятий по охране и восстановлению окружающей природной среды.
Таким образом, Конституционный суд уточнил список плательщиков экологических платежей. Ими считаются субъекты, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду: российские и иностранные юридические лица любой формы собственности, индивидуальные предприниматели, иностранные физические лица. Решения Конституционного суда обязательны для применения на всей территории России органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Об этом говорится в статье 6 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 .
Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; - сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; - размещение отходов; - другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Порядком установлены 2 вида базовых нормативов платы:
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья населения.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Данные коэффициенты указаны в приложении № 2 к Постановлению.
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Конкретизация применения базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен указана в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.02.1993 (зарег-ны в Минюсте России 24.03.1993, N 190, однако официально не опубликованы.
Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 1.8 Методических рекомендаций.
Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (зарегистрирован в Минюсте России 17.06.2006, N 8077) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Отчетным периодом в соответствии с указанным приказом признается календарный квартал.
Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная деятельность) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.
В случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия - плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект), в результате чего осуществляется негативное воздействие на окружающую среду.
Обязанность по уплате платы не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления хозяйственной деятельности, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Общая схема установления платы за негативное воздействие на окружающую среду представлена ниже.
Организации, имеющие филиалы или представительства, вносят плату за всю компанию в целом. Ведь обособленные подразделения юридического лица не являются самостоятельными плательщиками экологических платежей. Но они могут уплачивать платежи от имени головной организации, если подобные полномочия закреплены в положении об обособленном подразделении, а на имя его руководителя оформлена соответствующая доверенность.
Противоправным применительно к административному правонарушению признается деяние, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено.
Однако такие действия организации или индивидуального предпринимателя вполне могут быть квалифицированы как сокрытие или искажение экологической информации. За подобные нарушения статьей 8.5 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации (далее - КоАП Российской Федерации), установлена ответственность в виде административного штрафа: для граждан - от 500 до 1000 руб., для должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
Ответственность предусмотрена только за несвоевременное перечисление платы в бюджет (ст. 8.41 КоАП Российской Федерации). На должностных лиц организации или на индивидуального предпринимателя может быть наложен административный штраф в размере от 3000 до 6000 руб., на организацию - от 50 000 до 100 000 руб. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления в силу постановления о его наложении. Так сказано в статье 32.2 КоАП Российской Федерации. Если штраф не был внесен в этот срок, к нарушителю применяется ответственность, установленная статьей 20.25 КоАП Российской Федерации, административный штраф в двукратном размере неуплаченной суммы либо административный арест до 15 суток.
В пункте 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации ограничена давность привлечения к административной ответственности. На организацию или индивидуального предпринимателя не может быть наложен административный штраф, если со дня совершения административного правонарушения прошло более одного года.
Кроме того, при возникновении задолженности по экологическим платежам пени на сумму недоимки не начисляются. Это следует из пункта 31 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух». Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 09.08.2011 N 452. До издания Минприроды России соответствующих нормативных актов по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух временно указанный документ применяется (письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167).
Выяснению по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП Российской Федерации с учетом требований статьи 26.1 КоАП Российской Федерации, подлежат:- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП Российской Федерации, является факт невнесения либо неполного внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду лицом, на которое законодательством Российской Федерации возложена обязанность вносить такую плату. Лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрена ответственность по статье 8.41 КоАП Российской Федерации, признается природопользователь, а именно:
- юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
- индивидуальный предприниматель;
- иностранное физическое лицо.
Обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство), в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), признано быть не может, так как самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей только от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности у руководителя обособленного подразделения со всеми полномочиями. В случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), признается лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду.
Природопользователь, в случае простоя, консервации и иного приостановления хозяйственной деятельности, также признается лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду должна быть исполнена лицам, признающимся плательщиком, самостоятельно.
Виновность лица, являющегося плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, определяется фактом невнесения в установленные законодательством Российской Федерации сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Данный факт подтверждается документами (информацией) финансового подразделения соответствующего территориального органа Росприроднадзора, аккумулирующего информацию о поступивших платежах за негативное воздействие на окружающую среду на подведомственной территории.
Финансовые подразделения территориальных органов Росприроднадзора получают информацию о перечислении природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду, обрабатывают данную информацию и предоставляют уполномоченным должностным лицам Росприроднадзора данные о природопользователях, перечисливших плату за негативное воздействие на окружающую среду.
При загрязнении атмосферного воздуха плату вносят хозяйствующие субъекты, фактически осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных или передвижных источников (объектов). При заключении договора аренды стационарного или передвижного объекта негативного воздействия плательщиком признается лицо, которое фактически эксплуатирует объект и, следовательно, оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Например, организация, арендующая у сотрудника автомобиль, обязана перечислять плату за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников.
Определения понятий стационарных и передвижных источников загрязнения содержатся в приказе Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204«Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» . Стационарный объект - это источник (совокупность источников), прочно связанный с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Например, котельная - источник негативного воздействия, цех завода (со всеми трубами) - совокупность источников. Местом нахождения стационарного источника считается муниципальное образование, на территории которого он фактически расположен.
Как правило, загрязняют атмосферу организации, имеющие какие-либо производства (стационарные источники) - теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), металлургические, лакокрасочные, мебельные, пищевые, а также мелкие котельные.
К передвижным источникам загрязнения относятся транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе. Местом их регистрации признается место или порт приписки либо место государственной регистрации передвижного объекта. Место регистрации незарегистрированного передвижного объекта определяется по месту регистрации на территории России его владельца. Вносить плату за загрязнение атмосферы передвижными источниками должны организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности либо получившие в аренду или лизинг любые транспортные средства. Вид осуществляемой деятельности не важен.
Предположим, загрязняющий объект простаивает, законсервирован либо деятельность организации приостановлена. Если негативное воздействие прекращено, экологические платежи не уплачиваются, если оно (негативное воздействие), продолжается — платежи перечисляются (письмо Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167).
При загрязнении воды плательщиками выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие сброс загрязняющих веществ в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади. В основном это водоканалы, производственные и добывающие предприятия, а также организации, имеющие или арендующие котельные.
В пунктах 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации перечислены налоги, от уплаты которых освобождаются организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). В этих же пунктах сказано, что иные налоги и сборы уплачиваются данной категорией налогоплательщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плата за негативное воздействие на окружающую среду не относится к налоговым платежам, а является сбором. Поэтому от ее уплаты «упрощенцы» не освобождены.
Аналогичная ситуация с организациями и индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД). В пункте 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень налогов, платить которые такие налогоплательщики не должны. Иные налоги и сборы, не поименованные в данном пункте, исчисляются и уплачиваются в общем порядке.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН или уплачивающие ЕНВД, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в общеустановленном порядке. Подобные разъяснения, касающиеся плательщиков ЕНВД, содержатся в письме Минфина России от 11.07.2007 № 03-11-04/3/262.
Как определить плательщика при размещении отходов производства и потребления? Согласно Федеральному закону № 89-ФЗ, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Размещением отходов является их хранение и захоронение. Хранением отходов признается их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Объектом размещения отходов считается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. Это полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др. Требования к размещению, устройству и содержанию объектов установлены в главе 4 СанПиН 2.1.7.1322-03"Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденные постановлением Минздрава России от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.1.7.1322-03)», действующие с 15 июня 2003 года. Захоронение - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Итак, платить нужно именно за размещение отходов. Базой для расчета платы служит количество размещенных отходов. Вносить плату должны организации и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых возникают отходы. Значит, практически любая фирма, даже аудиторская или консалтинговая, может быть признана плательщиком. Ведь так называемый офисный мусор - бумага, упаковка, пищевые отходы, использованные канцтовары, лампы, расходные материалы для оргтехники - образуется не только у промышленных предприятий, но и у каждой организации.
Обычно юридические лица и индивидуальные предприниматели заключают со специализированными организациями, непосредственно занимающимися сбором, утилизацией и захоронением отходов, договоры на вывоз мусора. Многие ошибочно полагают, что наличие подобного договора само по себе означает, что специализированная организация должна сама внести плату за вывезенные отходы. Фактически существование такого договора не освобождает от обязанности перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду. В данной ситуации важно правильно определить, кто из сторон договора должен это сделать — передающая мусор организация или компания, занимающаяся его вывозом. Для этого следует изучить условия заключенного договора и понять, кто - заказчик или исполнитель - размещает отходы. По общему правилу размещающим отходы лицом признается либо их собственник, либо посредник, который размещает их от своего имени, но по поручению владельца.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов и иных продуктов, в результате использования которых эти отходы образовались. Право может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов, установленных статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Если в договоре на вывоз мусора предусмотрена передача права собственности на отходы к вывозящей их стороне, обязанность размещать отходы и вносить плату за их размещение переходит к новому собственнику. Договор может не содержать условие об изменении собственника отходов. Тогда плательщиком экологических платежей будет организация-заказчик. Аналогичные разъяснения приведены в письме Ростехнадзора от 25.07.2007 № 04-09/1001. Таким образом, передачу отходов с переходом права собственности на них к специализированной организации необходимо отличать от простой услуги по вывозу мусора.
Если собственник отходов передал право собственности на них сторонней организации, все последующие обязательства по размещению отходов и внесению платы возникают у нового собственника.
Специализированная организация (посредник) имеет право размещать отходы от своего имени, но по поручению их собственника. В этом случае посредник приобретает права и становится обязанным, а значит, именно он должен перечислить плату, согласно письма Ростехнадзора от 23.12.2005 № СС-47/145. Отметим, что опасные отходы можно передать только организациям, имеющим лицензию на ведение деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ, опасными считаются отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней. К ним также относятся отходы, представляющие непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В особом порядке определяется плательщик «мусорных» платежей при аренде помещений. Прежде всего, нужно учитывать, что отходы образуются в процессе хозяйственной деятельности арендатора, а не в результате сдачи в аренду офисных помещений арендодателем. Изначально собственником отходов является именно арендатор. Он и обязан уплачивать экологические платежи. В договоре аренды стороны могут предусмотреть переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю. Тогда вносить плату за размещение отходов будет арендодатель.
Отсутствие условия о передаче отходов собственнику помещения в арендном договоре не означает, что плательщиком автоматически признается арендатор. Рассмотрим возможные ситуации.
- арендатор заключает договор со специализированной организацией на вывоз мусора без перехода права собственности на отходы к вывозящей стороне. В договоре отсутствуют условия, характерные для посреднических договоров. В этом случае плату вносит арендатор.
- арендатор заключает договор на вывоз мусора, согласно которому специализированная организация, выступая посредником, размещает отходы от своего имени, но по поручению их собственника. Платить экологические платежи должен посредник.
- арендатор заключает договор со специализированной организацией на вывоз мусора с условием перехода права собственности на отходы к вывозящей стороне. Плату вносит исполнитель договора.
- арендатор передает право собственности на отходы сторонней организации. К ней же переходит обязанность уплачивать экологические платежи.
- арендатор оставляет отходы в контейнере арендодателя, но в договоре аренды об этом не говорится. В подобной ситуации нужно руководствоваться пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Отходы, брошенные владельцем или иным образом, оставленные с целью отказаться от права собственности на них, могут стать собственностью лица, в собственности, во владении или в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект с брошенными отходами. Для этого новый владелец должен приступить к их использованию. То есть отходы, оставленные арендатором в контейнере для сбора отходов арендодателя, могут стать собственностью последнего. Чтобы избежать разногласий, в договорах аренды целесообразно четко фиксировать, кто собственник отходов и кто вносит плату за их размещение. Данные рекомендации дает Ростехнадзор в письме от 02.08.2007 № 04-18/1038.
Система взимания экологических платежей построена по декларационному принципу. То есть организация, осуществляющая негативное воздействие на окружающую среду, должна самостоятельно рассчитывать и вовремя вносить экологические платежи.
При сдаче отчетности автоматически ставится отметка о ее приеме, никаких дополнительных согласований не требуется. Если указанные мероприятия проведены, к организации не может быть применена административная ответственность, в том числе за сокрытие экологической информации.
Алгоритм действий добросовестного плательщика экологических сборов состоит из четырех этапов:
Этап первый. Постановка на учет в качестве плательщика. Учет плательщиков территориальные органы Росприроднадзора осуществляют самостоятельно. Однако, плательщик вправе обратиться в свое территориальное управление Росприроднадзора, чтобы его поставили на учет. Бланк свидетельства, выдаваемого плательщикам при постановке на учет, пока не утвержден;
Этап второй. Получение в территориальном управлении Росприроднадзора соответствующих разрешений и лимитов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов (в зависимости от вида осуществляемого негативного воздействия). В этих разрешениях устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов производства и потребления. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух транспортными средствами не требуется;
Этап третий. Исчисление экологических платежей и сдача отчетности. По окончании отчетного периода заполняется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержденной формы и представляется в территориальное управление Росприроднадзора. Как указано в приказе Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 , отчетным периодом признается календарный квартал. Поэтому платежи рассчитываются и отчетность сдается ежеквартально. Величина платы исчисляется на основании нормативов и лимитов, установленных в соответствующих разрешениях, выдаваемых территориальными органами Ростехнадзора, либо с помощью расчетных методик. Последние носят рекомендательный характер и используются при отсутствии разрешений Ростехнадзора, например, для определения норматива образования отходов по организациям различных видов деятельности. В частности, рассчитать нормы накопления твердых бытовых отходов по организациям и предприятиям Москвы можно с помощью распоряжения Правительства города Москвы от 03.11.98 № 1219-РП. Плательщик также вправе обратиться в специализированные организации, оказывающие услуги по расчету экологических платежей.
Отчитываться нужно по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204. Она применяется, начиная с отчетности за III квартал 2007 года. В этом же приказе установлены сроки, в которые представляется отчетность: не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Заполненный расчет платы представляется в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и месту госрегистрации передвижного загрязняющего объекта. По каждому субъекту Российской Федерации сдается отдельный расчет. Если на территории одного субъекта Российской Федерации эксплуатируется несколько вредных объектов, плата по ним отражается в одном расчете. Допустим, производственные площади предприятия расположены в Иркутской области, а несколько автомобилей зарегистрированы в Москве. Предприятие должно подать два расчета платы: один - в территориальное управление Росприроднадзора по Иркутской области, другой - в управление по городу Москва.
Передавать расчет на проверку в ФГУ ЦЛАТИ «Центр лабораторного анализа и технических измерений» или предварительно согласовывать его с сотрудниками территориальных управлений Росприроднадзора не требуется. Расчет представляется в одном экземпляре и направляется по почте или сдается лично. Плательщик может оформить расчет в двух экземплярах и оставить у себя один из них с отметкой о приеме отчетности. Отказ в принятии расчета платы недопустим. Такие разъяснения приведены в письме Ростехнадзора от 04.09.2007 № 04-09/1242. Одновременно с расчетом на бумажном носителе территориальные органы требуют представить его и в электронном виде. Формат электронной отчетности надо уточнять в местном управлении Росприроднадзора;
Этап четвертый. Перечисление платежей. Сроки внесения платы установлены в приказе Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557. Они совпадают со сроками отчетности. Платеж перечисляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
БЛОК-СХЕМА УСТАНОВЛЕНИЕ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
┌──────────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────┐
│ Природопользователи │ │ Обязанность - внесение в │
│(предприятия, учреждения, организации,│ │ установленные сроки платы за │
│ иностранные юридические и физические ├─>│ негативное воздействие на │
│ лица, осуществляющие любые виды │ │ окружающую среду (ст. 16 │
│ деятельности на территории РФ, │ │ ФЗ N 7-ФЗ "Об охране │
│ связанные с природопользованием) │ │ окружающей среды") │
└──────────────────────────────────────┘ └───────────────┬───────────────┘
┌──────────────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────┐
│ Определение платы - согласно Порядку │ │ Плата взымается за │
│ определения платы и ее предельных │ │- выброс в атмосферу │
│ размеров за загрязнение окружающей │ │загрязняющих веществ от │
│ природной среды, размещению отходов, │<─┤стационарных и передвижных │
│ другие виды вредного воздействия │ │источников; │
│ (утв. Постановлением Правительства │ │- сброс загрязняющих веществ в │
│ РФ от 28.08.1992 N 632) │ │поверхностные и подземные │
└──────────────────┬───────────────────┘ │водные объекты; │
│ │- размещение отходов; │
│ │- другие виды вредного │
│ │ воздействия │
│
│Базовые нормативы платы: │ │ Для отдельных регионов и │
│- в пределах допустимых нормативов │ │ бассейнов рек устанавливаются │
│- в пределах установленных лимитов │ │ коэффициенты к базовым │
│(временно согласованные нормативы) │ │ нормативам платы, учитывающие │
└──────────────────┬───────────────────┘ │ экологические факторы - │
│ │ природно-климатические │
│ │ особенности территорий, │
│ │ значимость природных и │
│ │ социально-культурных объектов │
│ │ (прил. N 2 к постановлению │
│ │ Правительства Российской │
│ │Федерации от 12.06.2003 N 344) │
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Базовые нормативы платы - устанавливаются по каждому ингредиенту │
│загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом │
│степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения │
│(утв. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах │
│платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными │
│и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и│
│подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" │
│ Конкретизация применения базовых нормативов платы за выбросы, сбросы │
│загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, │
│коэффициентов, учитывающих экологические факторы (природно-климатические │
│особенности территорий, значимость природных и социально-культурных │
│объектов), и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня │
│цен указана в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за │
│загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны│
│окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.02.1993 │
│(зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.1993 N 190) │
│ Перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду │
│осуществляется природопользователями согласно Приказу Федеральной службы │
│ по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 │
│ N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на │
│ окружающую среду" (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.06.2006 N 8077) │
│ по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за │
│ отчетным периодом
┌───────────────────────────────────────┐
│ Отчетный период - календарный квартал │
└───────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся │
│ плательщиком, самостоятельно │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Обязанность по уплате платы не снимается в случае простоя, консервации и │
│ иного приостановления хозяйственной деятельности, в случае дальнейшего │
│ оказания негативного воздействия на окружающую среду (письмо │
│ Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167)
Дата: 2018-11-18, просмотров: 407.