Для того чтобы серьезно улучшить четыре ваших навыка в области эмоционального интеллекта, вам необходимо лучше понять, в чем состоит каждый из них и как выглядит его применение на практике. Четыре навыка эмоционального интеллекта можно разбить на две пары: одна образует внутриличностную компетентность, вторая – межличностную (социальную) компетентность[4]. Внутриличностная компетентность формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой, которые концентрируются преимущественно на вас лично, а не на ваших взаимодействиях с другими людьми. Внутриличностная компетентность представляет собой вашу способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять деталями и общими тенденциями своего поведения. Социальная компетентность состоит из навыков социальной восприимчивости (чуткости, эмпатии) и управления отношениями. Социальная компетентность представляет собой способность понять настроения, поведение и мотивы других людей, с тем чтобы улучшить качество ваших отношений и связей с ними.
Эти четыре навыка в совокупности и формируют эмоциональный интеллект. Первые два – самовосприятие и управление собой – говорят о вас самих. Нижние два навыка – социальная восприимчивость и управление отношениями – говорят о том, как вы взаимодействуете с другими людьми.
Самовосприятие
Самовосприятие представляет собой вашу способность точно улавливать собственные эмоции в каждый момент времени и осознавать, с какими тенденциями связаны те или иные ситуации. Самовосприятие предполагает, что вы в своем поведении не ограничиваетесь типичными для себя реакциями на определенные события, задачи или конкретных людей. В этой ситуации важно четко понимать, какие тенденции лежат в основе вашего поведения; это позволит вам яснее осознать свои эмоции. Для достижения высокой степени самовосприятия вы должны быть готовы смириться с дискомфортом, связанным с концентрацией на потенциально негативных чувствах.
Единственный способ по-настоящему понять ваши эмоции состоит в том, чтобы уделить достаточное время их осмыслению, пониманию причин их возникновения и сохранения. Эмоции всегда служат определенной цели. Являясь реакцией на ваш жизненный опыт, эмоции всегда имеют какой-то источник. Часто эмоции возникают как бы ниоткуда, и важно понимать, почему какое-то событие приводит к той или иной вашей реакции. Люди, способные это сделать, смогут быстро дойти до скрытых корней любой эмоции. Ситуации, в которых возникают сильные эмоции, будут всегда требовать более длительных размышлений, и если вы станете уделять подобным размышлениям о самом себе достаточное время, это позволит вам не совершать действий, о которых можете потом пожалеть.
Самовосприятие не связано с выяснением глубинных секретов или бессознательных мотивов. Скорее речь идет о прямом и искреннем понимании того, что именно заставляет включаться. Люди с высокой степенью самовосприятия заметны своей четкостью в понимании того, что именно они могут делать хорошо, что является для них источником мотивации и удовлетворения и какие люди или ситуации способны нажимать на их «кнопки».
Самая удивительная черта самовосприятия – то, что сам факт размышления о нем уже позволяет вам улучшить соответствующие навыки, даже если вы изначально думаете над вещами, которые вам не удаются или которые вы делаете плохо. Высокий уровень самовосприятия у вас означает, что вы не боитесь своих эмоциональных ошибок. Ваши ошибки говорят вам о том, что вам стоит делать по-другому, и снабжают вас постоянным потоком необходимой в жизни информации.
Самовосприятие является основополагающим навыком; когда у вас высокое самовосприятие, вам гораздо проще использовать все остальные навыки эмоционального интеллекта. По мере развития самовосприятия удовлетворенность людей своей жизнью (а именно способность достигать личных и профессиональных целей) поднимается до ранее невиданных высот. Самовосприятие крайне важно для производительности труда: 83 процента людей с высокой степенью самовосприятия достигают высоких результатов, а среди лиц с низкой результативностью лишь два процента обладают высокой степенью самовосприятия. Почему? Если вы обладаете высоким самовосприятием, то вы чаще пользуетесь правильными возможностями, используете свои сильные черты для решения рабочих вопросов и (что, возможно, важнее всего) не позволяете эмоциям останавливать или удерживать вас.
Самовосприятие никогда ранее не было столь важно. Ошибочно предполагая, что сфера психологии связана лишь с изучением патологий, мы считаем, что заниматься осознанием самих себя стоит, только находясь перед угрозой кризиса. Мы склонны с готовностью принимать вещи, которые нам нравятся, и игнорировать то, что создает для нас неудобства. Чем лучше мы будем понимать красоту и недостатки, тем скорее мы сможем реализовать свой потенциал в полном объеме.
Как выглядит самовосприятие
Дейв Т., региональный сервисный менеджер
Оценка самовосприятия = 95[5]
Что говорят о нем коллеги:
«У Дейва есть ясные долгосрочные цели, однако он не жертвует ради них краткосрочными проблемами. Дейв – прямой человек, который не пытается играть с другими. Я неоднократно замечал это на собраниях внутри компании и встречах с клиентами».
«В качестве примера я могу рассказать о том, что сделал Дейв, придя на работу в нашу компанию. Уверен в том, что у него было сильное желание что-то изменить в работе своей команды прямо с порога, однако Дейв потратил много времени на то, чтобы провести диагностику ситуации, команды и отношений с клиентами, прежде чем выступить с предложениями или указаниями к действию».
«Если сказать коротко, то Дейв сам управляет своими эмоциями и не дает им управлять собой. Узнавая неприятные новости, он может нахмуриться, однако затем преодолевает себя и быстро начинает работать со своей командой над тем, чтобы найти решение и улучшить положение дел».
Мария M., менеджер отдела кадров
Оценка самовосприятия = 90
Что говорят о ней коллеги:
«В каждой хорошей или плохой ситуации, в которую я был вовлечен, Мария всегда оставалась тихой, спокойной и собранной. Даже когда Мария чувствует раздражение или гнев, она всегда остается честной в выражении своих чувств и держит себя в рамках. В случае особо сложных ситуаций она знает, как одновременно оставаться твердой и спокойной».
«Она всегда остается открытой и искренней, и это имеет огромное значение для всех, с кем она взаимодействует. В принципе, Марии не стоит меняться. Возможно, в отдельных случаях ей следует вести себя более жестко. Она знает об этом и делает все возможное для того, чтобы ее доброта не мешала эффективной работе».
«В особо сложных ситуациях, затрагивающих сотрудников компании, Мария внимательно следит за тоном своей речи и прилагает все усилия к тому, чтобы общение оставалось в надлежащих рамках. Люди ей доверяют».
Дата: 2018-09-13, просмотров: 842.