Уроки вежливости
Прямая цель: научиться конкретным формам общения (действиям и речевым штампам).
Косвенные цели:
- помощь социальному развитию ребенка;
- закладывается фундамент поведения в обществе;
- позитивное развитие в социуме, умение выстраивать
гармоничные отношения с людьми, адаптация;
- развитие самостоятельности, независимости и свободы;
- формирование адекватной самооценки, уверенности в себе;
- развитие чувства гармонии, справедливости, благодарности,
уважения к другим и к себе, милосердия и любви к ближним;
- развитие аккуратности, чистоплотности, чувства порядка.
Примечание: В период от 3 до 6 лет у ребёнка повышенный, активный интерес к тому, как взрослые общаются между собой. До этого он наблюдал неосознанно, впитывал и адсорбировал. Это является фундаментом для поведения ребёнка в дальнейшем. С трёх лет у ребёнка появляется осознанный интерес – он пытается повторить короткие фразы и действия, изучая, как делают взрослые в этом случае. Он впитывает тончайшие проявления поведения – манеры, тон голоса, наклон головы, мимику, короткие фразы, движения – и осознанно, специально их повторяет.
Важно в этот период – от трёх до шести – дать возможность ребёнку усвоить правила поведения: ему это нравится и он с радостью впитывает их.
Типичная ошибка взрослого – критиковать. «Ты чего не здороваешься?» - говорит мама и это критика. Ребёнок приобретает опыт неуверенности, негатив, ему неприятно, так как мама заставляет его здороваться, унижает его. Каждый поступает в соответствии с внутренним клише. Если ребенок поступил дурно, это проявление во вне его внутреннего образца поведения, носящего деструктивный характер. Если бы он мог, он поступил по-другому. Критика не меняет клише, а лишь отражается на эмоциональном плане ребенка в виде развития неуверенности и многого другого. Взрослые не дают опыт поведения. Надо не критиковать – надо показывать правила поведения.
Выучив все правила поведения, ребёнок быстро и тонко замечает ошибки взрослого и пытается взрослому указать на эти ошибки, точно так же, как взрослые порой пытаются указать на ошибки ребёнка. Важно адекватно реагировать на это и извиниться перед ребёнком, признать своё неправильное поведение и изменить его. Точно так же будут вести себя и дети.
Образец правил поведения даётся в монтессори-группе в виде уроков вежливости с особой методикой показа. Желательно проводить их в начале года, когда отношения детей надо упорядочить.
Общие правила:
☺ Показываем и обсуждаем только позитивные ситуации (нельзя показывать неправильные действия!!!).
☺ Закладываем узкие темы, особенно для 3-х летних детей.
☺ Учитель должен заложить конструкцию одной – двух, максимум трёх фраз, наиболее употребимых.
☺ Не исправляем детей, если не усвоили правило сразу.
☺ Во время занятий – атмосфера любви и доброжелательности.
Презентация: урок состоит из 5 частей:
1 часть – вводные слова учителя:
1) детей собирают в кружок на стульчиках или на ковре;
2) учитель рассказывает ситуацию из жизни (почему будем
делать, например: «К нам пришла новая девочка»);
3) говорит, что будем делать – ставит цель: «Я покажу, как люди
здороваются».
2 часть – показ презентации:
Учитель вместе с ассистентом (взрослым воспитателем, подготовленным ребёнком или с двумя по ситуации) показывает пример, как это делать, используя одну – две фразы, заранее продуманные и подготовленные – чётко, лаконично, доступно.
«Здравствуй, Валя»! - с улыбкой, глядя в глаза, с радостной интонацией, называя имя. «Здравствуйте, Елена Евгеньевна»!
3 часть – обращаем внимание ребёнка на особый интерес:
учитель приготавливает этот особый интерес – это может быть фраза, движение, интонация, чувство, эмоция – то, что мы хотим, что именно дети должны усвоить (учитель задаёт норму). «Вы заметили, как мы были рады встретить друг друга, как улыбались друг другу, как смотрели друг другу в глаза?» Несколько раз проигрывается этот же урок и каждый раз другой особый интерес.
4 часть – тренировка детей по желанию:
«Кто хочет поздороваться друг с другом?» - дети сами тренируются, испытывают ситуацию на себе, получают некий опыт, исполняя роль перед публикой пока желание не иссякнет. После проигрывания каждой пары, учитель напоминает об особом интересе: «Посмотрите, как они были радостны, когда здоровались».
5 часть – обсуждение с детьми:
Где ещё в жизни пригодятся эти навыки – где и с кем мы можем ещё здороваться? Подключаем детей к разговору, один говорит, другие слушают. (Со знакомыми на улице, с соседями, на даче). Закладывается развитие речи и творческое изложение мысли.
Особый интерес: проговариваем при презентации и всех упражнениях; эмоциональный контакт - глаза, улыбка.
Возраст: с 3 до 6 лет.
Словарный запас: название всех социальных действий, которые выполняют дети, и поведения во время упражнений (зависит от вида упражнений).
Контроль ошибок: отслеживается.
Темы уроков вежливости
☺ Как здороваться.
☺ Как здороваться, когда опоздал.
☺ Как извиниться при столкновении.
☺ Как извиниться при опоздании.
☺ Как обратиться, когда человек занят.
☺ Как прощаться.
☺ Как знакомиться.
☺ Как представиться.
☺ Как представить другого человека.
☺ Как просить что-то у другого человека.
☺ Как отказать.
☺ Как просить помощи.
☺ Как передать предмет.
☺ Как благодарить.
☺ Как дарить.
☺ Как поздравить с днём рождения.
☺ Как предложить место вошедшему.
☺ Как угощать.
☺ Как принимать угощение.
☺ Как пригласить на день рождения.
☺ Как чистить нос.
☺ Как кашлять.
☺ Как чихать.
☺ Как зевать.
☺ Как пользоваться зубочисткой.
☺ Как принимать гостя.
☺ Как помочь встать при падении.
☺ Как садиться.
☺ Как поступить, если у тебя взяли что-то без спроса.
☺ Как уступать.
☺ Как ответить на телефонный звонок.
☺ Как реагировать на справедливые замечания.
☺ Как делать комплимент.
☺ Как выразить своё недовольство.
☺ Как правильно есть (манеры еды).
☺ Как закрыть дверь.
☺ Как чистить нос.
Упражнения
Как здороваться, когда опоздал
«Иногда случается, что вы опоздали на занятие в группу. Сейчас мы покажем, как здороваться, когда опоздал. Я буду играть роль человека, который хочет поздороваться, а Марина будет помогать мне разыгрывать эту ситуацию».
«Ребята, вы заметили, как долго я ждала, пока Марина закончит работу, чтобы поздороваться с ней»? (тихо войти, не мешая работе других).
4. Проигрывание ситуации детьми:
«Кто хочет попробовать поздороваться друг с другом»? Учитель приглашает всех детей, кто хочет и обращает внимание на особый интерес
5.Обсуждение с детьми: «Ребята, а когда мы еще так здороваемся»?
- когда опоздал в группу на занятие;
- когда человек занят (говорит по телефону, работает или двое
взрослых разговаривают).
Как прощаться
1. Постановка цели:
«Ребята, мы вам покажем с Таней, как люди прощаются».
2. Показ презентации:
« До свидания, Елена Евгеньевна»! « До свидания, Таня, всего
хорошего»!
3. Особый интерес:
«Ребята, вы заметили, как мы смотрели друг другу в глаза,
улыбались, махали рукой» (вариант – жаль расставаться).
4. Дети проигрывают ситуацию.
5. Обсуждение с детьми: «Ребята, а когда мы прощаемся»?
- когда кто-то уходит, уезжает;
- когда заканчиваются занятия.
Как можно ещё прощаться? Какие ещё слова говорят? Что было нового в моём прощании?
Как знакомиться
1. «Ребята, сейчас мы вам покажем, как знакомятся люди».
2. Ключевые фразы: « Меня зовут Елена Евгеньевна. А как тебя зовут»? – «Меня зовут Маша». – «Очень приятно».
3. «Ребята, вы заметили, как мы смотрели друг другу в глаза,
улыбались. Как приятно мне было услышать имя девочки»
(варианты – как легко можно познакомиться с незнакомым человеком;
жест – брать за руку).
4. «Кто хочет попробовать познакомиться друг с другом»?
5. «Ребята, а когда приходиться в жизни знакомиться»?
- когда ты новенький для других;
- когда приходит в группу новый ребёнок;
- при встрече с незнакомыми людьми;
- когда надо заговорить с незнакомым человеком.
Как представиться
- когда надо сообщить своё имя;
- когда надо познакомиться.
Как отказать
1. «Ребята, иногда бывает такая ситуация – есть вещь у нас, которая нам нужна, а другой хочет её попросить. Сейчас мы вам покажем, как вежливо отказать. Я буду играть роль просящего человека, а Серёжа поможет мне разыгрывать эту ситуацию».
2. «Серёжа, дай мне, пожалуйста, твой коврик» - «Нет, Аня. Извини, пожалуйста, он мне нужен самому» - «Хорошо».
3. «Ребята, вы обратили внимание, как вежливо отказал Серёжа. Я не обиделась».
4. «Кто хочет проиграть эту ситуацию»?
5.«Ребята, а когда ещё можно отказать»? - когда нужен предмет
самому и не можем его дать. Ребёнок имеет право на владение
предметом.
Как просить помощи
1. «Ребята, мы вам покажем, как люди просят помощи».
2. Ключевая фраза: «Аня, помоги мне, пожалуйста, переставить этот стол» - «Конечно, Лида».
3. «Ребята, вы обратили внимание, как Аня с радостью помогла
Лиде переставить стол, после того, как Аня ее попросила –
помоги, пожалуйста».
4. «Кто хочет попробовать попросить помощи»? – дети проигрывают ситуацию.
5. «Ребята, а когда мы еще просим помощи»?
- когда человек не может что-то сделать сам один;
- когда человек упал;
- когда попал в беду.
Как передать предмет
1. «Я сегодня принесла вам что-то. Это цветы. Они чудесно пахнут.
Всем можно понюхать. Сейчас я покажу, как передать цветы».
2.«Рая, возьми, пожалуйста»! – «Спасибо»! – «Рая, передай,
пожалуйста, букет Люде»! – «Люда, возьми, пожалуйста»! –
«Спасибо»! – так далее повтор групповой.
3. Особый интерес: внимание, взаимопомощь, вежливость.
4. Дети проигрывают ситуацию.
5. Практическое применение: во время завтрака, обеда.
Как благодарить
1. «Ребята, мы вам покажем, как люди благодарят друг друга».
2. Оля дает Никите коробочку. Никита отвечает: «Спасибо, Оля»!
«Пожалуйста, Никита»! Ключевая фраза: «Спасибо».
3. «Ребята, вы обратили внимание, как мы смотрели друг другу в глаза, улыбались. Как было приятно благодарить за внимание». Особый интерес: выражение чувства благодарности; слово «благодарю», показ чувства благодарности интонацией, эмоцией.
4. «Кто хочет поблагодарить друг друга»? – дети проигрывают ситуацию.
5. «Ребята, а когда мы еще благодарим»?
- когда кто-нибудь помог нам;
- когда подарили подарок;
- когда сделали комплемент;
- когда угощают;
- когда человек выполнил вашу просьбу.
За что благодарим людей, что значит слово «благодарю»,
«спасибо», «благодарствую».
Как дарить подарок
1. «Сейчас я покажу вам, как дарить подарок».
2. Ключевые фразы: «Лена, я хочу подарить тебе эту игрушку» - «Спасибо. Мне очень приятно».
3. Особый интерес: улыбка, восторг сюрпризу; сделать приятное другому человеку.
4. Дети проигрывают ситуацию.
5. Практическое применение: - поздравление с днём рождения;
- поздравление с другим праздником.
Как принимать подарок
1.«Сейчас я покажу вам, как принимать подарок».
2. Ключевая фраза: «Спасибо, мне очень приятно».
3.Особый интерес: распаковать, когда принимаем.
4. Дети проигрывают ситуацию.
5. Практическое применение: когда нас поздравляют.
Как делать комплимент
1. «Ребята, мы вам покажем, как можно делать комплемент».
2. Ключевые фразы: «Света, ты сегодня очень хорошо
выглядишь»! – «Спасибо, Лена»!
3. Особый интерес: «Ребята, вы заметили, как мы смотрели
друг другу в глаза, улыбались. Свете было приятно услышать
добрые слова».
4. «Кто хочет попробовать сделать комплимент»?
5. «Ребята, а когда мы еще делаем комплемент»?
- когда хочешь сделать человеку приятное;
- когда нравится человек.
Как угощать
1. «Ребята, сегодня Валя принесла нам угощение – конфеты.
Сейчас я покажу вам, как угощать».
2. Ключевые фразы: «Угощайся, пожалуйста, Аня» - «Спасибо».
3. Особый интерес: фраза.
4. Дети проигрывают ситуацию.
5. Практическое применение:
- когда день рождения;
- когда праздник.
Как угощаться
1. Обсуждение ситуации.
2. Ключевые фразы: «Угощайся, пожалуйста, Миша»
«Спасибо».
3. Особый интерес: 1) заметить и выбрать ту конфету, которая
нравится; 2) вежливо отказаться; 3) как взять – выбрать глазами,
не перебирать руками, взять один раз.
4. Дети проигрывают ситуацию.
5. Практическое применение.
Как пригласить в гости
1. Обсуждение ситуации.
2. Ключевые фразы: «Света, приходи пожалуйста ко мне в
гости» - «Спасибо, Зина, приду».
3. Особый интерес: само приглашение, вежливость –
«пожалуйста», радость, что пригласили.
4. Дети проигрывают ситуацию.
5. Практическое применение.
Уроки вежливости
Прямая цель: научиться конкретным формам общения (действиям и речевым штампам).
Косвенные цели:
- помощь социальному развитию ребенка;
- закладывается фундамент поведения в обществе;
- позитивное развитие в социуме, умение выстраивать
гармоничные отношения с людьми, адаптация;
- развитие самостоятельности, независимости и свободы;
- формирование адекватной самооценки, уверенности в себе;
- развитие чувства гармонии, справедливости, благодарности,
уважения к другим и к себе, милосердия и любви к ближним;
- развитие аккуратности, чистоплотности, чувства порядка.
Примечание: В период от 3 до 6 лет у ребёнка повышенный, активный интерес к тому, как взрослые общаются между собой. До этого он наблюдал неосознанно, впитывал и адсорбировал. Это является фундаментом для поведения ребёнка в дальнейшем. С трёх лет у ребёнка появляется осознанный интерес – он пытается повторить короткие фразы и действия, изучая, как делают взрослые в этом случае. Он впитывает тончайшие проявления поведения – манеры, тон голоса, наклон головы, мимику, короткие фразы, движения – и осознанно, специально их повторяет.
Важно в этот период – от трёх до шести – дать возможность ребёнку усвоить правила поведения: ему это нравится и он с радостью впитывает их.
Типичная ошибка взрослого – критиковать. «Ты чего не здороваешься?» - говорит мама и это критика. Ребёнок приобретает опыт неуверенности, негатив, ему неприятно, так как мама заставляет его здороваться, унижает его. Каждый поступает в соответствии с внутренним клише. Если ребенок поступил дурно, это проявление во вне его внутреннего образца поведения, носящего деструктивный характер. Если бы он мог, он поступил по-другому. Критика не меняет клише, а лишь отражается на эмоциональном плане ребенка в виде развития неуверенности и многого другого. Взрослые не дают опыт поведения. Надо не критиковать – надо показывать правила поведения.
Выучив все правила поведения, ребёнок быстро и тонко замечает ошибки взрослого и пытается взрослому указать на эти ошибки, точно так же, как взрослые порой пытаются указать на ошибки ребёнка. Важно адекватно реагировать на это и извиниться перед ребёнком, признать своё неправильное поведение и изменить его. Точно так же будут вести себя и дети.
Образец правил поведения даётся в монтессори-группе в виде уроков вежливости с особой методикой показа. Желательно проводить их в начале года, когда отношения детей надо упорядочить.
Общие правила:
☺ Показываем и обсуждаем только позитивные ситуации (нельзя показывать неправильные действия!!!).
☺ Закладываем узкие темы, особенно для 3-х летних детей.
☺ Учитель должен заложить конструкцию одной – двух, максимум трёх фраз, наиболее употребимых.
☺ Не исправляем детей, если не усвоили правило сразу.
☺ Во время занятий – атмосфера любви и доброжелательности.
Презентация: урок состоит из 5 частей:
1 часть – вводные слова учителя:
1) детей собирают в кружок на стульчиках или на ковре;
2) учитель рассказывает ситуацию из жизни (почему будем
делать, например: «К нам пришла новая девочка»);
3) говорит, что будем делать – ставит цель: «Я покажу, как люди
здороваются».
2 часть – показ презентации:
Учитель вместе с ассистентом (взрослым воспитателем, подготовленным ребёнком или с двумя по ситуации) показывает пример, как это делать, используя одну – две фразы, заранее продуманные и подготовленные – чётко, лаконично, доступно.
«Здравствуй, Валя»! - с улыбкой, глядя в глаза, с радостной интонацией, называя имя. «Здравствуйте, Елена Евгеньевна»!
3 часть – обращаем внимание ребёнка на особый интерес:
учитель приготавливает этот особый интерес – это может быть фраза, движение, интонация, чувство, эмоция – то, что мы хотим, что именно дети должны усвоить (учитель задаёт норму). «Вы заметили, как мы были рады встретить друг друга, как улыбались друг другу, как смотрели друг другу в глаза?» Несколько раз проигрывается этот же урок и каждый раз другой особый интерес.
4 часть – тренировка детей по желанию:
«Кто хочет поздороваться друг с другом?» - дети сами тренируются, испытывают ситуацию на себе, получают некий опыт, исполняя роль перед публикой пока желание не иссякнет. После проигрывания каждой пары, учитель напоминает об особом интересе: «Посмотрите, как они были радостны, когда здоровались».
5 часть – обсуждение с детьми:
Где ещё в жизни пригодятся эти навыки – где и с кем мы можем ещё здороваться? Подключаем детей к разговору, один говорит, другие слушают. (Со знакомыми на улице, с соседями, на даче). Закладывается развитие речи и творческое изложение мысли.
Особый интерес: проговариваем при презентации и всех упражнениях; эмоциональный контакт - глаза, улыбка.
Возраст: с 3 до 6 лет.
Словарный запас: название всех социальных действий, которые выполняют дети, и поведения во время упражнений (зависит от вида упражнений).
Контроль ошибок: отслеживается.
Темы уроков вежливости
☺ Как здороваться.
☺ Как здороваться, когда опоздал.
☺ Как извиниться при столкновении.
☺ Как извиниться при опоздании.
☺ Как обратиться, когда человек занят.
☺ Как прощаться.
☺ Как знакомиться.
☺ Как представиться.
☺ Как представить другого человека.
☺ Как просить что-то у другого человека.
☺ Как отказать.
☺ Как просить помощи.
☺ Как передать предмет.
☺ Как благодарить.
☺ Как дарить.
☺ Как поздравить с днём рождения.
☺ Как предложить место вошедшему.
☺ Как угощать.
☺ Как принимать угощение.
☺ Как пригласить на день рождения.
☺ Как чистить нос.
☺ Как кашлять.
☺ Как чихать.
☺ Как зевать.
☺ Как пользоваться зубочисткой.
☺ Как принимать гостя.
☺ Как помочь встать при падении.
☺ Как садиться.
☺ Как поступить, если у тебя взяли что-то без спроса.
☺ Как уступать.
☺ Как ответить на телефонный звонок.
☺ Как реагировать на справедливые замечания.
☺ Как делать комплимент.
☺ Как выразить своё недовольство.
☺ Как правильно есть (манеры еды).
☺ Как закрыть дверь.
☺ Как чистить нос.
Упражнения
Как здороваться, когда опоздал
«Иногда случается, что вы опоздали на занятие в группу. Сейчас мы покажем, как здороваться, когда опоздал. Я буду играть роль человека, который хочет поздороваться, а Марина будет помогать мне разыгрывать эту ситуацию».
«Ребята, вы заметили, как долго я ждала, пока Марина закончит работу, чтобы поздороваться с ней»? (тихо войти, не мешая работе других).
4. Проигрывание ситуации детьми:
«Кто хочет попробовать поздороваться друг с другом»? Учитель приглашает всех детей, кто хочет и обращает внимание на особый интерес
5.Обсуждение с детьми: «Ребята, а когда мы еще так здороваемся»?
- когда опоздал в группу на занятие;
- когда человек занят (говорит по телефону, работает или двое
взрослых разговаривают).
Как извиниться при столкновении
«Часто случается, что вы нечаянно кого-то толкнули. Сейчас мы покажем, как извиняться при столкновении. Я буду играть роль человека, который должен извиниться, а Алеся будет помогать мне разыгрывать эту ситуацию».
Ключевые фразы: «Алеся, извини, пожалуйста, я нечаянно толкнула» -
«Ничего страшного».
«Ребята, вы заметили, как я сказала «извини, пожалуйста» и Алеся улыбнулась, простила тут - же и была рада, что перед ней извинились.
«Кто хочет обыграть эту ситуацию?» Учитель приглашает всех детей, кто хочет. Учитель руководит: «Кто из вас будет играть какую роль?», обращает внимание на особый интерес (и у них тоже это получилось).
- когда наступил кому-то на ногу;
- нечаянно задел кого-то;
- помешал работе;
- при опоздании;
- когда обидел кого-то.
Варианты: ключевые фразы – «Всё в порядке»; «Ничего страшного»; «Хорошо, я прощаю». Особый интерес – «Вы заметили, как искренне я просила прощение, смотрела в глаза Алесе и ей было приятно?»; «Вы заметили, что Алеся не обиделась, улыбнулась и простила меня»?
Дата: 2018-09-13, просмотров: 447.