Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственное предпринимательство

 «Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления»1.

Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме.

Основной формой юридического лица, осуществляющего государственное предпринимательство, является предприятие.

Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).

В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента и другие меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для повышения эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях необходимо совершенствовать систему управления. С целью формирования эффективной модели управления целесообразно разделение управленческих и хозяйственных функций посредством преобразования концернов (объединений) в ассоциации, союзы, финансово-промышленные и иные хозяйственные группы, а также в другие интегрированные структуры.

Для повышения эффективности государственного предпринимательства необходимо:

• провести техническое обновление предприятий, перейти на высокие наукоемкие технологии, освоить новые образцы продукции, имеющие спрос на внутреннем и внешних рынках;

• снизить издержки производства и расходов на управление;

• усилить ответственность руководителей государственных унитарных предприятий за эффективное использование закрепленного за этими предприятиями на праве хозяйственного ведения государственного имущества;

• обеспечить государственные инвестиционные проекты по обновлению и расширению производства.

Частное предпринимательство

Предприниматель — это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью (по производству либо реализации товаров и услуг).

Частное предпринимательство — это экономическая система, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства.

Фирма — это обобщенное название, используемое по отношению ко всем (или почти ко всем) организациям бизнеса.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют три формы организации предпринимательства:

• единоличное владение;

• партнерство;

• корпорация.

В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.

Малый бизнес

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Развитие малого бизнеса в Беларуси сопряжено со многими проблемами: нестабильное законодательство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др.

Для субъектов негосударственной формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности, при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие.

Для активизации малого бизнеса следует устранить факторы, препятствующие развитию предпринимательства, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки.

В связи с этим необходимо:

• совершенствовать правовые и экономические условия для устойчивого развития предпринимательства;

• повысить эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса;

• упростить налогообложение и процедуру получения кредитов;

• упорядочить систему государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;

• развивать инфраструктуру предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центров поддержки предпринимательства, технопарков, инкубаторов, инновационных центров, венчурных фондов и др.) при частичном финансировании государства;

• создавать льготные условия для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

• расширять возможность эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;

• стимулировать развитие малого бизнеса в сельской местности и малых городах.

Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Местные органы власти и управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.

Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Для стимулирования развития субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, другими видами производственной деятельности, наукой и научным обслуживанием, требуются создание условий для инвестирования и кредитования на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий; формирование стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса, а также другие меры государственной поддержки.

 

37. Разгосударствление и приватизация: задачи и осн. этапы преобразования форм собственности

Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений — независимых, самостоятельных экономически ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании государственной собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

Разгосударствление — это передача имущества из государственной собственности в иную — акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную.

Приватизация — это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Формы собственности в нашей стране определяются Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с этими основополагающими документами в наглей стране существуют две формы собственности — государственная и частная.

Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-тер-. риториальных единиц).

Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения.

Реформирование государственной собственности в Беларуси началось в 1991 г. в соответствии с Основными положениями Программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике и было напрямую связано с необходимостью повышения эффективности всего хозяйственного комплекса страны.

Главными задачами разгосударствления и приватизация являются:

• формирование необходимой для рыночной экономики среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов хозяйствующих субъектов;

• усиление хозяйственных и трудовых мотиваций, повышение эффективности использования созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения;

• создание возможности самовыражения гражданам, задействование их энергии, предприимчивости, инициативы;

• увеличение поступлений средств в бюджет за счет продажи государственного  имущества, связывание средств предприятий, отвлечение части денег с потребительского рынка и таким образом способствование его стабилизации.

В преобразовании форм собственности в Беларуси выделяются три этапа.

На первом этапе (1991 1992 гг.) осуществлялась приватизация только за денежные средства, в основном по инициативе «снизу». Заинтересованные в приватизации трудовые коллективы предприятий обращались в органы приватизации со своими предложениями о выкупе государственного имущества.

Второй этап приватизации начался с принятием в 1993 г. законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», Государственной программы приватизации, других законодательных и нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50 % стоимости оплачивалось деньгами и 50 % — чеками «Имущество». Средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта могли преобразоваться в открытые акционерные общества. На конкурсы и аукционы выставлялись малые предприятия коммунальной собственности, а также объекты незавершенного строительства. Принятая в 1994 г. Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса предусматривала наряду с преодолением спада производства осуществление разгосударствления и приватизации, развитие малого и среднего бизнеса. Это позволило значительно активизировать процесс приватизации. Если в 1991—1992 гг. негосударственными стали 251 предприятие республиканской и коммунальной собственности, то в 1993—1994 гг. — 876 предприятий. В числе преобразованных в акционерные общества более 50 крупных предприятий: Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Брестский и Новогрудский заводы газовой аппаратуры, Пинкий деревообрабатывающий комбинат, Витебский чулочно-трикотажньй комбинат, Минский часовой завод, завод холодильников «Атлант» и др.

Третий этап — этап совершенствования стратегии и тактики преобразований отношений собственности. Его основные направления определяются указами Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности» (март 1995 г.), «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (ноябрь 1997 г.).

В 1998 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», который позволил обеспечить единую государственную политику но реформированию государственной собственности, усилить социальную направленность этого процесса, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов. В 2000 г. разработана и одобрена Постановлением Совета Министров Концепция управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001—2005 годы.

За годы приватизации (с 1991 по 2003 г.) в Беларуси сменили форму собственности 3909 госпредприятий, или около 27 % общего числа зарегистрированных в стране.

Численность работающих на разгосударствленных и (или) приватизированных предприятиях составляет около 860 тыс., или чуть более 19 % числа занятых в народном хозяйстве страны.

Из общего количества разгосударствленных предприятий 26,2 % относились к республиканской собственности. Среди них наибольший удельный вес занимают предприятия промышленности, строительства, перерабатывающие предприятия АПК. В промышленности наиболее динамично приватизировались предприятия легкой и деревообрабатывающей отраслей, производства строительных материалов.

Из 2844 реформированных объектов коммунальной формы собственности 1153 (40,5 %) относятся к торговле, 558 (19,6 %) — перерабатывающие и обслуживающие предприятия АПК, 411 (14,5 %) — объекты бытового обслуживания, 244 (8,6 %) — предприятия общественного питания.

В Республике Беларусь, согласно законодательству, используются следующие методы приватизации:

• преобразование государственных организаций в акционерные общества (ОАО);

• выкуп арендованного имущества арендной организацией;

• продажа на аукционе и по конкурсу.

Наиболее распространенным методом разгосударствления являлось преобразование предприятий в акционерные общества. Такой метод использовался для 46,1 % реформированных за 1991 — 2003 гг. государственных организаций (объектов), в том числе для 78,8 % объектов республиканской и 33,3 % объектов коммунальной формы собственности.

В результате осуществления разгосударствления и приватизации в Беларуси существенно расширился негосударственный сектор экономики. Доля работающих на негосударственных предприятиях в 2003 г. составила 47,1 % общей численности занятых в экономике, в том числе в промышленности — 58, строительстве — 65, торговле и общественном питании — 76 %.

В последние годы в Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов государственной собственности исходя из оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции.

Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия приватизации.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 254.