Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………….. 3
2. Место дисциплины в основной образовательной программе магистратуры ……….. 3
3. Профессиональные компетенции обучающегося, формируемые в результат освоения дисциплин модуля .………………………………………………………………4
4. Структура и содержание дисциплин…………………………………………………… 5
4.1. Виды учебных занятий и их содержание…………………………………………….. 5
4.1.1. Лекционные занятия………………………………………………………………… 6
4.1.2. Практические занятия……………………………………………………………….10
5. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения …………14
6.Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы.14
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины ...………………………………………….15
7.1. Организация текущего контроля ...…………………………………………………..15
7.2. Примерная тематика письменных работ: рефератов, эссе………………………….16
7.3. Вопросы к экзамену…………………………………………………………………...16
7.4. Требования к проведению зачета…………………………………………………….18
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……………………..19
9. Список литературы………………………………………………...................................20
10. Интернет-ресурсы ……………………………………………………………………..26
11. Приложение 1…………………………………………………………………………..27
Пояснительная записка
1. Цель учебной дисциплины – формирование у студентов методологической культуры, компетенций в области организации и проведения научных исследований.
2. Место дисциплины в образовательной программе магистратуры:
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 44.04.02 подготовка магистра требует, чтобы будущий магистр знал основы научной методологии и владел методикой научного исследования. Учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» способствует формированию методологической и научной культуры, гибкому восприятию научных текстов, умению участвовать в дискуссиях по проблемам образования, эффективному применению полученных знаний в научно-исследовательской работе, в подготовке магистерской диссертации.
Межпредметные связи данной дисциплины состоят том, что она служит основой для изучения других дисциплин базового и вариативного блоков (Методы педагогических исследований, методика отбора исследовательского материала, современные проблемы профессионального образования и т.д.), так и для практики, которую студентам предстоит проходить в течение всего периода обучения в магистратуре. Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с содержанием учебного плана по направлению подготовки магистров.
Рабочая программа дисциплины «Методология и методы научного исследования» является базовым методическим документом, соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, учитывающим специфику обучения студентов по направлению подготовки магистров.
Рабочая программа дисциплины определяет состав компетенций, трудоемкость по видам учебной работы, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, перечень применяемых образовательных технологий, практик, оценочные средства.
3. Профессиональные компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции:
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);
- способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).
Общепрофессиональные компетенции:
- готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).
Профессиональные компетенции:
1. Педагогическая деятельность:
- способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);
- способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);
- готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);
2. Научно-исследовательская деятельность:
- способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);
3. Проектная деятельность:
- способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);
- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);
- готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10);
4. Методическая деятельность:
- готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12);
5. Управленческая деятельность:
- готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13);
- готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14).
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часа).
4.1. Структура дисциплины
Таблица 1.
№№ |
П/П
Раздел дисциплины (модуля)
Курс
Семестр
Текущие формы контроля
4.2. Виды занятий и их содержание
Лекционные занятия
Практические занятия
Тема 5. Подготовка и публикация научной статьи
Основные понятия: аннотация, ключевые слова, оценка актуальности, цитируемая литература, новизна, тема статьи, выводы.
Вопросы для изучения, задания для самостоятельного выполнения:
1. Определение темы статьи, подбор источников, группировка авторов.
2. Как провести анализ и обобщение литературы по теме?
3. На конкретном примере постройте композицию, определите вспомогательный научный аппарат публикации, раскройте этику диалога.
4. Правила цитирования, ссылки и сноски.
5. Выводы.
6. Как выбрать журнал для публикации?
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Форма проведения занятия: практикум.
Методы проведения занятия:
- выступление студентов с практическими рекомендациями по теме;
Тема 6. Методика подготовки магистерской диссертации
Основные понятия: структура магистерской диссертации, категориальный аппарат диссертации, архитектура диссертации, литературный стиль диссертации, научная школа, персоналии, научный аппарат диссертации, проблемное поле диссертации, государственный стандарт, процедура публичной защиты.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем состоит структура и логика магистерской диссертации?
2. Архитектура диссертации это…?
3. На конкретном примере покажите категориальный аппарат диссертации.
4. Основные требования к научной этике цитирования.
5. Стиль и особенности языка диссертации.
6. В чем выражаются особенности магистерской, кандидатской и докторской диссертация: основные требования к содержанию и оформлению.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Форма проведения занятия: практическое занятие.
Методы проведения занятия:
- обсуждение теоретических вопросов;
- выступление студентов с презентациями;
- тренинг по разработке элементов категориального аппарата диссертации;
- дискуссия по теме занятия.
Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения. Работа в Moodle
При организации образовательного процесса используются активные и интерактивные методы обучения, анализ конкретных педагогических исследований, мультимедийные презентации, коллективные дискуссии. Рекомендуется использование активных методов обучения, кейсовых заданий, работа в Moodle.
5. Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов должна обладать следующими признаками: быть выполненной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы согласно заданию, представлять собой законченную разработку (законченный этап разработки), в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы по определённой теме и её отдельным аспектам (актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности); демонстрировать достаточную компетентность автора в раскрываемых вопросах; иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость (если речь идет об учебно-исследовательской работе); содержать определенные элементы новизны (если СРС проведена в рамках научно-исследовательской работы).
Виды контроля СРС соответствуют видам контрольных мероприятий, предусмотренных учебной программой и предполагают:
- текущий контроль, то есть оперативное, регулярное отслеживание уровня выполнение СРС на лекциях, лабораторных и практических занятиях;
- промежуточный контроль, который предполагает учет объема, своевременности и качества выполнения СРС по дисциплине за весь модуль или семестр и осуществляется на экзамене;
- рубежный контроль по окончании изучения дисциплины.
Самоконтроль - осознанное управление своей познавательно-практической деятельностью, осуществляемое студентом в процессе изучения дисциплины, при подготовке к контрольным внешним мероприятиям.
В качестве форм контроля СРС используются: экспресс-опрос на лекции, лабораторных и практических занятиях; текущий устный выборочный опрос на лабораторных и практических занятиях; защита контрольных работ; взаимопроверка письменных работ; письменное рецензирование; индивидуальное собеседование, консультация; коллоквиум; тестирование; блиц-опрос; самооценка; взаимооценка; рецензирование, защита творческих работ (эссе, реферата); выступление с докладом, презентацией и другие виды на усмотрение студента и преподавателя.
Применение перечисленных форм контроля СРС не исключает варианта, когда результат выполнения ВСР будет учтен единожды, при выставлении оценки при промежуточном контроле. При рубежном контроле выполнение студентом КСР (при наличии ее в графике самостоятельной работы), должно быть отражено обязательно.
При проведении контрольных мероприятий применяются различные формы и методы контроля в зависимости от его целей, числа студентов и формы СРС: устный; письменный; тестовый (бланковый и автоматизированный); фронтальный; оценка однокурсников или самооценка при проведении деловой игры; сплошной; выборочный и др.
Формы отчета студента о результатах выполнения самостоятельной работы: аргументированное решение ситуаций, задач; конспекты, планы, эссе, рефераты, обзоры, информации, справки, разработанные студентом; графическое представление изученного учебного материала; ответы на задания-тесты, решенные кроссворды, задачи и так далее; вопросы по теме или разделу дисциплины, задания-тесты, подготовленные и так далее; составление статьи, тезисов и другие варианты по выбору преподавателя.
Контроль и оценка СРС носит систематический и обоснованный характер. Оценка выставляется по результатам СРС за определенный контрольный период по накопительной системе. Критерии оценки устанавливаются заранее и доводятся до сведения студентов. При применении рейтинговой системы оценки успеваемости студентов результаты СРС оцениваются в баллах рейтинга, входящих в структуру общей оценки. Оценка результатов самостоятельной работы каждого студента группы должна быть прокомментирована преподавателем на занятии.
7. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерная тематика письменных работ, рефератов, эссе
1. Формирование необходимых умений и навыков проведения анкетирования.
2. Специфика проведения опроса в научных исследованиях.
3. Беседа как исследовательский прием. Стратегия и тактика проведения беседы.
4. Искусство задавать вопросы.
5. Проблема установления доверительных отношений.
6. Надежность информации, сообщаемой респондентом.
7. Применение наблюдения в разных видах исследования.
8. Документальные источники как объект изучения.
9. Проблема надежности и валидности тестовых методик.
10. Качественная и количественная информация, и работа с ней.
11. Методы статистического описания данных.
12. Методы графического представления данных.
13. Корреляционный анализ и сферы его применения.
Сущность, структура и функции познания.
14. Методология, принципы и методы исследования.
15. Структура проведения исследования.
16. Соотношение диагностирования и научного исследования.
17. Теоретические методы исследования.
18. Методика проведения наблюдения.
19. Методики проведения разных видов опросов и др.
7.3. Примерные вопросы к экзамену
Вопросы к экзамену по курсу по выбору "Методология и методы научных исследований".
1. Понятие методологии исследования. Классификации методов исследования в образовании.
2. Компоненты научного аппарата педагогического и психологического исследования, общая характеристика.
3. Проблема и тема исследования.
4. Цель и задачи исследования.
5. Предмет и объект в педагогическом, психологическом исследовании.
6. Проблема в психолого- педагогическом исследовании.
7. Актуальности исследования.
8. Постановка гипотезы научного исследования. Систематизация эмпирических данных и проверка гипотезы.
9. Понятие теоретической и практической значимости научного исследования.
10. Виды научно-исследовательской работы студентов.
11. Оформление результатов проведенного исследования в курсовой работе.
12. Оформление результатов проведенного исследования в дипломной работе.
13. Метод изучения психолого-педагогической литературы и архивных материалов.
14. Наблюдение как метод сбора научной информации.
15. Беседа как метод исследования. Правила применения метода беседы.
16. Опросные методы (анкетирование) в педагогических и психологических исследованиях.
17. Опросные методы (интервью) в педагогических и психологических исследованиях.
18. Опросные методы (метод экспертного опроса) в психолого-педагогических исследованиях.
19. Социометрический метод в педагогических исследованиях.
20. Метод тестирования в психологических, педагогических исследованиях.
21. Метод изучения продуктов деятельности.
22. Метод обобщения передового психолого- педагогического опыта.
23. Метод эксперимента в психологических, педагогических исследованиях.
24. Метод научного познания: сущность, содержание и основные характеристики.
25. Классификация методов научного познания.
26. Методы синтеза и анализа.
27. Методы абстрагирования, идеализации и обобщения.
28. Методы дедукции и индукции.
29. Методы моделирования.
30. Этика науки. Ценность научного знания и истины. Взаимоотношения науки и общества. Этика цитирования. Этика соавторства.
31. Формальная логика. Понятие как форма отражения объективной действительности, признаки и их виды. Общая характеристика понятия. Определение понятий.
32. Суждение как форма мышления.
33. Основные законы логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключения третьего. Закон достаточного основания доказательства.
34. Научная публикация. Общие положения и рекомендации. Структура научной статьи. Рубрикация текста. Принцип единообразия.
35. Речевая культура и грамотность. Письменная речь. Устная речь.
36. Научная дискуссия. Виды информации, поступающие от докладчика. Приемы аргументации. Формирование аттракции. Технология возражений.
37. Устный и стендовый доклады. Общие требования к устному и стендовому докладу.
38.Нормативные документы, регламентирующие научно-исследовательскую деятельность.
39.Этапы подготовки научной статьи.
Требования к проведению зачета.
Зачтено:
1. Студент должен знать, уметь использовать категориально – понятийный аппарат.
2. Студент должен знать и уметь применить логику (структуру) научного исследования.
3. Владеть основами научного познания.
4. Знать и уметь использовать методологию научного исследования.
5. Знать нормативы литературно – технического оформления научного исследования.
6. Студент, изучивший дисциплину, должен владеть философскими, общенаучными и специально-научными методами познания.
7. Уметь адекватно и компетентно интерпретировать результаты эмпирического исследования.
Не зачтено:
1. Плохое знание или неумение использовать понятийно – категорийный аппарат.
2. Неумение планировать и выделять основные этапы научного исследования.
3. Незнание элементов и логики научного аппарата.
4. Не знание методов научного исследования.
5. Неумение применять методы научного познания.
6. Незнание нормативов литературно – технического оформления научного исследования.
7. Неумение интерпретировать результаты эмпирического исследования.
Суммарно по дисциплине можно получить 100 баллов, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля – в 50 баллов.
Минимальное количество для допуска к экзамену – 28 баллов.
- 86 баллов и более – «отлично» (отл.)
- 71-85 баллов – «хорошо» (хор.)
- 55-70 баллов – «удовлетворительно» (удов.)
- 54 балла и менее – «неудовлетворительно» (неуд.)
5. Материально – техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Освоение дисциплины "Методология и методы педагогических исследований" предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:
- мультимедийная аудитория, вместимостью более 30 человек. Мультимедийная аудитория состоит из интегрированных инженерных систем с единой системой управления, оснащенная современными средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации, получения и передачи электронных документов. Типовая комплектация мультимедийной аудитории состоит из: мультимедийного проектора, автоматизированного проекционного экрана, акустической системы, а также интерактивной трибуны преподавателя, включающей тач-скрин монитор с диагональю не менее 22 дюймов, персональный компьютер (с техническими характеристиками не ниже Intel Core i3-2100, DDR3 4096Mb, 500Gb), конференц-микрофон, беспроводной микрофон, блок управления оборудованием, интерфейсы подключения: USB, audio, HDMI. Интерактивная трибуна преподавателя является ключевым элементом управления, объединяющим все устройства в единую систему, и служит полноценным рабочим местом преподавателя. Преподаватель имеет возможность легко управлять всей системой, не отходя от трибуны, что позволяет проводить лекции, практические занятия, презентации, вебинары, конференции и другие виды аудиторной нагрузки обучающихся в удобной и доступной для них форме с применением современных интерактивных средств обучения, в том числе с использованием в процессе обучения всех корпоративных ресурсов. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение.
Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе " БиблиоРоссика", доступ к которой предоставлен студентам. В ЭБС " БиблиоРоссика " представлены коллекции актуальной научной и учебной литературы по гуманитарным наукам, включающие в себя публикации ведущих российских издательств гуманитарной литературы, издания на английском языке ведущих американских и европейских издательств, а также редкие и малотиражные издания российских региональных вузов. ЭБС "БиблиоРоссика" обеспечивает широкий законный доступ к необходимым для образовательного процесса изданиям с использованием инновационных технологий и соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения.
6. Список рекомендованной литературы:
6.1. Основная литература
Андрианова Е.И. Подготовка и проведение педагогического исследования [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е. И. Андрианова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». – Ульяновск: УлГПУ, 2013. – 116 с.
Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учеб. пособие для вузов по специальности 033400 (050701) - Педагогика / В. И. Загвязинский . – 3. изд., стер. – Москва: Academia, 2010. – 173, 1 с.: ил., табл. – (Профессионализм педагога). - Библиогр. в конце гл. – Библиогр.: с. 171-172 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-7695-7053-7
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 6. изд., стер. – Москва: Academia, 2010. – 206, 1 с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 203-205 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-7695-6704-9
Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: Учебник для вузов по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" (уровень бакалавра) / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Р. Атаханов и др.; Под ред. В. И. Загвязинского. – Москва: Academia, 2013. – 237, 1 с.: ил. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат) (Психолого-педагогическое образование). - Авт. указаны в вып. дан. – Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. - ISBN 978-5-7695-8839-6 76 экз.
Колмогорова Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. – 248 с.
Лукацкий М.А. Описательная, объяснительная и предсказательная функции современной педагогической науки / Лукацкий М. А. – Москва: Институт эффективных технологий, 2013. – 192 с.
Новиков А.М. Методология научного исследования: Учебно-методическое пособие / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – Изд. стер. – Москва: УРСС: Либроком, 2014. – 270 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 267-270 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-397-04260-4.
Осипова С.И. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие / Осипова С. И.; Бутакова С. М. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 264 с
Педагогическая наука и современное образование [Электронный ресурс]: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции 6−7 февраля 2014 года / ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»; Ред. совет: Т. Б. Алексеева и др. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 448с. – Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428336. – На рус. яз. - ISBN 978-5-8064-1942-3.
Умнов В.С. Научное исследование: теория и практика / Умнов В. С.; Самойлик Н. А. – Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2010. – 99с.
Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению "Педагогика". – Москва: Флинта, 2011.
Эдвардс Н.М. Формирование компетентности ученого для международной научной проектной деятельности / Эдвардс Н. М.; Осипова С. И. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. – 239 с.
Юдина О.И. Методология педагогического исследования / О.И. Юдина. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 141 с.
Юдина О.И. Методология педагогического исследования: рабочая тетрадь / О.И. Юдина. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 168 с.
5.2. Дополнительная литература
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. – Москва: Педагогика, 1982. – 191 с. - Библиогр.: с. 188-190 . – На рус. яз.
Берестовицкая С.Э. Педагогическое исследование как ключ к пониманию личности воспитанника / С. Э. Берестовицкая // Воспитание школьников. – 2011 . – № 4 . – С. 27-36 . - Библиогр.: с. 36 . – На рус. яз.
Богатырева Ю. И. Формирование статистической культуры педагогв-исследователей: Диссертация ... канд. пед. наук: Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (математика) / Ю. И. Богатырева; Тульск. гос. пед. ун-т . – Москва: б. и., 2004. – 136 с., прил. + Автореферат (22 с.). - Библиогр.: с. 127-136 . – На рус. яз.
Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие для вузов по специальностям 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050711 (031300) - Социальная педагогика; 050701 (033400) - Педагогика / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; Под ред. Н. М. Борытко . – 2. изд., стер. – Москва: Academia, 2009. – 319, 1 с.: граф., табл. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. - ISBN 978-5-7695-6494-9
Виленский М.Я. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]: Примерная программа дисциплины для специальности 033400-Педагогика / М. Я. Виленский; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва: Прометей, 2004 . – 12 с. – Режим доступа: http://elib.mpgu.info/plugins/libermedia/LMGetDocumentById.php?id=175397&null=. - Библиогр.: с. 7-8.– На рус. яз. - ISBN 5-7042-2005-3
Корнетов Г.Б. Эвристический подход к изучению историко-педагогических феноменов Средневековья и Нового времени / Корнетов Г. Б. – Москва: Институт эффективных технологий, 2012. – 388 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232279. – На рус. яз. - ISBN 978-5-904212-10-0.
Методы педагогических исследований [Электронный ресурс]: Примерная программа для пед. ун-тов : (Третий уровень подготовки по пед. специальностям) / Моск. пед. гос. ун-т ; Сост.: С. В. Яковлев ; Под ред. А. И. Пискунова. – Москва: Прометей, 1998. – Режим доступа:
http://elib.mpgu.info/plugins/libermedia/LMGetDocumentById.php?id=192092&null= .
-Библиогр.: с. 13-14 . –На рус. яз. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – Москва: Педагогика, 1979. – 253, 2 с. – На рус. яз.
Методы педагогических исследований / В. И. Журавлев, Г. П. Ников, М. Н. Скаткин и др.; Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. – Москва: Педагогика, 1979 . - Авт. указаны на 10-й с. – В надзаг.: НИИ общ. педагогики АПН СССР . – Библиогр. в конце гл. – На рус. яз.:
Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Н. В. Кузьмина. Е. А. Григорьева, В. А. Якунин и др.; Под ред. Н. В. Кузьминой. – Москва: Народное образование, 2002. – 207, 1 с.: ил., табл. – (Профессиональная библиотека учителя). – На рус. яз. - ISBN 5-87953-169-4: 35.00.
Ерофеева Т.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: Примерная программа дисциплины для специальности 030900 - Дошкольная педагогика и психология / Т. И. Ерофеева, М. Г. Сорокова; Моск. пед. гос. ун-т.– Москва : Прометей, 2004. – 12 с.- Библиогр.: с. 6-9 . – На рус. яз.- ISBN 5-7042-1879-2.
Загвязинский В.И. О типичных недостатках и ошибках в педагогических исследованиях / В. И. Загвязинский // Педагогика. – 2010 . – № 2 . – С. 100-105 . – На рус. яз.
Методология педагогического исследования: Программа для аспирантов / Моск. пед. гос. ун-т ; Г. М. Цыпин ( рук. авт. коллектива), Е. И. Артамонова, М. Я. Виленский, Т. И. Ерофеева и др.. – Москва: Прометей, 2009. – 48 с. – (Инновации в образовании / Редкол.: В. Л. Матросов (пред.) и др.) (Программа для аспирантов). – Режим доступа:
http://elib.mpgu.info/plugins/libermedia/LMGetDocumentById.php?id=175398&null=. - На рус. яз.
Лукацкий М.А. Методология социально-педагогического исследования: современные ракурсы / М. А. Лукацкий, Е. В. Кондратенко // Педагогика. – 2010 . – № 9 . – С. 115-121. – На рус. яз.
Мезинов В.Н. Научно-исследовательская работа студентов педагогических специальностей: Учебно-методическое пособие к курсу по выбору / В. Н. Мезинов; ФГБОУ ВПО "Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина". – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. – 103 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271879. – На рус. яз.
Милехина Т.Е. Методы научно-педагогических исследований [Электронный ресурс]: Программа курса / Т. Е. Милехина; Моск. пед. гос. ун-т, Каф. педагогики. – Москва: Прометей, 2001. – 14 с. – Режим доступа: http://elib.mpgu.info/plugins/libermedia/LMGetDocumentById.php?id=175399&null=. – На рус. яз.
Миронова Л. И. Применение математических методов в педагогических исследованиях / Л. И. Миронова // Высшее образование сегодня. – 2010 . – № 9 . – С. 85-91 . - Библиогр.: С. 91 . – На рус. яз.
Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Новиков Д. А. – Москва: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с. – (Статистические методы). – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82774 . – На рус. яз. - ISBN 5-94073-073-6.
Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В.М. Полонский. – Москва: Педагогика, 1987. – 142, 2 с. – (Образование. Педагогические науки. Общая педагогика:ОПН) . - Библиогр.: с. 138-143 . – На рус. яз.
Попков В. А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы: Кн. для начинающего преподавателя вуза, магистранта пед. ин-та и студента классич. ун-та / В. А. Попков, А. В. Коржуев . – Москва: Изд-во МГУ, 2000. – 181, 1 с. - Библиогр.: с. 175-182 . – На рус. яз. - ISBN 5-211-04298-0.
Савченко А.И. Подготовка и организация педагогического исследования. Учебно-методическое пособие / Савченко А. И. – Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. – 55 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88681. – На рус. яз. - ISBN 978-5-85117-4155.
Скалкова Ярмира. Методология и методы педагогического исследования / Я. Скалкова. – Москва: Педагогика, 1989. – 219, 3 с. – (Зарубеж. школа и педагогика) . – На рус. яз. - ISBN 5-7155-0118-0.
Сочивко Д.В. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях: Учебное пособие / Д. В. Сочивко, В. А. Якунин. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1988. – 67 с. . – На рус. яз.
Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. – 2010 . – № 2 . – С. 206-216 . – На рус. яз.
Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В. С. Черепанов. – Москва: Педагогика, 1989. – 150, 1 с. . – На рус. яз. - ISBN 5-7155-0072-9.
10. Интернет - ресурсы:
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). - http://fcior.edu.ru/
2. Каталог ресурсов по образованию - http://www.catalog.alledu.ru/edu/catalogs/
3. Коротков А.В. Статистическая методология исследования многопрофильности предприятий // Вопросы статистики - http://www.infostat.ru
4. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru
5. Научно-образовательный портал: http://www. eup.ru
6. Образовательный портал: http://www. informika.ru
Приложение 1
Методические рекомендации по подготовке магистерской диссертации
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, выполненной в виде магистерской диссертации, и ее защите.
1.2. Положение разработано на основе федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N273-ФЗ, «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» (утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 марта 2003 г. № 1155), Приказов Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 № 1367 «"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 21.11.2014 № 1505; «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)»
1.3. Магистерская диссертация представляет собой вид выпускной квалификационной работы, которая является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя с возможностью привлечения одного или двух научных консультантов по материалам, собранным лично за период обучения и научно-исследовательской практики.
1.4. Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить о том, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна, актуальность и значимость. Результаты работы должны свидетельствовать о наличии у ее автора соответствующих компетенций в избранной области профессиональной деятельности.
1.5. Содержание диссертации могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, направленных на решение актуальных задач в избранной области профессиональной деятельности.
Цели
2.1. Магистерская диссертация имеет целью показать:
– уровень общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной подготовки выпускника по соответствующей магистерской программе;
– умение изучать и обобщать научно-педагогические источники в соответствующей области знаний;
– способность самостоятельно проводить научные исследования, выполнять проектные работы, систематизировать и обобщать фактический материал;
– умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам проведенных исследований и др.
Требования к содержанию магистерской диссертации
6.1. Содержание магистерской диссертации должно учитывать требования ФГОС ВО к профессиональной подготовленности магистранта и включать в себя:
– обоснование актуальности, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач исследования, обзор научной литературы, в том числе с учетом периодических научных изданий, методы исследования;
– теоретическую и практическую части, включающие получение новых результатов, научную новизну и теоретическое, прикладное или научно-методическое значение;
В магистерской диссертации должны быть представлены:
– анализ полученных результатов;
– выводы и рекомендации;
– библиографический список;
– приложения (при необходимости).
6.2. Магистерская диссертация не должна иметь учебный или компилятивный характер.
Требования к объему магистерской диссертации
7.1. Примерный объем магистерской диссертации без приложений составляет
80–100 страниц.
7.2. Объем графического и иллюстрационного материала согласовывается
магистрантом с научным руководителем диссертации.
Требования к структуре
Структура
8.1.1. Магистерская диссертация должна состоять из структурных элементов, расположенных в следующем порядке:
– титульный лист;
– оглавление с указанием номеров страниц;
– введение;
– основная часть; (главы, части, выводы по главам)
– заключение;
– библиографический список;
– приложения (при необходимости)
Титульный лист
8.2.1. Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1.4.
Содержание
8.3.1. В содержание включают номера и заголовки структурных элементов, глав и параграфов текстового документа.
8.3.2. Заголовки структурных элементов, глав и параграфов в содержании должны повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке не допускается.
8.3.3. Номера и заголовки параграфов приводят после абзацного отступа,
равного двум знакам, относительно номеров глав.
8.3.4. После каждого заголовка ставят отточие и приводят номер страницы, на которой начинается данный раздел.
Введение
8.4.1. Во введении магистерской диссертации должны быть сформулированы:
– актуальность темы исследования;
– степень разработанности темы;
– цель и задачи исследования;
– объект и предмет исследования;
– методы исследования;
– основные пункты научной новизны диссертации;
– практическая значимость исследования и др.
8.4.2. Необходимым требованием, предъявляемым к магистерской диссертации, является научная новизна.
8.4.3. Критериями научной новизны диссертации являются результаты, полученные студентом в одной из указанных областей исследований:
а) разработка нового теоретического положения, относящегося к объекту и/или предмету исследования.
б) совершенствование (модификация) существующих моделей или методов решения научно-исследовательских задач, относящихся к объекту и/или предмету исследования.
в) применение уже известных моделей и методов к новой предметной области, позволяющее получить новые знания об исследуемом объекте.
г) усовершенствование известного элемента системы управления, относящегося к предмету исследования и к данному объекту исследования
8.4.4. Объем введения составляет, как правило, 3–5 страниц.
Основная часть
8.5.1. Основная часть диссертации включает главы, структурированные на параграфы, и соответствует задачам, поставленным во введении.
8.5.2. Между главами должна быть логическая взаимосвязь, материал внутри глав должен излагаться в четкой логической последовательности. Каждая глава заканчивается краткими выводами. Названия глав должны точно отражать их основное содержание и не могут повторять название диссертации.
8.5.3. Основная часть содержит критический анализ состояния проблемы, предлагаемые способы решения проблемы, проверка и подтверждение результатов исследования с указанием практического приложения результатов и перспектив, которые открывают итоги магистерского исследования.
8.5.4. При написании диссертации магистрант обязан делать ссылки на источники, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты. Не допускается пересказ текста других авторов без ссылок на них, а также его цитирование без использования кавычек.
8.5.5. Основная часть состоит не более чем из трех глав.
Заключение
8.6.1. Заключение – последовательное логически стройное изложение итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Здесь даются выводы и обобщения, вытекающие из всей работы, рекомендации, указываются пути дальнейших исследований в рамках данной проблемы. Объем заключения обычно составляет 2–3 страницы.
Оформление подстрочных ссылок
8.7.1. Подстрочные ссылки печатают с абзацного отступа и отделяют от основного текста чертой. В качестве знака ссылки применяют арабские цифры. Ссылки нумеруют в последовательном порядке на каждой странице. Если на одной странице делается несколько ссылок на один источник, пишут: «Там же.- С. 10». На каждой следующей странице нумерация ссылок начинается сначала.
Библиографический список
8.8.1. Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
8.8.2. Библиографический список формируется из библиографических описаний на документы, собранных по теме и практически изученных. В него необходимо включать и документы, на которые сделаны ссылки в работе.
8.8.3. В библиографическом списке рекомендуется использовать сквозную нумерацию и следующую последовательность источников: в первую часть включают нормативно-правовые акты (кодексы, законы, указы, постановления, распоряжения и т.п.), во вторую часть – научные исследования (монографии, статьи и т.п.). В первой части списка собранные нормативно-правовые акты систематизируются по их видам и располагаются в обратной хронологии. Документы, не имеющие официального источника публикации, в библиографический список не включаются. Во второй части списка документы располагаются по алфавиту. Все источники нумеруются в общем порядке арабскими цифрами и печатают с абзацного отступа.
8.8.4. В библиографический список могут быть включены электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Библиографическое описание электронных ресурсов оформляется в соответствии с ГОСТом 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. Для электронных ресурсов удаленного доступа также приводят примечание о режиме доступа (URL), информацию о протоколе доступа (HTTP и др.), а также приводят сведения о дате обращения.
8.8.5. Библиографический список помещают в конце текстового документа перед приложениями.
8.8.6. Количество источников информации, включенных в библиографический список может быть 50- 100.
Приложения
8.9.1. В Приложения следует помещать вспомогательный материал, необходимый для более полного освещения темы выполняемой работы. Приложения следует располагать в последовательности, определяемой степенью значимости материала, либо в порядке появления на них ссылок в тексте.
8.9.2. Каждое Приложение начинают с новой страницы и снабжают содержательным заголовком, обязательно сопровождая его словом Приложение.
8.9.3. Если Приложений более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами в порядке возрастания. При необходимости текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы, пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения. Имеющиеся в тексте приложения таблицы и иллюстрации следует нумеровать в пределах каждого приложения.
Подготовка к защите
11.1. Выполнившие программу теоретического обучения и успешно сдавшие экзамены студенты магистратуры допускаются к защите магистерской диссертации. На подготовку и написание магистерской диссертации отводится количество недель в соответствии с ФГОС ВО по соответствующим направлениям, в течение которых магистрант работает с научным руководителем диссертации, контролирующим уровень и качество выполнения работы.
11.2. Выполнение магистерской диссертации производится в соответствии с заданием и индивидуальным графиком выполнения работы, составленными и утвержденными в установленном порядке.
11.3.Выпускающая кафедра организует и проводит апробацию (выступление магистранта с результатами и выводами на научных конференциях или публикации в научных журналах и сборниках) и предзащиту магистерских диссертаций. На предзащите должны быть созданы условия для выступления магистрантов с докладами по результатам подготовки ВКР.
11.4. По результатам предзащиты на заседании выпускающей кафедры рассматривается вопрос о допуске магистранта к защите в присутствии руководителя и магистранта. Кафедра представляет в деканат сведения о допуске магистрантов к защите магистерской диссертации, на основании которых оформляется приказ.
11.5. Не позднее, чем за неделю до защиты, магистрант представляет на кафедру один сброшюрованный экземпляр магистерской диссертации, оформленный в соответствии с требованиями, экземпляр диссертации на электронном оптическом носителе (компакт-диск), заключение научного руководителя.
11.6. Допущенная к защите магистерская диссертация передается рецензенту, назначенному приказом ректора из числа преподавателей МПГУ (смежных кафедр) или внешних специалистов сторонних организаций, квалификация которых соответствует профилю магистерской диссертации.
11.7. Рецензия пишется в произвольной форме с учетом следующих положений (Приложение 1.6, 1.5):
– соответствие выполненной диссертации направлению, по которому
Государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК) предоставлено право проведения защиты диссертации;
– актуальность темы, теоретический уровень и практическая значимость;
– глубина и оригинальность решения поставленных вопросов;
– оценка готовности такой работы к защите;
– степень соответствия диссертации требованиям к выпускным квалификационным работам магистратуры и др.
11.8. Магистерская диссертация может быть представлена к защите и при отрицательном отзыве рецензента. Защита такой диссертации может происходить только в присутствии рецензента, давшего отрицательный отзыв.
11.9. Обучающийся вправе представлять на защиту дополнительные рецензии от специалистов соответствующего профиля.
Защита диссертации
12.1. Защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является частью итоговой государственной аттестации выпускников магистратуры и регулируется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников МПГУ.
12.2. Защита магистерской диссертации проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) с участием не менее двух третей ее состава.
12.3. Основной задачей ГЭК является обеспечение профессиональной объективной оценки научных знаний и практических навыков (компетенций) выпускников магистратуры на основании экспертизы содержания магистерской диссертации и оценки умения диссертанта представлять и защищать ее основные положения.
12.4. Магистерская диссертация оценивается по следующим критериям:
– актуальность;
– уровень теоретической проработки проблемы, включая знание современной литературы;
– полнота и системность вносимых предложений по рассматриваемой проблеме;
– самостоятельность разработки путей решения проблемы;
– возможность практической реализации и др.
12.5. Защита диссертации должна носить характер дискуссии и проходить при высокой требовательности, принципиальности и сохранении общепринятой этики. Присутствующие на защите магистерской диссертации не члены комиссии имеют право задавать вопросы магистранту и участвовать в дискуссии. Первоочередным правом задавать вопросы пользуются члены комиссии. Очередность устанавливается председателем комиссии.
12.6. Заседание ГЭК начинается с того, что председательствующий объявляет о защите диссертации, указывая ее название, фамилию, имя и отчество ее автора, а также наличие необходимых документов.
12.5. Магистрант в течение 15 минут излагает основные положения диссертации, затем отвечает на вопросы членов ГЭК, присутствующих. Далее председательствующий предоставляет слово научному руководителю магистранта. В своем выступлении научный руководитель раскрывает отношение магистранта к работе над диссертацией, его способность к научной работе, деловые качества. При отсутствии на заседании ГЭК научного руководителя магистранта председательствующий зачитывает его отзыв на выполненную диссертационную работу. Далее председательствующий зачитывает рецензию на выполненную диссертацию и предоставляет магистранту слово для ответа на замечания. Затем начинается научная дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите. Завершая дискуссию, с заключительным словом выступает диссертант.
12.6. Решение об оценке принимается на закрытом заседании ГЭК открытым голосованием ее членов простым большинством голосов. Результаты защиты объявляются в тот же день после оформления протокола заседания ГЭК.
12.7. Протоколы заседания Государственной экзаменационной комиссии по защите магистерской диссертации ведутся по установленной форме. В протоколы вносится перечень документов, представленных на защиту, и решение комиссии по оценке представленной работы, записываются заданные вопросы, особые мнения и т.п. В протоколе указывается решение о присвоении степени магистра.
12.8. При успешной защите магистерской диссертации и положительных результатов других видов государственной итоговой аттестации выпускников, решением Государственной экзаменационной комиссии магистранту присуждается квалификация (степень) магистра и выдается диплом (с приложением) магистра государственного образца.
Приложение 1.1
Заведующему кафедрой
__________________________________________________________________________
(Ф.И.О., учёная степень, звание)
от магистранта
__________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(наименование программы)
Заявление
Прошу утвердить мне тему магистерской диссертации ___________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(формулировка темы)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
"_____"_____________20____г. ___________________________________
(Подпись магистранта)
Приложение 1.2
ВЫБОРА СТУДЕНТА
Код и направление подготовки:
44.04.01 Педагогическое образование
Наименование магистерской программы:
Педагогика духовно-нравственного воспитания
Выпускная квалификационная работа
(магистерская диссертация)
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Т.И.Березина |
Рецензент — кандидат педагогических наук, доцент Лукинова А.В. |
Заведующий кафедрой ____________________ доктор педагогических наук, профессор Т.И.Березина |
Проверка на объем заимствований: 80,76% авторского текста |
Москва – 2018
Приложение 1.5
Форма рецензии
РЕЦЕНЗИЯ
на выпускную квалификационную работу –
магистерскую диссертацию
Магистерская диссертация выполнена
Студентом ________________________________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
Факультет_________________________________________________________________
Кафедра___________________________________________________________________
Направление подготовки_____________________________________________________
(Шифр, название)
Магистерская программа_____________________________________________________
Научный руководитель ______________________________________________________
(Ф.И.О., учёная степень, учёное звание)
Тема _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Оценка соответствия требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки
представленной магистерской диссертации _____________________________________
__________________________________________________________________________
Отмеченные достоинства ____________________________________________________
__________________________________________________________________________
Отмеченные недостатки _____________________________________________________
__________________________________________________________________________
Заключение:
Магистерская диссертация___________________________________________________
(Ф.И.О. магистранта)
соответствует (не соответствует) требованиям ФГОС ВПО к профессиональной подготовке магистра по данному направлению и может (не может) быть рекомендована к защите.
Считаю, что данная магистерская диссертация заслуживает оценки ________,
(оценка)
а её автор присуждения квалификации магистра по направлению
__________________________________________________________________________
(наименование направления)
Рецензент _________________________________________________________________
(Ф.И.О., учёная степень, учёное звание, должность)
_____________________________ «___»____________201_____г.
(подпись)
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………….. 3
2. Место дисциплины в основной образовательной программе магистратуры ……….. 3
3. Профессиональные компетенции обучающегося, формируемые в результат освоения дисциплин модуля .………………………………………………………………4
4. Структура и содержание дисциплин…………………………………………………… 5
4.1. Виды учебных занятий и их содержание…………………………………………….. 5
4.1.1. Лекционные занятия………………………………………………………………… 6
4.1.2. Практические занятия……………………………………………………………….10
5. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения …………14
6.Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы.14
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины ...………………………………………….15
7.1. Организация текущего контроля ...…………………………………………………..15
7.2. Примерная тематика письменных работ: рефератов, эссе………………………….16
7.3. Вопросы к экзамену…………………………………………………………………...16
7.4. Требования к проведению зачета…………………………………………………….18
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……………………..19
9. Список литературы………………………………………………...................................20
10. Интернет-ресурсы ……………………………………………………………………..26
11. Приложение 1…………………………………………………………………………..27
Пояснительная записка
1. Цель учебной дисциплины – формирование у студентов методологической культуры, компетенций в области организации и проведения научных исследований.
2. Место дисциплины в образовательной программе магистратуры:
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 44.04.02 подготовка магистра требует, чтобы будущий магистр знал основы научной методологии и владел методикой научного исследования. Учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» способствует формированию методологической и научной культуры, гибкому восприятию научных текстов, умению участвовать в дискуссиях по проблемам образования, эффективному применению полученных знаний в научно-исследовательской работе, в подготовке магистерской диссертации.
Межпредметные связи данной дисциплины состоят том, что она служит основой для изучения других дисциплин базового и вариативного блоков (Методы педагогических исследований, методика отбора исследовательского материала, современные проблемы профессионального образования и т.д.), так и для практики, которую студентам предстоит проходить в течение всего периода обучения в магистратуре. Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с содержанием учебного плана по направлению подготовки магистров.
Рабочая программа дисциплины «Методология и методы научного исследования» является базовым методическим документом, соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, учитывающим специфику обучения студентов по направлению подготовки магистров.
Рабочая программа дисциплины определяет состав компетенций, трудоемкость по видам учебной работы, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, перечень применяемых образовательных технологий, практик, оценочные средства.
3. Профессиональные компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции:
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);
- способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).
Общепрофессиональные компетенции:
- готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).
Профессиональные компетенции:
1. Педагогическая деятельность:
- способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);
- способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);
- готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);
2. Научно-исследовательская деятельность:
- способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);
3. Проектная деятельность:
- способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);
- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);
- готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10);
4. Методическая деятельность:
- готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12);
5. Управленческая деятельность:
- готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13);
- готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14).
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часа).
4.1. Структура дисциплины
Таблица 1.
№№ |
П/П
Раздел дисциплины (модуля)
Курс
Семестр
Виды и часы аудиторной работы, их трудоемкость (в часах)
Текущие формы контроля
4.2. Виды занятий и их содержание
Лекционные занятия
Дата: 2018-11-18, просмотров: 425.