№5
Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н. Демуровой.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте следующие слова:
♦ существительное, обозначающее действие;
♦ прилагательное со значением ‘склонный, способный к такому действию’;
♦ существительное – название лица по его действию.
№6
♦Решите уравнения. Какой пример не имеет решения ?
♦ Выделите суффиксы во всех производных словах.
печка → печник = бочка → ?
песок → песочный = известь→ ?
холодный → холодноватый = железный → ?
вязать → вязальный = гладить → ?
баян → баянист = балалайка → ?
№7
Ответьте на вопросы. Аргументируйте свои ответы.
♦ Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он?
♦ Пшено и пшеница – однокоренные слова ?
♦ Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово?
№8
♦Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина?
♦ Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.
Одиночила в комнате девушка.
Взволновали ее звуки флейты…
Художники! Бойтесь «мещанок»:
Оним обездарят ваш дар…
Я еду в серебряноспицной коляске..
Все звезды мира и все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты…
№9
Двумя способами опишите образование каждого слова:
Игольчатый, недолговременно, наколенник.
№10
Сделайте словообразовательный разбор слов:
безделье, веселье, богомолье.
№11
Постройте словообразовательные цепочки, оканчивающиеся следующимм словами:
1) выигрышно; 2) облицовщик; 3) несмышленыш.
№12
Выделите морфемы в словах встать, отворить, смоленский (!Аппликация (наложение) морфем).
№13
Определите слова по характеристике морфем.
I 1. Приставка указывает на превышение в чем-нибудь нормы, предела.
2. Корень обозначает то, что мы слышим, улавливаем органами слуха.
3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему-либо, имеющий к чему-либо отношение’.
4. Окончание имен прилагательных именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
II 1. Приставка указывает на близость к предмету, на связь с ним.
2. Корень обозначает придаток на заднем конце тела животного.
3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц мужского пола по их действиям (с отрицательной характеристикой).
4. Окончание имен существительных 2 склонения (нулевое) именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
III 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.
4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.
5. Суффикс (окончание) инфинитива.
№14
Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.
№15
♦ Сделайте морфемный и словообразовательный разбор глагольных форм.
А) Деревенеть нежничать
Оживляю бодрствовать
Крикнет горевать
Вдумайся ожесточить
Раскачиваться колосится
Б) Переглядываться гордиться
Облагородил крепнет
Загляделся толпиться
Оправдается угнетал
Ослабевать исповедовал
В) Одолеваете распродавал
Заболевать затмеваем
Обыгрывай переиздавайте
Дозревать запевай
Врачевал танцевали
Г) Продлеваю оцени
Испытываем высмеивать
Застревал забей
Заспанный одетый
Сожжённый вытекший
Д) Спёртый распрямившись
Сбережённый промокнув
Пристреленный отрубленный
Подозревающий испытываемый
Строясь выдавливая
Е) Влюблённый затопленный
Выпрямляя прославленный
Отравленный продвинутый
Убавляю продашься
Отъелся выдавливая
ТЕМА 3
ЧАСТИ РЕЧИ
самостоятельные (знаменательные) служебные междометия и
звукоподражательные слова
1. Имя существительное 1. Предлог
2. Имя прилагательное 2. Союз
3. Имя числительное 3. Частица
4. Местоимение
5. Глагол
Причастие (особая форма глагола)
Деепричастие (особая форма глагола)
6. Наречие
7. Категория состояния
▼ ▼ ▼
▼ ▼ ▼
♦ Называют предметы, качества, свойства, Не называют ничего, Выражают чувства и
количества, действия, состояния или выполняют служебные побуждения говорящего,
указывают на них. функции. но не называют их.
♦ Имеют самостоятельное лексическое и Не бывают членами
грамматическое значение. предложения.
♦ В предложении являются главными и
второстепенными членами.
Модальные слова – лексико-грамматический разряд, в который включаются неизменяемые слова, выражающие отношение говорящего к содержанию своего высказывания: насколько реально то, о чём идёт речь (это желательно, или это возможно, или это должно быть). В предложении модальные слова являются вводными (не члены предложения!) или словами-предложениями. |
Знаменатель-ные части речи | Начальная форма |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 391.