Регулирование деятельности свободных экономических зон осуществляется через либерализованное внешнеторговое, налоговое, валютное и трудовое законодательство.
Каждому типу зон соответствует свой набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрения, которые направлены на решение конкретных задач (например, ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование отдельных видов деятельности (банковские услуги и т.д.), либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелких или крупных).
Можно выделить четыре группы льгот:
• внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций;
• фискальные льготы, содержащие нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут касаться налоговой базы (прибыль, доход, стоимость имущества), отдельных ее компонентов (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровня налоговых ставок, постоянного или временного освобождения от налогообложения;
• финансовые льготы, включающие различные формы субсидий, представляемых в виде низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;
• административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг .
Льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Опыт показывает, что в относительно крупных производственных зонах целесообразнее использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции получают не все находящиеся на территории предприятия, а только те, которые отвечают целям и задачам развития зоны.
В крупных зонах комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по характеру применения набор преференций дополняется льготами, локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а также специальными льготами, пронизывающими экономику зоны по горизонтали (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез).
III. Тестовые задания
1. Городом свободной торговли в 1547 г. был объявлен:
+ а) Ливорно;
б) Генуя;
в) Лион;
г) Антверпен.
2. Современная история зон свободного предпринимательства начинается:
а) в 30 –е гг. XX в.
+ б) в 50-е гг. XX в.
в) в 60 – е гг. XX в.
г) в 70 – гг. XX в.
3. О создании в международном аэропорту Шэннон зоны свободной торговли объявило:
а) правительство Великобритании;
+ б) правительство Ирландии;
в) правительство Франции;
г) правительство Австрии.
4. В настоящее время через свободные экономические зоны проходит:
а) 1/5 мирового торгового оборота;
+ б) 1/10 мирового торгового оборота;
в) 1/15 мирового торгового оборота;
г) 1/20 мирового торгового оборота.
5. В свободных экономических зонах работает около:
а) 1 миллиона человек;
б) 2 миллионов человек;
в) 3 миллионов человек;
+ г) 4 миллионов человек.
6. В настоящее время общее количество свободных экономических зон в мире составляет:
а) до двух тысяч;
б) до трех тысяч;
в) до четырех тысяч;
+ г) до пяти тысяч.
7. К экономическим целям создания свободных экономических зон относится:
+ а) привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
+ б) увеличение валютных поступлений в бюджет страны;
+ в) использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;
г) увеличение суммарного производства товаров.
8. К социальным целям создания свободных экономических зон относится:
+ а) комплексное развитие отсталых регионов;
+ б) увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
+ в) обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
г) получение выгод от привлечения кадров, подготовка которых очень сложна или невозможна.
9. К размещению свободных экономических зон предъявляются следующие требования:
а) благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внутреннему и внешнему рынку;
б) развитый производственный потенциал;
в) наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом.
+ г) все ответы верны.
10. Свободная экономическая зона – это:
+ а) часть национальной территории, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей;
б) территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты.
в) обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями;
г) нет верного ответа.
11. Главным признаком технико-внедренческих зон является:
а) ориентация на развитие небольших высокотехнологичных производств;
б) свободная регистрация иностранных компаний и их подчинение местному законодательству;
+ в) высокая концентрация исследовательских, проектных, научно-производственных фирм на компактной территории.
г) приобщение к новым формам управленческого труда.
12. По характеру деятельности или функциональному предназначению выделяют:
+ а) свободные зоны, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные зоны;
б) государственные, частные, смешанные зоны;
в) зоны, ориентированные на внешний рынок и зоны, интегрированные в национальную экономику;
г) нет верного ответа.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 635.