Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-продажи товаров и услуг, которую образуют товарные рынки.
Основными целями развития товарных рынков являются1:
• удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в товарах народного потребления и продукции производственно-технического назначения;
• создание условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства собственным производителям;
• обеспечение положительного внешнеторгового баланса. Для достижения этих целей создаются и совершенствуются организационные, материально-технические и правовые условия функционирования товарных рынков, прежде всего инфраструктуры. Рыночная инфраструктура — это совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих товародвижение: продажу, прием и отпуск товаров, их хранение, подработку, подсортировку, упаковку и транспортировку, информационное обслуживание, маркетинг, денежные операции с поставщиками и покупателями.
По характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида:
• производственные, или технологические;
• коммерческие (или чисто торговые).
Технологические процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирования, хранения, упаковки, фасовки, подсортировки и т.д.).
Коммерческие процессы — это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров (изучение покупательского спроса, организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров, рекламирование товаров, оптовые закупки и продажа товаров и др.).
Объектом коммерческой деятельности в торговле являются коммерческие процессы. Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Сегодня в основе формирования и движения товарных ресурсов лежит переход от их централизованного распределения к свободной продаже на биржах и ярмарках, развитие прямых хозяйственных связей с изготовителями товаров, повышение роли договоров поставки. Это кардинально меняет характер, содержание и оценку торговой, коммерческой деятельности.
Трансформационные процессы превращают централизованную торговлю в торговое предпринимательство, или торговый бизнес, который строится на рыночных институтах и принципах экономической свободы, полного равноправия торговых партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.
Основой коммерческой деятельности в торговле является закупочная работа. По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.
В обобщенном виде всех поставщиков товара можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производителей и реализующих ее оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным продавцам и т.д.).
Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной (оптовой) деятельности,
Дистрибьютор — фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм — производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.
Брокерская фирма — предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, белорусским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже — действует по поручению и за счет клиентов, получая от них вознаграждение.
Дилер — юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценами товара, валют и ценных бумаг.
Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.
В представленной выше институционально-организационной структуре оптовых звеньев осуществляется оптовая продажа товаров.
Все большее распространение в Беларуси получают и аукционные торги.
Коммерческая работа по продаже товаров в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности.
Таким образом, в республике ведется целенаправленная работа по развитию институтов товарных рынков, рыночной инфраструктуры, созданию маркетинговых и коммерческих служб торговых, производственных предприятий и организаций разных форм собственности, предприятий сервисного обслуживания, товарных бирж, торговых домов и других коммерческих структур как во внутриэкономической, так и внешнеэкономической сферах деятельности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 274.