Открытость мировому рынку делает СЭЗ привлекательными для межнациональных компаний, миллиардные инвестиции которых вкладываются на всех континентах. Международные компании в поисках благоприятных условий для собственной коммерческой деятельности разглядывают СЭЗ как очень прибыльные экономические структуры, с которыми связывают важнейшие направления собственной экспансии.
С помощью СЭЗ происходит очень интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.
К основным недостаткам СЭЗ относят возможность коррупции со стороны государственных чиновников при предоставлении льгот и других преференций отдельным компаниям и предприятиям. Это не проблема функционирования самих СЭЗ, а вопрос несовершенства государственных органов власти и общественного контроля за их деятельностью. Все страны, в том числе и современные демократические и высокоразвитые, в свое время прошли период преступности в экономической сфере. Это в основном характерно для начальной стадии формирования капиталистического уклада.
Все постсоветские страны, а также и Украина, не могут пройти этот закономерный этап развития, развитые страны преодолели гораздо раньше. Поэтому проблемы СЭЗ - это лишь часть общих проблем становления новой экономической системы и формирование общества.
Зарубежный опыт развития СЭЗ доказывает, что они могут быть полезными для стимулирования общего развития экономики стран, особенно отсталых. Надо только более жестко контролировать их деятельность. Особое значение СЭЗ имеют для возрождения депрессивных, деградирующих и приграничных территорий.
Опыт создания свободных экономических зон в разных странах показал, что они могут стать фактором роста региона, однако эффект открытия СЭЗ достигается по прошествии нескольких лет и при наличии указанных выше условий, определяющих успешность зоны.
Создание особого экономического режима в зоне и применение различных льгот в налогообложении приводят к тому, что норма прибыли в зоне оказывается несколько выше, чем в окружающих ее регионах и национальной экономике в целом, что позволяет привлеченному в зону капиталу повысить норму прибыли; благоприятный экономический режим в зоне может привести к сокращению сроков окупаемости капитальных вложений.
Однако режим СЭЗ может оказывать не только положительное влияние на развитие территории, национальный бизнес в зоне хотя и испытывает обучающее влияние иностранного опыта, но попадает в среду жесткой конкуренции с неравными стартовыми возможностями (низкий технический уровень производства, высокая себестоимость, несравнимый финансовый потенциал и т. д.), поэтому в СЭЗ не исключено падение местного производства и снижение экономической активности местных производителей.
Конкретные рамки и размеры льгот устанавливаются на основе технико-экономического обоснования проекта развития СЭЗ, они определяются в зависимости от величины потерь, обусловленных предоставленными льготами (недопоступление доходов в бюджет) и эффектом от разрешения проблем территории.
Анализ опыта функционирования СЭЗ показывает, что в своем развитии зоны, как правило, проходят четыре стадии:
♦ стадия создания, когда формируется инфраструктура, идет активный процесс притока иностранного капитала;
♦ стадия развития, в которой наблюдается замедление притока, иностранного капитала при быстром одновременном росте экспорта;
♦ стадия зрелости: прекращение роста иностранных инвестиций вследствие заполнения свободных рыночных ниш, вытеснение мелких фирм более крупными с передовой технологией, расширение связей с внезональным пространством;
♦ стадия упадка: сокращение иностранных инвестиций в результате сближения режима хозяйственной деятельности в зонах и вне их, а также истечения срока налоговых льгот, расширение участия в зонах национального капитала.
В течение жизненного цикла зоны, составляющего порядка 20-30 лет, она должна решить поставленные перед ней задачи, после чего особый режим хозяйствования зоны отменяется, зона по уровню ее экономического развития фактически сливается с развитым на ее основе внезональным пространством.
V. Контрольные вопросы
Дата: 2018-11-18, просмотров: 523.