- защита студентами на практических занятиях своих проектов и разработок;
- проведение проверочных работ, контрольных работ;
- выступление студентов с рефератами, эссе, сообщениями, презентациями;
- обсуждение заданий выполненных студентами самостоятельно;
- проведение контрольных точек текущей аттестации (коллоквиум, защита творческого задания).
- тестирование
Примерная тематика письменных работ, рефератов, эссе
1. Формирование необходимых умений и навыков проведения анкетирования.
2. Специфика проведения опроса в научных исследованиях.
3. Беседа как исследовательский прием. Стратегия и тактика проведения беседы.
4. Искусство задавать вопросы.
5. Проблема установления доверительных отношений.
6. Надежность информации, сообщаемой респондентом.
7. Применение наблюдения в разных видах исследования.
8. Документальные источники как объект изучения.
9. Проблема надежности и валидности тестовых методик.
10. Качественная и количественная информация, и работа с ней.
11. Методы статистического описания данных.
12. Методы графического представления данных.
13. Корреляционный анализ и сферы его применения.
Сущность, структура и функции познания.
14. Методология, принципы и методы исследования.
15. Структура проведения исследования.
16. Соотношение диагностирования и научного исследования.
17. Теоретические методы исследования.
18. Методика проведения наблюдения.
19. Методики проведения разных видов опросов и др.
7.3. Примерные вопросы к экзамену
Вопросы к экзамену по курсу по выбору "Методология и методы научных исследований".
1. Понятие методологии исследования. Классификации методов исследования в образовании.
2. Компоненты научного аппарата педагогического и психологического исследования, общая характеристика.
3. Проблема и тема исследования.
4. Цель и задачи исследования.
5. Предмет и объект в педагогическом, психологическом исследовании.
6. Проблема в психолого- педагогическом исследовании.
7. Актуальности исследования.
8. Постановка гипотезы научного исследования. Систематизация эмпирических данных и проверка гипотезы.
9. Понятие теоретической и практической значимости научного исследования.
10. Виды научно-исследовательской работы студентов.
11. Оформление результатов проведенного исследования в курсовой работе.
12. Оформление результатов проведенного исследования в дипломной работе.
13. Метод изучения психолого-педагогической литературы и архивных материалов.
14. Наблюдение как метод сбора научной информации.
15. Беседа как метод исследования. Правила применения метода беседы.
16. Опросные методы (анкетирование) в педагогических и психологических исследованиях.
17. Опросные методы (интервью) в педагогических и психологических исследованиях.
18. Опросные методы (метод экспертного опроса) в психолого-педагогических исследованиях.
19. Социометрический метод в педагогических исследованиях.
20. Метод тестирования в психологических, педагогических исследованиях.
21. Метод изучения продуктов деятельности.
22. Метод обобщения передового психолого- педагогического опыта.
23. Метод эксперимента в психологических, педагогических исследованиях.
24. Метод научного познания: сущность, содержание и основные характеристики.
25. Классификация методов научного познания.
26. Методы синтеза и анализа.
27. Методы абстрагирования, идеализации и обобщения.
28. Методы дедукции и индукции.
29. Методы моделирования.
30. Этика науки. Ценность научного знания и истины. Взаимоотношения науки и общества. Этика цитирования. Этика соавторства.
31. Формальная логика. Понятие как форма отражения объективной действительности, признаки и их виды. Общая характеристика понятия. Определение понятий.
32. Суждение как форма мышления.
33. Основные законы логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключения третьего. Закон достаточного основания доказательства.
34. Научная публикация. Общие положения и рекомендации. Структура научной статьи. Рубрикация текста. Принцип единообразия.
35. Речевая культура и грамотность. Письменная речь. Устная речь.
36. Научная дискуссия. Виды информации, поступающие от докладчика. Приемы аргументации. Формирование аттракции. Технология возражений.
37. Устный и стендовый доклады. Общие требования к устному и стендовому докладу.
38.Нормативные документы, регламентирующие научно-исследовательскую деятельность.
39.Этапы подготовки научной статьи.
Требования к проведению зачета.
Зачтено:
1. Студент должен знать, уметь использовать категориально – понятийный аппарат.
2. Студент должен знать и уметь применить логику (структуру) научного исследования.
3. Владеть основами научного познания.
4. Знать и уметь использовать методологию научного исследования.
5. Знать нормативы литературно – технического оформления научного исследования.
6. Студент, изучивший дисциплину, должен владеть философскими, общенаучными и специально-научными методами познания.
7. Уметь адекватно и компетентно интерпретировать результаты эмпирического исследования.
Не зачтено:
1. Плохое знание или неумение использовать понятийно – категорийный аппарат.
2. Неумение планировать и выделять основные этапы научного исследования.
3. Незнание элементов и логики научного аппарата.
4. Не знание методов научного исследования.
5. Неумение применять методы научного познания.
6. Незнание нормативов литературно – технического оформления научного исследования.
7. Неумение интерпретировать результаты эмпирического исследования.
Суммарно по дисциплине можно получить 100 баллов, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля – в 50 баллов.
Минимальное количество для допуска к экзамену – 28 баллов.
- 86 баллов и более – «отлично» (отл.)
- 71-85 баллов – «хорошо» (хор.)
- 55-70 баллов – «удовлетворительно» (удов.)
- 54 балла и менее – «неудовлетворительно» (неуд.)
5. Материально – техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Освоение дисциплины "Методология и методы педагогических исследований" предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:
- мультимедийная аудитория, вместимостью более 30 человек. Мультимедийная аудитория состоит из интегрированных инженерных систем с единой системой управления, оснащенная современными средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации, получения и передачи электронных документов. Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора, автоматизированного проекционного экрана, акустической системы, а также интерактивной трибуны преподавателя, включающей тач-скрин монитор с диагональю не менее 22 дюймов, персональный компьютер (с техническими характеристиками не ниже Intel Core i3-2100, DDR3 4096Mb, 500Gb), конференц-микрофон, беспроводной микрофон, блок управления оборудованием, интерфейсы подключения: USB, audio, HDMI. Интерактивная трибуна преподавателя является ключевым элементом управления, объединяющим все устройства в единую систему, и служит полноценным рабочим местом преподавателя. Преподаватель имеет возможность легко управлять всей системой, не отходя от трибуны, что позволяет проводить лекции, практические занятия, презентации, вебинары, конференции и другие виды аудиторной нагрузки обучающихся в удобной и доступной для них форме с применением современных интерактивных средств обучения, в том числе с использованием в процессе обучения всех корпоративных ресурсов. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение.
Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе " БиблиоРоссика", доступ к которой предоставлен студентам. В ЭБС " БиблиоРоссика " представлены коллекции актуальной научной и учебной литературы по гуманитарным наукам, включающие в себя публикации ведущих российских издательств гуманитарной литературы, издания на английском языке ведущих американских и европейских издательств, а также редкие и малотиражные издания российских региональных вузов. ЭБС "БиблиоРоссика" обеспечивает широкий законный доступ к необходимым для образовательного процесса изданиям с использованием инновационных технологий и соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения.
6. Список рекомендованной литературы:
6.1. Основная литература
Андрианова Е.И. Подготовка и проведение педагогического исследования [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е. И. Андрианова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». – Ульяновск: УлГПУ, 2013. – 116 с.
Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учеб. пособие для вузов по специальности 033400 (050701) - Педагогика / В. И. Загвязинский . – 3. изд., стер. – Москва: Academia, 2010. – 173, 1 с.: ил., табл. – (Профессионализм педагога). - Библиогр. в конце гл. – Библиогр.: с. 171-172 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-7695-7053-7
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 6. изд., стер. – Москва: Academia, 2010. – 206, 1 с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 203-205 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-7695-6704-9
Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: Учебник для вузов по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" (уровень бакалавра) / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Р. Атаханов и др.; Под ред. В. И. Загвязинского. – Москва: Academia, 2013. – 237, 1 с.: ил. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат) (Психолого-педагогическое образование). - Авт. указаны в вып. дан. – Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. - ISBN 978-5-7695-8839-6 76 экз.
Колмогорова Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. – 248 с.
Лукацкий М.А. Описательная, объяснительная и предсказательная функции современной педагогической науки / Лукацкий М. А. – Москва: Институт эффективных технологий, 2013. – 192 с.
Новиков А.М. Методология научного исследования: Учебно-методическое пособие / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – Изд. стер. – Москва: УРСС: Либроком, 2014. – 270 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 267-270 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-397-04260-4.
Осипова С.И. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие / Осипова С. И.; Бутакова С. М. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 264 с
Педагогическая наука и современное образование [Электронный ресурс]: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции 6−7 февраля 2014 года / ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»; Ред. совет: Т. Б. Алексеева и др. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 448с. – Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428336. – На рус. яз. - ISBN 978-5-8064-1942-3.
Умнов В.С. Научное исследование: теория и практика / Умнов В. С.; Самойлик Н. А. – Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2010. – 99с.
Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению "Педагогика". – Москва: Флинта, 2011.
Эдвардс Н.М. Формирование компетентности ученого для международной научной проектной деятельности / Эдвардс Н. М.; Осипова С. И. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. – 239 с.
Юдина О.И. Методология педагогического исследования / О.И. Юдина. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 141 с.
Юдина О.И. Методология педагогического исследования: рабочая тетрадь / О.И. Юдина. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 168 с.
5.2. Дополнительная литература
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. – Москва: Педагогика, 1982. – 191 с. - Библиогр.: с. 188-190 . – На рус. яз.
Берестовицкая С.Э. Педагогическое исследование как ключ к пониманию личности воспитанника / С. Э. Берестовицкая // Воспитание школьников. – 2011 . – № 4 . – С. 27-36 . - Библиогр.: с. 36 . – На рус. яз.
Богатырева Ю. И. Формирование статистической культуры педагогв-исследователей: Диссертация ... канд. пед. наук: Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (математика) / Ю. И. Богатырева; Тульск. гос. пед. ун-т . – Москва: б. и., 2004. – 136 с., прил. + Автореферат (22 с.). - Библиогр.: с. 127-136 . – На рус. яз.
Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие для вузов по специальностям 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050711 (031300) - Социальная педагогика; 050701 (033400) - Педагогика / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; Под ред. Н. М. Борытко . – 2. изд., стер. – Москва: Academia, 2009. – 319, 1 с.: граф., табл. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. - ISBN 978-5-7695-6494-9
Виленский М.Я. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]: Примерная программа дисциплины для специальности 033400-Педагогика / М. Я. Виленский; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва: Прометей, 2004 . – 12 с. – Режим доступа: http://elib.mpgu.info/plugins/libermedia/LMGetDocumentById.php?id=175397&null=. - Библиогр.: с. 7-8.– На рус. яз. - ISBN 5-7042-2005-3
Корнетов Г.Б. Эвристический подход к изучению историко-педагогических феноменов Средневековья и Нового времени / Корнетов Г. Б. – Москва: Институт эффективных технологий, 2012. – 388 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232279. – На рус. яз. - ISBN 978-5-904212-10-0.
Методы педагогических исследований [Электронный ресурс]: Примерная программа для пед. ун-тов : (Третий уровень подготовки по пед. специальностям) / Моск. пед. гос. ун-т ; Сост.: С. В. Яковлев ; Под ред. А. И. Пискунова. – Москва: Прометей, 1998. – Режим доступа:
http://elib.mpgu.info/plugins/libermedia/LMGetDocumentById.php?id=192092&null= .
-Библиогр.: с. 13-14 . –На рус. яз. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – Москва: Педагогика, 1979. – 253, 2 с. – На рус. яз.
Методы педагогических исследований / В. И. Журавлев, Г. П. Ников, М. Н. Скаткин и др.; Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. – Москва: Педагогика, 1979 . - Авт. указаны на 10-й с. – В надзаг.: НИИ общ. педагогики АПН СССР . – Библиогр. в конце гл. – На рус. яз.:
Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Н. В. Кузьмина. Е. А. Григорьева, В. А. Якунин и др.; Под ред. Н. В. Кузьминой. – Москва: Народное образование, 2002. – 207, 1 с.: ил., табл. – (Профессиональная библиотека учителя). – На рус. яз. - ISBN 5-87953-169-4: 35.00.
Ерофеева Т.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: Примерная программа дисциплины для специальности 030900 - Дошкольная педагогика и психология / Т. И. Ерофеева, М. Г. Сорокова; Моск. пед. гос. ун-т.– Москва : Прометей, 2004. – 12 с.- Библиогр.: с. 6-9 . – На рус. яз.- ISBN 5-7042-1879-2.
Загвязинский В.И. О типичных недостатках и ошибках в педагогических исследованиях / В. И. Загвязинский // Педагогика. – 2010 . – № 2 . – С. 100-105 . – На рус. яз.
Методология педагогического исследования: Программа для аспирантов / Моск. пед. гос. ун-т ; Г. М. Цыпин ( рук. авт. коллектива), Е. И. Артамонова, М. Я. Виленский, Т. И. Ерофеева и др.. – Москва: Прометей, 2009. – 48 с. – (Инновации в образовании / Редкол.: В. Л. Матросов (пред.) и др.) (Программа для аспирантов). – Режим доступа:
http://elib.mpgu.info/plugins/libermedia/LMGetDocumentById.php?id=175398&null=. - На рус. яз.
Лукацкий М.А. Методология социально-педагогического исследования: современные ракурсы / М. А. Лукацкий, Е. В. Кондратенко // Педагогика. – 2010 . – № 9 . – С. 115-121. – На рус. яз.
Мезинов В.Н. Научно-исследовательская работа студентов педагогических специальностей: Учебно-методическое пособие к курсу по выбору / В. Н. Мезинов; ФГБОУ ВПО "Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина". – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. – 103 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271879. – На рус. яз.
Милехина Т.Е. Методы научно-педагогических исследований [Электронный ресурс]: Программа курса / Т. Е. Милехина; Моск. пед. гос. ун-т, Каф. педагогики. – Москва: Прометей, 2001. – 14 с. – Режим доступа: http://elib.mpgu.info/plugins/libermedia/LMGetDocumentById.php?id=175399&null=. – На рус. яз.
Миронова Л. И. Применение математических методов в педагогических исследованиях / Л. И. Миронова // Высшее образование сегодня. – 2010 . – № 9 . – С. 85-91 . - Библиогр.: С. 91 . – На рус. яз.
Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Новиков Д. А. – Москва: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с. – (Статистические методы). – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82774 . – На рус. яз. - ISBN 5-94073-073-6.
Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В.М. Полонский. – Москва: Педагогика, 1987. – 142, 2 с. – (Образование. Педагогические науки. Общая педагогика:ОПН) . - Библиогр.: с. 138-143 . – На рус. яз.
Попков В. А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы: Кн. для начинающего преподавателя вуза, магистранта пед. ин-та и студента классич. ун-та / В. А. Попков, А. В. Коржуев . – Москва: Изд-во МГУ, 2000. – 181, 1 с. - Библиогр.: с. 175-182 . – На рус. яз. - ISBN 5-211-04298-0.
Савченко А.И. Подготовка и организация педагогического исследования. Учебно-методическое пособие / Савченко А. И. – Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. – 55 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88681. – На рус. яз. - ISBN 978-5-85117-4155.
Скалкова Ярмира. Методология и методы педагогического исследования / Я. Скалкова. – Москва: Педагогика, 1989. – 219, 3 с. – (Зарубеж. школа и педагогика) . – На рус. яз. - ISBN 5-7155-0118-0.
Сочивко Д.В. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях: Учебное пособие / Д. В. Сочивко, В. А. Якунин. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1988. – 67 с. . – На рус. яз.
Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. – 2010 . – № 2 . – С. 206-216 . – На рус. яз.
Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В. С. Черепанов. – Москва: Педагогика, 1989. – 150, 1 с. . – На рус. яз. - ISBN 5-7155-0072-9.
10. Интернет - ресурсы:
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). - http://fcior.edu.ru/
2. Каталог ресурсов по образованию - http://www.catalog.alledu.ru/edu/catalogs/
3. Коротков А.В. Статистическая методология исследования многопрофильности предприятий // Вопросы статистики - http://www.infostat.ru
4. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru
5. Научно-образовательный портал: http://www. eup.ru
6. Образовательный портал: http://www. informika.ru
Приложение 1
Методические рекомендации по подготовке магистерской диссертации
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, выполненной в виде магистерской диссертации, и ее защите.
1.2. Положение разработано на основе федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N273-ФЗ, «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» (утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 марта 2003 г. № 1155), Приказов Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 № 1367 «"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 21.11.2014 № 1505; «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)»
1.3. Магистерская диссертация представляет собой вид выпускной квалификационной работы, которая является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя с возможностью привлечения одного или двух научных консультантов по материалам, собранным лично за период обучения и научно-исследовательской практики.
1.4. Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить о том, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна, актуальность и значимость. Результаты работы должны свидетельствовать о наличии у ее автора соответствующих компетенций в избранной области профессиональной деятельности.
1.5. Содержание диссертации могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, направленных на решение актуальных задач в избранной области профессиональной деятельности.
Цели
2.1. Магистерская диссертация имеет целью показать:
– уровень общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной подготовки выпускника по соответствующей магистерской программе;
– умение изучать и обобщать научно-педагогические источники в соответствующей области знаний;
– способность самостоятельно проводить научные исследования, выполнять проектные работы, систематизировать и обобщать фактический материал;
– умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам проведенных исследований и др.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 406.