Лабораторная работа №2. Проектирование педагогических целей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель работы: приобретение опыта проектирования критериев достижения профессионально-ориентированных педагогических целей

Инструкция: в задании приведены основные требования к уровню освоения программы «Педагогическая теория и образовательная практика». Сопоставьте каждому требованию – соответствующие критерии, виды и формы деятельности, которые свидетельствуют о достижении результата.

§ способность свободно ориентироваться в теоретических позициях ученых при объяснении свойств и тенденций развития современной образовательной практики;

§ способность опираться на различные модели и стили обучения, воспитания или образования в анализе деятельности отдельных педагогов, педагогических коллективов или образовательного учреждения в целом;

§ способность искать и находить оптимальные, научно-обоснованные варианты решения конкретных практических задач по проблемам соблюдения (невыполнения) педагогических закономерностей в образовании.

 

Лабораторная работа №3 Систематическое описание современных средств образования (электронных ресурсов).

Цель работы: создание модели педагогического применения дидактических средств.

Инструкция: скопируйте себе материалы какого-либо из сайтов, приведенных в разделе «Перечень информационных источников». Составьте описание материалов, представленных на сайте по следующей схеме (лучше использовать форму таблицы):

Название и электронный адрес ресурса;

Пользовательская аудитория (для кого предназначен ресурс);

Предмет и тема, при изучении которых этот ресурс востребован;

Основное содержание ресурса (краткое описание разделов и блоков);

Дидактические возможности ресурса (методы и формы работы);

Достоинства и недостатки ресурса.

Для выявления достоинств и недостатков ресурса, воспользуйтесь типовыми позициями (аспектами) анализа:

1) Дидактический анализ предполагает определение: цели использования ресурса (чему можно научить с его помощью; структуры содержания; оптимальности сочетания поставленных целей и методических возможностей ресурса);

2) Методический анализ предполагает: определение форм организации учебной деятельности; оценка эффективности предложенных методов и методических приемов; форм и способов деятельности учащихся, развиваемых на этом содержании;

3) Психолого-педагогический анализ предполагает: выявление возрастной специфики использования ресурса, опорных психологических механизмов, оценка возможностей индивидуализации/дифференциации при использовании средства; прогнозирование возможных проблем и затруднений учащихся;

4) Культурологический анализ предполагает: выделение культурно-исторических прообразов соответствующей деятельности; установление соотношения между предполагаемой учебной деятельностью и тенденциями культурной среды.

По результатам проведенной индивидуально (или в малых группах) экспертизы, сопоставьте полученные экспертные оценки, сформируйте обобщенное заключение по выбранному дидактическому средству, а также – сформулируйте рекомендации по доработке и совершенствованию этого средства.

 

Лабораторная работа №4. Концепция качества образования.

Цель работы: экспликация интуитивных представлений о качестве образования и, на этой основе, формирование концепции качества образования на уровне образовательных учреждений общего и профессионального (педагогического) образования.

Задание 1. Заполните краткую анкету в форме продолжения незаконченных предложений:

1. Актуализация проблемы качества образования обусловлена …

2. Качество образования – это …

3. Качество педагогического образования – это …

4. Качество полученного мною на сегодняшний день образования определяется (перечислить основные достижения и показатели) …

5. Качество полученного мною образования определяется …

6. Качество получаемого мною сегодня образования (выберите адекватный вариант) – высокое, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное

7. Основным субъектом, обеспечивающим/ответственным за качество получаемого мною образования является …

8. Основными проблемами, влияющими на качество образования в нашем образовательном учреждении, являются: …

9. Основными средствами обеспечения и поддержания высокого качества образования являются …

10. Основными методами и формами повышения и поддержания высокого качества образования являются …

Результаты индивидуального (в малых группах) заполнения анкеты обобщите в виде единой таблицы. Сделайте выводы.

Задание 2. Проанализируйте материалы на сайтах:  

1. Сайт «Качество и образование»: http://www.tqm.spb.ru/

2. Центр аудита качества РГПУ им. А.И.Герцена http://www.herzen.spb.ru/main/structure/centers/quality/

3. Центр оценки качества образования – программа международного оценивания студентов – мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии: http://www.centeroko.fromru.com/

4. Сайт информационной поддержки ЕГЭ: http://ege.ru/

5. Центр обеспечения качества образования РАГС: http://www.rags.ru/node/280

и, после обсуждения, заполните таблицу:

6. Основная терминология проблемы качества образования.

7. Субъекты (разработчики, пользователи) систем качества.

8. Основные аспекты (предметы диагностики) качества образования.

9. Основные методы диагностики в сфере качества образования.

10. Основные проблемы обеспечения/поддержки качества образования и преобладающие стратегии их решения.

11. Стратегии совершенствования качества образования.

12. Перспективы решения проблемы качества в отечественном образовании (на примере образовательного учреждения).

 

ГЛОССАРИЙ

 

Аксиология – раздел философии, изучающий вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, в том числе, связях ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Анкетирование – метод исследования в психологии и педагогике для получения максимально объективных данных о точке зрения респондента. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Античность – совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства и т. д., в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме. Считается, что Античность началась Олимпийскими играми в 776 до н. э., а завершилась падением Рима в 476 год н. э. В Античности находятся истоки ценностей европейской культуры.

Атрибут (философ.) – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Беседа (интервью) вербально-коммуникативный метод исследования, заключающийся в проведении разговора между исследователем и респондентом по заранее разработанному плану. Отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: исследователь задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

Ветхий Завет – первая, древнейшая часть христианской Библии, древне-еврейское Священное Писание («Еврейская Библия», ТАНАХ), общий священный текст иудаизма и христианства. Традиция относит запись книг Ветхого Завета к XV—IV вв. до н. э. Тексты Ветхого Завета являются важнейшим основанием человеческой культуры и многих духовных традиций.

Воспитание – одна из категорий педагогики; в разные периоды времени трактовалось и как целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к общественной жизни, и как процесс передачи культурного опыта от старших поколений – младшим, и как среда развития личности.

Возрождение (Эпоха Возрождения) – период в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени (примерно XIV—XVI века). Отличительные черты эпохи Возрождения — светский характер культуры, гуманизм, обращение к античному наследию (попытка его «Возрождения» дает название всему периоду).

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением родственных взаимосвязей людей. В современных гуманитарных науках и философии, генеалогией называют метод исследования отношений родства и преемственности.

Девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся: бродяжничество, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция, любой вид насилия и аморального поведения.

Делинквентное поведение – противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящее вред, как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Диалог – тип речевой коммуникации, осуществляющейся в виде обмена репликами между двумя взаимодействующими собеседниками. В широком смысле слова, диалог – это длящееся во времени и пространстве взаимодействие разных субъектов, в качестве которых могут выступать люди, общественные группы, культуры и пр.

Дистанционное обучение – современная форма обучения, базирующаяся на совокупности информационных технологий, обеспечивающих доставку изучаемого материала и опосредованное компьютером взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения. Дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: дистанционные курсы; веб-страницы и сайты; электронная почта (в том числе рассылки); форумы и блоги; чат и ICQ; теле- и видеоконференции и др.

Дисциплина – многозначное понятие; основные значения – дисциплина как устоявшийся раздел науки или сама наука. Другое значение – норма поведения сотрудников организации, обеспечиваемая уставом, распоряжениями и приказами руководителя.

Закон (в педагогике) – правило или норма поведения, которые определяют, предписывает или разрешает определённые действия педагогов. В отличие от юриспруденции, педагогические законы содержат достаточную долю условности и неоднозначности.

Закономерность – необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира. В отличие от закона, формулируемого теоретическими методами, закономерности выделяются из анализа эмпирической практики.

Идентичность – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания.

Интернет – глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов. Часто упоминается как Всемирная сеть, Глобальная сеть, либо просто Сеть. К середине 2008 года около четверти земного населения активно использовали Интернет.

Категория (философская) – наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания: бытие, сущность, количество, качество, истина и пр.

Качество образования – многоаспектное понятие, характеризующее значение образования в жизни человека, общества, государства. Показателями качества образования являются: результаты учебной деятельности, воспитанность и здоровье детей, индивидуальные достижения учащихся, кадровая, материально-техническая и информационная база образовательного учреждения и пр.

Классическая педагогика – особый тип педагогической теории и практики, апеллировавший к ценностям Античности и Возрождения, ориентированный на гармоничное и всестороннее развитие личности, овладение ею культурным наследием; многопредметность обучения, сочетание обучения, воспитания и развития и пр.

Контроль – функция управления образовательных систем, сущность которой – в определении результатов управленческого (педагогического) воздействия.

Концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, педагогической деятельности.

Концептуализация – процедура введения онтологических представлений в накопленный массив эмпирических данных; метод теоретического обобщения и организации материала.

Коран – религиозная книга, священная для приверженцев всех направлений ислама. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.

Маргиналии – заметки, рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем, содержащие комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли, вызванные ими. В социологии и социальной философии, маргиналами называют людей, не относящихся к основному сообществу, деклассированных.

Метод научного познания – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; способ получения научного знания, отвечающего критериям логичности, доказательности, воспроизводимости, прогностичности.

Моделирование – метод исследования объектов познания при помощи теоретических моделей (знаковых представлений); главные функции модели – упрощение получения информации о свойствах объекта; передача информации и знаний.

Неклассическая педагогика (неклассическая парадигма в педагогике) – вид педагогической теории и практики, начавший формироваться в конце XIX – первой половине XX века. Основным ориентиром неклассической педагогики выступает достижение эффективности и практической пользы от обучения, преобладание практико-ориентированных, проектных методов обучения, распространение методов психолого-педагогической диагностики.

Новое Время – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем (ориентировочно XVII – начало XX века). Основными чертами Н.В. являются становление национальных государств, секуляризация, расцвет наук и промышленности, рационализация повседневности. В педагогике характеризуется огосударствлением образования и воспитания.

Новый Завет – собрание книг, представляющее собой одну из двух, наряду с Ветхим Заветом, частей Библии. Основу христианского вероучения является откровение о спасении всех верующих в Христа.

Образование – многозначная категория, отражающая целостную реальность воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающаяся констатацией достижений установленных образовательных уровней (образовательных цензов). В широком смысле слова, образование – процесс и результат формирования личности.

Образовательная программа – внутренний норматив образовательного учреждения, в котором фиксируется цель образовательного процесса, учебный план, способы его реализации, критерии оценки результатов. Образовательные программы различаются уровнем и направленностью. 

Образовательная среда – обобщенная характеристика образовательного учреждения с точки зрения материально-технической базы, пространственно-предметной среды, сложившихся традиций и норм взаимоотношений.

Образовательный стандарт (государственный образовательный стандарт, ГОС) – принятая в законодательстве норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. ГОС определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

Обучение – основная категория педагогики: двусторонний педагогический процесс, ориентированный на формирование знаний, умений и навыков у учащихся.

Объект познания – фрагмент действительности, находящийся в фокусе конкретного исследования. С лингвистической точки зрения, объект – то, «о чем» говорит наука.

Пайдейя – одна из категорий древнегреческой культуры; в узком смысле – процесс формирования самостоятельной, развитой личности, обладающей добродетелями; в широком смысле, всеобщая реальность совместного бытия и развития человека и космоса.

Популяция – человеческое, животное или растительное население некоторой местности. В европейских языках это понятие относится к человеку и уже во вторую очередь — к другим живым организмам. В русском языке используется преимущественно в биологии и медицине.

Праксеология – философская концепция деятельности, своеобразный европейский аналог «теории деятельности». Задачами праксеологии стали: разработка инструментария научной организации труда, построение типологии действий и соответствующих категоризаций; интерпретация истории человечества как истории различных типов и моделей организации и сопряжения человеческих деятельностей.

Предмет познания – наряду с объектом познания, важнейшая характеристика направленности исследования. В широком смысле, предмет науки – это то, «что» наука говорит в процессе исследования.

Призрение – полное название «Приказ общественного призрения» — губернские учреждения, введенное в России Екатериной II в 1775, в ведении которых находилось управление народными школами, госпиталями, приютами, больницами, богадельнями и тюрьмами.

Парадигма (научная) – совокупность научных установок, задающих поле, типичные проблемы научных исследований, методологические и методические подходы к ним, а также – общепринятые на данном этапе критерии результативности и достоверности исследования.

Педагогическая диагностика – совокупность специально организованных мероприятий (процедур), позволяющих определить уровень достигнутых учеником (воспитанником) результатов, выявить затруднения и проблемы учащегося, оценить личностный рост.

Педагогическая система – разновидность социальных систем, обеспечивающих достижение совокупности педагогических целей. Помимо целей, педагогические системы характеризуются содержанием и формами организации педагогических процессов, субъектными позициями их участников, системой управления.

Педагогический процесс – специально-организованное и длящееся во времени и пространстве взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение педагогических задач.

Полилог – сложный вид речи, состоящий из реплик множества участников, «диалог множества людей». В переносном смысле, взаимодействие множества субъектов.

Принцип культуросообразности – сформулирован А.Дистервегом, требует осуществления педагогического процесса в соответствии и с учетом культурных, национальных и прочих особенностей общества, для которого готовится ребенок.

Принцип природосообразности – один из фундаментальных принципов, сформулированный Коменским: требует осуществления педагогического процесса в соответствии с природным законом.

Принцип целостности (в педагогике) – фундаментальный принцип системного подхода, утверждающий несводимость сложного объекта (системы) к совокупности составляющих его частей.

Прогнозирование педагогическое – предвидение возможных (желательных) изменений педагогического объекта (системы). Обычно осуществляется в комплексе с педагогическим проектированием.

Педагогическое проектирование – одна из функций педагогического процесса, состоящая в опережающем конструировании его мыслительной модели, прообраза.

Просвещение (Эпоха Просвещения) – эпоха духовного развития европейского общества XVII—XVIII веков, основами для которой стал рационализм, движение за равноправие всех граждан, преодоление зависимости от церкви, религиозных традиций и утверждение суверенитета человеческой личности. Важнейшим инструментом реализации философских задач Просвещения стало создание системы массового общедоступного обучения и воспитания, нередко называемой «системой просвещения».

Протестантизм – одно из трёх, наряду с католичеством и православием, направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией – широким антикатолическим движением в Европе. Протестантизм сыграл важную роль в становлении педагогической традиции в таких аспектах, как массовость и обязательность образования, сочетание обучения и воспитания, культ «скромной строгости» учителя и пр.

Психоанализ – одно из течений неклассической философии и психологической практики; признавало влияние на человеческое сознание и поведение бессознательных сил. Оказал влияние на некоторые педагогические концепции (экзистенциальная, психоаналитическая педагогика).

Развитие (педагогический процесс) – процесс количественных и качественных изменений человеческой личности, индивидуальности, способностей и свойств.

Российская академия образования (РАО) – государственная академия, объединяющая ученых, работающих в сфере образования, педагогики, педагогической и возрастной психологии; социологии и антропологии образования.

Редукция (научная) – один из распространенных приемов решения сложных проблем, в ходе которого первичная проблема сводится к более простой, доступной для анализа и решения.

Священное Писание – корпус текстов религиозного содержания, содержащих, согласно религиозному вероучению, высшую истину существования мира и человека. В иудаизме к Священному Писанию относят Ветхий Завет (Танах), в христианстве – и Ветхий, и Новый Заветы. В исламе Священное Писание – Коран.

Субъект познания – наделенный сознанием человек (или человеческое сообщество), активность которого направлена на познание противостоящего ему объекта.

Сущность – первооснова явления, сохраняющаяся вне зависимости от его вариаций; в качестве синонимов слова «сущность» часто используются слова идея, миссия, назначение. В логике сущность – неотъемлемое качество предмета, выраженное в определении.

Теория – отражение реальности в словах (понятиях), и утверждениях, построенных на их основе. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода (научного метода).

Тестирование (педагогическое) – форма и метод изучения уровня знаний (представлений) учащихся, основанный на использовании специальных наборов вопросов (тестов).

Тоталитарная установка – установка на унификацию и абсолютность господства. Одним из проявлений тоталитарной установки в политике является тоталитаризм – режим, не допускающий существования оппозиции, независимых средств массовой информации, идеологизацию и подчинение духовной жизни политическим задачам.

Феномен (философ.) – в отличие от обыденного понимания феномена как исключительного, удивительного факта, философский феномен – это любое явление, данное в опыте и противостоящее ноумену, сущности, выраженной в слове.

Феноменология – философское учение о постижении сущности феноменов; путь от первичных восприятий – к их смыслам. Феноменологическая установка характерна для всего гуманитарного познания, в том числе, педагогического.

Функционер – лицо, выполняющее определенные функции в системе государственного или общественного управления. В переносном смысле, человек, утративший личностные особенности, ставший «винтиком» государственной системы.

Эвристика – система представлений о творческой деятельности, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики процесса обучения.

Эмпатия – способность поставить себя на место другого человека, живого существа, способность к сопереживанию. Эмпатия включает способность определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Эмпатические способности – важный элемент педагогической культуры.

Эксперимент – важнейший метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

Настоящий курс представляет собой опыт моделирования образовательного процесса в условиях высшей школы, обеспечивающей реализацию «Стандартов второго поколения» и ориентированного на достижение каждым студентом приоритетных целей-компетенций, зафиксированных в «Стандартах третьего поколения» по направлению «педагогическое образование» и соответствующих общеевропейским тенденциям развития сферы высшего образования. Это потребовало реконструкции всего комплекса педагогических условий курса «Теоретическая педагогика».

Ниже выделим некоторые требования к организации компетентностно- и личностно-ориентированного процесса:

1. Приоритетность личностного и учебно-профессионального развития студентов. Реализация компетентностного подхода предполагает смену фокуса внимания преподавателя – от обеспечения передачи знаний – к созданию возможностей для развития всех студентов. Это предполагает стимулирование ситуаций диалога, понимания, рефлексии.

2. Вариативность преподавательских и учебных стратегий. Одно из фундаментальных требований личностного подхода – учет индивидуальных особенностей обучающихся. В этой связи, все этапы образовательного процесса должны обеспечивать вариативность через многообразие теоретического материала, заданий, форм и методов аттестации.

3. Приоритетность консультирования перед информированием. Информационная функция в деятельности преподавателя постепенно уходит на второй план, в то время как на первый план выходят проблемы комментирования учебной информации и консультирования студентов в процессе ее усвоения. Это обусловливает существенные изменения стилистики чтения лекций: текст лекции не обязательно озвучивается преподавателем, но в его обязанности входит комментирование, интерпретация известного всем конспекта. Другим измерением консультативной деятельности – является планирование тематических консультаций, посвященных обсуждению прочитанной литературы и выработке общих подходов.

4. Готовность к сопровождению индивидуальной и групповой работы студентов. Реализация компетентностного подхода предполагает возрастание роли самостоятельной и групповой работы студентов. В свою очередь, это требует от преподавателя проектной культуры, способностей к мотивированию студентов, развитых коммуникативных и рефлексивных способностей, а также – готовности к разрешению неизбежных конфликтов.

5. Способность к управлению временем (time-management). Существенной проблемой преподавания оказывается нахождение временного режима, позволяющего удерживать единство образовательной деятельности. Особенно важен выбор значимых проблем для общего обсуждения на лекциях, распределение времени между устными и письменными видами деятельности, резервирование времени на оценку достижений и рефлексию.

6. Создание благоприятного климата/среды для обучения. Огромное значение для успешности процесса имеет благоприятная психологическая среда. Условиями создания этой среды являются как личностные особенности преподавателя (бесконфликтная, «помогающая» манера общения, внимание к высказываниям студентов, умение и желание их анализировать и доброжелательно комментировать). Столь же важны «горизонтальные» связи между студентами, актуализация сотрудничества и взаимопонимания.

7. Использование электронных средств обучения и информационных технологий. Использование электронных средств и информационных технологий весьма желательно в преподавании курса. Это позволяет обращаться к оригинальным источникам, данным исторического и биографического характера. Другая, сторона использования информационных технологий – самостоятельный поиск студентами информации.

8. Способность оценивать учебные достижения и результаты. Эта способность связана не только с традиционными формами контроля: подготовкой и проведением экзаменов, зачетов, но, в большей степени, с использованием инновационных форм оценивания (в первую очередь, рейтинга и учебного портфеля), а также – неформальных методов оценивания.

9. Потребность в профессиональном и личностном развитии. Особенностью этого курса является получение преподавателем большого количества «обратных связей» - как неформальных (в процессе общения и взаимодействия со студентами), так и формальных – завершение каждого модуля и курса, в целом, предполагает заполнение экспресс-анкет. В этой связи, очень важно использование полученной информации для дальнейшего совершенствования курса и профессионального развития.

 

Рекомендации по ведению лекционного курса

 

Чтение лекций в контексте компетентностно-ориентированного образовательного процесса характеризуется рядом особенностей. В частности, при условии доступности конспектов лекций, воспроизведение текста преподавателем становится бессмысленным: оптимальным является использование этого конспекта слушателями, как зрительной опоры. В некоторых случаях (особенно, когда студенты испытывают трудности в устной речи, в студенческой аудитории нет традиции обсуждения учебно-научных проблем) вполне оправдана передача функции озвучивания текста – самим студентам. В сфере ответственности преподавателя (помимо естественного регулирования этого процесса), остается решение следующих задач.

Во-первых, помимо формулировки тематики, преподаватель должен акцентировать внимание на порождающих эту тематику проблемах, т.е. неоднозначностях существующей теории и практики, альтернативных интерпретациях педагогических фактов и явлений. Иначе говоря, текст лекции должен, в большей степени, соотноситься с контекстом порождения соответствующих знаний и представлений.

Во-вторых, лекции должны содержать постановку проблем, которые могут быть разобраны студентами самостоятельно, а ответы – учтены в процессе формирования учебного портфеля. Желательно, чтобы часть этих вопросов вошла в элективную часть экзамена (для студентов, претендующих на высшие оценки) или же обсуждалась в ходе экзаменационного собеседования.

В-третьих, изложение лекционного материала необходимо дополнить обсуждением философско-методологических и теоретических оснований, а также, что не менее важно, особенностям тех или иных позиций авторов педагогической теории. Здесь вполне уместно говорить о принципе «трех позиций»: преподаватель должен ориентироваться на изложение позиции и аргументации автора той или иной точки зрения, одновременно, он должен быть готов высказываться о своем отношении к рассматриваемой концепции, наконец, его вопросы должны стимулировать студентов к самоопределению в отношении изучаемого материала. Подобная «многослойность» текста оказывается условием гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, кроме того, одновременная аргументация различных точек зрения, стимулирует развитие критического мышления студентов.

В-четвертых, наличие у слушателей лекции готовых конспектов позволяет преподавателю строить более свободный текст лекции, включающий опережения и рефлексию сказанного. Помимо того, что это облегчит понимание содержания, подобные отступления без утраты качества восприятия важны как парадигмы обобщения и осмысления информации, придания ему личностно и профессионально-значимого характера. В любом случае, лекция должна завершаться экспресс-рефлексией, в рамках которой студенты оценивают изученное содержание и собственную деятельность, а преподаватель – оценивает степень достижения поставленных целей и соблюдения заявленных принципов.

 

Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий

 

Приоритетом компетентностно-ориентированного обучения является взаимодействие между студентами на семинарских и практических занятиях, приобретению опыта совместной деятельности по решению проблем, в то время как подготовка к семинарам уходит на второй план. Более значительным фактором успешности обучения становится качество взаимодействия и деятельности всех участников семинара или практикума. Наиболее целесообразно применение следующих методов и форм:  

Учебная презентация.

Один из основных методов обучения на семинарах: студенты готовят сообщения и раздаточный материал по проблемам (для этого можно выбрать вопросы для самостоятельной работы и вопросы после лекций). Оптимальным представляется использование компьютерной техники и выполнение презентаций с использованием программы PowerPoint. После сообщения (не более 20 – 25 минут) с иллюстрациями, в течение которых студент должен обозначить контекст возникновения проблемы и общие подходы к ее решению.

Учебная дискуссия.

Основное условие организации учебной дискуссии – деление учебной группы на небольшие группы от 4 до 10 человек. Вначале, преподаватель формулирует некоторую проблему или высказывание (тезис), по поводу которого необходимо привести аргументы или варианты решений. Могут приводиться не только логические аргументы, но и ассоциативные суждения, образные представления. Важное условие успешности учебной дискуссии – периодические интервенции (постановка дополнительных вопросов, предложение альтернатив и пр.) и мониторинг со стороны преподавателя. Вопрос о необходимости подведения единых итогов является дискуссионным, в то же время, желательна фиксация в обозримом виде некоторых опорных точек дискуссии и высказанных идей и представлений.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 322.