Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На межд. эк-кие позиции нации оказывают влияние такие факторы, как:

1)уровень развития национальной эконо­мики:

Позиции нации в международных обменах различаются в зависимости от объема производства и национально­го дохода, определяющих спрос и предложение этих наций в области товаров и услуг. На эти позиции влияет также объем нацио­нального богатства, которым располагает та или иная страна.

2)структура национальной экономики:

Каков бы ни был уровень развития, национальные экономики обладают различной структу­рой. От структуры экономики зависят объем и состав импорта и экспорта товаров, услуг и капиталов.

При эк-ком анализе влияния структуры нац. экономики на международную торговлю могут быть использованы следующие показатели:

коэффициент зависимости нации от международной торгов­ли — отношение стоимости товаров и услуг, потребляемых внут­ри страны, к стоимости товаров и услуг, поступающих из-за рубежа;

склонность к импорту и экспорту - отношение импорта (экс­порта) к национальному доходу;

маржинальная {предельная) склонность к импорту ~ отноше­ние дополнительного прироста импорта к приросту националь­ного дохода;

эластичность импорта и экспорта по отношению к ценам и до­ходу — определяется относительными колебаниями импорта и экспорта в зависимости от относительных колебаний цен и дохода.

3)экономическое могу­щество:

МЭО — это отношения между экономиками различной мощи, меж­ду экономиками доминирующими и доминируемыми.

Степень доминирования нац. экономики зависит от сле­дующих факторов:

- размера страны, который определяет масштабы ее участия в ми­ровом спросе и предложении товаров и услуг;

- наличия имеющих стратегический характер отраслей эконо­мики у данного государства;

- силы переговорных позиций государства в международной тор­говле.

Т.о., МЭО могут иметь место лишь между странами с различным уровнем развития, с различной специализацией, с различными формами доминируе­мого или доминирующего типа.

 

54. Интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств

Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).

СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара, 5 — численности населения, 10 % промышленного производства. На территории стран Содружества расположены большие запасы природных ресурсов, имеющих востребованность на мировых рынках.

По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров.

Конкурентными ресурсами стран СНГ являются также дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики.

Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

• различные модели социально-экономического развития отдельных государств;

• разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;

• неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;

• несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;

• применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

• большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

Для реализации Соглашения разработан и согласован комплекс основных мер по формированию ЕЭП, включающих мероприятия: по таможенно-тарифной политике, разработке правил по применению количественных ограничений и мер административного характера, специальных защитных и антидемпинговых мер во внешней торговле; регулированию технических барьеров в торговле, включая санитарные и фитосанитарные меры; порядку транзита товаров из третьих стран (в третьи страны); конкурентной политике; политике в сфере естественных монополий, в области предоставления субсидий и государственных закупок; налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и валютной политике; по сближению экономических показателей; инвестиционному сотрудничеству; торговле услугами, перемещению физических лиц.

Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

Процесс проведения согласованной экономической политики в рамках эффективного использования объединенной транспортной и энергетической систем, общего аграрного рынка, а также рынка труда должен осуществляться при соблюдении суверенитета и защиты национальных интересов государств с учетом общепризнанных принципов международного права. Для этого необходимо сближение национальных законодательств, правовых и экономических условий функционирования субъектов хозяйствования, создание системы государственной поддержки приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 259.