Как извиниться при столкновении

Уроки вежливости

 

Прямая цель: научиться конкретным формам общения (действиям и речевым штампам).

Косвенные цели:

 - помощь социальному развитию ребенка;

  - закладывается фундамент поведения в обществе;

  - позитивное развитие в социуме, умение выстраивать

  гармоничные отношения с людьми, адаптация;

  - развитие самостоятельности, независимости и свободы;

  - формирование адекватной самооценки, уверенности в себе;

  - развитие чувства гармонии, справедливости, благодарности,

  уважения к другим и к себе, милосердия и любви к ближним; 

  - развитие аккуратности, чистоплотности, чувства порядка.

Примечание: В период от 3 до 6 лет у ребёнка повышенный, активный интерес к тому, как взрослые общаются между собой. До этого он наблюдал неосознанно, впитывал и адсорбировал. Это является фундаментом для поведения ребёнка в дальнейшем. С трёх лет у ребёнка появляется осознанный интерес – он пытается повторить короткие фразы и действия, изучая, как делают взрослые в этом случае. Он впитывает тончайшие проявления поведения – манеры, тон голоса, наклон головы, мимику, короткие фразы, движения – и осознанно, специально их повторяет.

           Важно в этот период – от трёх до шести – дать возможность ребёнку усвоить правила поведения: ему это нравится и он с радостью впитывает их.

Типичная ошибка взрослого – критиковать. «Ты чего не здороваешься?» - говорит мама и это критика. Ребёнок приобретает опыт неуверенности, негатив, ему неприятно, так как мама заставляет его здороваться, унижает его. Каждый поступает в соответствии с внутренним клише. Если ребенок поступил дурно, это проявление во вне его внутреннего образца поведения, носящего деструктивный характер. Если бы он мог, он поступил по-другому. Критика не меняет клише, а лишь отражается на эмоциональном плане ребенка в виде развития неуверенности и многого другого. Взрослые не дают опыт поведения. Надо не критиковать – надо показывать правила поведения.

           Выучив все правила поведения, ребёнок быстро и тонко замечает ошибки взрослого и пытается взрослому указать на эти ошибки, точно так же, как взрослые порой пытаются указать на ошибки ребёнка. Важно адекватно реагировать на это и извиниться перед ребёнком, признать своё неправильное поведение и изменить его. Точно так же будут вести себя и дети.

           Образец правил поведения даётся в монтессори-группе в виде уроков вежливости с особой методикой показа. Желательно проводить их в начале года, когда отношения детей надо упорядочить.

Общие правила:

☺ Показываем и обсуждаем только позитивные ситуации (нельзя показывать неправильные действия!!!).

☺ Закладываем узкие темы, особенно для 3-х летних детей.

☺ Учитель должен заложить конструкцию одной – двух, максимум трёх фраз, наиболее употребимых.

☺ Не исправляем детей, если не усвоили правило сразу.

☺ Во время занятий – атмосфера любви и доброжелательности.

 

Презентация: урок состоит из 5 частей:

1 часть – вводные слова учителя:

1) детей собирают в кружок на стульчиках или на ковре;

2) учитель рассказывает ситуацию из жизни (почему будем

делать, например: «К нам пришла новая девочка»);

3) говорит, что будем делать – ставит цель: «Я покажу, как люди

здороваются».

2 часть – показ презентации:

Учитель вместе с ассистентом (взрослым воспитателем, подготовленным ребёнком или с двумя по ситуации) показывает пример, как это делать, используя одну – две фразы, заранее продуманные и подготовленные – чётко, лаконично, доступно.

«Здравствуй, Валя»! - с улыбкой, глядя в глаза, с радостной интонацией, называя имя. «Здравствуйте, Елена Евгеньевна»!

3 часть – обращаем внимание ребёнка на особый интерес:

учитель приготавливает этот особый интерес – это может быть фраза, движение, интонация, чувство, эмоция – то, что мы хотим, что именно дети должны усвоить (учитель задаёт норму). «Вы заметили, как мы были рады встретить друг друга, как улыбались друг другу, как смотрели друг другу в глаза?» Несколько раз проигрывается этот же урок и каждый раз другой особый интерес.

4 часть – тренировка детей по желанию:

«Кто хочет поздороваться друг с другом?» - дети сами тренируются, испытывают ситуацию на себе, получают некий опыт, исполняя роль перед публикой пока желание не иссякнет. После проигрывания каждой пары, учитель напоминает об особом интересе: «Посмотрите, как они были радостны, когда здоровались».

5 часть – обсуждение с детьми:

 Где ещё в жизни пригодятся эти навыки – где и с кем мы можем ещё здороваться? Подключаем детей к разговору, один говорит, другие слушают. (Со знакомыми на улице, с соседями, на даче). Закладывается развитие речи и творческое изложение мысли.

Особый интерес: проговариваем при презентации и всех упражнениях; эмоциональный контакт - глаза, улыбка.

Возраст: с 3 до 6 лет.

Словарный запас: название всех социальных действий, которые выполняют дети, и поведения во время упражнений (зависит от вида упражнений).

Контроль ошибок: отслеживается.

Темы уроков вежливости

☺ Как здороваться.

☺ Как здороваться, когда опоздал.

☺ Как извиниться при столкновении.

☺ Как извиниться при опоздании.

☺ Как обратиться, когда человек занят.

☺ Как прощаться.

☺ Как знакомиться.

☺ Как представиться.

☺ Как представить другого человека.

☺ Как просить что-то у другого человека.

☺ Как отказать.

☺ Как просить помощи.

☺ Как передать предмет.

☺ Как благодарить.

☺ Как дарить.

☺ Как поздравить с днём рождения.

☺ Как предложить место вошедшему.

☺ Как угощать.

☺ Как принимать угощение.

☺ Как пригласить на день рождения.

☺ Как чистить нос.

☺ Как кашлять.

☺ Как чихать.

☺ Как зевать.

☺ Как пользоваться зубочисткой.

☺ Как принимать гостя.

☺ Как помочь встать при падении.

☺ Как садиться.

☺ Как поступить, если у тебя взяли что-то без спроса.

☺ Как уступать.

☺ Как ответить на телефонный звонок.

☺ Как реагировать на справедливые замечания.

☺  Как делать комплимент.

☺ Как выразить своё недовольство.

☺ Как правильно есть (манеры еды).

☺ Как закрыть дверь.

☺ Как чистить нос.



Упражнения

              Как здороваться, когда опоздал

  1. Постановка цели:

«Иногда случается, что вы опоздали на занятие в группу. Сейчас мы покажем, как здороваться, когда опоздал. Я буду играть роль человека, который хочет поздороваться, а Марина будет помогать мне разыгрывать эту ситуацию».

  1. Показ презентации: Марина пишет, подходит учитель. «Здравствуй, Марина»! «Здравствуйте, Елена Евгеньевна»!
  2. Особый интерес:

«Ребята, вы заметили, как долго я ждала, пока Марина закончит работу, чтобы поздороваться с ней»? (тихо войти, не мешая работе других).

4. Проигрывание ситуации детьми:

«Кто хочет попробовать поздороваться друг с другом»? Учитель приглашает всех детей, кто хочет и обращает внимание на особый интерес

5.Обсуждение с детьми: «Ребята, а когда мы еще так здороваемся»?

- когда опоздал в группу на занятие;

- когда человек занят (говорит по телефону, работает или двое

взрослых разговаривают).

Как прощаться

1. Постановка цели:

«Ребята, мы вам покажем с Таней, как люди прощаются».

2. Показ презентации:

 « До свидания, Елена Евгеньевна»! « До свидания, Таня, всего

хорошего»!

 3. Особый интерес:

«Ребята, вы заметили, как мы смотрели друг другу в глаза,

улыбались, махали рукой» (вариант – жаль расставаться).

4. Дети проигрывают ситуацию.

 5. Обсуждение с детьми:  «Ребята, а когда мы прощаемся»?

- когда кто-то уходит, уезжает;

- когда заканчиваются занятия.

Как можно ещё прощаться? Какие ещё слова говорят? Что было нового в моём прощании?

 

Как знакомиться

1. «Ребята, сейчас мы вам покажем, как знакомятся люди».

2. Ключевые фразы: « Меня зовут Елена Евгеньевна. А как тебя зовут»? – «Меня зовут Маша». – «Очень приятно».

3. «Ребята, вы заметили, как мы смотрели друг другу в глаза,

улыбались. Как приятно мне было услышать имя девочки»

(варианты – как легко можно познакомиться с незнакомым человеком;

жест – брать за руку).

4. «Кто хочет попробовать познакомиться друг с другом»?

5. «Ребята, а когда приходиться в жизни знакомиться»?

- когда ты новенький для других;

- когда приходит в группу новый ребёнок;

- при встрече с незнакомыми людьми;

- когда надо заговорить с незнакомым человеком.

 

 

Как представиться

  1. «Сейчас я вам покажу, как надо представляться».
  2. Ключевые фразы: «Здравствуйте! Меня зовут Елена Евгеньевна».
  3. Особый интерес: сообщение имени, как меня зовут.
  4. Дети проигрывают ситуацию.
  5. «Ребята, когда нужно ещё представляться»?

- когда надо сообщить своё имя;

- когда надо познакомиться.

 

 

Как отказать

1. «Ребята, иногда бывает такая ситуация – есть вещь у нас, которая нам нужна, а другой хочет её попросить. Сейчас мы вам покажем, как вежливо отказать. Я буду играть роль просящего человека, а Серёжа поможет мне разыгрывать эту ситуацию».

2. «Серёжа, дай мне, пожалуйста, твой коврик» - «Нет, Аня. Извини, пожалуйста, он мне нужен самому» - «Хорошо».

3. «Ребята, вы обратили внимание, как вежливо отказал Серёжа. Я не обиделась».

4. «Кто хочет проиграть эту ситуацию»?

5.«Ребята, а когда ещё можно отказать»? - когда нужен предмет

 самому и не можем его дать. Ребёнок имеет право на владение

 предметом.

 

Как просить помощи

1. «Ребята, мы вам покажем, как люди просят помощи».

2. Ключевая фраза: «Аня, помоги мне, пожалуйста, переставить этот стол» - «Конечно, Лида».

3. «Ребята, вы обратили внимание, как Аня с радостью помогла

Лиде переставить стол, после того, как Аня ее попросила –

помоги, пожалуйста».

 4. «Кто хочет попробовать попросить помощи»? – дети проигрывают ситуацию.

5. «Ребята, а когда мы еще просим помощи»?

- когда человек не может что-то сделать сам один;

- когда человек упал;

- когда попал в беду.

 

Как передать предмет

1. «Я сегодня принесла вам что-то. Это цветы. Они чудесно пахнут.

 Всем можно понюхать. Сейчас я покажу, как передать цветы».

2.«Рая, возьми, пожалуйста»! – «Спасибо»! – «Рая, передай,

пожалуйста, букет Люде»! – «Люда, возьми, пожалуйста»! –

«Спасибо»! – так далее повтор групповой.

3. Особый интерес: внимание, взаимопомощь, вежливость.

4. Дети проигрывают ситуацию.

5. Практическое применение: во время завтрака, обеда.

 

 

Как благодарить

1. «Ребята, мы вам покажем, как люди благодарят друг друга».

2. Оля дает Никите коробочку. Никита отвечает: «Спасибо, Оля»!

«Пожалуйста, Никита»! Ключевая фраза: «Спасибо».

3. «Ребята, вы обратили внимание, как мы смотрели друг другу в глаза, улыбались. Как было приятно благодарить за внимание». Особый интерес: выражение чувства благодарности; слово «благодарю», показ чувства благодарности интонацией, эмоцией.

4. «Кто хочет поблагодарить друг друга»? – дети проигрывают ситуацию.

5. «Ребята, а когда мы еще благодарим»?

- когда кто-нибудь помог нам;

- когда подарили подарок;

- когда сделали комплемент;

- когда угощают;

- когда человек выполнил вашу просьбу.

За что благодарим людей, что значит слово «благодарю»,

 «спасибо», «благодарствую».

 

Как дарить подарок

1. «Сейчас я покажу вам, как дарить подарок».

2. Ключевые фразы: «Лена, я хочу подарить тебе эту игрушку» - «Спасибо. Мне очень приятно».

3. Особый интерес: улыбка, восторг сюрпризу; сделать приятное другому человеку.

4.  Дети проигрывают ситуацию.

5. Практическое применение: - поздравление с днём рождения;

                                    - поздравление с другим праздником.

 

Как принимать подарок

  1.«Сейчас я покажу вам, как принимать подарок».

  2. Ключевая фраза: «Спасибо, мне очень приятно».

3.Особый интерес: распаковать, когда принимаем.

4. Дети проигрывают ситуацию.

5. Практическое применение: когда нас поздравляют.

 

Как делать комплимент

1. «Ребята, мы вам покажем, как можно делать комплемент».

2. Ключевые фразы: «Света, ты сегодня очень хорошо

выглядишь»! – «Спасибо, Лена»!

3. Особый интерес: «Ребята, вы заметили, как мы смотрели

друг другу в глаза, улыбались. Свете было приятно услышать

добрые слова».

 4. «Кто хочет попробовать сделать комплимент»?

5. «Ребята, а когда мы еще делаем комплемент»?

  - когда хочешь сделать человеку приятное;

  - когда нравится человек.

 

Как угощать

  1. «Ребята, сегодня Валя принесла нам угощение – конфеты.

   Сейчас я покажу вам, как угощать».

  2. Ключевые фразы: «Угощайся, пожалуйста, Аня» - «Спасибо».

  3. Особый интерес: фраза.

  4. Дети проигрывают ситуацию.

  5. Практическое применение:

      - когда день рождения;

      - когда праздник.

 

Как угощаться

1. Обсуждение ситуации.

  2. Ключевые фразы: «Угощайся, пожалуйста, Миша»

   «Спасибо».

3. Особый интерес: 1) заметить и выбрать ту конфету, которая

нравится; 2) вежливо отказаться; 3) как взять – выбрать глазами,

не перебирать руками, взять один раз.

4. Дети проигрывают ситуацию.

5. Практическое применение.

 

 

Как пригласить в гости

1. Обсуждение ситуации.

  2. Ключевые фразы: «Света, приходи пожалуйста ко мне в

  гости» - «Спасибо, Зина, приду».

3. Особый интерес: само приглашение, вежливость –

«пожалуйста», радость, что пригласили.

4. Дети проигрывают ситуацию.

5. Практическое применение.

 

 

Уроки вежливости

 

Прямая цель: научиться конкретным формам общения (действиям и речевым штампам).

Косвенные цели:

 - помощь социальному развитию ребенка;

  - закладывается фундамент поведения в обществе;

  - позитивное развитие в социуме, умение выстраивать

  гармоничные отношения с людьми, адаптация;

  - развитие самостоятельности, независимости и свободы;

  - формирование адекватной самооценки, уверенности в себе;

  - развитие чувства гармонии, справедливости, благодарности,

  уважения к другим и к себе, милосердия и любви к ближним; 

  - развитие аккуратности, чистоплотности, чувства порядка.

Примечание: В период от 3 до 6 лет у ребёнка повышенный, активный интерес к тому, как взрослые общаются между собой. До этого он наблюдал неосознанно, впитывал и адсорбировал. Это является фундаментом для поведения ребёнка в дальнейшем. С трёх лет у ребёнка появляется осознанный интерес – он пытается повторить короткие фразы и действия, изучая, как делают взрослые в этом случае. Он впитывает тончайшие проявления поведения – манеры, тон голоса, наклон головы, мимику, короткие фразы, движения – и осознанно, специально их повторяет.

           Важно в этот период – от трёх до шести – дать возможность ребёнку усвоить правила поведения: ему это нравится и он с радостью впитывает их.

Типичная ошибка взрослого – критиковать. «Ты чего не здороваешься?» - говорит мама и это критика. Ребёнок приобретает опыт неуверенности, негатив, ему неприятно, так как мама заставляет его здороваться, унижает его. Каждый поступает в соответствии с внутренним клише. Если ребенок поступил дурно, это проявление во вне его внутреннего образца поведения, носящего деструктивный характер. Если бы он мог, он поступил по-другому. Критика не меняет клише, а лишь отражается на эмоциональном плане ребенка в виде развития неуверенности и многого другого. Взрослые не дают опыт поведения. Надо не критиковать – надо показывать правила поведения.

           Выучив все правила поведения, ребёнок быстро и тонко замечает ошибки взрослого и пытается взрослому указать на эти ошибки, точно так же, как взрослые порой пытаются указать на ошибки ребёнка. Важно адекватно реагировать на это и извиниться перед ребёнком, признать своё неправильное поведение и изменить его. Точно так же будут вести себя и дети.

           Образец правил поведения даётся в монтессори-группе в виде уроков вежливости с особой методикой показа. Желательно проводить их в начале года, когда отношения детей надо упорядочить.

Общие правила:

☺ Показываем и обсуждаем только позитивные ситуации (нельзя показывать неправильные действия!!!).

☺ Закладываем узкие темы, особенно для 3-х летних детей.

☺ Учитель должен заложить конструкцию одной – двух, максимум трёх фраз, наиболее употребимых.

☺ Не исправляем детей, если не усвоили правило сразу.

☺ Во время занятий – атмосфера любви и доброжелательности.

 

Презентация: урок состоит из 5 частей:

1 часть – вводные слова учителя:

1) детей собирают в кружок на стульчиках или на ковре;

2) учитель рассказывает ситуацию из жизни (почему будем

делать, например: «К нам пришла новая девочка»);

3) говорит, что будем делать – ставит цель: «Я покажу, как люди

здороваются».

2 часть – показ презентации:

Учитель вместе с ассистентом (взрослым воспитателем, подготовленным ребёнком или с двумя по ситуации) показывает пример, как это делать, используя одну – две фразы, заранее продуманные и подготовленные – чётко, лаконично, доступно.

«Здравствуй, Валя»! - с улыбкой, глядя в глаза, с радостной интонацией, называя имя. «Здравствуйте, Елена Евгеньевна»!

3 часть – обращаем внимание ребёнка на особый интерес:

учитель приготавливает этот особый интерес – это может быть фраза, движение, интонация, чувство, эмоция – то, что мы хотим, что именно дети должны усвоить (учитель задаёт норму). «Вы заметили, как мы были рады встретить друг друга, как улыбались друг другу, как смотрели друг другу в глаза?» Несколько раз проигрывается этот же урок и каждый раз другой особый интерес.

4 часть – тренировка детей по желанию:

«Кто хочет поздороваться друг с другом?» - дети сами тренируются, испытывают ситуацию на себе, получают некий опыт, исполняя роль перед публикой пока желание не иссякнет. После проигрывания каждой пары, учитель напоминает об особом интересе: «Посмотрите, как они были радостны, когда здоровались».

5 часть – обсуждение с детьми:

 Где ещё в жизни пригодятся эти навыки – где и с кем мы можем ещё здороваться? Подключаем детей к разговору, один говорит, другие слушают. (Со знакомыми на улице, с соседями, на даче). Закладывается развитие речи и творческое изложение мысли.

Особый интерес: проговариваем при презентации и всех упражнениях; эмоциональный контакт - глаза, улыбка.

Возраст: с 3 до 6 лет.

Словарный запас: название всех социальных действий, которые выполняют дети, и поведения во время упражнений (зависит от вида упражнений).

Контроль ошибок: отслеживается.

Темы уроков вежливости

☺ Как здороваться.

☺ Как здороваться, когда опоздал.

☺ Как извиниться при столкновении.

☺ Как извиниться при опоздании.

☺ Как обратиться, когда человек занят.

☺ Как прощаться.

☺ Как знакомиться.

☺ Как представиться.

☺ Как представить другого человека.

☺ Как просить что-то у другого человека.

☺ Как отказать.

☺ Как просить помощи.

☺ Как передать предмет.

☺ Как благодарить.

☺ Как дарить.

☺ Как поздравить с днём рождения.

☺ Как предложить место вошедшему.

☺ Как угощать.

☺ Как принимать угощение.

☺ Как пригласить на день рождения.

☺ Как чистить нос.

☺ Как кашлять.

☺ Как чихать.

☺ Как зевать.

☺ Как пользоваться зубочисткой.

☺ Как принимать гостя.

☺ Как помочь встать при падении.

☺ Как садиться.

☺ Как поступить, если у тебя взяли что-то без спроса.

☺ Как уступать.

☺ Как ответить на телефонный звонок.

☺ Как реагировать на справедливые замечания.

☺  Как делать комплимент.

☺ Как выразить своё недовольство.

☺ Как правильно есть (манеры еды).

☺ Как закрыть дверь.

☺ Как чистить нос.



Упражнения

              Как здороваться, когда опоздал

  1. Постановка цели:

«Иногда случается, что вы опоздали на занятие в группу. Сейчас мы покажем, как здороваться, когда опоздал. Я буду играть роль человека, который хочет поздороваться, а Марина будет помогать мне разыгрывать эту ситуацию».

  1. Показ презентации: Марина пишет, подходит учитель. «Здравствуй, Марина»! «Здравствуйте, Елена Евгеньевна»!
  2. Особый интерес:

«Ребята, вы заметили, как долго я ждала, пока Марина закончит работу, чтобы поздороваться с ней»? (тихо войти, не мешая работе других).

4. Проигрывание ситуации детьми:

«Кто хочет попробовать поздороваться друг с другом»? Учитель приглашает всех детей, кто хочет и обращает внимание на особый интерес

5.Обсуждение с детьми: «Ребята, а когда мы еще так здороваемся»?

- когда опоздал в группу на занятие;

- когда человек занят (говорит по телефону, работает или двое

взрослых разговаривают).

Как извиниться при столкновении

  1. Постановка цели:

«Часто случается, что вы нечаянно кого-то толкнули. Сейчас мы покажем, как извиняться при столкновении. Я буду играть роль человека, который должен извиниться, а Алеся будет помогать мне разыгрывать эту ситуацию».

  1. Показ презентации:

Ключевые фразы: «Алеся, извини, пожалуйста, я нечаянно толкнула» -

«Ничего страшного».

  1. Особый интерес:

«Ребята, вы заметили, как я сказала «извини, пожалуйста» и Алеся улыбнулась, простила тут - же и была рада, что перед ней извинились.

  1. Проигрывание ситуации детьми:

«Кто хочет обыграть эту ситуацию?» Учитель приглашает всех детей, кто хочет. Учитель руководит: «Кто из вас будет играть какую роль?», обращает внимание на особый интерес (и у них тоже это получилось).

  1. Обсуждение с детьми: «Ребята, когда мы ещё извиняемся?»

- когда наступил кому-то на ногу;

- нечаянно задел кого-то;

- помешал работе;

- при опоздании;           

- когда обидел кого-то.

Варианты: ключевые фразы – «Всё в порядке»; «Ничего страшного»; «Хорошо, я прощаю». Особый интерес – «Вы заметили, как искренне я просила прощение, смотрела в глаза Алесе и ей было приятно?»; «Вы заметили, что Алеся не обиделась, улыбнулась и простила меня»?

Дата: 2018-09-13, просмотров: 21.