В завершении семинара, обязательна групповая и индивидуально-личностная рефлексия полученных результатов. Для этого оценивается степень соответствия достигнутых результатов поставленным целям, деятельность всех участников семинара, а также – получение новых знаний.
Рекомендации по организации системы оценивания
Наличие разработанной и документированной системы оценивания является важнейшим фактором успешности курса: все остальные компоненты (в особенности, цели и содержание) осмысливаются только будучи преломленными сквозь призму системы оценивания. Мы исходим из того, что эффективная система оценивания должна удовлетворять следующим требованиям:
адекватность, предполагающая соответствие системы оценивания целям и задачам курса, его структуре, используемым методам и формам организации деятельности;
критериальная ориентированность, т.е., в отличие от нормативно-ориентированной оценки, предметом диагностики являются абсолютные достижения студентов, вне зависимости от того, насколько они выше или ниже среднего уровня;
накопительный характер, т.е. отдельные результаты должны накапливаться и суммироваться, что позволяет создать более благоприятный психологический климат и стимулировать студентов к более активной учебной деятельности.
Безусловно, указанные требования задают лишь самый общий контекст разработки систем оценивания, что является прерогативой преподавателя курса. В то же время, можно выделить некоторые базовые принципы, детализирующие указанные требования:
Объективность и прозрачность, т.е. максимально полная представленность результата в виде совокупности наблюдаемых и однозначно оцениваемых показателей знаний, умений, способов деятельности студентов.
Соответствие ожиданиям студентов. Этот принцип предполагает не только психологическую приемлемость системы, но также – требование к преподавателю не пересматривать ее качественные и количественные параметры в течение семестра.
Доступность системы оценивания для студентов. Информация о системе оценивания должна доводиться до сведения студентов в начале семестра и быть доступной в течение всего семестра. Кроме того, обязательно предоставление данных о достигнутых (промежуточных) результатах по запросу студента.
Многофакторность и комплексность оценивания. Система оценивания должна содержать вариативные возможности получения накопительных баллов при условии максимальной четкости и прозрачности самих процедур оценивания. Особое внимание должно уделяться методам оценивания самостоятельной работы, стимулирования слабоуспевающих студентов, а также – предотвращение конфликтов на основе документирования всех видов аудиторной активности.
Стимулирование самооценки. Представляется желательным, чтобы любая процедура оценивания дублировалась со стороны студентов – самооценкой, осуществляемой по тем же критериям, что и оценка преподавателем. При необходимости, эти оценки могут быть предметом обсуждения, а также – совершенствоваться при условии выполнения дополнительных заданий.
Студенческая экспертиза системы оценивания. Важно, чтобы по окончанию цикла/семестра студенты имели возможность высказаться относительно качества системы оценивания (в том числе, ее справедливости, прозрачности, понятности требований, значимости полученных оценок для дальнейшего профессионально-личностного развития) и внести свои предложения по ее совершенствованию.
Постоянное улучшение. Следует помнить, что ни одна система оценивания не является идеальной, поэтому постоянное совершенствование необходимо: условиями этого могут быть как изучение передового опыта, так и консультации с коллегами и руководителями, а также – учет мнений студентов.
Ниже приводятся некоторые обобщенные рекомендации для построения системы оценивания начального уровня (которая, еще раз повторим, должна совершенствоваться и дорабатываться с учетом конкретной образовательной ситуации).
Модульно-рейтинговая система оценивания. Использование модульно-рейтинговой системы оценивания означает оценивание двух аспектов процесса: нового содержания (модульный принцип), и количества выполненных заданий (рейтинговый принцип). Номинальный балл – 100. Рейтинговая формула разрабатывается в двух вариантах: отдельно – для курса, завершающегося экзаменом, отдельно – для курса, завершающегося зачетом.
Для курса, завершающегося экзаменом, можно рекомендовать следующую рейтинговую формулу:
30% - оценка присутствия и участия в лекционном курсе;
30% - оценка участия в семинарах и практикумах;
30% - оценка, полученная в ходе экзамена;
10% - дополнительные баллы (за со-ведение лекций, участие в студенческой конференции, тестировании по выбору, подготовку рефератов и обзоров).
Соответствующая схема перевода рейтингового балла в окончательную оценку, выставляемую за курс:
«отлично» - выше 85 баллов;
«хорошо» - от 65 до 84 баллов;
«удовлетворительно» - от 50 до 64 баллов;
«неудовлетворительно» - менее 50 баллов.
Для курса, завершающегося зачетом, следует рекомендовать следующую рейтинговую формулу:
30% - оценка присутствия и участия в лекционном курсе;
50% - оценка участия в семинарах и практикумах, выполнение самостоятельных работ;
20% - зачет.
Соответственно, оценка «зачтено» ставится при условии, что суммарный рейтинговый балл превышает 60.
При оценивании присутствия и участия в лекционном курсе рекомендуется исходить из следующих требований:
преподаватель может воспользоваться одной из трех систем начисления баллов: пропорциональной (присутствие и участие в каждой лекции оценивается соответствующим баллом) либо зачетной (определенный процент посещения всех лекций – например, 80% оценивается максимальным баллом), либо же комбинированной (зачетные баллы выставляются за каждый модуль, а затем суммируются);
оценивается только полноценное присутствие и участие в лекции/занятии: опоздание, равно как и досрочный уход с занятиями, не предполагают получения рейтингового балла;
присутствие и участие предполагает выполнение определенных требований: готовность к занятию, внимание, участие в дискуссиях, воздержание от еды, питья и пр.).
При оценивании участия в семинарских и практических занятиях, следует придерживаться следующих требований:
оценивается как непосредственное участие в аудиторном занятии, так и результативная самостоятельная работа (выполненное домашнее задание, подготовленный реферат, доклад и пр.);
балльная оценка выполненного задания может зависеть от нескольких факторов: в том числе, объем работы; степень самостоятельности (выполнение у доски, внеаудиторная самостоятельная работа или же выполнение в учебной аудитории); характер задания: учебный (выполнение по алгоритму, заполнение анкет или участие в опросе) или учебно-исследовательский (связанный с разработкой диагностических средств, реферированием и рецензированием материалов);
в целях упрощения системы оценивания, преподаватель может оценивать совокупную деятельность студента на практическом или лабораторном занятии (например, отсутствие оценивается в 0 баллов, присутствие без попыток активного участия – 1 балл, участие с ответами на простейшие вопросы – 2 балла, хорошая подготовка с желанием отвечать и участвовать в обсуждении – 3 балла, практическая готовность быть ведущим в группе – 4 балла);
все инициативные работы могут быть собраны в «учебный портфель», заполняемый самостоятельно и представляемый по окончанию семестра. В учебный портфель могут включаться:
I. Педагогическая автобиография. В этом разделе автор учебного портфеля представляет свою педагогическую биографию: полученное образование, причины выбора педагогического вуза, образовательные и карьерные планы. Здесь же могут быть представлены результаты психолого-педагогической диагностики.
II. Глоссарий. В этом разделе студенты могут представить основные термины курса с их вариативными определениями и указаниями источников (балльная оценка 1 балл за 3 – 5 глосс). Важным критерием оценки глоссария (помимо объема) является использование множества определений и формулировка обобщающих выводов, а также – наличие гипертекстовых ссылок.
III. Презентация. Презентация делается по определенной теме и представляется в виде набора слайдов (для их создания используется стандартная программа PowerPoint). Оптимально, если преподаватель создает электронную библиотеку «модельных» презентаций, состоящих из числа наиболее качественных мультимедийных файлов, апробированных на конференциях, заседаниях диссертационных советов и пр. Студентам предоставляется возможность использования соответствующих презентаций в качестве образцов для создания оригинальных презентаций по отдельным вопросам или темам курса.
IV. Письменные работы (обзоры, рефераты). В разделе представляются письменные работы, выполненные по данному курсу, в том числе, структурные конспекты, рефераты, отчеты о практических работах (балльные оценки выставляются в соответствии с «Методическими указаниями к самостоятельной работе студентов»). Для подготовки студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению. При этом необходимо выделить следующие аспекты:
· Основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме.
· Что особенно удалось автору в изучении обсуждаемой проблемы.
· Что нового внесено в рассмотрение проблемы.
· В чем автор полемизирует с другими исследователями.
· В чем состоит авторский опыт решения проблемы.
· Какие аспекты не нашли отражения и решения в тексте.
· Какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы и совершенствования педагогического опыта.
V. Комментарий (эссе). Выполнение этой работы предполагает письменное изложение точки зрения студента на проблему или понятие. Для подготовки студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению. Возможен вариант выполнения эссе, при котором студент подбирает источники в Интернете и формулирует собственное определение/представление в виде обобщения изученных подходов и точек зрения. Весьма эффективно, когда эссе пишется по одной из предложенных тем/вопросов для самообразования.
VI. Проект/рефлексивный отчет об исследовании. Эта форма работы может быть организована различным образом. Наиболее простой вариант: классическое педагогическое (или психолого-педагогическое) исследование описывается студентом, обсуждаются явные и неявные допущения, проблемы экспериментального и теоретического характера. Более сложный вариант, когда студенту поручается определенная роль в проводимом под руководством преподавателя исследовании (на базе экспериментальных школ или самого вуза). В этом случае, студент выполняет функцию лаборанта-исследователя. Наконец, если студент совмещает обучение в вузе с практической деятельностью в сфере образования, возможно проведение полноценного исследования, выполняемое под руководством преподавателя. Обязательно описание результатов, выявленных проблем, недостаточных знаний и пр.
VII. Тестирование. Если курс «Теоретической педагогики» завершается зачетом, преподаватель может провести его в форме тестирования. Кроме того, в течение семестра студент может выполнить тест, дающий ему дополнительный рейтинговый балл. В частности, если в учебной аудитории есть доступ к Интернету, это может быть автоматизированный вариант теста с немедленной обработкой результата. Полученный результат учитывается преподавателем при определении итогового рейтинга студента.
При оценивании на экзамене, следует учитывать:
· Экзамен должен выявить комплекс профессионально-личностных качеств, в том числе: знание факторов и тенденций развития теории; умение сравнивать, сопоставлять и анализировать различные подходы в педагогической теории; обоснование связей между философией, теорией, историей и практикой образования; умение формулировать оценочные суждения по проблемам современной педагогической теории.
· Экзамен по курсу «Теоретическая педагогика» состоит из двух компонентов: репродуктивного и продуктивного (творческого). Репродуктивный компонент предполагает ответ студента на один из двух вопросов билета из списка обсужденных на лекциях вопросов.
Продуктивный (творческий) компонент предусматривает работу студента с незнакомым текстом, результатом которой должен стать конспект, эссе и т.д. Ниже приведены ориентировочные формы заданий из творческого компонента:
1) Предлагается научно-публицистический текст, посвященный актуальной проблеме модернизации российского образования. Требуется выявить позицию автора, его предложения и оценить возможные последствия и результаты их реализации.
2) Предлагается фрагмент детского сочинения/высказывания, относящегося к описанию его опыта, отношений с родителями, учителями, сверстниками. Требуется выделить педагогическую проблему, а также – предложить путь ее разрешения.
3) Предлагается фрагмент государственно-политической декларации, относящейся к образовательной и воспитательной политике. Требуется проанализировать документ и выделить перспективы и проблемы в его реализации.
4) Предлагается описание педагогического опыта (статья, доклад, сообщение, информация из банка педагогического опыта). Требуется выделить цели, содержание, методы, формы, средства и технологическое его обеспечение.
5) Предлагается стенограмма конференции/семинара/дискуссии, посвященного проблемам современной педагогики. Требуется выделить точки совпадения и противостояния различных точек зрения и прокомментировать текст.
6) Предлагается фрагмент концепции/программы развития образовательного учреждения или системы. Требуется провести критический анализ научно-философских оснований проекта, его обоснованности и перспективности.
7) Предлагается фрагмент должностной инструкции (функциональных обязанностей) педагога или управленца системы образования. Требуется сформулировать источники тех или иных представлений о «должном» и «нормативном».
8) Предлагаются фрагменты текстов авторов разных эпох, посвященных одной и той же проблеме. Требуется оценить изменение глоссария, точек зрения и позиций с течением времени.
9) Предлагаются фрагменты двух (или нескольких) учебников по педагогике, посвященные изложению аналогичных тем или вопросов. Требуется провести анализ текстов и выявить общие и специфические подходы к изложению педагогической теории.
10) Предлагаются статистические данные, относящиеся к современному образованию, восприятию его отдельных аспектов представителями разных социальных групп (родители, ученики, педагоги, политики, управленцы и пр.). Требуется выявить основные проблемы во взаимоотношении социальных субъектов и их влияние на образовательную сферу.
Рекомендации по организации «обратной связи»
После завершения курса (по возможности, после итоговой аттестации) студентам могут принять участие в анкетировании, посвященной экспертизе системы оценивания. Для этого, в анкете должны быть указаны биографические данные (фамилия, имя, курс, факультет, специальность, направление), и даны ответы на вопросы:
Насколько справедливы полученные оценки в группе в целом?
Были ли Вы осведомлены заранее о системе оценивания?
Насколько адекватны избранные критерии оценивания?
Насколько адекватны количественные оценки критериев?
Соответствует ли система оценивания Вашим ожиданиям?
В чем, в целом, заключается основная несправедливость оценивания по этой системе?
Справедлива ли полученная Вами оценка? Если нет, в чем причина?
Насколько справедливо представляет полученная оценка Ваши способности и усилия?
Как преподаватель должен усовершенствовать систему оценивания?
Как преподаватель может стимулировать студентов к большим усилиям и результативности?
Какие виды деятельности или усилия оказались неоцененными? Насколько значима эта недооценка и в чем ее причина?
При проведении итоговой аттестации Вы предпочтете объективные методы измерения (тесты) или субъективные (рейтинги, экспертная оценка Ваших ответов)?
Влияет ли снижение уровня подготовки студентов на качество оценивания (т.е. за один и тот же ответ сейчас можно получить более высокий балл, чем несколько лет назад)?
Какова, на Ваш взгляд, цель оценивания курса?
С какими проблемами, по Вашему мнению, столкнулся преподаватель при оценивании, и как они могут быть решены?
Кроме того, по итогам курса желательно провести анкетирование студентов, посвященное общей оценке курса, для чего используется анкета:
ИТОГОВАЯ АНКЕТА СТУДЕНТА – СЛУШАТЕЛЯ
КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
1. Индивидуальные данные студента
1.1.Ф.и.о.____________________________________________________
1.2. Факультет, отделение ____________________________________
1.3. Курс, группа ____________________________________________
1.4. Образование: ___________________________________________
Дата: 2018-11-18, просмотров: 225.