РАЗДЕЛ 15. Физическая реабилитация инвалидов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорно-двигательного аппарата

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата

1.Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.

2.Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

3.Преобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит, заболевание конечностей, системные заболевания скелета.

При поражении ОДА церебрального генеза происходит нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации, микро- и макромоторики. Наблюдается остеохондроз, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры, дисгармоничность физического развития.

При поражении ОДА спинального генеза наблюдается полная или частичная утрата движений, чувствительности, расстройство функций тазовых органов.

Происходит нарушение вегетативных функций, появляются пролежни. Характерен остеопороз. При высоком (шейном) спинальном поражении – нарушается дыхание, появляются ортостатические нарушения. При вялом параличе — атрофия мышц. При спастическом - тугоподвижность суставов, контрактуры, спастичность.

При поражении ОДА вследствие ампутации или врожденного порока нарушается опороспособность и ходьба (при ампутации нижних конечностей), координация движений, осанка, вертикальная поза; также наблюдается уменьшение массы тела и сосудистого русла.

Наблюдаются нарушения регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры. Нарушаются функции кровообращения, дыхания, пищеварения, обменных процессов. Снижается общая работоспособность, появляются фантомные боли.

Различают 5 категорий инвалидов со следующими отклоне­ниями:
 - физическими недостатками (с поражением опорно-дви­
гательного аппарата),
- нарушением интеллекта и психическими заболеваниями,
- нарушением слуха (глухие и слабослышащие),
- нарушением зрения (слепые и слабовидящие),
- нарушением работы внутренних органов (инвалиды по «общему» заболеванию (сахарный диа­
бет, бронхиальная астма, онкобольные, перенесшие ре­
зекцию внутренних органов, и др.))

Ампутация - это операция удаления периферического отдела конечности,  операции по удалению части конечности при пересечении ее между суставами. Отсечение конечности или ее части через сустав называют вычленением (экзартикуляцией).Ампутацию производят при: полном или частичном отрыве конечности; тяжелых повреждениях, связанных с разрывом главных сосудов, нервов, раздроблением большого количества костей и обширным размозжением мышц; при гангрене конечности, вызванной облитерирующим эндартеринтом, тромбоэмболией, отморожением и другими заболеваниями, а также при злокачественных новообразованиях (саркома, рак).

Ранний послеоперационный период. Задачами ЛФК в этот период являются: 1) профилактика послеоперационных осложнений (застойная пневмония, атония кишечника, тромбозы, эмболии); 2) улучшение кровообращения в культе; 3) предупреждение атрофии мышц культи; 4) стимуляция процессов регенерации. Противопоказания при назначении лечебной физкультуры —• острые воспалительные заболевания культи; общее тяжелое состояние больного; высокая температура тела; опасность кровотечения.
Лечебную гимнастику необходимо начинать в первые сутки после операции. В занятия включают дыхательные упражнения, упражнения для здоровых конечностей, со 2—3-го дня выполняют изометрические напряжения для сохранившихся сегментов ампутированной конечности и усеченных мышц; облегченные движения в свободных от иммобилизации суставах культи; движения туловищем — приподнимание таза, повороты. С 5—6-го дня применяют фантомную гимнастику (мысленное выполнение движений в отсутствующем суставе), которая очень важна для профилактики контрактуры и атрофии мышц культи.
После ампутации верхней конечности больной может садиться, вставать, ходить, при ампутации нижней — в основном соблюдает постельный режим. Однако при удовлетворительном общем состоянии с 3—4-го дня больной может принимать вертикальное положение с целью тренировки равновесия и опороспособности здоровой конечности Больных обучают ходьбе на костылях.

Период подготовки к протезированию . После снятия швов начинают подготовку больного к протезированию, основное внимание уделяя формированию культи. Культя должна быть правильной формы, безболезненной, опороспособной, сильной, и выносливой к нагрузке. Сначала восстанавливают подвижность в сохранившихся суставах ампутированной конечности. По мере уменьшения боли и увеличения подвижности в этих суставах в занятия включают упражнения для мышц культи. Так, при ампутации голени укрепляют разгибатели коленного сустава, при ампутации бедра — разгибатели и отводящие мышцы тазобедренного сустава. Проводят равномерное укрепление мышц, определяющих правильную (цилиндрическую) форму культи, необходимую для плотного прилегания гильзы протеза. Лечебная гимнастика включает активные движения, совершаемые вначале при поддержке культи, а затем выполняемые больным самостоятельно и с сопротивлением рук инструктора. Тренировка культи на опорность вначале заключается в надавливании ее концом на мягкую подушку, а затем — на подушки различной плотности (набитые ватой, волосом, войлоком) и в ходьбе с опорой культи на специальную мягкую скамейку. Начинают такую тренировку с 2 мин и доводят до 15 и более. Для развития мышечно-суставного чувства и координации движений следует применять упражнения по точному воспроизведению заданной амплитуды движений без контроля зрения.

Период овладения протезом . На заключительном этапе восстановительного лечения после ампутации конечности больного обучают пользоваться протезом. До обучения больного ходьбе нужно Проверить правильность пригонки протеза к культе и правильность посадки. Техника ходьбы и методика обучения ей определяется конструкцией протеза, особенностями ампутации и состоянием больного. При проведении занятий с больными после ампутации нижних конечностей по поводу облитирирующего эндартериита, диабета, атеросклероза, а также в пожилом возрасте необходимо особенно осторожно и последовательно увеличивать нагрузку, контролируя реакцию со стороны сердечно-сосудистой системы. Обучение ходьбе на протезах состоит из трех этапов. На первом этапе обучают стоянию с равномерной опорой на обе конечности, переносу массы тела во фронтальной плоскости. На втором — осуществляют перенос массы тела в сагиттальной плоскости, проводят тренировку опорной и переносной фаз шага протезированной и сохранившейся конечностью. На третьем этапе вырабатывают равномерные шаговые движения. В дальнейшем больной осваивает ходьбу по наклонной плоскости, повороты, ходьбу по лестнице и пересеченной местности. В занятия с больными молодого и среднего возраста включают элементы волейбола, баскетбола, бадминтона, настольного тенниса и др.

Физиотерапия при ампутации конечностей. Применяется УФО области культи по 5—8 биодоз (всего 8—10 облучений); диадинамические токи в области культи (10—12 процедур); дарсонвализация; электрофорез новокаина и йода, аппликации парафина, озокерита, грязи на область культи; общие ванны: жемчужные, радоновые, хвойные, сероводородные.
После ампутации, как и при других видах хирургических вмешательств, возможно образование инфильтрата в области послеоперационного шва. При лечении инфильтрата в острой стадии применяют холод с целью ограничения его развития и УФО. Применяют УВЧ по 10—12 мин ежедневно, СМВ, ультразвук, индуктотерапию, озокеритовые и парафиновые аппликации на область инфильтрата, УФО. Через 2—3 дня после стихания островоспалительных явлений переходят на тепловые процедуры.

Полиомиелит - заболевание вызывается вирусом, который поражает серое вещество спинного мозга, и получило название от локализации воспалительного процесса в передних рогах спинного мозга. Однако при полиомиелите страдают также ядра ствола, кора больших полушарий, подкорковые образования, мозжечок, мягкие мозговые оболочки). Клинически полиомиелит проявляется вялыми параличами.

При полиомиелите у ребенка имеются двигательные расстройства, наиболее выраженные в проксимальных отделах конечностей. Активные движения совершаются с трудом, амплитуда их обычно ограничена из-за мышечной слабости. Всякое упражнение, связанное с преодолением тяжести паретичной конечностью, затруднено. Отмечаются дряблость, гипотрофия и гипотония мышц, снижение или отсутствие сухожильных рефлексов, наблюдается резкое нарушение опорной функции ног. Больные не могут стоять, ходить или делают это с трудом. Нередко в суставах образуются контрактуры, чаще всего сгибательно-приводящие — в тазобедренных суставах, сгибательные — в коленных и голеностопных суставах, приводящие — в плечевом суставе

Методика ЛФК при полиомиелите различна в разные периоды болезни.

В остром периоде, когда наступает стабилизация параличей и улучшается общее состояние больного, осторожно применяют огранциченные по объему пассивные движения в суставах и легкий болеутоляющий массаж, преимущественно в форме поглаживания. Парализованным конечностям и туловищу придают правильное положение.

  • В восстансовительном периоде (с момента появления у больного активны:х движений до 2-3 лет от начала болезни) проводят строго дозированную тренировку мышц, соответствующую их функциональным возможностям. Благоприятные условия для функции двигательного аппарата создаются путем улучшения общего состояния организма больного, поддержания на определенном уровне тонуса мышц, улучшения их кровоснабжения и питания, повышения возбудимости нервно-мышечной системы.
  • организации правильного гигиенического и двигательного режима;
  • применения лечения положением, способствующего сближению точек прикрепления растянутых мышц;
  • использование теплолечения (теплые водяные ванны, горячие укутывания и др.);
  • воздействия приемами массажа (подводного и ручного).

В период остаточных явлений полиомиелита методика лечебной физической культуры направлена не только на укрепление ослабленных мышц, но и на:

  • развитие у больного компенсаторных приспособлений и укрепление мышц, функция которых имеет особенно большое значение для статики (например, четырехглавой и ягодичной);
  • улучшение общего физического развития и здоровья ребенка;
  • выработку новой функции двигательного аппарата на основе анатомической перестройки, достигнутой хирургическим путем (например, посредством операции пересадки мышц);
  • восстановление у больного бытовых возможностей и способности к труду (реабилитация больного).

 

2. Реабилитация инвалидов с нарушениями интеллекта

Олигофрения (от гр. oligos — «немногий», и phren — «ум») — одна из групп умственной отсталости, различная по этиологии и патогенезу болезненных изменений, объединенных общим клиническим проявлением недоразвития головного мозга. Основное проявление олигофрении — психическое недоразвитие, патологическое состояние, результат действия этиологического фактора, вызывающего задержку развития. Олигофрения характеризуется врожденным или приобретенным в раннем детстве (до 3 лет) общим психическим недоразвитием.

Этиология на 4 группы:

1. Олигофрения вследствие наследственных заболеваний (генные, хромосомные). Геннце (фенилкетонурия) возникают вследствие эндогенных воздействий в виде дефектов обмена веществ. При хромосомных заболеваниях (синдром Дауна) этиологическими факторами являются: возраст мате ри 35—45 лет, повышенная ионизирующая радиация, вирусная инфекция, интоксикации (7—-15% всех случаев).

2. Олигофрения вследствие воздействия вредных факторов в период внутриутробного развития составляет 70% всех случаев. К таким факторам относят инфекции (краснуха, грипп); биологическую несовместимость крови матери и ребенка (резус-конфликт); эндокринные нарушения (кретинизм); родовые осложнения (узкий таз, преждевременное отхождение вод, аноксия).

3. Олигофрения вследствие воздействия вредных факторов в постнатальный период. К ним относят: перенесенные в раннем детстве осложнения гриппа, кори, краснухи и др. (менингит, энцефалит).

4. Олигофрения как следствие отрицательных психосоциальных влияний (семейные условия в раннем детстве).

Умственная отсталость в тяжелой степени обусловлена совокупным воздействием множества факторов, ведущими из которых являются наследственные (хромосомные мутации), совокупность генетических влияний и специфических патогенных воздействий среды (травмы, нейроинфекции).

Умственная отсталость легкой степени обусловлена воздействием этиологических факторов семейно-конституционально-го (наследственного) характера в совокупности с отрицательными воздействиями культурно-семейного и биологического характеров.

Классификация олигофрении по степени выраженности :

Выделяют 3 степени: дебильность, имбецильность, идиотия.

Дебильность — наиболее легкая по степени форма олигофрении. Больные обучаются по адаптивным программам в вспомогательных школах. Овладевают определенными трудовыми навыками и хорошо адаптируются в обществе. Умственное недоразвитие при дебильности становится с годами менее заметным. Имбецильность — средняя выраженная степень олигофрении. Не обучаемы по программе в вспомогательных школах. Возможно обучение навыкам самообслуживания, элементам грамоты и элементарным трудовым процессам. Идиотия — наиболее глубокая степень олигофрении, отсутствуют мышление и речь. Жизненные процессы протекают на безусловном уровне. Дети полностью не обучаемы и нуждаются в постоянном уходе.

Особенности психомоторики детей-олигофренов . Тип двигательной недостаточности при различных клинических формах олигофрении неодинаков и зависит от многих факторов: места поражения мозга, уровня интеллекта и др.

Психомоторика отражает особенности состояния коркового уровня организации движений, затормаживает проявление под-корково-спинальных автоматизмов. На фоне этого выступает недостаточность нижележащих церебральных уровней, с присущей каждому уровню клиникой двигательной недостаточности. Недостаточность выражается в нарушении регуляции мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможностью удерживать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений. Недостаточность уровня пространственного поля проявляется в слабости, неточности, несвоевременности движений при перемещениях в пространстве. При недостаточности теменно-пре-моторного уровня наблюдается слабость в интеллектуальном, . с опорой на память, решении двигательных задач; затруднении автоматизации предметных действий из-за повышенного внимания деталям движения.

Детей-имбецилов делят по типу двигательной недостаточности на две группы. Первая группа — с достаточно сохранной моторикой. Недостаточность проявляется в динамической организации движений; в переключении с одного вида движений на другой; в последовательности движений, каждое последовательное движение воспроизводится изолированно и стереотипно, медленно, не до конца. Вторая группа характеризуется тем, что в организации движений в пространстве нарушена плавность, переключаемость с одной на другую, дифференци-ровка. Дети не в состоянии справиться с новым заданием.

Особенности физических качеств олигофренов. Все физические качества, связанные с подвижностью нервных процессов (координация, сила, быстрота), у умственно отсталых детей отстают в развитии по сравнению с нормой прямо пропорционально возрасту. Все физические качества, не тесно связанные с подвижностью нервных процессов (гибкость, выносливость), развиваются с ростом ребенка и приближаются к норме. Навыки, связанные с точностью, быстротой, равновесием, силой, у умственно отсталых детей формируются медленнее, чем в норме, и, сформировавшись, не всегда прочны.

Уровень развития физических качеств тесно связан со степенью умственной работоспособности.

Задачи физической реабилитации:

— создание условий для правильного физического развития;

— коррекция функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы;

— улучшение координации и формирование навыка ориентации в пространстве;

— формирование навыка произвольного напряжения и расслабления мышц;

— нормализация всех функций организма;

— повышение общего тонуса организма.

В реабилитации умственно отсталых детей используют 2 группы методов: реабилитационно-педагогические и спортивно-педагогические. К реабилитационно-педагогическим относятся: компенсация — метод формирования заменителей, коррекция — метод устранения нарушений, подкрепление — метод сохранения достигнутого уровня. Из спортивно-педагогических используются: метод строго регламентированного упражнения, т. е. упражнений, выполняемых по определенной схеме и дозировке в занятии; игровой метод. Формы занятий в реабилитации умственно отсталых имеют свою специфику. Для этой категории целесообразно использовать индивидуальную, групповую и индивидуально-групповую форму занятий. Наиболее эффективными будут индивидуальная и индивидуально-групповая формы в связи с особенностями контингента и степенью обучаемости олигофренов.

 

3. Реабилитация инвалидов с сенсорными нарушениями

Различают следующие виды больных с нарушением слуха: глухие (потеря слуха) и слабослышащие. Глухие без речи — это рано оглохшие люди или с врожденным отсутствием слуха. Глухие, сохранившие речь в той или иной степени, — поздно оглохшие. К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата, задержку в формировании прямостояния, нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота.

Слабослышащие — инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.

Причины инвалидности по слуху: врожденные (токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические повреждения плода); приобретенные (до трех лет): менингит, пневмония, свинка, воспалительные заболевания носа и носоглотки, неврит слухового нерва, травмы головы.

Виды врожденной патологии слуха :

— полная или частичная аклюзия (недоразвитие внутреннего уха);

— отсутствие барабанной перепонки;

— атрезия (заращение наружного слухового прохода).

Физическая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха и речи . Цель реабилитации: улучшить состояние здоровья и трудоспособность инвалидов.

Поэтому примерные задачи физической реабилитации таковы:

— обеспечение свободного развития личности в обществе;

— устранение последствий инвалидности, разработка мер предупреждения инвалидности;

— создание равных возможностей инвалидов для интеграции в общество.

Индивидуальная программа реабилитации должна включать в себя различные виды, формы реабилитационных мероприятий. А именно: физические методы лечения (физиотерапию), механотерапию, массаж, психотерапию, трудотерапию, ЛФК и др. Зачастую больным с нарушением слуха и речи необходимо пользование слуховым аппаратом, который должен выдаваться бесплатно.

Бытовая реабилитация направлена на обучение чтению, формированию профессии. Существуют специальные ясли и детские сады, где ведется постоянная работа по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Далее обучение продолжается в специальных школах и интернатах.

 

4. Реабилитация инвалидов с врожденными и приобретенными нарушениями зрения.

Различают врожденные и приобретенные нарушения зрения. Врожденная слепота может быть следствием нарушения внутриутробного развития плода (алкоголизм и наркомания матери, интоксикация лекарствами, острые вирусные инфекции). Результатом генетических нарушений могут быть микро-фтальм (глубокое структурное изменение глаза), антрофтальм (полное отсутствие глаза, безглазие), катаракта (помутнение хрусталика), пигментная дистрофия (дегенерация сетчатки), астигматизм (нарушение преломляющей способности глаза).

Причинами приобретенной слепоты являются невриты зрительного нерва, глаукома (отслоение сетчатки), травма глаза, физические перегрузки и др.

Различают больных со следующими нарушениями зрения.

Слепые — люди с полным отсутствием зрительных ощущений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света).

 В свою очередь различают две степени потери зрения у инвалидов по зрению: 1-я — тотальная потеря зрения; 2-я — практическая слепота, когда имеется све-тоощущение, способность определить контур предмета. Слабовидящие — это люди, острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечетко.

Слепота отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции и особенно на регуляции движения, на осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений осуществляется с помощью зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. В ряде физических упражнений, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели.

При реабилитации детей с нарушением зрения следует учитывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненноважных функций организма: ухудшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и общей работоспособности. По причине всех этих особенностей психофизического состояния слепых и слабовидящих вся система их физической реабилитации (воспитания) должна быть -построена так, чтобы не только скомпенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Формы занятий физическими упражнениями в школе и семье должны быть самыми разнообразными: 1) уроки физической культуры; 2) занятия в школьной секции по избранному виду спорта и ОФП; 3) УГГ; 4) физкультпаузы; 5) прогулки— пешие, велосипедные, лыжные; 6) бег в течение 10— 30 мин; 7) плавание, купание; 8) подвижные игры; 9) самостоятельные занятия доступным видом спорта; 10) специальные занятия для устранения недостатков физического развития или осанки; 11) участие в различных соревнованиях; 12) занятия ЛФК.

 Основной формой ЛФК для детей-инвалидов по зрению являются занятия лечебной гимнастикой различной направленности. Во-первых, это занятия ЛГ, направленные на совершенствование и коррекцию зрительных функций. В занятия необходимо включать упражнения для развития пространственного восприятия, для тренировки зрительно-моторных реакций у детей, упражнения на развитие и коррекцию центрального и периферического зрения, специальные упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата. Во-вторых, в реабилитационную программу слепых и слабовидящих детей необходимо включать занятия корригирующей гимнастикой. В-третьих, занятия, направленные на развитие общей физической подготовки. Необходимо отметить особенность построения занятия ЛГ. В связи с тем, что у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить продолжительность вводной части занятия до 35%, соответственно основная часть составит 50 и заключительная — 15%.

5. Средства, методы и формы физического воспитания инвалидов

Средства физического воспитания инвалидов:

По преимущественному проявлению двигательных качеств: а) упражнения силового характера; б) упражнения скоростного характера; в) упражнения скоростно-силового характера, г) упражнения для развития общей и специальной выносливости; д) упражнения для развития гибкости; е) упражнения для развития ловкости.

По характеру двигательной деятельности: а) физические упражнения циклического характера; б) физические упражнения ациклического характера; в) двигательные действия смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера.

По видовому признаку: а) гимнастические упражнения; б) плавание; в) спортивные и подвижные игры; г) туризм и экскурсии; д) элементы тяжелой атлетики и атлетической гимнастики; е) элементы легкой атлетики; ж) элементы лыжного спорта; з) элементы гребного спорта; и) элементы велоспорта; к) упражнения и игры на инвалидных колясках и др.

Основными формами физической культуры инвалидов являются:

1. Самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм, коррекционные занятия и др.).

2. Организационные групповые и секционные занятия физической культурой и спортом (ЛФК и коррекционные занятия в лечебно-санаторных учреждениях и реабилитационных центрах, занятия доступными видами спорта в группах и секциях общественных физкультурных организаций, производственная гимнастика для лиц, занятых в сфере материального производства и службы быта, и др.).

3. Спорт инвалидов (тренировка, организация и проведение соревнований по различным видам спорта).

Специальные коррекционные занятия как основное звено активной коррекции включают в себя комплекс профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические приспособления, упражнения на тренажерах и др.), способствующих полному или частичному устранению недостаточности опорно-двигательного аппарата. Различают коррекцию активную и пассивную. Под активной коррекцией подразумевают специальные корригирующие упражнения в сочетании с общеукрепляющими. Пассивная — предусматривает ряд корригирующих воздействий без активного участия инвалида (пассивное движение, вытяжение, массаж и др.). Коррекция делится также на общую и специальную. Общая коррекция включает комплекс общеукрепляющих физических упражнений: гимнастические упражнения общеукрепляющего характера, игры, спорт, закаливание, режим. Специальная — использует преимущественно активную и пассивную коррекцию для устранения недостаточности опорно-двигательного аппарата. Коррекционные занятия проводятся, как правило, в специальных залах ЛФК под руководством инструкторов. Возможен также способ организации самостоятельных индивидуальных коррекционных занятий дома под контролем врача, педагога. Коррекционные занятия необходимо включать в недельный двигательный режим путем ежедневных занятий продолжительностью 15—30 мин.

 ЛФК — одна из основных форм организации занятий физическими упражнениями для инвалидов. Это определяется, с одной стороны, широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма — сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой — восстанавливающим и тренирующим эффектом при недостаточности тех или иных функций организма, т. е. оказывает строго специальное воздействие. В ЛФК используются самые различные группы упражнений и их сочетания с массажем, физиотерапией, ортопедическими приспособлениями и аппаратами и психологическими воздействиями.

Методы физического воспитания инвалидов . При занятиях с инвалидами могут быть использованы следующие организационные методы:

1. Индивидуальный, т.е. метод, определяющий возможность организации занятия тренером с одним спортсменом-инвалидом. В этом случае методика подбирается строго индивидуально, с учетом особенностей патологии спортсмена-инвалида, его функциональных возможностей и подготовленности. Индивидуальный метод организации занятий является наиболее эффективным.

2. Групповой, когда тренер работает с группой инвалидов до 10 человек. Как правило, в этом случае целесообразно присутствие ассистентов, выполняющих в основном чисто вспомогательные функции по организации занятия и установке оборудования и инвентаря.

3. Индивидуально-групповой, при котором методически занятие организует и ведет тренер, а ассистенты работают индивидуально со спортсменами под руководством тренера. Эффективность этого метода также очень высока. Кроме того, в этом случае в занятии участвуют сразу несколько инвалидов, что повышает эмоциональный тонус, формирует навыки общения в коллективе. Особенно важно участие здоровых ассистентов, которое является мощным фактором социальной адаптации инвалидов.

4. Метод самостоятельных занятий подразумевает организацию занятий по рекомендации тренера или самостоятельно. Использование этого метода позволяет повысить эффективность занятий за счет непрерывности воздействия независимо от внешних факторов.

Второй подход определяется группой спортивно-педагогических методов:

1. Метод строго регламентированного упражнения, определяющий применение конкретных, хорошо подобранных и строго направленных упражнений в каждом занятии.

2. Игровой метод, т.е. применение подвижных игр или элементов спортивных игр в занятии. Характер игры можно также придать любому упражнению. Это особенно эффективно при организации занятий с детьми-инвалидами.

3. Соревновательный метод может использоваться как вариант промежуточного контроля на тренировках, а также как вариант повышения эмоционального тонуса занятий приорганизации, например, «Веселых стартов».

Методика обучения инвалидов двигательным действиям и формирование двигательных навыков . Обучение двигательным действиям является одним из важнейших вопросов двигательной адаптации инвалидов к бытовой и производственной деятельности, следовательно, программа физического воспитания инвалидов должна включать принципиальные вопросы обучения двигательным действиям.

 3 этапа:

I этап начального изучения двигательного действия, в процессе реализации которого решаются следующие ведущие задачи по обучению новым двигательным действиям инвалидов:

а) сформировать у инвалидов общее представление о закономерностях изучаемого двигательного действия;

б) научвдъ частям техники изучаемого двигательного действия,

в) сформировать предпосылки общего ритма изучаемого двигательного действия;

г) устранить причины, провоцирующие возникновение ошибок в технике изучаемого двигательного действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения: метод наглядной демонстрации; словесный метод; практический метод обучения, который реализуется в двух основных направлениях — метод строго регламентированных упражнений, который предполагает изучение новых двигательных действий расчлененно-конструктивным и целостным способами; метод частично-регламентированного упражнения — использование разнообразных форм игровой и соревновательной деятельности в целях изучения новых виде^ двигательной деятельности инвалидами. При решении ведущих задач указанного этапа применяются методы расчле-нейно-конструктивного упражнения и наглядной демонстрации при сохранении доминирующего значения словесных методов

II этап углубленного изучения инвалидами двигательных действий. Решаются следующие задачи:

а) углубить понимание инвалидами биомеханических закономерностей изучаемых двигательных; действий;

б) уточнить технику двигательных действий, изучаемых инвалидами, по пространственным, временным, пространственно-временным и динамическим характеристикам,

в) усовершенствовать общий ритм изучаемого двигательного действия;

г) сформировать предпосылки вариативного выполнения изучаемого двигательного действия

III этап совершенствования (закрепления навыка выполнения двигательного действия), решаются задачи:

а) закрепить навык техники изучаемого двигательного действия,

б) реализовать предпосылки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия;

в) расширить диапазон вариативного проявления техники изучаемого двигательного действия;

г) сформировать предпосылки в случае необходимости перестройки элементов техники изучаемого действия.

Методические принципы:

Принцип доступности требует соблюдения следующих правил: а) знать возрастные особенности занимающихся; б) изучить и учитывать их индивидуальные особенности; в) соблюдать правило — от известной^ к неизвестному, от легкого к трудному.

Принцип наглядности имеет большое значение при изучении новых физических упражнений и обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений или техники отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении. Как правило, следует показывать образцы техники или образцовое выполнение упражнений. Для этого необходимы образцовый показ физических упражнений методистом, использование кинограмм, рисунков, макетов, плакатов и других наглядных пособий.

Принцип систематичности формирования двигательных навыков у инвалидов происходит в соответствии с закономерностями условно-рефлекторной деятельности. Известно, что условные рефлексы носят характер временных связей. Они уга-сают или даже совсем исчезают в тех случаях, когда не повторяются условия, их породившие. Поэтому всякие непредвиденные перерывы в занятиях, как и недостаточная дозировка (по-вторность) упражнений в каждом из них нежелательны, поскольку занимающиеся теряют способность четко выполнять отдельные двигательные действия, хуже согласовывают их, утрачивают так называемое мышечное чувство пространства и времени в условиях двигательной деятельности.

Принцип прочности. Весь процесс физического воспитания следует строить так, чтобы знания, двигательные умения и навыки осваивались основательно и прочно. Прочность отдельных навыков играет важную роль в дальнейшем изучении новых видов двигательной деятельности, когда вследствие ряда обстоятельств недостаточно упроченный навык не ломается и возникают условия формирования двигательных ошибок. Необходимыми условиями выработки прочного навыка являются: сознательное его усвоение (чем с большей сознательностью навык формируется, тем прочнее он закрепляется), многократное систематическое повторение освоенного материала (благодаря чему создаются условия для более эффективного усвоения новых упражнений, для сохранения силы, гибкости, быстроты и вьносливости), так называемое попутное повторение.

 

6. Особенности развития физических качеств у различных групп инвалидов

От уровня развития физических качеств и способностей в решающей мере зависит, насколько человек способен осуществлять двигательную деятельность, строить ее в разнообразных формах, достигать в ней определенных результатов.

Наибольший прирост выносливости у инвалидов наблюдается в возрасте 11—14 лет, скоростно-силовых качеств — в 9—12 лет. При этом отмечается необходимость дифференцированного подхода к методике развития двигательных качеств, учитывая характер, глубину и длительность существования дефекта.

Выносливость является одним из важнейших физических качеств человека, под которым подразумевается способность организма выполнять длительную работу без снижения ее интенсивности. Выносливость играет существенную роль в трудовой деятельности, физическом развитии, повышении общей работоспособности человека. особое значение имеет повышение уровня выносливости для инвалидов в целях улучшения социально-трудовой адаптации к современным условиям жизни. Поскольку одним из важнейших аспектов в развитии выносливости является ее корригирующий и компенсаторный характер, постольку, развивая выносливость, мы укрепляем ЦНС, кардиореспираторную систему, вырабатывается глубокое и ритмичное дыхание, дальнейшее развитие получают мышцы тела, корригируются локомоторные акты ходьбы, бега, прямостояние, улучшается осанка. Важно, прежде всего, развитие общей выносливости как своеобразного базиса для других видов выносливости: скоростной, силовой и др.

Нагрузки, которые после снижения работоспособности вызывают повышение работоспособности, дают более значительный прирост двигательных способностей и выносливости у инвалидов. Для детей, имеющих неосложненную форму олигофрении и высокий уровень двигательных способностей, наиболее эффективными являются нагрузки, выполняемые до утомления. Чтобы реализовать такой подход, необходимо диагностировать степень утомления при выполнении физических упражнений на выносливость.

В качестве средства развития общей выносливости рекомендуется использовать упражнения в беге с интенсивностью 70— 80% от максимума. В качестве средств для развития быстроты и выносливости рекомендуется применять разнообразные физические упражнения: повторные короткие отрезки бега интенсивностью 90—100% от максимальной скорости, подвижные и спортивные игры, упражнения скоростно-силовой направленности. Быстрота как двигательное качество может быть развита методами: повторного упражнения; повторно-прогрессирующего упражнения (ускорения); переменного упражнения (пробегания отрезков с разной скоростью); соревновательным методом.

Координация движений является стержневой проблемой в физическом воспитании инвалидов, что обусловлено ее исключительным значением в жизнедеятельности человека. Многократное повторение упражнений на развитие ловкости и координации, равновесия не вызывают сильного утомления со стороны кардио-респираторной системы организма, поэтому вполне возможно, что данную нагрузку инвалиды могут выполнять длительное время без значительных изменений функционального состояния. Развитие координационных способностей у детей происходит в период от 7 до 14 лет. В дальнейшем совершенствование координационных способностей продолжается значительно медленнее. Эта закономерность ярко выражается при выполнении сложных двигательных актов. Ловкость и координация могут быть развиты с помощью специальных упражнений, направленных на дифференцирование мышечных усилий; совершенствование способности дифференцировать пространство; дифференцирование движений во времени; совершенствование функции равновесия; сочетание дозированного напряжения и расслабления.

Из-за резкого снижения силы мышц у инвалидов самых различных групп, как у детей, так и взрослых, большое значение в их реабилитации имеют методы увеличения и восстановления силовых показателей; максимальных усилий; непредельных усилий с большим количеством повторений; соревновательный и игровой (включение упражнений силового характера); применение упражнений на сопротивление; упражнения с отягощением.

Перенос тренированности - в результате занятий каким-либо одним физическим упражнением улучшаются показатели других движений. Имеется перенос не только у здоровых, но и у инвалидов, хотя у последних выражен в меньшей степени. Следовательно, если инвалиду по состоянию здоровья нельзя заниматься тем или иным видом трудовой или спортивной деятельности, для него можно подобрать такие занятия, при которых развивались бы нужные двигательные качества, что в дальнейшем создало бы возможность к "опосредованному" переносу .

 

7. Организация и проведение соревнований по видам спорта среди инвалидов

Спорт инвалидов существует и развивается во всем мире. Мало того, проводятся международные соревнования, включая "Паралимпийские игры", в которых участвуют спортсмены инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Для инвалидов с умственной отсталостью главным спортивным мероприятием являются игры "Спешил Олимпекс".

Влияние спортивной деятельности на социальную интеграцию инвалида.

Занятия доступным видом спорта являются тем стимулом, который заставляет инвалидов не прекращать занятия физическими упражнениями и систематически тренироваться Проведенные исследования показывают, что инвалид, занимающийся спортом, значительно лучше справляется со своим повреждением, чем инвалид, не занимающийся спортом Он, например, владеет своим протезом (коляской) гораздо лучше, благодаря тому, что его мускулатура сильнее и его мышечное чувство лучше развито, он лучше передвигается и его выносливость к нагрузке больше. Путем тренировки улучшается нарушенное равновесие и координация, улучшается функциональное состояние всех систем организма.

Таким образом, спорт инвалидов является организованной формой вторичной профилактики, необходимой для сохранения результатов, достигнутых в процессе лечения и реабилитации. Специально организуемые спортивные соревнования (строго дозируемые и регламентируемые) необходимы для функциональной проверки физических возможностей инвалида и психологической стимуляции инвалида к активной деятельности При этом важен не столько результат, сколько участие в спортивных соревнованиях

Очень большое значение имеет инвалидный спорт для улучшения морально-психологического состояния инвалидов и их социальной интеграции. Систематические тренировки в коллективе, выезды и участие в соревнованиях освобождают их от чувства изолированности, отчужденности, ненужности, а даже минимальные успехи в повышении спортивных результатов, функционального состояния организма помогают обрести чувство самоуважения, значимости своей личности. Следует отметить, что это чрезвычайно важно не только для инвалидов, но и для родителей детей-инвалидов, которые не только радуются их успехам, но и получают возможность гордиться ими.

Организация соревнований для инвалидов отличается от организации соревнований здоровых необходимостью предварительного отбора и классификации спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп. Для этого используется разработанная спортивно-медицинская классификация. Разделение участников по функциональным классам с учетом степени поражения позволяет создавать равные возможности для всех спортсменов на победу в своей категории, а также обеспечивает определенный уровень безопасности для спортсменов-инвалидов.

Соревнования проводятся с учетом существующих (международных) правил по данному виду спорта для инвалидов данной категории. Судейство осуществляется бригадой судей-специалистов по данному виду спорта для инвалидов. Награждение проводится на основании результатов соревнований медалями, лентами и памятными призами. Спортивные звания спортсменам-инвалидам не присваиваются

В настоящее время установлены виды спорта, которые показаны инвалидам в зависимости от характера и степени нарушения. Инвалиды с дефектом опорно-двигательного аппарата подразделяются на три подгруппы: 1) различные виды ампутаций и врожденных недоразвитии конечностей, 2) последствия детского церебрального паралича, 3) повреждение позвоночника.

Для первой подгруппы предлагаются следующие виды спорта: .

1. Легкая атлетика: бег (30, 60, 100 и 300 м кросс женщинам, 1000 м кросс мужчинам), прыжки в длину, высоту, метания (мяча, копья, гранаты, диска), толкание ядра.

2. Плавание —- разные стили и дистанции в зависимости от того, насколько и какие конечности ампутированы или не были развиты.

3. Спортивные игры: настольный теннис, волейбол (стоячий и сидячий).

4. Стрельба из малокалиберного оружия на 25—50 м.

5. Стрельба из лука на разные расстояния (90, 70, 60, 50 и 30 м) по мишеням диаметром 122 и 80 см.

6. Тяжелая атлетика — весовые категории: до 50, 57, 65, 75, 85 и более 86 кг.

7. Пятиборье: толкание ядра, метание диска, стрельба из пистолета, плавание, прыжки в длину. Могут быть и другие варианты пятиборья.

8. Лыжные гонки на разные дистанции, слалом и слалом гигант.

Вторая подгруппа — это инвалиды с последствиями детского церебрального паралича, которые подразделяются по возрасту и степени дефекта. Для этой подгруппы включаются следующие виды:

1. Легкая атлетика — бег. В зависимости от характера и степени дефекта включается бег на 80, 100, 200, 400, 800 м и эстафеты, а также гонки в колясках на стадионе. Прыжки в длину. Метание теннисного мяча на расстояние и в цель, медицинбола, копья в цель и на расстояние, булавы, диска, толкание ядра (масса диска 600т, ядра — 3 кг). 2. Плавание различными стилями на расстояния от 30 до 100 м и эстафеты 4 х 50 м вольным стилем.

Третья подгруппа — инвалиды с дефектами позвоночника — участвуют в следующих видах спорта:

1. Легкая атлетика: метание копья, диска, булавы, толкание ядра и состязание на колясках на короткие (60, 100, 200, 400 м), средние (800 и 1500 м) и длинные дистанции (5000 м), а также слалом (110 м).

2. Плавание на различные дистанции разными стилями.

3. Стрельба из лука и малокалиберного оружия (винтовка, пистолет).

4. Спортивные игры: настольный теннис, бильярд, баскетбол, кегельбан.

5. Фехтование, сидя на коляске.

6. Тяжелая атлетика.

7. Пятиборье: стрельба из лука, метание копья или булавы, толкание ядра, гонки на колясках, плавание.

Инвалидам, имеющим дефекты органов слуха и речи (глухие и глухонемые), практически доступны почти все виды спорта: легкая атлетика, спортивная гимнастика, плавание, все виды борьбы, спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч, хоккей), велоспорт, лыжные гонки, горные лыжи, конькобежный спорт и др. Не рекомендуются занятия боксом, прыжками в воду, поднятием тяжестей из-за нарушения функции вестибулярного анализатора. Для инвалидов-слепых культивируется легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, борьба, а также специальные игры — голбол, реннибол. Инвалиды с нарушениями интеллекта стали принимать участие в соревнованиях, в том числе и международных сравнительно недавно.

Как уже указывалось, для них проводятся всемирные игры «Спешил Олимпикс». Программа этих игр представляет собой особый вид спортивного движения, в котором победителем становится каждый участник. Программа не предполагает высокого уровня спортивного мастерства, не требует от участника выполнения разрядных нормативов. Применяемый в ней принцип деления на дивизионы позволяет наградить медалью или лентой каждого спортсмена-инвалида. Помимо соревновательных программ, требующих определенного уровня технической и тактической подготовки, существует также раздел «Моторная активность», позволяющий участвовать в соревнованиях и занятиях инвалидов с тяжелыми степенями поражения ЦНС и опорно-двигательного аппарата.

 












Дата: 2018-09-13, просмотров: 284.