ЗАВОД и ЗОВЁТ,
РЕЗКИЙ и ВЪЕЗД,
СЧЁТЧИК и ХВОЩ,
ВЬЁТСЯ и ВСКОЛЬЗЬ,
ДЕРЗКИЙ и УКРАДКОЙ
№2
Сколько русских слов можно составить из звуков [у], [т ʼ], [а], [п], [с ʼ] (звук в слове может быть использован один раз; частеречная принадлежность слов – любая).
№3
Найдите четвёртое лишнее слово (основания – все возможные):
зодчий, редька, след, усадьба.
№4
Догадайтесь, какие слова в транскрипции выглядят следующим образом:
э э э
[фтʌлкуjьм], [пътʼтʼи нуцца], [ʌдʼдʼимъчкʼи], [нʼьъбʼиссутʼтʼи ].
№5
Какие звуки обозначает буква Г в словах:
газета, сегодня, лёгкий, герой, друг?
№6
Затранскрибируйте следующие слова:
Проживавшие, сберегите, молодцевато, сдавшимся, повседневные, тридцатка, островки, женившись, прошептав, нашивка, несбывшемуся, кошелёк, съёжившись, овсяная, завсегдатай, отобьётесь, встряхнув, сбережения, шерстяной, жеребёнок, девчата, рыжеватое, можжевельник, жеманиться.
№7
В слове ночь гласный О – исконный (в древнерусском языке - ночь), а в слове рожь на месте гласного О был раньше другой звук, более краткий в произношении - Ъ (в древнерусском языке - ръжь).
Разделите данные ниже слова на две группы:
♦ c исконным русским О;
♦ с гласным О, возникшим из древнего сверхкраткого Ъ. Свой ответ объясните.
Сон, сок, вол, мох, рот, кость, ложь, лоб, конь, дочь
ТЕМА 2. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Морфемы. Чередование
▲ Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
▲ Чередования
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных — они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена.
В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:
Чередования гласных:
о / # (ноль звука, беглый гласный): сон — сна,
е / #: день — дня,
е / о: бреду — бродить,
о / а: смотреть — посматривать,
е / о / # / и: соберу — сбор — собрать — собирать,
о / у / ы: сох — сухой — высыхать.
Чередования согласных:
парный твердый / парный мягкий: ру[к]а — ру[к']е,
г / ж: нога — ножка,
к / ч: рука — ручка,
х / ш: муха — мушка,
д / ж: водить — вожу,
т / ч: крутить — кручу,
з / ж: возить — вожу,
с / ш: носить — ношу,
Б / бл: любить — люблю,
П / пл: купить — куплю,
В / вл: ловить — ловлю,
Ф / фл: графить — графлю,
м / мл: кормить — кормлю.
Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:
а(я) / им: снять — снимать,
а(я) / ин: жать — пожинать,
и / ой: бить — бой,
е / ой: петь — пой
§ 5. Корень
Корень – это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Свободные корни — могут употребляться в слове самостоятельно (в сочетании с флексиями): лес, поле.
Связанные корни — могут употребляться только в сочетании с аффиксами:
об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.
Некорневые морфемы
Некорневые морфемы делятся на
словообразующие (словообразовательные) - служат для образования новых слов и
формообразующие (формообразовательные) - служат для образования форм слова.
► Словообразующие морфемы: приставка, суффикс
♦ Приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: у́льтрафиоле́товый.
♦ Приставки не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а — руч-к-а.
♦ Присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом — дом-ик), так и образовать слово другой части речи (белый — бел-е-ть, бел-изн-а.
♦ Приставки часто не связаны с определенной частью речи (недо-работка, недо-спать), тогда как суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи: -ник- служит для образования существительных, -лив- — прилагательных, -ива- — глаголов).
♦ Значение приставки обычно достаточно конкретно, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок- обозначает детеныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н- обозначает признак предмета).
► Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс
Формообразующие морфемы служат для образования форм слова.
Они выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).
Формообразующие морфемы (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова. Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова. |
▲ Окончание
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования
(нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).
♦ Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, у инфинитива и деепричастия.
♦ У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-, диван-кровать-, диван-а-кроват-и.
♦ Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.
Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.
▲ Формообразующий суффикс
Формообразующие суффиксы — суффиксы, служащие для образования форм слова:
- суффиксы инфинитива (-ТЬ, -ТИ)
- суффикс прошедшего времени (-Л)
- суффикс повелительного наклонения (-И)
- суффиксы причастий: -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-,-ом- /-ем-, -нн-, -енн-, -т-
- суффиксы деепричастий: -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи) (делаj-я, буд-учи).
-суффиксы степеней сравнения прилагательного и наречия:
-е (выш-е), -ее /-ей (быстр-ее), -ше (рань-ше), -же (глуб-же);
-ейш- / -айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).
Нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс:
►суффикс, образующий форму прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа (нёс^).
В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс -л- (нес-л-а);
►суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов (делай-^ , вынь-^ ).
Кстати:
Разные глагольные формы образуются от разных основ.
Модификации глагольной основы Исторически сложилось, что у большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего (простого будущего), и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj- и чита-, рисуj- и рисова-, бег- и бежа-, говор- и говори-. Можно говорить иногда и об основе прошедшего времени (ид-ти, ид-ут, ш-л-а). → Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти. → Чтобы выделить основу настоящего (простого будущего времени), нужно отделить от формы настоящего (простого будущего времени) личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа: пиш-ут, работаj-ут, леч-ат. → Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразовательный суффикс прошедшего времени -л- и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а. |
От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, формы условного наклонения и причастия прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени): писа-ть – писа-л- (бы) – писа-вш-ий От основы настоящего (простого будущего времени) образуются причастия настоящего времени,формы повелительного наклонения: пиш-у — пиш-ущ-ий — пиш-и |
Морфемный анализ слова
► Морфемный разбор слова (разбор слова по составу) начинается с выделения основы и формообразующих морфем — окончания и/или формообразующего суффикса (если они есть).
При этом необходимо помнить о j, который может быть «спрятан» в йотированной гласной букве после гласной или разделительного знака. Если он закрывает основу слова, его необходимо вписать (впечатлениj-е). Если этого не сделать, можно ошибиться в составе суффикса или вовсе не заметить суффикса в слове. Так, например, в русском языке нет суффикса -*ни-, а есть суффикс -ниj-: петь → пе-ниj-е. Слово же поднебесье содержит в своем составе суффикс -j-, который на буквенном уровне никак не выражен: под-неб-есь-j-е.
► После этого основу слова необходимо разделить на корень (корни) и словообразующие морфемы, если они есть в слове.
Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором словообразовательным!
А выстроить словообразовательную цепочку будет легко, если вы разберётесь с этим:
Что такое производность основы? Под производностью понимают образованность данной основы от другой основы на синхронном уровне, в современном языке. Как мы узнаем, что одна основа образована, то есть производна от другой? Значение производной основы всегда можно (и до́лжно) объяснить через значение основы, являющейся для нее производящей. Например: столик ←стол. Мотивация: столик — это ‘маленький стол’. В толкование производного слова обязательно входит производящее слово. Смысловая связь производного и производящего слов должна чувствоваться в современном языке (на синхронном уровне). Исторически одно слово может быть образовано от другого. Так, например, слово забыть исторически образовано от слова быть, слово столица — от слова стол. Но для современного носителя языка смысловые связи между ними являются разрушенными. Значение слова столица не может быть объяснено через значение слова стол, следовательно, они не связаны отношениями производности. Слово столица (аналогично забыть) непроизводно, значит, его основа нечленима на синхронном уровне, корень этого слова — столиц. Смешение синхронного морфемного и этимологического анализа слов при изучении современного русского языка недопустимо. |
Алгоритм морфемного членения основы
При словообразовании иногда приставка и суффикс присоединяются к производящей основе одновременно:
под-окон-ник ←окно (в русском языке нет слов *подокно и *оконник).
Но часто словообразующие морфемы присоединяются последовательно:
бел-ый ← бел-е-ть← по-белеть.
Получается словообразовательная цепочка, в каждом звене которой на исходную производящую основу «надевается» новая словообразующая морфема. Следовательно, чтобы не ошибиться в определении морфемной структуры слова, при его морфемном разборе надо восстановить эту словообразовательную цепочку и последовательно «снять» с исследуемой производной основы словообразующие морфемы:
1). К исследуемому слову подбирают его производящее — слово (основу), от которого оно образовано, ближайшее по форме и обязательно мотивирующее по значению данное для разбора слово. Затем сравнивают основу производящего слова и основу производного от него. Разница между ними и является тем суффиксом (приставкой), с помощью которого образовано исследуемое слово.
2). Далее к производящему, если оно не является непроизводным словом, необходимо подобрать его производящее. И так следует строить словообразовательную цепочку «наоборот» до тех пор, пока она не дойдет до непроизводного слова.
При построении каждого звена цепочки необходимо в доказательство правильности ее построения значение каждого производного объяснять через значение его производящего.
Например: выздоровл-ениj-е ←выздорове-ть ←здоров-ый
Мотивация: - выздоровление — то же, что выздороветь (результат) или выздоравливать (процесс), обозначает действие или его результат;
- выздороветь — стать здоровым.
Единственное исключение из этой закономерности — слова со связанными корнями. Связанным является корень, который не употребляется самостоятельно, а всегда встречается в соединении со словообразующими приставками и суффиксами.
Разбор таких слов осуществляется через построение морфемных квадратов, в которых данный корень должен быть употреблен с другим суффиксом (приставкой), а суффикс (приставка) — с другим корнем:
об-у-ть — раз-у-ть
о-де-ть — раз-де-ть
Соединительные элементы в слове (интерфиксы ) При соединении морфем в слове могут быть использованы незначимые соединительные элементы, называемые в лингвистике интерфиксами. Такие соединительные гласные на стыке корней не являются морфемами в общепринятом понимании. Основы слова соединительные элементы не прерывают. Интерфиксы в словообразовании: ►соединительные элементы, используемые при образовании сложных слов: -о- (сам-о-лет), -е- (пол-е-вод), -ух- (дв-ух-этажный), -ёх- (тр-ёх-этажный), -и- (пят-и-этажный) и другие. Соединительные гласные на стыке корней не присоединяются ни к одному, ни к другому корню и остаются между морфемами; при морфемном членении слова их можно выделять скобками, подчеркиванием или обведением соединительного элемента кружком: сам(о)лет ← сам + летать. ► согласные, вставляемые между корнем и суффиксом или между двумя суффиксами; -л- (жи-л-ец), -в- (пе-в-ец), -j- (кофе-й-ный), -ш- (кино-ш-ный). Согласно принятому нами алгоритму морфемного разбора (суффиксом является тот отрезок производной основы, который отличает её от основы производящей), будем присоединять их к суффиксам (например, пе-вец ← петь). Интерфиксы в формообразовании : -j- (листь-j-я), -ов- (сын-овь-я), -ер- (мат-ер-и), -ен- (плем-ен-а). Интерфиксы, используемые в словоизменении существительных, принято считать наращениями корня (мать — матер-и). |
Нулевой словообразующий суффикс Предположим, что необходимо определить морфемный состав слова бег. На первый взгляд, оно состоит из корня и нулевого окончания. Однако в этом случае слово бег, как и любое непроизводное слово, должно быть немотивированным. Но это не так. Любой носитель русского языка для объяснения того, что такое бег, использует следующее толкование: «Это когда бегут». И в самом деле, существительные с нехарактерным для них значением действия или признака являются в русском языке производными, они образованы от глаголов или от прилагательных: бега-ть →бег-отн-я, ходи-ть → хожд-ениj-е, син-ий → син-ев-а, строг-ий → строг-ость. Аналогично: бежа-ть → бег^, ходи-ть → ход^, син-ий → синь^, тих-ий →тишь^ . От глаголов и прилагательных были образованы существительные, что возможно только при присоединении суффиксов. Действительно, и в этих словах используется суффикс. Суффикс этот — нулевой. Для выделения нулевого словообразующего суффикса необходимы два условия: 1) слово должно быть производно, мотивировано другим словом языка (поэтому слово гам не имеет нулевого суффикса), 2) должно иметься словообразовательное значение, которое может выражаться ненулевым суффиксом, но в данном случае оно материально не выражено: бежать →бег^ бегать → бег-отн-я. Способ образования подобных слов называется бессуффиксным. С помощью нулевого словообразующего суффикса образуются слова разных частей речи: существительные 1) со значением абстрактного действия, образованные от глаголов: взрывать → взрыв^ , входить→ вход^. Альтернативные суффиксы: -ениj- (хожд-ениj-е), -отн- (бег-отн-я) и другие; 2) со значением абстрактного признака, образованные от прилагательных: синий→ синь^, глухой → глушь^. Альтернативные суффиксы: -ев- (син-ев-а), -ин- (тиш-ин-а), -ость- (строг-ость); 3) со значением предмета или лица, имеющего отношение к действию (производящего его, являющегося его результатом и др.), образованные от глагола (накипь^ ← накипеть). Альтернативные суффиксы — -ник-, -ец- прилагательные: 1) от глаголов: вхож-^-ий ←входить. Альтернативный суффикс — -н-: рез-н-ой ← резать; 2) от существительных: будн-^-ий ← будни. Альтернативный суффикс — -н-: лес-н-ой ←лес. |
§ 8. Морфемный разбор (разбор слова по составу)
1). Выделить окончание, формообразующий суффикс (если они есть в слове).
2). Выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов.
3). Выделить в основе слова приставку и / или суффикс через построение словообразовательной цепочки.
4). Выделить в слове корень.
Примеры :
1) плотничал
Образец рассуждения:
плотничал — форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым окончанием (сравним:плотничал-и).
Основа — плотнича-.
Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать — ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник — суффикс -а, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич — корень.
Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.
2) одевание
Образец рассуждения:
Одевание — существительное, окончание -е (именно этот сегмент слова изменяется при его склонении: одевани-е, одевани-я, одевани-ю).
На стыке окончания и основы во всех формах произносится звук [й’], который «спрятан» в букве е, стоящей после гласной. Следовательно, этот звук принадлежит к основе, закрывает ее. Основа слова — одевани[й’].
Слово одевание производно от глагола одевать: одевание — ‘процесс, когда одевают, то же, что одевать’. Разница между основой одеваний и глагольной основой одева — сегмент -ни[й’]-, являющийся словообразующим суффиксом.
Глагол одевать производен от глагола одеть и имеет значение несовершенного вида. Средство словообразования — суффикс -ва-.
Глагол одеть непроизводен, но в языке есть глаголы раз-деть, пере-одеть с тем же корнем, но другими приставками, следовательно, мы имеем дело со связанным корнем -де- и приставкой о-.
Таким образом, словоформа одевание имеет окончание -е со значением именительного или винительного падежа единственного числа, словообразующие морфемы: суффикс -ни[й’]- со значением абстрактного действия, суффикс -ва- со значением несовершенного вида, приставку о- и связанный корень -де-. Основа слова – одеваний-.
§ 9. Средства и способы словообразования
Средством образования нового слова может служить:
► словообразующая морфема (приставка или суффикс),
► их сочетание (одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса).
► некоторые операции с производящей основой (основами), словообразующие же морфемы при этом не используются:
1) сокращение производящей основы (в пределах одной и той же части речи): специалист→ спец;
2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении: универсальный магазин→универмаг;
► изменение частеречной принадлежности слова: (столовая комната →столовая).
► одновременное использование словообразующей морфемы и операционного средства:
земля + делать → земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).
Способы словообразования
1) приставочный: делать →пере-делать,
2) суффиксальный: синий → син-ев-а, мыть → мыть-ся, гордый → горд-и-ть-ся,
(2.1) бессуффиксный (с нулевым суффиксом): бежать→ бег,
3) приставочно-суффиксальный: стакан → под-стакан-ник, бежать → раз-бежать-ся, говорить → пере-говар-ива-ть-ся,
4) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация — переход прилагательного или причастия в существительное: столовая (прил.) → столовая (сущ.).
5) Способы, использующие операционные средства словообразования:
- сокращение: заместитель → зам,
- сложение: диван + кровать→ диван-кровать, лес + степь →лес(о)степь,
- сращение: с ума сшедший → сумасшедший. (В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший).
- сложение с сокращением (аббревиация): стенная газета → стенгазета, Министерство иностранных дел →МИД,
(При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз), букв (МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования → гороно), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и / или концом второго (торговое представительство → торгпредство).
6) Смешанные способы — способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования:
орден + носить →орден(о)нос-ец (сложение производящий основ + суффиксация).
Процессы, служащие для взаимоприспособления морфем в производном слове:
1) чередование гласных и согласных: кошка → кошеч-к-а (чередования к / ч, ноль звука / е), лев → льв-иц-а (чередования в / в’, е / #),
2) вставление незначимого соединительного элемента (интерфикса): пар + ходить → пар(о)ход,
3) усечение производящей основы (его нельзя путать с сокращением как способом словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово): реза-ть →рез-к-а,
§ 10. Словообразовательный разбор слова
► Поставить исследуемое слово в начальную форму
(для причастия и деепричастия — инфинитив).
► К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов);
выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.
► В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.
► Указать способ словообразования.
► Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:
— чередование гласных и согласных,
— усечение производящей основы,
— интерфиксация.
Примеры словообразовательного разбора :
1) излишество
излишество ← излишний (излишество — ‘что-то излишнее’);
излишество
способ словообразования — суффиксация,
процесс, сопровождающий словообразование, — усечение производящей основы (излишний)
2) заметались — форма глагола заметаться
заметаться ← метаться (заметаться — ‘начать метаться’),
заметаться
способ словообразования — приставочный.
3) ухода – форма существительного уход
уход ← уходить (уход — ‘когда уходят, то же, что уходить’),
уход^
способ словообразования — бессуффиксный (с нулевым суффиксом),
процессы, сопровождающие словообразование:
— усечение производящей основы (уходить),
— чередование д’/д.
4) снегокаты — форма существительного снегокат
снег(о)кат← снег + кататься (снегокат — ‘то, на чем катаются по снегу’),
снегокат
способ словообразования — сложение,
процессы, сопровождающие словообразование:
— интерфиксация (снегокат)
— усечение производящей основы глагола (кататься).
При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее: Во-первых, не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать глагол в прошедшем времени, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал, читающий, читая от читать). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму. Во-вторых, производящая основа также должна стоять в начальной форме (подоконник ←окно, а не *под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ←с ума сшедший) и субстантивации (учащийся (сущ). ←учащийся (прич.)). В-третьих, при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу — ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования слова пароходный — суффикс -н-, способ — суффиксация. В-четвёртых, не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвуют в словообразовании. |
И ещё:
Иногда исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело ←весело / невеселый. В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невеселый.
Раздел 2. Задания по морфемике и словообразованию
№1
♦ Разберите по составу слово заснул.
♦Укажите письменно значение морфем.
♦ Подберите однокоренные слова со всеми вариантами корня.
№2
Найдите лишнее слово в каждом ряду. Объясните ответ.
Булочка, козочка, вазочка.
Воротник, задачник, ночник.
Разомкнуть, разодеть, разобрать.
Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.
Попугайничать, скромничать, лентяйничать.
№3
С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:
1) законность, готовность;
2) центральный, вязальный;
3) столярничать, сотрудничать.
№4
Дата: 2018-11-18, просмотров: 282.