Стяжательская (неплодотворная)  ориентация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стяжательская ориентация совершенно отлична от рецептивного и эксплуататорского типов, сходных в том, что они стремятся получить вещи из внешнего мира. Данная же ориентация формирует людей, мало верящих в то, что они могут получить из внешнего мира что-то новое; их безопасность основывается на стяжательстве и экономии, а траты воспринимаются как угроза. Они окружают себя вещами как защитной стеной, их главная цель – как можно больше принести в свое укрытие и как можно меньше из него отдать. Их скупость распространяется как на деньги и материальные вещи, так и на чувства и мысли.

Любовь для них – это, по существу, обладание: сами они не дают любви, но стараются получить ее, завладевая «любимым» («Коллекционер»…). Ориентированный на стяжательство человек часто демонстрирует особый вид верности людям и даже воспоминаниям. Его сентиментальность превращает прошлое в золотой век; он держится за него и предается воспоминаниям о прежних чувствах и переживаниях. Такие люди знают все, но они бесплодны и не способны к плодотворной деятельности.

Характерный элемент их установки – педантичная аккуратность. У стяжателя всегда упорядочены вещи, мысли и чувства, но опять же, как и в случае с памятью, его аккуратность бесплодна и ригидна. Навязчивая пунктуальность – это характерная черта стяжательского типа; это еще одна форма подчинения себе внешнего мира. Раз внешний мир воспринимается как угроза принятой оборонной позиции, то логической реакцией на вторжение будет упрямство. Постоянное «нет» – это почти автоматическая защита от вторжения; упрямо стоять на своем – вот ответ на угрозу атаки извне. Такие люди склонны считать, что обладают только неким ограниченным запасом сил, энергии и ментальных способностей, и этот запас тает, исчерпывается и никогда не пополняется. Они не могут понять, что все жизненные субстанции обладают функцией самовосполнения, и активность и трата сил увеличивают энергию, в то время как инертность ее парализует. Акт творчества – это чудо, о котором они слышали, но в которое не верят. Их высшие ценности – порядок и безопасность; их девиз: «Нет ничего нового под солнцем». Стяжатель склонен к подозрительности и имеет особое чувство справедливости, выражаемое так: «Мое – это мое, а твое – это твое».

Рыночная (неплодотворная)  ориентация.

Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху. Рыночные отношения, приведшие к превосходству меновой ценности над полезной привели к сходному пониманию ценностей в отношении людей  и, в частности, в отношении человека к самому себе. В наше время рыночная ориентация получила ускоренное развитие с появлением нового – «личностного рынка». Клерки и продавцы, администраторы и врачи, адвокаты и художники – все представлены на этом рынке. Материальный успех у всех зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалованье.

Принцип оценки и на личностном, и на товарном рынке один и тот же: выставление на продажу, внешняя оценка. Ценностью в обоих случаях является меновая ценность, для которой полезная ценность необходимое, но не достаточное условие. Успех зависит, по большей части, не от мастерства и тем более не от порядочности и честности, а от того, насколько хорошо человек умеет продать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколько привлекательна его «упаковка»; насколько он «бодр»,  «крепок», «энергичен», «надежен», «честолюбив»; к тому же, каково его семейное положение, знается ли он с нужными людьми…

Если бы для достижения жизненных целей было достаточно полагаться на то, что ты знаешь и умеешь делать, самооценка была бы пропорциональна собственным способностям, т.е. собственной полезной ценности; но поскольку успех зависит, по большей части, от того, как ты умеешь продать свою личность, то ты воспринимаешь себя как товар, или, вернее, и как продавца, и как товар одновременно.

Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтоб стать ходовым товаром. Человек должен быть в моде на личностном рынке, а чтобы быть в моде, ему нужно знать, какой вид личности пользуется повышенным спросом. Это знание сообщается в общем виде на протяжении всего процесса воспитания, от детского сада до колледжа, и восполняется в семье. Более точную картину моделей успеха дают другие источники. Иллюстрированные журналы, газеты, кинохроника на разный лад демонстрируют портреты и жизненные истории преуспевающих людей. Ту же функцию выполняет и реклама. Преуспевающий служащий, чей портрет помещен в рекламе мужской одежды, – это образец того, как нужно выглядеть и каким быть, если хочешь заработать «большие деньги».

При рыночной ориентации человек сталкивается со своими собственными силами как с товаром, отчужденным от него. В результате его чувство идентичности становится таким же неустойчивым, как и самооценка; заключительная реплика во всех возможных здесь ролях: «я – то, чего изволите». Поскольку человек не может жить, сомневаясь в своей идентичности, он должен черпать чувство идентичности не в  представлениях о самом себе и в своих внутренних силах, а в мнении других о себе. Способ, каким человек воспринимает других, не отличается от способа самовосприятия. Других, как и самого себя, он воспринимает как товар; они тоже представляют не себя, а ту свою часть, какая идет на продажу. Различие между людьми сводится к простому количественному показателю большей или меньшей успешности. Это порождает поверхностный характер человеческих отношений и побуждает многих надеяться, что они могут обрести глубину и силу чувств в индивидуальной любви. Но любовь к одному человеку и любовь к ближнему неразделимы, и потому ожидать, что одиночество человека с рыночной ориентацией можно излечить индивидуальной любовью – это иллюзия.

Мышление человека рыночной ориентации способно быстро схватывать ситуацию, чтобы иметь возможность успешно ею управлять. При широком и эффективном образовании это ведет к высокому уровню сообразительности, но не разума.

При рыночной ориентации человек теряет индивидуальность, ибо в нем доминирует пустота, которую он всегда готов наполнить желательным свойством – ролью, востребованной на рынке в текущий момент времени. Рыночная личность должна быть свободна… свободна от всякой индивидуальности.

Плодотворная ориентация ( деятельная, разумная, любящая) .

Плодотворная ориентация, которую рассматривает Э. Фромм, демонстрирует такой тип характера, при котором рост и развитие всех возможностей человека является целью, подчиняющей все остальные действия.

По мнению Э. Фромма, со времени классической и средневековой литературы вплоть до конца XIX в. было потрачено много усилий на описание образа достойного человека и достойного общества, какими они должны быть. Двадцатый век блистает отсутствием таких образов. Внимание сосредоточилось на критическом анализе человека и общества, хотя нет сомнения, что этот критицизм парализующе действует на веру человека в самого себя и в свое будущее.

«Плодотворная ориентация» личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого опыта. Она включает ментальную, эмоциональную и сенсорную реакции на других людей, на самого себя и на вещи. Плодотворность – это человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности. Плодотворность означает, что человек воспринимает себя как воплощение своих сил и как «творца»; что он ощущает себя единым со своими силами, которые не скрыты и не отчуждены от него.

Под понятием плодотворности Фромм имеет в виду не активность, необходимо приводящую к практическим результатам, а установку, способ реакции и ориентации в отношении мира и самого себя в процессе жизни, и, прежде всего, характер человека, а не его успех.

При плодотворной ориентации человеку свойственны плодотворная любовь и мышление.

Сущность плодотворной, подлинной любви одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. Хотя предметы любви различны, и соответственно различны глубина и качество любви к ним, определенные основные элементы присутствуют во всех формах плодотворной любви: забота, ответственность, уважение и знание.

При плодотворном мышлении субъект не безразличен к предмету, а находится под его воздействием и заинтересован в нем (т.е. оно, по Фромму, субъективно). Но плодотворное мышление характеризуется еще и объективностью, уважением думающего к своему объекту, способностью видеть объект таким, каков он в действительности, а не таким, каким бы его хотел видеть думающий. Эта полярность между объективностью и субъективностью характерна для плодотворного мышления, как и для плодотворности вообще.

Наша культура, по Фромму, дает наглядный пример прямо противоположного. В течение последних столетий человек Запада был одержим идеей труда, потребностью в постоянной деятельности. Он почти не способен оставаться без дела хоть на короткое время. Однако это лишь видимость. Лень и вынужденная активность являются не противоположностями, а двумя симптомами нарушения правильного функционирования человека. У невротика мы часто обнаруживаем в качестве основного симптома –неспособность выполнять работу; а у так называемого заорганизованного человека – неспособность наслаждаться досугом и покоем. Вынужденная активность не противоположна лени, а является ее дополнением, и обе противоположны плодотворности.

Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и покоя. Плодотворный труд, любовь и мышление возможны, только если человек может, когда необходимо, оставаться в покое и наедине с самим собой. Возможность прислушаться к самому себе – это предпосылка возможности услышать других; быть в мире с самим собой – это необходимое условие взаимоотношений с другими людьми.

Итак, плодотворность – это особый способ отношения к миру. Возникает вопрос, существует ли нечто, что плодотворная личность создает, и если да, то что это? Хотя плодотворный человек может создавать материальные вещи, произведения искусства и системы мысли, но куда более важным предметом плодотворности является сам человек.

Как видим, в зависимости от основания (Фрейд, Фромм)  существуют различные варианты типологий личности. Знакомство с ними позволяет человеку идентифицировать свои личностные качества, осознать себя и выработать индивидуально определенную модель духовной и практической деятельности. Эта модель, в случае ее приемлемости социумом, является нормой, отклонение же он нее признается девиацией.

Тщательные исследования выявили, что сущность девиации нельзя объяснить только на основе анализа психологических факторов. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и ее мотивы, социальные факторы и тенденции (все вместе) оказывают важное влияние на  виды девиантного поведения.

Но, по-видимому, на основе анализа какой-то одной психологической особенности, конфликта или «комплекса» нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации. Более вероятно, что девиация происходит на основе сочетания многих социологических и психологических факторов.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 260.