Формирование и развитие институтов рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Переход к рыночной экономике в постсоциалистических странах — сложный, многофакторный и длительный процесс. Основное значение в построении рыночных отношений имеет создание адекватной законодательной и институциональной базы, организационной инфраструктуры. В экономической теории, представленной различными научными и идеологическими школами, встречается множество определений рынка, рыночной экономики. Вот некоторые из них.

Рынок — всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок — это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на них.

Рыночная экономика — экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. С системных позиций — это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.

Этим не исчерпывается многообразие определений. Их генезис и сущность можно изучить в курсе теоретической экономики. Для данного пособия вполне уместно и достаточно руководствоваться дефиницией рынка с точки зрения институциональной теории, которая определяет понятие «рынок» как совокупность институтов1, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг, основанного на таких базовых принципах, как:

• частная собственность;

• добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов;

• конкуренция.

Совокупность институтов образует целостную систему, или институциональную среду. И «рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики. В их число входят принципы:

• свободы хозяйственной деятельности;

• всеобщности рыночных отношений;

• плюрализма и равноправия форм собственности;

• саморегулирования хозяйственной деятельности;

• свободного ценообразования;

• самофинансирования и экономической ответственности;

• гармоничного сочетания государства и рынка.

При анализе рыночных институтов, в том числе различных видов рынков, важны как макроуровень, блоки национальной статистики, системные схемы (модели) экономики, так и микроуровень — совокупность экономических субъектов (предпринимателей, наемных работников, потребителей и т.д.).

Активный и мотивированный хозяйственный агент способен стать исходным пунктом всех рыночных построений. При этом в число основных агентов рынков входят не только предприятия и домашние хозяйства, но также органы государственного управления и общественные организации.

Рынки характеризуются также по уровню насыщения (соответствия спросу и предложению), степени конкурентной зрелости, монополизации, правовому статусу (легальный, нелегальный) и другим признакам и критериям.

Эта очень упрощенная схема тем не менее показывает, в каких институциональных координатах осуществляется многомерная совокупность индивидуальных обменов, с одной стороны, и функционирование рынков — с другой. Последнее представляет собой относительно автономную сферу со встроенными механизмами регулирования и саморегулирования.

Чтобы охарактеризовать конкретное состояние рынка, необходимо рассмотреть его в единстве с процессами производства, распределения, обмена и потребления, с характеристиками видов и прав собственности и экономического обособления, общественного разделения труда, найма рабочей силы, риска хозяйственной деятельности, соотношения спроса и предложения, цен, а также рыночной инфраструктуры, т.е. совокупности учреждений государственного, частного и общественного секторов, обеспечивающей функционирование экономики на рыночных принципах и ценностях, реализующей их организационно-институциональное оформление (учреждения, биржи, ассоциации и т.д.).

Наряду с организациями и учреждениями ключевую роль играют рыночные институты, закрепляющие и развивающие фундаментальные рыночные ценности: институт частной собственности и свободы предпринимательства, институт свободной и честной конкуренции и др.

Для полного воплощения института частной собственности (в том число стимулирующего личную ответственность, мотивацию труда, эффективность производства и т.д.) необходимо создавать и обеспечивать уровень зрелости:

• рыночного правового государства (право собственности, договорное право, правовые нормы на микроуровне, патентное право и т.д.);

• конкурентной среды (конкуренция социальных интересов, антимонопольное законодательство, защита прав собственников и т.д.).

В число ключевых инфраструктурных элементов, обеспечивающих их реализацию, входят структуры юридического и аудиторского сопровождения, информационных услуг и профессиональной подготовки.

Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства (труда, капитала, земли), денежный, валютный и фондовый рынки, совокупность товарных рынков.

Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (или рынок ресурсов).

Факторы производства представляют собой используемые в процессе производства материальные блага и услуги ресурсов экономики. Обычно их подразделяют на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Они непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Их рассматривают также как факторы предложения. Иногда, в зависимости от цели анализа, в рассмотрение включают технологию, информацию и экологию.

 

  1. Проблемы формирования и функционирования рынка труда

Рынок труда — это социально-экономическая система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы; это также экономическое пространство — сфе­ра трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг, кредитов и др. Функционирование каждого из них имеет свои особенности, связанные со спецификой товара, выступающего объектом купли-продажи на данном рынке.

Среди рынков особое место занимает рынок труда, являющийся фундаментом рыночных отношений, поскольку управление эконо­микой предполагает прежде всего управление трудовой деятельно­стью.

Текущий рынок труда состоит из отдельных элементов:

· открытый рынок труда – это экономически активное населе­ние, ищущее работу и нуждающееся в подготовке и переподго­товке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах эко­номики;

· скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производ­ства или же с изменением его структуры могут быть высвобожде­ны без ущерба для производства.

Функционирование рынка труда имеет ряд следующих особен­ностей, связанных с характером и спецификой воспроизводства ра­бочей силы:

1. Неотделимость прав собственности на товар — рабочую силу от владельца.

2. Значительная продолжительность по времени контакта про­давца и покупателя рабочей силы,

3. Наличие большого числа институциональных структур особо­го рода 4. Высокая степень индивидуализации сделок, связанная с раз­личным профессионально-квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда и т.д.

5. Своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом любого другого, вещного товара.

6. Значимость для работника неденежных аспектов сделки: содержания и условий труда, микроклимата в коллективе, возможности продвижения по службе и т.д.

Основными субъектами рынка труда являются наемные работники и их объединения — профсоюзы, работодатели (предприниматели) и их союзы, государство.

Конъюнктура рынка труда это соотношение спроса и предло­жения рабочей силы. Она может быть трех типов:

•   трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения рабочей силы;

•   трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения рабочей силы;

•   равновесной, когда спрос на рабочую силу соответствует ее предложению.

Инфраструктура рынка труда это система институтов, учреж­дений и организаций, занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда (государ­ственные учреждения, биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, обществен­ные организации, фонды, банки данных о рабочих местах, статисти­ческая информация и др.).

К функциям рынка труда относятся:

• организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы;

• обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;

• установление равновесных ставок заработной платы;

• содействие решению вопросов занятости населения;

• осуществление социальной поддержки безработных.

Рассмотрим развитие рынка труда в Республике Беларусь.

Минимальная зарплата (МЗП) — это нижняя граница оплаты труда работника. Другими словами, платить больше можно (и нужно) меньше — нет. В Беларуси размер минимальной зарплаты устанавливается ежегодно с 1 января, также исходя из показателей бюджета. В течение года минимальная заработная плата индексируется с учетом инфляции. Самые высокие минималки в Европе в Дании- 540,00 евро, Финляндии- 410,00 евро, и Люксембурге- 378,98 евро . С этими цифрами как-то некорректно сравнивать даже месячную минимальную зарплату в Беларуси, которая составляет 258 600 рублей или 63,70 евро по курсу на 19 января 2010 года.

С 1 января 2010 г. тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 81 тыс. руб.

На 1 января 2010 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 40,3 тыс. безработных (108 процентов к уровню 2008 года).

Количество вакансий в сравнении с январем снизилось и составило на 1 января 2010 г. 34,5 тыс. (68 процентов к уровню 2008 года).

Уровень безработицы удерживался в социально допустимых пределах и на 1 января 2010 г. составил 0,9 процента к численности экономически активного населения. Так же следует отметить, что на современном этапе проблема женской безработицы остается актуальной.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 264.