Разностно-дальномерные гиперболические РНУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотренные радиодальномеры требуют установки на борту ЛА передатчика. Это приводит к увеличению габаритных размеров и веса бортового оборудования, увеличению потребления мощности от источников питания, а также к недопустимой демаскировке летательного аппарата. Положительные качества радиодальномеров сохраняются в разностно-дальномерных РНУ, которые не нуждаются в бортовом передатчике. Подобные системы используют импульсный или фазовый метод.

Рассмотрим импульсный метод. В радионавигационных точках А, Б, В (рис. 3.9) устанавливают передающие радиостанции, работающие в импульсном режиме.

Рис. 3.9. Расположение станций разностно-дальномерной радионавигационной системы

Выбором мощности и длины волны радиостанций обеспечивается дальность действия системы порядка сотен и даже тысяч километров. Станция А синхронизирует работу станций Б и В и называется ведущей. Станции Б и В называются ведомыми. Ведущая станция излучает последовательности импульсов А (рис. 3.10, а).

Рис. 3.10. Сигналы в разностно-дальномерной системе

Спустя время td = d/C после излучения импульсы принимаются, например, станцией Б и, после задержки на время tз в аппаратуре станции Б, которая работает в режиме ретранслятора, вновь излучаются на той же несущей частоте (импульс Б, рис. 3.10, б). На летательном аппарате, находящемся в точке М, импульсы станций А и Б принимаются, соответствен- но, спустя время tА и tБ (рис. 3.10, м) после излучения: tА = ДА/C; tБ = ДБ/C. Таким образом, на борту летательного аппарата имеются две импульсные последовательности, сдвинутые на время tр:

tр = td + tз + tБ – tА = td + tз + (ДБ – ДА)/C.                                                   (3.27) Расстояние между станциями d, называемое базой системы, не меняется.

При постоянной задержке tз получим:  tр = (ДБ – ДА)/C + const.         (3.28) Если летательный аппарат следует с курсом, при котором tр = const, то траектория полѐта представляет собой гиперболу. Гиперболы с фокусами

в точках А и Б (рис. 3.11) являются линиями равных положений.

Рис. 3.11. Линии равных положений (гиперболы)

Гиперболы наносятся на карту и оцифровываются в микросекундах tр. Следует иметь в виду, что оцифровка карт справедлива только для конкретного значения tз = const. При изменении задержки tз по определѐнному закону изменяется оцифровка гипербол. В этом случае пользование картами для лиц, не знающих закон изменения tз, становится невозможным. Для определения места летательного аппарата следует найти вторую линию положения – гиперболу, соответствующую станциям А и В. Сигналы излучаются на той же несущей, что и в первой паре. Отличаются сигналы пар станций А-Б и А-В по частоте следования импульсов Fсл = 1/Tсл.

 


Приѐмоиндикатор (рис. 3.12) представляет собой импульсный даль- номер, в котором отсчѐт времени tр производится относительно импульса А. Импульсы с приѐмника (Прм) поступают на электронно-лучевую трубку (ЭЛТ). Генератор развѐртки (ГЛР) имеет перестраиваемый период Траз = Tсл/n, где n = 1, 2, 3... Импульсы выбранной пары станций на экране останавливаются. Импульсы другой пары смещаются по экрану.

Рис. 3.12. Схема бортового приѐмоиндикатора

 

Для повышения точности отсчѐта развѐртка выполняется в виде двух строк, причѐм импульс станции А выводится в начало верхней строки. Время tр определяется путѐм измерения расстояния lр между передними фронтами импульсов А и Б (или А и В).

Минимальное разностное время tрmin соответствует нахождению лета- тельного аппарата в точке Б (рис. 3.11):

tрmin = td + tз + 0 – td = tз.                                                                              (3.29) Наибольшее время tрmax соответствует нахождению летательного аппарата в точке А (рис. 3.11):

tрmax = td + tз + td – 0 = 2 td + tз.                                                                    (3.30) Время задержки tз выбирается таким, чтобы импульс станции Б всегда попадал на нижнюю строку развѐртки, даже тогда, когда tр = tрmin. Поэтому

период развѐртки выбирается из условия Tраз = tрmin = tз.

Период развѐртки должен быть кратен периоду следования импульсов. Отсюда при двухстрочной развѐртке

Tраз = Tсл/2.                                                                                                   (3.31)

Период импульсов выбирается из условия однозначного отсчѐта

Tсл ³ tрmax.                                                                                                     (3.32)

В таких системах частота следования импульсов выбирается в пределах Fсл = (20¸35) Гц. Импульсные разностно-дальномерные системы на дальностях порядка 1000 км обеспечивают при работе на  поверхностном

луче точность определения места летательного аппарата порядка нескольких километров. При переходе на пространственную волну точность ухудшается до 10¸15 км, однако дальность действия возрастает до 2000 км. Для определения одной линии положения в рассматриваемой си

системе требуется время порядка минуты.

22. Радионавигационные устройства определения углового положения ЛА.

Радионавигационные устройства, предназначенные для определения угловых координат, разделяют на радиопеленгаторы и радиомаяки. Радиопеленгатором называется устройство, предназначенное для определения направления на источник излучения. Радиопеленгование основано на свойстве электромагнитных волн распространяться с конечной скоростью по кратчайшему расстоянию. Радиопеленгатор состоит из антенной системы, обладающей направленными характеристиками, радиоприѐмного устройства, блока преобразования информации и индикатора для отсчѐта пеленга. Радиопеленгаторы бывают наземные и бортовые.

Радиопеленгаторы классифицируются по различным признакам:

1) по диапазону частот – радиопеленгаторы сверхдлинных, длинных, средних, коротких и ультракоротких волн; в гражданской авиации наибольшее распространение получили радиопеленгаторы средних волн (бортовые радиокомпасы) и ультракоротких волн (наземные автоматические пеленгаторы);

2) по способу пеленгования – амплитудные и фазовые радиопеленга- торы (типа Н и М), т. е. навигационная информация заключена в амплитуде или фазе радиосигнала, а также фазоамплитудные;

3) по отсчѐту пеленга – слуховые и с визуальным отсчѐтом;

4) по типу антенных систем – с малой базой (рамочные антенны), с большой базой;

5) по уровню автоматизации процессов измерений – автоматические и неавтоматические; в неавтоматическом радиопеленгаторе оператор после настройки приѐмника поворотом антенны вручную определяет по индикатору пеленг.

 Радиомаяк представляет собой передающее устройство, характеристики излучаемого сигнала которого зависят от направления излучения. В основном радиомаяки устанавливают на Земле.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 730.