Налоговая система и пути ее совершенствования в нац экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налог – принудительно изымаемые гос-вом или местными органами власти средства с физ и юр лиц, необходимые для осуществления гос-вом своих функций.

Рядом законов, принятых Верховным Советом РБ, создана новая налоговая система, включающая следующие налоги с юридических лиц: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо и налог на прибыль, доходы; на недвижимость; земельный налог; за пользование природными ресурсами (экологический); чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; налог на импорт и экспорт; транзитный налог. Кроме того, в налоговую систему включаются и налоги с населения: подоходный налог; земельный; налог на имущество. Местными органами власти могут быть введены дополнительные местные налоги и сборы.

В современных условиях налоги выполняют 2 функции: фискальную и экономическую(регулирующую и распределительную). Фискальная является основной в формировании денежных фондов гос-ва. Экономическая предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения нац дохода, влияния на реальный процесс произ-ва и инвестиций, на масштабы и темпы роста эко.

По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги непосредственно выплачиваются конкретным плательщиком. Косвенные – это обязательные платежи, включенные в цену товара. Значительную их часть образуют акцизы (надбавки к ценам товаров). В соответствии с гос устройством и бюджетной структурой налоги делятся на республиканские и местные. Сов-ность всех взимаемых в гос-ве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему.

Согласно нормам, все граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании гос расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоги и сборы, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту – Национальному собранию РБ. При этом законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение гос расходов, снижение или увеличение расходов, могут вноситься на рассмотрение Парламента лишь с согласия Президента РБ либо по его поручению – Правительства.

Основными направлениями совершенствования действующей системы налогообложения в Республике Беларусь являются:

- выравнивание налогового бремени между субъектами хозяйствования различных форм собственности и отраслей;

- упорядочение системы налоговых льгот и инструментов налогового регулирования по созданию благоприятной инвестиционной среды;

- унификация налогового законодательства республики, приведение ее в соответствие с общепринятыми в мировой практике принципами построения;

- совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;

- существенная модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания основных налогов;

- упрощение налоговой системы таким образом, чтобы не допустить искажающего воздействия налогов на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет.

 

47. Национальная валютная система РБ

Национальная валютная система Республики Беларусь представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась

Национальная валютная система Республики Беларусь образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в международные финансовые механизмы.

Основные элементы национальной валютной системы Республики Беларусь: валютная политика; режим валютного курса; организационно-правовая форма валютного регулирования.

Основой валютной системы является национальная денежная единица – белорусский рубль, введенный в обращение в 1992 г.

Выделим группы рисков, специальных факторов, влияющих на устойчивость белорусской валютной системы :

- первая группа – риск кредитования;

- вторая группа – риск рынка;

- третья группа – операционный или системный риск;

- четвертая группа – риск ликвидности;

- пятая группа – факторы случайности.

Национальными органами валютного регулирования и контроля используются следующие принципы директивного валютного регулирования:

1) принцип обеспечения гарантии выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам нерезидентами в пользу резидентов Республики Беларусь при осуществлении последними предварительной оплаты в форме банковского перевода;

2) принцип определения сферы введения валютного контролинга;

3) принцип монопольного положения банков при проведении валютных операций;

4) принцип декларирования цели и необходимости проведения внешнеэкономических операций;

5) принцип ограничения или изоляции внутреннего валютного и денежного рынков от европейских рынков национальной валюты;

Национальный банк выполняет следующие функции:

- устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

- регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

- разрабатывает и совместно с уполномоченными государственными органами единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь;

- осуществляет эмиссию денег;

- выдает разрешение (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала;

- регулирует денежное обращение;

- регулирует кредитные отношения;

- осуществляет валютное регулирование;

- определяет в соответствии с законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

- организует функционирование системы межбанковских расчетов;

- осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- устанавливает порядок осуществления банковских операций;

- определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;

- создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими;

- выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 263.