Переход от централизованно регулируемой к рыночной эк-ке, как и любой переход от одного эк-ого порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями эк-кой деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и гос воздействия на эк-кую деятельность, но и структура пр-ва и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.
Переходный период включает три направления преобразований:
• первое — демонтаж старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;
• второе — становление нового экономического порядка, цель которого — создание необходимых условий, способствующих зарождению новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;
• третье — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.
Таким образом, под переходным и следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации эк-кой деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутр и внешних рынков, что обусловлено изменениями эк-ого, гос-ого и общественного порядка.
Характер переходных процессов определяет два типа переходной эк-ки. Первый тип базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается по принципу «разрушения всего старого» (эк-ка Польши, России).
Имеющийся опыт реализации этих процессов показывает, что первый путь менее разрушителен, требует более низких трансакционных издержек, в социальном плане не вызывает резких социальных потрясений и обнищания народа.
Эволюционный путь развития определяется специфической закономерностью функционирования переходной экономики — инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, которые предопределяют невозможность быстрой замены существующих форм другими. Такая замена деформирует производственный процесс, ведет к спаду производства.
Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике старых экономических структур и механизмов, и прежде всего прежних структур производства и управления, преобразование которых также требует времени. Не могут быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества, деятельность существующих институтов, хозяйственный механизм и другие составляющие экономики.
Огромное влияние на переходные процессы оказывает состояние кадров. Для них также характерна инерционность, так как кардинальные изменения в содержании знаний и навыков работы кадров невозможно осуществить быстро.
Важной закономерностью переходной экономики является также зарождение и интенсивное развитие новых форм и отношений. Ими могут быть как не свойственные господствовавшей прежде системе формы и отношения (например , институты рыночной экономики) , та к и возникающие путем изменения содержания старых форм (например , государственная собственность в новой форме акционерных обществ , ассоциаций , унитарных и других предприятий или планирование в форме индикативного, не директивного, а рекомендательного в виде государственных прогнозов и программ) .
Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:
• ликвидировать негативные последствия эк-кого кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технич, инновационный и кадровый потенциалы страны;
• обосновать перспективную модель национальной экономики ;
•создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений ;
• либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство, малый и средний бизнес;
• обеспечить равноправие всех форм собственности;
• сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры — валютной, фондовой и товарных бирж, а также многообразие финансовых учреждений ;
• провести структурную перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику;
• использовать преимущества глобализации для становления национальной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций и кредитов;
• изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;
• значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;
• разработать и реализовать эф-ую систему соц защиты населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль государственных минимальных социальных гарантий и поэтапно приблизить их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию групп населения по уровню доходов;
• повысить эф-сть методов гос регулирования эк-кой деятельности, особенно на начальных этапах переходного периода (правовое обеспечение , установление гибких и стимулирующих параметров бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики, активизация внешнеэк-кой деятельности и м/н сотрудничества с различными финансовыми организациями Европы и мира, решение проблем занятости, рационального использования прир ресурсов и охраны окружсреды) .
Решение данных проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему.
29. Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики (ПМЭ)
Республика Беларусь находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешанной социально ориентированной экономикой. Прошедшие годы преобразований (особенно начало 90-х гг. XX в.) показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, опосредствующих звеньев и переходных форм.
При определении предпосылок необходимо в комплексе с целевыми установками и императивами учитывать и временной фактор.
По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Краткосрочная экономическая политика решает неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. Это прежде всего:
• реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры;
• краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств;
• максимальное использование наличных производственных мощностей;
• совершенствование традиционных технологий и методов ведения хозяйственной деятельности;
• ориентация финансовой сферы, денежной политики на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление национальной валюты без должного учета долговременных интересов реального сектора экономики;
• сосредоточение структур экономического управления преимущественно на оперативных вопросах сбыта продукции, пополнения оборотных средств, преодоления убыточности и неплатежей.
Долговременный характер вышеназванных процессов преобразований обусловливает их стратегический характер и придает им статус базовых предпосылок построения ПМЭ.
В число базовых предпосылок и конструктивных факторов формирования ПМЭ также входят:
• выгодное экономико-географическое положение Беларуси;
• развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственной инфрастуктуры;
• значительные земельные, водные, лесные ресурсы, ряд важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
• достаточно мощная строительная база;
• значительный научно-технический потенциал;
• многоотраслевой промышленный комплекс;
• высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
• комплексность развития территорий и достаточная сформированность межотраслевых комплексов;
• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;
• совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.
В качестве барьеров выступают:
• несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;
• недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;
• критический уровень износа активной части основных производственных фондов и устаревшие в большей части производственные технологии, неразвитость инновационной инфраструктуры;
• недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;
• чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей.
Поэтому задачей государственной политики в области реформирования является создание такого механизма управления и регулирования, который повысит эффективность использования имеющихся факторных преимуществ и последовательно устранит препятствия, что создаст дополнительные предпосылки к построению ПМЭ.
Исходя из изложенных критериев и методологических подходов, всю совокупность необходимых предпосылок и условий следует подразделить на внешние и внутренние, а внутренние — на общесистемные, структурные, институционально-правовые и др.
К числу внешних предпосылок относятся прежде всего учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации, информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.
Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:
• построение социального правового демократического государства;
• эволюция общественных структур в направлении институтов современного
Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны (внутренние системные условия):
• в реальном секторе — создание эффективной и конкурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;
• финансовом секторе — формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только на выживание (быстроокупаемые проекты), но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов;
• институционально-правовой сфере — построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики;
• внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;
• области управления и регулирования социально-экономических процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решения текущих и перспективных задач на основе новых информационных технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
Важными системными предпосылками построения ПМЭ являются также поддержание здоровой экономической среды, обеспечение стабильного экономического роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэкономической политики (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.).
Установление новой роли государства и общества, развитие демократии и общественных отношений повысят эффективность механизмов социального взаимодействия, трансформации экономики и социальной сферы как важных предпосылок построения ПМЭ.
30. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси
В национальнай стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020) главное внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, гармонизации социального, экономического и экологического развития в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — экономика».
В документе на основе анализа сложившейся социально-экономической и экологической ситуации, оценки тенденций мирового экономического развития определяются стратегические цели и задачи, критерии и принципы, направления и приоритеты устойчивого развития Республики Беларусь, а также важнейшие индикаторы, характеризующие степень их реализации.
Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и социальной сферы, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений.
Длительный период, необходимый для достижения конечных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития:
• первый этап (2001—2005 гг.)
• второй этап (2006—2015 гг.)
• третий этап (после 2015 г.)
Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе обусловила необходимость проработки в НСУР-2020 двух сценариев социально-экономического развития.
Первый сценарий (инерционный) основывается на формирующихся в базисном пятилетии тенденциях и направлениях социально-экономического развития, более полном использовании действующих производственных мощностей по выпуску продукции, востребованной рынком, умеренных темпах обновления основного капитала.
Второй сценарий (целевой) предусматривает стабильный рост производства и уровня благосостояния народа при недопущении ухудшения состояния окружающей среды.
Основными направлениями реализации социальной политики в НСУР-2020 приняты:
• создание условий и возможностей для всех трудоспособных граждан зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и т.п.;
• обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания;
• повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
• поэтапное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;
• содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности;
• улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и системы социального страхования;
• повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресности оказания помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот населению.
Основными направлениями экономической политики являются:
• обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг;
• финансовое оздоровление экономики;
• активизация институциональных преобразований;
• повышение уровня использования научно-технического, инновационного и производственного потенциалов;
• структурная перестройка экономики, модернизация производства и реструктуризация предприятий;
• государственная поддержка инновационно-инвестиционных проектов, создание на базе НИИ, НПО и университетов инновационных центров, технопарков, технополисов;
• государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
• активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества, развитие интеграционных процессов с Россией, другими странами СНГ, Евросоюза и другими государствами дальнего зарубежья;
• использование преимуществ глобализации для устойчивого развития национальной экономики, увеличение прямых иностранных инвестиций и кредитов;
• широкое использование региональных и местных инициатив;
• обеспечение экономической безопасности.
Основными направлениями экологической политики являются:
• рациональное природопользование и сохранение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;
• устойчивое управление экосистемами и поддержание биологического разнообразия;
• переход к экологически ориентированному принципу хозяйствования;
• рациональное использование природно-ресурсного потенциала;
• внедрение ресурсосберегающей техники и технологии, экологически безопасных производств;
• снижение антропогенной нагрузки до минимального уровня;
• развитие современных биотехнологий и генной инженерии;
• защита атмосферы и водных бассейнов;
• повышение экологического потенциала лесных, земельных и других ресурсов;
• рационализация образования, переработки и удаления отходов;
• экологическое просвещение и образование, подготовка кадров;
• организация мониторинга окружающей среды и информационное обеспечение населения;
• обеспечение экологической безопасности.
НСУР-2020 одобрена Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь, Президиумом Совета Министров Республики Беларусь и рекомендована для практического использования министерствами и ведомствами при разработке прогнозов и программ.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 280.