Свободные экономические зоны как инструмент региональной политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Преимущества (плюсы)

 

По задумке властей, бизнесмены (в трактовке закона «резиденты») могут получить от государства различные послабления. В первую очередь, это налоговые преимущества: частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и пр.

Например, в соответствии с законом об ОЭЗ, «резиденты» производственно-промышленных зон на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов. Кроме этого есть и таможенные послабления: частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты и сырье, ввозимых для использования внутри зоны. Частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Также государство обещает и финансовую помощь: инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений. Не стоит забывать и об административном ресурсе: упрощенный порядок регистрации предприятий, да въехать-выехать иностранному «резиденту» такой зоны в страну будет проще.

На первый взгляд, преимуществ много. Но есть и недостатки. Которые с лихвой перечеркивают все плюсы.

Проблемы (минусы)

Во-первых, компания должна быть зарегистрирована в границах того муниципального образования, в котором создана зона. Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Как организовать работу такого предприятия – лично для меня загадка.

Зарегистрировать фирму недолго. А как быть с бизнес-процессами? Кроме того, существуют различные ограничения. Например, для промышленно-производственной деятельности минимальные капиталовложения составляют минимум 10 млн. евро, из которых 1 млн. евро должен быть вложен в течение первого года.

Для технико-внедренческой зоны минимальные капиталовложения не установлены. Но полностью запрещено производство, поскольку в рамках таких зон возможен выпуск только опытных партий, продукции.

При этом наличие денег и желания работать в свободной экономической зоне не являются гарантией того, что Вас туда впустят. Процедура получения статуса «резидента» мягко говоря, затянута и во многом непонятна: подача заявления, написание бизнес-плана, получение банковских гарантий, принятие решения и заключение договора. Все это может затянуться на месяцы, если не годы.

I. Дайте определения понятиям:

1) свободная экономическая зона – ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства и льготнымиэкономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Часто особый статус выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач социально-экономического развития государства, отдельных регионов или отраслей.

 

2) зона предпринимательства – представляют собой локальные территории, в пределах которых устанавливается льготный режим для предпринимателей в целях активизации экономической деятельности, уменьшения безработицы, увеличения доходов населения.

 

3) зона свободной торговли  (ЗСТ) — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

 

4) промышленно-производственная зона – это часть национальной таможенной территории, внутрикоторой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

 

5) сервисная зона – это зоны (или территория), в которых льготами пользуются компании, оказывающие финансовые, банковские, туристические и прочие услуги. (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками).

Основные виды:

· Зона свободных банковских услуг

· Зона свободных финансовых услуг

· Зона свободных страховых услуг

· Зона свободных туристско-рекреационных услуг

· Офшорная зона — отдельно, но есть отличия.

6) технополис – это научно-промышленный комплекс, созданный для производства новой прогрессивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий на базе тесных отношений и взаимодействия с университетами и научно-техническими центрами; особые компактно расположенные современные научно-производственные образования с развитой инфраструктурой, обеспечивающей необходимые условия для труда и отдыха, для функционирования научно-исследовательских и учебных институтов (организаций), входящих в состав этих образований, а также их предприятий, компаний и фирм, производящих новые виды продукции на базе передовых наукоемких технологий.

7) технопарк – это крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Академическая наука здесь отсутствует, научно-исследовательский сектор представлен гораздо слабее, чем в технополисе.

8) наукоград — город, либо район более крупного города, имеющий высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

9) оффшорная зона – территория государства или её часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что их предпринимательская деятельность осуществляется вне пределов этого государства. Или это своего рода свободная от налогов и финансового контроля территория, на которой регистрируется, получает юридический статус и формально действует зарубежное предприятие. В это же время оно не освобождается от уплаты налогов в той стране, где фактически ведет свой бизнес.

II. Узловые вопросы темы

Преимущества

1. Создание особых экономических зон (ОЭЗ) должно способствовать ускоренному развитию инновационной деятельности и выходу страны на высокотехнологичный рынок научной продукции. ОЭЗ являются специфическим и комплексным инструментом для реализации стратегий государства в той или иной области, в том числе и научной. ОЭЗ могут быть общего назначения, а могут специализироваться на разработке и выпуске наукоемкой продукции.

2. Становится выгодно заниматься, прежде всего, промышленным производством. Для иностранных инвестиций важно, что именно в таких зонах устанавливается особый налоговый, валютный, таможенный и даже административный режим.

3. Для местных властей также выгодно развитие зон: растет производство, улучшается инфраструктура территории, увеличиваются бюджетные доходы. Но все это становится возможным только при умелой организации дела. Экономическое и государственное регулирование должно быть хорошо продумано. Иначе зона превращается во внутренний оффшор, через который предприятия уходят от налогов.

Недостатки

1. Чиновники рассчитали оптимальную площадь, которую займут особые образования. ППЗ должна занять не более десяти квадратных километров, а ТВЗ - не более двух, причем только на земельных участках, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. К тому же на момент создания ОЭЗ этими самыми участками не должны ни владеть, ни пользоваться физические или юридические лица.

2. Регионы, где будут расположены зоны, получат из федерального бюджета средства на их обустройство. Раскошелиться придется и региональным, и местным бюджетам. Правда, в какой пропорции разделят финансовое бремя власти всех уровней, документ не расписывает - вероятно, доли определят в Минфине. Известно, что в текущем году Минфин начнет финансировать (по графе расходов «поддержка бюджетов регионов целевым образом») разработку моделей зон, проектов кодексов будущих администраций, типовых решений для технопарков. А регионы за свой счет должны подготовить проектно-сметную документацию для ОЭЗ.

3. ОЭЗ будут жить в условиях свободной таможенной зоны. Это означает отсутствие таможенных пошлин и НДС на экспортируемые товары, что должно сделать импортируемое оборудование (в том числе и научное) намного более доступным. Намного легче станет и вывозить продукцию, произведенную в ОЭЗ.

4. В законе нигде не сказано о принципах формирования экспертного совета, без которого не получить статус резидента ТВЗ. А это значит -- еще одна возможность для коррупции. У чиновников может появиться соблазн продавать «счастливые билеты».

5. Особое негодование участников инновационного и, прежде всего, IT-рынка вызвало положение документа о том, что развивать ОЭЗ можно только на участках, которыми не должны владеть ни граждане, ни юридические лица.

6. Территория, территориальная обособленность ее от остальной государственной территории. Территория свободной зоны - это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности. Экономические и юридические признаки зон составляют их содержание, характеризуют сущность и одновременно их сложность и многогранность.

Территория зон - это базис, условие деятельности хозяйствующих субъектов. Главное же - совокупность экономических и юридических норм и правил, создающих особый хозяйственно - правовой режим деятельности этих субъектов на территории зоны. Этот режим и составляет сущностный элемент функционирования зоны, выделяющий ее (организационно и функционально) из общегосударственного правового пространства. Смысл такого выделения - повышение эффективности в достижении социально - экономических результатов.

7. До настоящего времени отсутствует ясность в различиях правовых статусов этих зон, чем объясняется во многом противоречивость законодательной базы, ее непоследовательность и нестабильность. К этому добавляются субъективные факторы. Многие руководители на местах используют идею зон в качестве инструмента расширения полномочий, создания обособленных администраций, выделения дополнительных бюджетных средств. И не случайно создание свободных экономических зон так и не смогло решить главный вопрос - обеспечить приток иностранного капитала.

8. Сложной остается и проблема определения таможенных зон. Российское законодательство не предусматривает возможности создания на территории Российской Федерации пунктов таможенного оформления товаров иностранными государствами. Таможенное оформление ввозимых и вывозимых товаров резидентами и нерезидентами осуществляется на территории России только российскими таможенными органами. Статья 74 Конституции РФ не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов, иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Технико-внедренческая зона.

Те́хнико-внедре́нческая зо́на (ТВЗ) — вид особой экономической зоны для создания и реализации научно-технической продукции, доведения её до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределённых вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

В соответствии с текущим российским законодательством ТВЗ создаётся не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра. Зона не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований и не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны земельные участки, образующие её территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и научно-исследовательских организаций.

Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Промышленный парк;

Промышленный парк (промпарк) - это отдельная территория для использования площадей с созданной здесь инфраструктурой, коммуникациями, электроснабжением, производственными, складскими и административными помещениями, которые предназначены для осуществления производственной деятельности компаний-арендаторов. Такие компании в промышленном парке называются резидентами.

Промышленный парк может быть создан государством (муниципалитетом) или частной компанией. В мировой практике различаются парки производственные – ориентированные на производство, и технологические – ориентированные на научно-технические исследования и развитие технологий.

VI. Темы рефератов

1. Свободные экономические зоны. (выбранная тема)

Свободные экономические зоны как инструмент региональной политики

1.Свободные экономические зоны как инструмент государственного регулирования.

Свободная экономическая зона— это часть территории страны, создаваемая по инициативе центральных или местных органов власти и хозяйственного руководства, в которой на основе соот­ветствующего «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, территории самой зоны, хозяйствующих на ней субъектов устанавливается льготный режим хозяйствования, определяются границы зоны, специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью достижения целей и задач развития экономики зоны и национальной хозяйственной системы страны в целом.

под свободными экономическими зонами следует пони­мать часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоя­тельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управле­ния и преференциальные условия экономической деятельности для ино­странных и национальных предпринимателей.

Производя дальнейшую классификацию, современные исследова­тели используют дополнительные характеристики, которые позволя­ют объединить существующие в мире СЭЗ в четыре группы по следу­ющим критериям:

♦по характеру деятельности или функциональному предназначе­нию (свободные зоны, экспортно-производственные зоны, науч­но-промышленные парки, оффшорные зоны);

♦по степени интегрированности в мировую и национальную эко­номику (выделяют два типа СЭЗ: зоны, ориентированные на внешний рынок (анклавы, исключенные из таможенной терри­тории государства), и зоны, интегрированные в национальную экономику);

♦по отраслевому признаку;

♦по характеру собственности (государственные, частные и сме­шанные).

Можно выделить четыре группы льгот:

внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима и упрощение порядка осуществления внеш­неторговых операций;

фискальные льготы;

финансовые льготы, включающие различные формы субсидий, представляемых в виде низких цен на коммунальные услуги, сни­жения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Для эф­фективного управления функционированием зоны и предотвращения конфликтов необходимы:

♦создание функциональной структуры управления зоной во главе с администрацией, которая наделяется значительными полномо­чиями, включая делегированные разными ведомствами;

♦наличие в стране государственного органа по координации и кон­тролю развития зон, обладающего достаточной властью для за­щиты интересов последних, желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус;

♦непосредственное подчинение администрации зоны уполномо­ченному государственному органу, минуя все промежуточные ад­министративно-территориальные властные инстанции.

В силу отмеченных выше особенностей свободной экономической зоны механизм управления зоной должен реализовать два типа функ­ций: административные функции, связанные с обеспечением особого хозяйственного режима, и экономические функции, связанные с раз­витием территории зоны и обеспечением реализации агломерацион­ных эффектов. Поэтому механизм управления СЭЗ включает два типа органов управления:

♦администрация зоны, выполняющая функции организационно-правового и хозяйственного регулирования;

♦корпорация развития зоны, решающая проблемы развития тер­ритории.

Корпорация зоны, как правило, действует на коммерческих прин­ципах. В ее задачи входят: представление хозяйственных интересов зоны внутри страны и вне ее; решение вопросов размещения новых производств; обеспечение привлечения и профессиональной подго­товки трудовых ресурсов; строительство и эксплуатация объектов ин­фраструктуры; обустройство и сдача в аренду земельных участков; создание специализированных организаций.

2. Специфика технико-внедренческих зон.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — вид особой экономической зоны для создания и реализация научно-технической продукции, доведение её до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределённых вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Согласно Закону № 116-ФЗ, под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Согласно законодательству РФ, ОЭЗ технико-внедренческого типа:

- ориентированы на ведение технико-внедренческой деятельности;

- создаются не более чем на двух участках общей площадью не более 3 км2

- не могут располагаться на территории нескольких муниципальных образований;

- не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования

- срок существования ОЭЗ ТВТ - не более 20 лет. Органы управления ОЭЗ:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;

- наблюдательный совет особой экономической зоны.

Резидентом технико-внедренческой ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных в Законе № 116-ФЗ.

Резидент технико-внедренческой ОЭЗ вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соответствующим соглашением.

На территории технико-внедренческой особой экономической зоны не допускается:

- размещение объектов жилищного фонда.

- разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча (за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи) и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - переработка полезных ископаемых (за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов) и переработка лома цветных и черных металлов.

- производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

На момент создания технико-внедренческой ОЭЗ земельные участки, образующие ее территорию, за исключением участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.

Особую роль в управлении инновационным развитием России, несомненно, играют особые экономические зоны технико-внедренческого, или инновационного типа.

Отличительными особенностями этих зон является следующее:

  • Обязательный критерий получения статуса резидента такой зоны – ведение технико-внедренческой деятельности, а именно деятельности, связанной с высокой долей осуществления разработок (так называемых R&D работ);
  • Зоны расположены в г. Москве (Зеленоград), г. Дубне, г. Санкт-Петербурге и г. Томске. Выбор территориального расположения обусловлен наличием в данных городах научной базы и высококвалифицированных научных специалистов, что создает для каждой зоны уникальное конкурентное преимущество, а также предпосылки для формирования на территории каждой зоны определенного кластера. Так, например, близость ОИЯИ и высокий уровень населения с высшим образованием, имеющего ученые степени, а также занятого в научной сфере (ядерной и ИТ) обусловило формирование на территории ОЭЗ «Дубна» кластера информационных технологий. Наличие в г. Зеленограде Московского института электронной техники – формирование на территории соответствующей ОЭЗ кластера разработки и производства микроэлектроники.
  • Близость к мегаполисам (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Томск) позволяет ускорить и в определенной степени упростить процесс коммерциализации разработок, а также решить сложные логистические задачи (особенно актуально для резидентов фармацевтического кластера, работающих с биоматериалом).
  • Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляются дополнительные льготы, которые большинство инвесторов называет наиболее привлекательными: льготные ставки по социальным взносам. В настоящее время ставка социального взноса составляет 14%, в то время как общая ставка – 30%. Данная ставка сохранится вплоть до 2017 года, в 2018 году составит 20%, а в 2019 – 28%. Поскольку сотрудниками высокотехнологичных компаний являются преимущественно высококвалифицированные специалисты с высоким уровнем заработной платы, расходы на оплату труда составляют значительную часть в структуре расходов компании, и льготная ставка социальных взносов приносит компании существенную экономию.
  • Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляется инфраструктура не только в качестве инженерных сетей, но и в виде возможности брать в аренду административные (офисные) помещения: зоны других типов не представляют такой возможности. Данная опция позволяет привлечь на территорию зон ТВТ инвесторов, реализующих мелкие проекты с небольшим объемом финансирования, не предполагающих строительство собственных производственных мощностей или лабораторий.

3. Преимущества и проблемы свободных экономических зон.

Плюсы: когда государство понимает, что всю экономику страны сразу поднять невозможно, то на какой-то своей части создает особый режим хозяйствования, призванный дать мощный рывок вперед. Предполагается, что подобный экономический импульс постепенно распространится по всей территории государства и даст стране возможность подняться на новый виток развития; СЭЗ являются универсальным инструментом для достижения целей догоняющего развития; решение проблемы таможенного регулирования; обеспечивает выгодные торговые схемы для внешнеэкономического сотрудничества; дает импульс дополнительному притоку в страну прямых иностранных инвестиций; реструктуризация областной экономики; наполнение потребительского рынка, формирование конкурентной среды; появление новых предприятий и переход старых предприятий на производство современной конкурентоспособной продукции; минимизация риска государства в случае неудачи проекта; повышение общего уровня предпринимательской активности; развитие инфраструктур, строительного комплекса и сферы туризма; организация много численных сборочных и пошивочных предприятий, использующих большое количество рабочей силы. Минусы : во главу угла особой экономической зоны ставится так называемый нулевой таможенный режим. То есть из-за границы внутрь нескольких квадратных метров земли можно беспошлинно ввезти и вывезти все, что разрешено законом. В итоге на карте государства появятся своеобразные пятна, куда товарам и деньгам со всего мира можно будет легко войти и выйти. Т.е. образование черного рынка; узкая специализация; жесткая конкуренция с рядом товаропроизводителей других регионов страны, не располагающими таможенными преференциями, а также с импортерами товаров, которые производятся благодаря режиму СЭЗ; высокая вероятность превращения СТЗ в центр контрабандного ввоза товаров на внутренний рынок страны.

 

Преимущества (плюсы)

 

По задумке властей, бизнесмены (в трактовке закона «резиденты») могут получить от государства различные послабления. В первую очередь, это налоговые преимущества: частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и пр.

Например, в соответствии с законом об ОЭЗ, «резиденты» производственно-промышленных зон на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов. Кроме этого есть и таможенные послабления: частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты и сырье, ввозимых для использования внутри зоны. Частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Также государство обещает и финансовую помощь: инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений. Не стоит забывать и об административном ресурсе: упрощенный порядок регистрации предприятий, да въехать-выехать иностранному «резиденту» такой зоны в страну будет проще.

На первый взгляд, преимуществ много. Но есть и недостатки. Которые с лихвой перечеркивают все плюсы.

Проблемы (минусы)

Во-первых, компания должна быть зарегистрирована в границах того муниципального образования, в котором создана зона. Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Как организовать работу такого предприятия – лично для меня загадка.

Зарегистрировать фирму недолго. А как быть с бизнес-процессами? Кроме того, существуют различные ограничения. Например, для промышленно-производственной деятельности минимальные капиталовложения составляют минимум 10 млн. евро, из которых 1 млн. евро должен быть вложен в течение первого года.

Для технико-внедренческой зоны минимальные капиталовложения не установлены. Но полностью запрещено производство, поскольку в рамках таких зон возможен выпуск только опытных партий, продукции.

При этом наличие денег и желания работать в свободной экономической зоне не являются гарантией того, что Вас туда впустят. Процедура получения статуса «резидента» мягко говоря, затянута и во многом непонятна: подача заявления, написание бизнес-плана, получение банковских гарантий, принятие решения и заключение договора. Все это может затянуться на месяцы, если не годы.

I. Дайте определения понятиям:

1) свободная экономическая зона – ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства и льготнымиэкономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Часто особый статус выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач социально-экономического развития государства, отдельных регионов или отраслей.

 

2) зона предпринимательства – представляют собой локальные территории, в пределах которых устанавливается льготный режим для предпринимателей в целях активизации экономической деятельности, уменьшения безработицы, увеличения доходов населения.

 

3) зона свободной торговли  (ЗСТ) — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

 

4) промышленно-производственная зона – это часть национальной таможенной территории, внутрикоторой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

 

5) сервисная зона – это зоны (или территория), в которых льготами пользуются компании, оказывающие финансовые, банковские, туристические и прочие услуги. (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками).

Основные виды:

· Зона свободных банковских услуг

· Зона свободных финансовых услуг

· Зона свободных страховых услуг

· Зона свободных туристско-рекреационных услуг

· Офшорная зона — отдельно, но есть отличия.

6) технополис – это научно-промышленный комплекс, созданный для производства новой прогрессивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий на базе тесных отношений и взаимодействия с университетами и научно-техническими центрами; особые компактно расположенные современные научно-производственные образования с развитой инфраструктурой, обеспечивающей необходимые условия для труда и отдыха, для функционирования научно-исследовательских и учебных институтов (организаций), входящих в состав этих образований, а также их предприятий, компаний и фирм, производящих новые виды продукции на базе передовых наукоемких технологий.

7) технопарк – это крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Академическая наука здесь отсутствует, научно-исследовательский сектор представлен гораздо слабее, чем в технополисе.

8) наукоград — город, либо район более крупного города, имеющий высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

9) оффшорная зона – территория государства или её часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что их предпринимательская деятельность осуществляется вне пределов этого государства. Или это своего рода свободная от налогов и финансового контроля территория, на которой регистрируется, получает юридический статус и формально действует зарубежное предприятие. В это же время оно не освобождается от уплаты налогов в той стране, где фактически ведет свой бизнес.

II. Узловые вопросы темы

Дата: 2018-11-18, просмотров: 581.