Налог – принудительно изымаемые гос-вом или местными органами власти средства с физ и юр лиц, необходимые для осуществления гос-вом своих функций.
Рядом законов, принятых Верховным Советом РБ, создана новая налоговая система, включающая следующие налоги с юридических лиц: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо и налог на прибыль, доходы; на недвижимость; земельный налог; за пользование природными ресурсами (экологический); чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; налог на импорт и экспорт; транзитный налог. Кроме того, в налоговую систему включаются и налоги с населения: подоходный налог; земельный; налог на имущество. Местными органами власти могут быть введены дополнительные местные налоги и сборы.
В современных условиях налоги выполняют 2 функции: фискальную и экономическую(регулирующую и распределительную). Фискальная является основной в формировании денежных фондов гос-ва. Экономическая предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения нац дохода, влияния на реальный процесс произ-ва и инвестиций, на масштабы и темпы роста эко.
По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги непосредственно выплачиваются конкретным плательщиком. Косвенные – это обязательные платежи, включенные в цену товара. Значительную их часть образуют акцизы (надбавки к ценам товаров). В соответствии с гос устройством и бюджетной структурой налоги делятся на республиканские и местные. Сов-ность всех взимаемых в гос-ве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему.
Согласно нормам, все граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании гос расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоги и сборы, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту – Национальному собранию РБ. При этом законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение гос расходов, снижение или увеличение расходов, могут вноситься на рассмотрение Парламента лишь с согласия Президента РБ либо по его поручению – Правительства.
Основными направлениями совершенствования действующей системы налогообложения в Республике Беларусь являются:
- выравнивание налогового бремени между субъектами хозяйствования различных форм собственности и отраслей;
- упорядочение системы налоговых льгот и инструментов налогового регулирования по созданию благоприятной инвестиционной среды;
- унификация налогового законодательства республики, приведение ее в соответствие с общепринятыми в мировой практике принципами построения;
- совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
- существенная модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания основных налогов;
- упрощение налоговой системы таким образом, чтобы не допустить искажающего воздействия налогов на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет.
47. Национальная валютная система РБ
Национальная валютная система Республики Беларусь представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась
Национальная валютная система Республики Беларусь образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в международные финансовые механизмы.
Основные элементы национальной валютной системы Республики Беларусь: валютная политика; режим валютного курса; организационно-правовая форма валютного регулирования.
Основой валютной системы является национальная денежная единица – белорусский рубль, введенный в обращение в 1992 г.
Выделим группы рисков, специальных факторов, влияющих на устойчивость белорусской валютной системы :
- первая группа – риск кредитования;
- вторая группа – риск рынка;
- третья группа – операционный или системный риск;
- четвертая группа – риск ликвидности;
- пятая группа – факторы случайности.
Национальными органами валютного регулирования и контроля используются следующие принципы директивного валютного регулирования:
1) принцип обеспечения гарантии выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам нерезидентами в пользу резидентов Республики Беларусь при осуществлении последними предварительной оплаты в форме банковского перевода;
2) принцип определения сферы введения валютного контролинга;
3) принцип монопольного положения банков при проведении валютных операций;
4) принцип декларирования цели и необходимости проведения внешнеэкономических операций;
5) принцип ограничения или изоляции внутреннего валютного и денежного рынков от европейских рынков национальной валюты;
Национальный банк выполняет следующие функции:
- устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;
- регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;
- разрабатывает и совместно с уполномоченными государственными органами единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь;
- осуществляет эмиссию денег;
- выдает разрешение (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала;
- регулирует денежное обращение;
- регулирует кредитные отношения;
- осуществляет валютное регулирование;
- определяет в соответствии с законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
- организует функционирование системы межбанковских расчетов;
- осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
- устанавливает порядок осуществления банковских операций;
- определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;
- создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими;
- выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 263.