Логистический подход к управлению материальными потоками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под логистикой обычно понимают направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сфере производства и обращения.

Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передаче, хранении и обработке соответствующей информации.

Логистика призвана выполнять комплексную функцию, охватывающую на всех стадиях деятельности предприятия проблемы перемещения ресурсов в пространстве и их движения во времени. При этом имеется в виду не только доставка сырья, материалов и других ресурсов на предприятие, но и на места их непосредственного использования, в необходимом количестве и в нужное время, обеспечение нужной продукцией объектов сбыта (потребителей, покупателей). Таким образом, отдельные функции логистики реализуются на всех стадиях движения факторов производства и готовой продукции. В этой связи принято выделять следующие ее виды: снабжение, производство, распределение (сбыт). Предметом логистики снабжения и сбыта (реализации) являются как внутрипроизводственные потоки ресурсов, так и, в значительной мере, движение ресурсов и готовой продукции (товаров, изделий) вне предприятия.

Выделяют также: логистику персонала (перемещение сотрудников, организация их движения во времени, перераспределение); логистику материалов, включающую логистику товаров (продукции, изделий), энергетических потоков (передача и сохранение энергии, ее трансформация), информации (передача, сохранение и реорганизация данных, например, перекодирование). Функции логистики находят свое отражение в организационной структуре управления предприятием. Так, например, логистикой материалов занимаются подразделения материально-технического обеспечения, сбытовой - отдел сбыта, энергетических потоков - отдел главного энергетика и т.д.

Цель логистической системы — доставка материалов, изделий и товаров в заданное место, в нужном количеств и ассортименте, в максимально возможной степени под готом ленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Деятельность в области логистики многообразна.

Выделяют следующие элементы логистической системы:

- закупка — подсистема, которая обеспечивает поступления материального потока в логистическую систему;

- склады — здания, сооружения, устройства для хранения материальных запасов;

- запасы — запасы материалов, которые позволяют логистической системе быстро реагировать на изменение спроса;

- обслуживание производства — подсистема, занятая обслуживанием процесса производства;

- транспорт — материально-техническая база и инфраструктура, с помощью которой осуществляется транспортировка грузов;

- информация — подсистема, обеспечивающая связь и координацию всех элементов логистической системы;

- кадры — персонал, занятый выполнением логистических операций;

- сбыт — подсистема, обеспечивающая выбытие материального потока из логистической системы.

Комплексная подготовка производства, его техническое обслуживание, включая материально-техническое обеспечение производственного процесса, организация логистики и маркетинга, сбыт готовой продукции взаимосвязаны с финансовым обеспечением, т.е. с принимаемыми мерами по получению необходимых денежных средств для финансирования всех сфер деятельности предприятия и денежного возмещения за проданную (реализованную) продукцию (работу, услуги). В свою очередь, снабжение средствами производства вызывает потребность в капитальных вложениях (инвестициях). Эту сферу деятельности предприятия называют инвестиционной .

Известно, что непосредственное участие в организации производственного процесса на предприятии принимают кадры. Только с их участием и на основе использования их способностей, знаний, умений и навыков могут достигаться цели организации производства. В этом и состоит роль научной организации труда, его технического нормирования, оплаты и научного менеджмента.

Задача организации производства состоит и в том, чтобы, используя здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, топливо и энергию, физическую силу, навыки и умения рабочих, профессионализм менеджеров, изменить предметы труда, как данные природой (уголь, руда, нефть), так и являющиеся продуктом труда - сырым материалом (металл, хлопок, древесина), в соответствии с имеющимися потребностями, создавая таким образом материальные блага. На современном этапе развития экономики с высокой степенью разделения труда производители не смогут обеспечить себя всем необходимым. К тому же, на предприятиях, в регионах и даже в рамках страны имеет место несоответствие промышленных и потребительских товаров существующему спросу и, в первую очередь, из-за низкой покупательской способности потребителей, неразвитой конкуренции товаров и производителей, что способствует, порой, сбыту их недоброкачественной и неоправданно дорогой продукции (работ, услуг).

При организации производства преимущественное внимание должно уделяться качеству продукции. При этом следует иметь в виду, что потребитель оценивает, например, материал, из которого изготовлен товар, его функциональную пригодность, внешний вид, но критериями оценки будут также соответствие продукции техническим стандартам и условиям, экологичность, экономичность, комфорт, надежность и безопасность.

Трудно найти производителя, который не стремился бы достичь определенного соотношения между ценой и качеством продукции. Вместе с тем необходимо учитывать, что цена и качество не могут быть максимизированы или минимизированы одновременно. Предприниматель в каждом отдельном случае должен принимать решение о их соотношении, которое, в свою очередь, зависит от величины текущих издержек производства, платежей в бюджет и внебюджетные фонды, инфляции, организации планирования, учета и отчетности, а также от его способности использовать оптимальное сочетание ресурсов, необходимых для изготовления продукции, создавать и внедрять новшества, идти на разумный риск.

Применение логистического подхода к управлению материальными потоками в практике хозяйственной деятельности позволяет: гибко реагировать на быстро изменяющиеся приоритета потребителей; значительно сокращать временные интервалы между приобретением сырья и материалов и поставкой товаров конечному потребителю; минимизировать товарные запасы; сокращать время доставки товаров; ускорять процесс получения информации; повышать уровень сервиса.

 

 

Функции и структура службы маркетинга предприятия
 (организации)

Сбыт – это вид деятельности, осуществляемый после завершения производства, включая продажу товара покупателю, доставку его потребителю и послепродажное обслуживание.

Основная задача управления сбытом на предприятии заключается в обеспечении своевременного и наиболее полного выполнения плана по реализации продукции в соответствии с заключенными договорами. Поставка продукции потребителю должна быть своевременной, ритмичной, точно соответствовать по объему и ассортименту действительным нуждам потребителям.

В решении этих задач важную роль играет реализация стратегии маркетинга. Сущность понятия "маркетинг" составляют три элемента: маркетинг - во-первых, концепция ориентации любой деятельности на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000, первая стадия жизненного цикла объекта и, в-третьих, первая функция менеджмента.

Первый из трех элементов, характеризующий сущность маркетинга как концепцию ориентации любой деятельности на потребителя, реализуется, во-первых, при стратегическом планировании, во-вторых, при разработке положений об отделах предприятия и, в-третьих, при решении комплекса вопросов по реализации изготовленного товара. Нами рассматривается последний аспект данного элемента методологии маркетинга.

Как отмечает один из известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер, в системе маркетинга перед покупателем, продавцом и работником муниципалитета (законодателем) возникают следующие проблемы. Покупатель ищет ответ на следующие 5 вопросов:

- достаточно ли широк выбор марок товара?

- обладает ли какая-нибудь из этих марок нужными покупателю характеристиками?

- приемлема ли цена товара?

- выглядит ли продавец старающимся помочь, располагающим к себе и честным?

- есть ли гарантия и существует ли хорошо налаженная система послегарантийного обслуживания?

Чтобы хорошо и успешно работать, продавцу нужно разрешить несколько проблем:

-каких характеристик ждут потребители товара?

-какие группы потребителей и какие именно нужды фирме следует стремиться удовлетворить?

-какими должны быть дизайн и цена товара?

-какую гарантию и какой сервис следует предложить покупателю?

-услугами каких оптовых и розничных торговцев следует воспользоваться?

-какие меры в области рекламы, личной продажи, стимулирования сбыта и пропаганды могли бы способствовать продаже товара?

Работника муниципалитета как законодателя, представляющего интересы граждан и общества в целом, волнуют следующие проблемы:

-безопасны ли и надежны ли предлагаемые производителем товары?

- точно ли описывают производители свои товары в рекламных объявлениях и на упаковке?

-существует ли в пределах рынка конкуренция, благодаря которой имеется выбор товаров по качеству и ценам?

- справедливо ли обращаются с покупателями продавцы и работники сервиса?

- не наносит ли данная деятельность вреда окружающей среде?

Исходя из данной концепции маркетинга фирмы, предлагаются следующие функции и задачи службы маркетинга (табл. 19.1).

Таблица 19.1 Функции и задачи службы маркетинга

 

Численность службы маркетинга определяется такими факторами, как размер чистого дохода фирмы, объем и сложность выпускаемых товаров, количество рынков.

 

Структура службы маркетинга определяется множеством факторов. На рис 19.1 представлена примерная структура службы маркетинга предприятия. Обозначения к рис. 19.2

1.1 группа (бюро) информационного обеспечения маркетинг,

1.2группа реализации концепции маркетинга в нормативно-методических документах;

1.3 группа, исследования конкурентоспособности товаров конкурентов

1.4 группа сегментации рынка,

2.1 группа прогнозирования конкурентных преимуществ фирмы,

2.2 группа прогнозирования цен;

2.3 группа формирования стратегии фирмы;

2.4 группа контроля реализации концепции маркетинга в подразделениях предприятия;

3.1. группа прогнозирования стратегий повышения качества и ресурсосбережения;

3.2. группа прогнозирования технической и социальной политики предприятия;

3.3. группа прогнозирования нормативов конкурентоспособности товаров и фирмы;

3.4. группа формирования структуры бизнес-плана предприятия и контроля его выполнения;

4.1. группа методического, ресурсною и организационно-технического обеспечения рекламы,

4.2. группа организации работы рекламных агентств и служб;

4.3. группа стимулирования продвижения товара на рынке;

4.4. группа связи с общественностью (внешней средой).


Дата: 2018-11-18, просмотров: 235.