Экономическая безопасность — это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.
Обеспечение экономической безопасности — это создание государством условий, гарантирующих недопущение нанесению хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз.
В широком смысле экономическая безопасность — это создание условий по устранению возможных негативных воздействий для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства.
Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.
Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различных стран в решении национальных и интернациональных экономических проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели социально-экономического развития и участие в международном разделении труда.
Международная экономическая безопасность обеспечивается различными структурами ООН, другими международными экономическими организациями, в том числе МВФ, Всемирным банком, ВТО, ФАО.
Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:
• производственная;
• финансовая;
• продовольственная;
• энергетическая;
• инфраструктурная;
• инновационная;
• внешнеэкономическая.
Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней.
Основными угрозами производственной безопасности в Республике Беларусь являются:
• износ, физическое и моральное старение основных производственных фондов;
• высокая энерго- и материалоемкость производства, зависимость от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов, а также комплектующих;
• неустойчивое финансовое положение предприятий, хронический дефицит оборотных средств;
• преобладание устаревших технологий;
• высокий уровень монополизации в производственной сфере, несовершенство механизма регулирования деятельности производственных монополий, что позволяет повышать цены без снижения издержек производства и улучшения качества продукции;
• сохранение устаревшей структуры производства без учета спроса на выпускаемую продукцию.
Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.
Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси — улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств. Это требует продолжения реструктуризации и приватизации предприятий, расширения конкуренции для субъектов хозяйствования на внутреннем рынке продукции, товаров, работ и услуг. Положительное влияние на финансовое состояние предприятий имеет совершенствование налоговой системы, сокращение количества налогов и повышение их собираемости.
Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики стран или группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.
Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления).
Основными направлениями повышения энергетической безопасности Беларуси являются:
• улучшение энергоэффективности потребления топливно-энергетических ресурсов, прежде всего импортируемых видов топлива и электрической энергии; стимулирование увеличения использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии, особенно для выработки электрической энергии;
• диверсификация импортируемых ТЭР по видам топлива и его поставщикам; проработка вопросов диверсификации поставок электрической энергии из сопредельных с Беларусью государств;
• увеличение запасов импортируемых видов топлива, в первую очередь основных — природного газа и мазута;
• модернизация оборудования действующих тепловых электростанций в области повышения его надежности и энергоэффективности;
• реконструкция и развитие линий электропередач, модернизация автоматики и релейной защиты электрических подстанций для повышения надежности энергоснабжения потребителей;
• модернизация и реконструкция схем теплоснабжения и тепловых сетей с целью уменьшения потерь тепла, включая автоматизацию управления тепловыми и гидравлическими режимами;
• развитие объектов малой энергетики, использующих энергию пара и редуцированного природного газа для комбинированного производства электрической и тепловой энергии;
• осуществление постоянного мониторинга состояния энергетической безопасности.
Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.
Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.
Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.
Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:
• конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;
• объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;
• товарную диверсификацию экспорта и импорта;
• долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;
• внешнюю задолженность.
Для обеспечения информационной безопасности необходимы эффективное использование национальных информационных ресурсов, защита безопасности информационных систем и сетей связи, поддержка современных информационных технологий, национальной индустрии средств информатизации и связи.
Главной целью оборонной безопасности является создание необходимых условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны в случае применения против нее (или угрозы) вооруженной силы.
Угрозы экономической безопасности — это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека.
Показатели и индикаторы экономической безопасности — наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность.
Пороговые значения экономической безопасности — предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации.
59. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере
Жизненно важными интересами в производственной сфере являются, прежде всего:
- высокая конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- рост объемов выпуска продукции и ритмичность производства;
- высокий уровень технологии и качества продукции, рентабельность производства;
- обеспеченность производства ресурсами;
- перераспределение ресурсов от малоэффективных и неэффективных производств к производствам, где эти ресурсы используются с большей эффективностью;
- соответствие структуры выпускаемой продукции спросу.
Реализации основных жизненно важных интересов в сфере обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь придается в современных условиях особое значение. Такими интересами являются:
- максимальное обеспечение собственными продовольственными товарами населения республики;
- определение и достижение оптимальных квот производства сельхозпродукции с другими государствами.
- эквивалентность обмена с другими отраслями народного хозяйства республики,
- снижение энерго- и материалоемкости сельскохозяйственного производства;
- повышение технологического уровня производства продовольственных товаров;
- преобразование земельных отношений на принципах развития разнообразных форм собственности;
- развитие современной рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса;
- структурная перестройка АПК с целью повышения его эффективности и производства высококачественной и конкурентоспособной продукции;
- сохранение существующих и восстановление утраченных сельскохозяйственных земель;
- значительный рост государственных и частных инвестиций в АПК для перехода к цивилизованным рыночным отношениям.
Внутригосударственные интересы включают:
- умеренные и стабильные темпы инфляции;
- стабильность денежно-кредитной системы;
- стабильность бюджетно-налоговой системы;
- стабильность обменного курса национальной денежной единицы по отношению к конвертируемым валютам;
- ориентацию финансовой инфраструктуры на обслуживание производственного сектора.
Внешние интересы в области финансовой деятельности государства обусловлены высокой степенью открытости экономики республики (размеры внешнеторгового оборота сопоставимы с объемом ВВП) и заключаются в необходимости обеспечения эффективного участия в международном разделении труда. К ним относятся:
- сокращение внешней задолженности страны;
- достижение конвертируемости белорусского рубля на мировом финансовом рынке;
- повышение доверия международных финансовых организаций к экономике республики в части инвестиционных и финансовых рисков, обеспечивающего отсутствие дискриминации и равнодоступность к международным кредитным ресурсам;
- поддержание эффективного уровня обменного курса белорусского рубля, стимулирующего отечественных производителей-экспортеров;
- рост валютных активов банковской системы.
Государственная социальная политика направлена на реализацию следующих интересов населения страны:
- поддержание рациональной занятости населения при среднем уровне безработицы, не превышающем 5-6%;
- предоставление возможности всем трудоспособным зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
- четкое определение круга лиц, нуждающихся в государственных социальных гарантиях, и разграничение в связи с этим социального страхования и социальной помощи, что будет способствовать уменьшению иждивенческих настроений в обществе;
- разработка и осуществление социальных программ, охватывающих определенные категории населения;
- введение нового механизма финансирования социальной сферы.
Жизненно важные интересы Республики Беларусь в инфраструктурной сфере включают:
- повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса;
- опережающее развитие инфраструктуры по сравнению с обслуживаемыми ею сферами и отраслями экономической системы республики;
- значительное снижение материалоемкости функционирования инфраструктуры;
- совершенствование структуры инфраструктурного комплекса - опережающее развитие рыночной инфраструктуры, а также транспорта и связи, учитывая открытый характер экономики и географическое положение Беларуси;
- создание дополнительных резервов мощностей инфраструктурного комплекса.
В целом жизненно важные интересы РБ в экономической сфере согласно Концепции национальной безопасности включают:
1. Осуществление преобразований в экономике, ориентированных на повышение ее эффективности, достижение требуемой динамики роста объемов производства, уровня и качества жизни населения.
2. Многоукладность национальной экономики и эволюционное развитие отношений собственности.
3. Поддержание устойчивого баланса между государственным регулированием и свободой экономических отношений. Расширение свобод для субъектов экономических отношений всех форм собственности, развитие конкуренции на внутреннем рынке. Стимулирование отечественных товаропроизводителей.
4. Сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и системы собственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции.
5. Повышение инвестиционной и инновационной активности, привлечение иностранных партнеров на основе выгодных для них и государства механизмов ввоза и вывоза продукции, имущества и финансовых средств.
6. Обеспечение положительной динамики чистого экспорта и оптимальных размеров внешнего и внутреннего долга. Доступ к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно или неэффективно в республике.
7. Защита внутреннего рынка и отечественного производства от недобросовестной конкуренции.
8. Стабилизация финансово-кредитной системы. Снижение бюджетного дефицита до оптимального уровня.
9. Устойчивое функционирование банковской системы, повышение регулирующей роли банков в экономическом развитии.
10. Совершенствование товарных рынков на основе новых информационных технологий, способствующих предупреждению циклических кризисов.
11. Обеспечение оптимального сочетания государственной поддержки и экономической самостоятельности в развитии сельскохозяйственного производства, создание эффективной системы землепользования.
12. Гармоничное развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, направленное на совершенствование рыночных механизмов, обмен информацией и технологиями, способствующий экономическому развитию.
13. Формирование единого экономического пространства с Российской Федерацией в соответствии с Договором о создании Союзного государства на принципе баланса интересов.
14. Совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 264.