Реализация системы эк-кой безопасности требует четкой организационной структуры и распределения функций и полномочий различных органов вертикали и горизонтали государственной власти.
Президент РБ: осуществляет общее руководство системой обеспечения нац. безопасности. Реализует свои полномочия в этой сфере через Совет безопасности РБ и Совет Министров РБ.
Президент РБ обязан:
- формировать Совет безопасности РБ и руководить его деятельностью;
- определять стратегии внутренней и внешней безопасности, меры по обеспечению соц-политич. и эк-кой стабильности в обществе;
- организовывать деятельность по защите суверенитета РБ, ее нац. безопасности, территориальной целостности;
- контролировать и координировать деят-сть гос.органов по обеспечению безоп-ти;
- издавать декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории РБ; - обеспечивать их исполнение.
Национальное собрание РБ: разработка системы правового регулирования отношений в сфере безопасности, принятие соответствующих законов.
Совет Министров РБ:
- руководит системой подчиненных ему органов гос. управления и др. органов исполнительной власти по обеспечению безопасности РБ;
- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики;
- организует и контролирует подготовку и исполнение мероприятий по обеспечению эк безопасности министерствами, комитетами, иными подведомственными ему органами управления.
Совет безопасности РБ:
координирует деятельность всех субъектов страны по обеспечению нац-ой, в том числе эк-кой безопасности. Председателем которого является Президент.
Осуществляет подготовку решений Президента в сфере национальной безопасности и отвечает перед ним за организацию деятельности по защите жизненно важных нац. интересов страны от внешних и внутренних угроз.
Межведомственная комиссия по безопасности в эк-кой сфере:
создана при Совете безопасности Указом Президента.
Важнейшими ее задачами являются:
- определение жизненно важных интересов РБ в экономической сфере,
- выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам.
Комиссия дает заключения по проектам республиканских научно-технических, соц-эк и других целевых программ, а также осуществляет по поручению Президент и Совета безопасности экспертизу проектов решений гос. органов и иных организаций и части, касающейся обеспечения эк безопасности.
Правительство РБ: В его структурах сосредоточен значительный объем работ по экономической безопасности.
Министерство экономики: головная структура, которая осуществляет координацию работы министерств и других республиканских органов управления по вопросам внутренней и внешней экономической политики.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ:
определяются стратегия и регулирование деятельности продовольственной безопасности, которая во многом зависит от развития АПК.
Министерство промышленности, Государственный военно-промышленный комитет: решают вопросы производственной безопасности.
+сюда относят государственные отраслевые концерны, объединяющие предприятия отдельных отраслей промышленности («Белгоспищепром», «Белнефтехим», «Беллегпром», «Белбиофарм», «Беллесбумпром»).
Министерство энергетики и департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации:
занимается вопросами энергетической безопасности.
Министерство транспорта и коммуникаций (департамент по авиации, департамент «Белавтодор», Белорусская железная дорога), Министерство связи и информатизации, а также Министерство архитектуры и строительства: обеспечивают инфраструктурную безопасность .
Национальная академия наук Беларуси и Государственный комитет по науке и технологиям: являются головными организациями по обеспечению инновационной безопасности.
Министерства экономики, иностранных дел, торговли, Гос. таможенный комитет: несет ответственность за внешнеэкономическую безопасность.
Министерством финансов РБ: контролирует все вопросы, связанные с финансовой безопасностью, регулированием дефицита государственного бюджета, внутренней и внешней задолженностью государства.
Национального банка РБ:
решает вопросы валютной безопасности, золотовалютных резервов, регулирование валютного рынка и, соответственно, валютного курса.
Гос. таможенным комитетом, Комитетом государственного контроля, банковской системой: осуществляет валютный контроль.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный комитет по имуществу:
играют главную роль в обеспечении экологической безопасности.
Министерство труда и социальной защиты РБ: осуществляет координацию мероприятий по обеспечению демографической безопасности.
Министерства: образования, здравоохранения, культуры, труда и социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, спорта и туризма: обеспечивают различные аспекты социальной безопасности.
Министерство по налогам и сборам, департамент по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также местные исполнительные и распорядительные органы, Организация борьбы с экономической преступностью: играют существенную роль в обеспечении экономической безопасности.
1. Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономических наук.
2. Понятие и структура национальной экономики.
3. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
4. Типы национальных экономик.
5. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики.
6. Понятие совокупного экономического потенциала страны.
7. Национальное богатство как составная часть совокупного экономического потенциала страны.
8. Природно-ресурсный потенциал Республики Беларусь.
9. Демографический и трудовой потенциалы Республики Беларусь.
10. Научный и научно- технический потенциалы Республики Беларусь.
11. Инновационный потенциал Республики Беларусь.
12. Информационно-технологический потенциал Республики Беларусь.
13. Производственный потенциал Республики Беларусь.
14. Инвестиционный потенциал Республики Беларусь.
15. Внешнеэкономический потенциал Республики Беларусь.
16. Экологический потенциал Республики Беларусь.
17. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы. Факторы экономического роста.
18. Моделирование экономического роста.
19. Отраслевая структура национальной экономики. Хозяйственные комплексы.
20. Структура и тенденции развития промышленного комплекса.
21. Структура и тенденции развития топливно-энергетического комплекса.
22. Структура и тенденции развития аграрно-промышленного комплекса.
23. Структура и тенденции развития строительного комплекса.
24. Комплекс социально- культурных отраслей.
25. Социально- потребительский комплекс.
26. Проблемы развития транспорта и связи в национальной экономике Республики Беларусь.
27. Региональные социально- экономические комплексы.
28. Понятие переходного процесса при смене экономических порядков.
29. Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики.
30. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития (НСУР -2020).
31. Формирование и развитие институтов рынка.
32. Проблемы формирования и функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
33. Особенности функционирования валютного рынка Республики Беларусь.
34. Особенности функционирования фондового рынка Республики Беларусь.
35. Проблемы и перспективы функционирования товарных рынков Республики Беларусь.
36. Проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь.
37. Разгосударствление и приватизация: задачи и основные этапы преобразования форм собственности.
38. Инвестиционная политика как основа структурной трансформации экономики.
39. Цели и задачи государственного регулирования.
40. Структура государственного управления.
41. Система государственного прогнозирования и программирования.
42. Государственная финансовая система Республики Беларусь.
43. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь.
44. Особенности функционирования денежной системы Республики Беларусь.
45. Реализация антиинфляционной политики государства.
46. Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования
47. Национальная валютная система Республики Беларусь.
48. Социальная политика государства: цели, принципы построения. Направления реформирования социальной сферы.
49. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения.
50. Меры государственного воздействия на уровень и качество жизни населения.
51. Тенденции и факторы международной экономической интеграции.
52. Формы и механизмы интеграции.
53. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны.
54. Интеграционные процессы в рамках СНГ.
55. Экономическая интеграция Беларуси и России.
56. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ.
57. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны.
58. Критерии и показатели системы экономической безопасности.
59. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере.
60. Функции государственных органов Республики Беларусь в системе обеспечения безопасности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 243.