Психология управления как наука
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

Психология управления является составной частью науки управления и, вместе с тем частным разделом психологии.

Управление – это всегда власть. Власть дает доступ к душам людей. Одни находят применение власти для компенсации своей душевной слабости. Другие – для проявления своей общественной полезности и для поднятия эффективности работы всей организации. Для того чтобы власть менеджера в организации послужила эффективной работе всего коллектива, от него потребуется также и умение реализовывать на практике управленческие знания и умения в области психологии и социологии. Эффект от этих действий напрямую зависит от способности к самоконтролю, от умений ладить с людьми, воодушевлять их своими деловыми намерениями, при этом обучая их тому, как сделать работу производительно и экономично. Знания по психологии управления послужат для оптимизации управленческой деятельности.

Данная программа предназначена для изучения курса психологии управления по выбору студентов в учебных планах по специальностям «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» в процессе лекционных, семинарских и практических занятий, в самостоятельной работе с учебной и научной литературой.

Материал курса имеет практическую направленность на деятельность организации.

Основными задачами курса являются:  

· расширение знаний по практической психологии, формирование систематических знаний по психологии управления организацией будущими менеджерами, развитие

·  умения совершать психологически обоснованные управленческие поступки, умения работать с людьми,

·  развитие общей социально-психологической направленности личности будущего управленца, эмпатии, коммуникативных, организационных и перцептивных способностей

Данный курс психологии управления рассчитан на 56 академических часов для студентов дневного отделения. Для студентов заочного отделения этот курс читается по сокращенной программе с учетом увеличенной доли самостоятельной работы.

 

 

План семинаров и практических работ-34 часа.

№ лекции Темы семинаров и практических работ Кол.  
1 Семинар №1. Психология управления как наука. 2  
2 Практическая работа №1. Самодиагностика личности будущего менеджера. 4  
3 Практическая работа №2. Самопрезентация менеджера при устройстве на работу. 2  
4 Семинар №2. Изучение структуры личности работника с целью управления. 6  
5 Практическая работа №3. Профессиональное становление личности менеджера. 2  
6 Семинар №3. Особенности восприятия. 2  
7 Семинар №4. Диагностика функциональных состояний сотрудников. Управление функциональными состояниями сотрудников, саморегуляция собственного сосотояния. 2  
8 Практическая работа №4. Самодиагностика типа личности и определение своей роли в организации. 4  
9 Семинар №5. Психологические основы формирования трудового коллектива. 2  
10 Семинар №6.Психологические основы мотивации сотрудников. 2  
11 Семинар №7. Психология лидерства в организации. 2  
13 Игра. .Самопрезентация фирмы и руководителя.

  2

14 Семинар №8. Обобщение и подготовка к зачету по вопросам.

  2

Cеминар №1 (2) часа

Психология управления как наука.

1. Что изучает психология управления как научная дисциплина?

     2. Какие вы имеете представления об образе идеального менеджера в Германии, Японии, США? Определите ряд черт, ценимых в народе, по отношению к руководителю в России. Поясните в чем исторические корни этого явления в России.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство .М. УЦ «Перспектива»,1997..

2. Петрушин В.О. Психология менеджмента. Институт практической психологии. 1996.Поварницина Л.А. Психология личности вузовского преподавателя. Учебное пособие. Тверь ТГУ.1995

 

Семинар №2 (6 часов)

Семинар №3.

“Особенности восприятия” (2 часа)

 

1. Как влияют свойства личности на восприятие других людей?

2. Поясните пример 1. Девочка выросла в семье, где отец все время посвящал работе. В семье не было подозрений. Отца все оберегали, т.к. он сильно перенапрягался. Девочка, став старше, выходит замуж. Как семья будет влиять на ее будущие семейные отношения?

В семье она ведет себя, как когда-то ее мать. Ее муж начинает это понимать, но он не фанатик работы, его интересуют встречи с людьми, веселые развлечения. Его жена, по его уставшему виду делает вывод, что он устает от работы, а ее муж не переубеждает ее. Ситуация со временем проясняется. Они расстаются.

Как изменилась личность в результате событий? Женщина выходит замуж второй раз. Ее муж трудоголик. Когда он задерживается, у нее появляется подозрение, что он развлекается без нее. Попытка его все объяснить воспринимается как обман. Почему?

3. Какие особенности восприятия проявляются в притче?

Пример 2. Притча о пастухе, который один раз закричал просто так “Волки”, второй... Люди верили ему, а когда волки действительно пришли, то они не пришли на помощь, т.к. не поверили ему.

4. Какие свойства восприятия вам известны?

Определить, как в данных ситуациях проявляются особенности восприятия. Как можно учесть знания этих особенностей в выборе линии поведения.

     А. Определить, как и когда лучше отмечать присутствующих на лекции, зная свойства восприятия.

     Б. Как будет воспринята информация о необходимости остаться на сверхурочную работу:

- девушкой 20 лет, которая помимо работы вечерами встречается с парнем, учится

- мужчиной чуть старше начальника, с образованием, полученным сложным, длительным, запоздалым образом

- женщиной предпенсионного возраста

Как лучше сделать это сообщение.

     В. Как заинтересовать присутствующих студентов по психологии управления на 4 паре.

Г. Как лучше запомнить

- юношам устройство автомата,

- девушкам устройство автомобиля.

5. Какое свойство восприятия имеет место, когда:

-человек, читая книгу вверх ногами понимает прочитанное ;

-как надо давать инструкции по выполнению деятельности, учитывая свойства восприятия?

Как надо давать рекомендации по выполнению работы.

6. Когда мы видим беспорядок на столе у человека ,мы судим о его характере (предметное восприятие).

Как усилить зрительное восприятие облика руководителя?

7. Человек позволил себе такое поведение:

Для всех присутствующих в коллективе было выдано задание подготовить материалы для сводного отчета, за который оплата идет отдельно.

Все подготовили свою информацию, а руководитель, собрав материал, назвал результаты никчемными. Но спустя какое-то время выявилось, что материалы в доработанном виде вошли в отчет от его имени.

Как это событие повлияет на успешность управленческой деятельности в этом коллективе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Станкин М.И. “Психология управления” стр. 22-52

2. Б.Швальбе, Х.Швальбе “Личность, карьера, успех с.196-201

3. Розанова В.А. “Психология управления” стр. 113-170

 

Семинар №4.

Диагностика функциональных состояний сотрудников.(2 часа)

1. Определение функционального состояния.

2. Какие характеристки описывают функциональное состояние?

3. Типы функциональных состояний, виды неблагоприятных благоприятных состояний.

4. Определите, какое значение для человека имеет стресс: положительное или отрицательное? В чем благотворное влияние стресса? Чем он вреден?

5. Причины стресса?

6.  Что такое крушение детских иллюзий (обида, зависть,ревность), возрастной стресс( раздражительность одиноких пожилых людей), плач при встрече после долгой разлуки(синдром Стендаля) ?

7. Как зависит стресс подчиненного от темперамента?

8. Как должен вести себя руководитель, чтобы создать благоприятные условия для работы?

9. Как преодолеть боязнь получить стресс?

10. Как ой образ жизни способствует предотвращению стресса?

11. Как изменить свою роль в семье, в группе, чью-то роль?

12. Как вводить новшества?

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зейверт Л. Ваше время в ваших руках. Пер. с нем. М. Экономика.. 1991

2. Лайкен А. Искусство успевать. Пер. с англ .М. «Фаир»,1996

 

Семинар №5 (2 часа)

Семинар №6. ( 2 часа )

Теоретическая часть.

МЕТОДИКА КОС-1

(Методика, позволяющая выявлять коммуникативные и организаторские способности)

Эти способности – стержневые в профессиях типа "человек – человек" (учитель, тренер, врач, работник клуба и т.п.). Основной смысл применения методики - активизировать самопознание школьников и дать им опору и ориентиры в этой внутренней работе осмысления себя среди других людей.

Методика КОС-1 базируется на принципе отражения и оценки человеком некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях, знакомых по личному опыту. В программу изучения коммуникативных способностей включены вопросы (20), помогающие выяснить особенности поведения:

а) проявляет ли человек стремление к общению, много ли у него друзей;

б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество;

в) быстро ли привыкает к новым людям, к новому коллективу;

г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых;

д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях;

е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми;

ж) легко ли даются выступления в аудитории слушателей.

 Программа изучения организаторских способностей включает также 20 вопросов, помогающих оценить такие личностные качества, как:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность;

в) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержка;

е) отношение к общественной работе, общительность.

Испытуемому учащемуся предъявляется бланк вопросов и дается инструкция:

     Вам нужно ответить на все вопросы этого бланка. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте против него знак "+", если же не согласны – знак "-". Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать

 тот ответ, который Вы считаете предположительным. Когда Вы отвечаете на любой из этих вопросов, обращайте особое внимание на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с этими словами. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами".

 

БЛАНК ВОПРОСОВ

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается убедить большинство своих товарищей в правоте Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли для Вас включиться в новые для Вас компании?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашими мнениями?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть Одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

28. Верно ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

30. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

39. Часто ли оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

Ответы на вопросы ученик дает в специальном бланке ответов, в котором фиксируются также его анкетные данные и результаты работы.

 

                                                 БЛАНК ОТВЕТОВ

1_________________11_________________21______________31__

2_________________12_________________22______________32__

3_________________13_________________23______________33_

4_________________14_________________24______________34__

5_________________15_________________25______________35__

6_________________16_________________26______________36__

7_________________17_________________27______________37__

8______________ __18_________________28______________38___

9_________________19_________________29______________39__

10________________20_________________30______________40__

Кк =   -------                                                   Ко = --------

Для количественной обработки данных консультант использует дешифраторы, в которых поставлена максимальная сумма "идеальных ответов", отражающих ярко выраженные коммуникативные и организаторские способности.

Далее подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных или организаторских способностей выражается от- ношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений (20);

К = x_

   20

К – величина оценочного коэффициента;

х – количество совпадающих с дешифратором ответов.

 

ДЕШИФРАТОР КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1 + 11 - 21 + 31 -
               
3 - 13 + 23 - 33 +
               
5 + 15 - 25 + 35 -
               
7 - 17 + 27 - 37 +
               
9 + 19 - 29 + 39 -

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитать набранное количество баллов, присваивая ответам: "да"-2 очка; "не знаю"-1 очко; "нет"-0 очков

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

0-12 ОЧКОВ. С силой воли дела обстоят у вас неважно.

Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей. Ваша позиция выражается известным изречением "Что, мне больше всех нужно?".... Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и эгоизме.

 

13-21 ОЧКО. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуйте, но и данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей не с лучшей стороны, характеризует вас и в глазах окружающих людей. Если хотите в жизни достичь большего, тренируйте волю.

 

22-30 ОЧКОВ. С силой воли у вас в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дел~ которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами как гибкость, снисходительность и доброта.

Тест для риск-тейкеров

Тест  Г. Айзенка

(Исследование экстраверсии-ингроверсии и нейротизма человека).

       Двухфакторная модель личности, предложенная Г.Айзенком, позволяет с помощью основных показателей экстраверсия-интроверсия и нейротизма оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряженности). Эти свойства структуры личности генетически детерминированы. Их проявление сугубо индивидуально. Эти характеристики существенно влияют на выполнение Вами своих обязанностей, в том числе и на осуществление профессиональной деятельности.

     Экстраверсия – это направленность личности на окружающих людей, явления и события. Экстраверты мобильны, общительны, адаптивны, отзывчивы, жизнерадостны, остроумны, стремятся к лидерству. Вместе с тем, они не всегда обязательны, излишне доверчивы и подвержены влиянию другого человека, неустойчивы в своих взглядах, неосмотрительны в поступках и импульсивны в действиях.

     Интроверсия – это направленность личности на ее внутренний мир. Интроверты рассудительны, самостоятельны, спокойны, целенаправленны. Они плохо адаптивны, оторваны от реальности, дистанцированы в отношениях, нерешительны в поступках. Экстраверсия и интроверсия биполярны.

     Нейротизм – результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Он проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся нейротики, на другом (низкие оценки) – эмоционально- стабильные личности, характеризующиеся уверенностью, спокойствием, уравновешенностью. Удаленность показателей от центра по шкале измерений свидетельствует о степени отклонения от среднего значения.

    Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) отражена в круге Г. Айзенка. Показатели экстраверсий – интроверсий и нестабильность – стабильность взаимонезависимы и противоположны. Каждый из них представляет собой континуум (непрерывную совокупность) между полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности, характеризует тип темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).

    Оценка направленности (экстраверсия – интроверсия) и уровня нейротизма (стабильность – нестабильность) клиента может проводиться персонально (самооценка), индивидуально или индивидуально в составе группы. Бланк опросника содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсия - интроверсия, еще 24 – со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную шкалу лжи Л, которая предназначена для оценки искренности испытуемого при ответах.

 

Порядок оценивания. Необходимо получить опросник, включающий 57 вопросов. Без предварительного ознакомления с их содержанием надо, не раздумывая, сразу же, отвечать по порядку на каждый из 57 вопросов только ДА или НЕТ (знаком + или -) в соответствующей графе. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные особенности, а не умственные способности. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Поэтому важно быстро и самостоятельно, без каких-либо подсказок, ответить на все вопросы.

Обработка результатов. Используя ключ к опроснику, подсчитываются баллы по показателям Э – экстраверсия, И – интроверсия, Н – нейротизм, Л – ложь. Результаты заносятся в бланк опроса и отмечаются на соответствующих шкалах в круге Г.Айзенка.(Рис 1)

 

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (форма Б):

 1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы ‘встряхнуться ", испытать возбуждение?

 2. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

 3. Вы человек беспечный?

 4. Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отказывать, отвечать "Нет"?

 5. Задумываетесь ли Вы перед тем, как пытаетесь что-либо предпринять?

6. Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете обещание (независимо оттого, удобно это Вам или нет)?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточного на то основания?

10. Сделали бы Вы почти все, что угодно, на спор

11. Возникает ли у Вас чувство робости и ощущение стыда, когда хотите завести разговор с симпатичной (ным) незнакомкой (цем)?

12. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли?

 

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

 

Рис 1.                                      Нейротизм

угрюмый           обидчивый

тревожный          24      неспокойный

ригидный                                 агрессивный

трезвый                                               возбудимый

пессимистичны                                    переменчивый

замкнутый                           18                       импульсивный

необщительный                                                оптимистичный

тихий                                                                                активный

меланхолик                                                                    холерик

и 0           6              12               18------- 24          э

флегматик                                                    сангвиник

пассивный                                                                   общительный

осторожный                             6                                   открытый

мирный                                                               разговорчивый

сдержанный                                                           беспечный

надёжный                                                             живой

ровный                                             беззаботный

спокойный          0       лидирующий

Стабильность

 

15. Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?

16. Легко ли Вас обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас иногда мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

19. Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что все горит у Вас в руках?

20. Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но зато особенно близких Вам?

21. Часто ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повесе- литься в незнакомой компании?

26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. Часто ли, сделав какое-либо важное дело, Вы чувствуете,

что могли бы сделать еще лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что Вам не спится за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если Вы хотите узнать о чем-либо, то Вы предпочитаете прочесть об этом в книге, нежели спросить?

33. Бывает ли у Вас сердцебиение от волнений?

34. Нравится ли вам дело, которое требует от Вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Всегда ли Вы платили бы за провоз, если бы не опасались проверки контролера?

37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают над Вами?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти"

41. Вы ходите медленно и осторожно?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на службу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары.

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

49. Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в службе или на Ваш и промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовлетворение от вечеринки?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Ключ к опроснику Г.Айзенка:

Экстраверсия: вопросы с ответом ДА-1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; Вопросы с ответом НЕТ-5,15,20,29,32,34,37,41,51.

Нейротизм: Вопросы с ответом Да: 2,4,7, 9,11,14,16,19, 11,23,26,28,31,33, 35, 38, 40, 43 ,45, 47, 50, 52, 55 , 57; Вопросы с ответом НЕТ: отсутствуют.

Ложь:Вопросы с ответом ДА: 6,24,36; Вопросы с ответом НЕТ: 12,18,30,42,48,54.                                                                                              

 

Практическая работа №2. (2 часа)

Темы рефератов

1. Программа изучения личности в обществе с целью эффективного управления.

2. Проявление национального мышления в менеджменте.

3. Социально-психологические процессы в группе и коллективе.

4. Межличностные отношения в малых группах и коллективах.

5. Потребности и потенциал личности в рыночной экономике.

6. Профессиональные и личностные требования к руководителям и ме­неджерам.

7. Управление производительностью на основе мотивации.

8. Имиджевые регуляторы поведения.

9. Подбор и расстановка кадров.

10. Управленческое общение.

11. Трудовой коллектив как организованная социальная сфера влия­ния.

12. Вербальный и невербальный язык управленческого общения.

13. Стресс и стрессоустойчивость личности в организации.

14. Психология нововведений в организации.

15. Профилактика стрессов. Психология победителя.

16. Типология личностей в управлении.

17.  Самодиагностика личности и план саморазвития.

 

Вопросы для подготовки к зачету.

1. Проявление российского менталитета в отношениях руководителя и подчиненного.

2. Психология управления как наука.

3. Функциональная схема выбора линии поведения по П.К.Анохину.

4. Динамическая структура личности. Особенности формирования и коррекции подструктур личности.

5. Устойчивость биологически и социально обусловленных подструктур личности. Факторы, влияющие на формирование личности.

6. Способности, их роль в деятельности. Профессиональные способности.

7. Характер, его проявление в отношении к себе, к людям, к долгу и т.д. , элементы управления поведением.

8. Управление людьми с разным темпераментом.

9. Влияние потребностей людей на поступки. Применение в управлении.

10. Влияние свойств восприятия на оценку ситуации.

11. Особенности мышления эффективного менеджера.

12. Формирование самоактуализирующейся личности как цели саморазвития менеджера.

13. Типы личности и их влияние на поведение.

14. Влияние неблагоприятных функциональных состояний личности на поведение и управляемость личности.

15. Виды стресса. Предупреждение и борьба со стрессом.

16. Психологические механизмы в неформальной группе. Их влияние на поведение личности.

17. Создание благоприятного морально-психологического климата в группе.

18. Структура коллектива. Научное управление коллективом.

19. Виды власти. Анализ их эффективности.

20. Типы лидеров. Выбор руководящего стиля.

21. Мотивационные факторы управления коллективом и личностью.

22. Приемы мотивации поощрением.

23. Приемы мотивации наказанием.

24. Механизм влияния инновации на климат в коллективе.

25. Технология внедрения новшеств.

26. Имидж руководителя. Средства создания притягательного имиджа.

27. Имидж организации.

28. Профессиональные роли менеджера. Психологические знания и умения необходимые для деятельности в этих ролях.

 

Все ответы должны содержать примеры психологически обоснованного управления людьми, либо теоретическое перечисление практических приемов управления.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека. М. «ЭНН».1996

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. Казань «СКАМ»,1992.

3. Атватер И. Я Вас слушаю, (советы руководителю). М. Экономика. 1984.

4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск .«Наука». 1989.

5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Пер. с англ. М. Экономика,1991.

6. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М. «Дата Строн», 1992.

7. Зейверт Л. Ваше время в ваших руках. Пер. с нем. М. Экономика.. 1991

8. Инновационный менеджмент. Менеджмент организации. Учебное пособие. М. ИНФРА. М. 1995

9. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. М.1990.

10. Котик М.А., Емельянов А.М. Ошибки управления: психологические причины. Таллин,1985

11. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер с англ. М. «Прогресс», 1993

12. Курс для высшего управленческого персонала. Перевод с англ. М. Экономика,1970.

13. Курс практической психологии: для высшего управленческого персонала. Сост. Кашапов Р.Р. Можайск 1992.

14. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство .М. УЦ «Перспектива»,1997.

15. Лайкен А. Искусство успевать. Пер. с англ .М. «Фаир»,1996

16. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления .М. Политиздат 1987.

17. Петрушин В.О. Психология менеджмента. Институт практической психологии. 1996.

18. Поварницина Л.А. Психология личности вузовского преподавателя. Учебное пособие. Тверь ТГУ.1995

19. Психология менеджмента. Психология. Учебник. М. Проспект.1998.

20. Психология управления: Курс лекций Л.К. Аверченко и др. М. ИНФРА-Новосибирск НГАЭ и У, 1997.

21. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие. М. ИНФРА. –М: Новосибирск :НГАЭ и У,1997.

22. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск, «Фолиум»,1996

23. Человек в общеобразовательных системах. Психология. Учебник М. Проспект 1998

24. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив –М. Прсвещение,1990

25. Эфективный учитель: практическая психология для педагогов. Р-н-Д, «Феникс»,1995.

 



ВВЕДЕНИЕ

Психология управления является составной частью науки управления и, вместе с тем частным разделом психологии.

Управление – это всегда власть. Власть дает доступ к душам людей. Одни находят применение власти для компенсации своей душевной слабости. Другие – для проявления своей общественной полезности и для поднятия эффективности работы всей организации. Для того чтобы власть менеджера в организации послужила эффективной работе всего коллектива, от него потребуется также и умение реализовывать на практике управленческие знания и умения в области психологии и социологии. Эффект от этих действий напрямую зависит от способности к самоконтролю, от умений ладить с людьми, воодушевлять их своими деловыми намерениями, при этом обучая их тому, как сделать работу производительно и экономично. Знания по психологии управления послужат для оптимизации управленческой деятельности.

Данная программа предназначена для изучения курса психологии управления по выбору студентов в учебных планах по специальностям «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» в процессе лекционных, семинарских и практических занятий, в самостоятельной работе с учебной и научной литературой.

Материал курса имеет практическую направленность на деятельность организации.

Основными задачами курса являются:  

· расширение знаний по практической психологии, формирование систематических знаний по психологии управления организацией будущими менеджерами, развитие

·  умения совершать психологически обоснованные управленческие поступки, умения работать с людьми,

·  развитие общей социально-психологической направленности личности будущего управленца, эмпатии, коммуникативных, организационных и перцептивных способностей

Данный курс психологии управления рассчитан на 56 академических часов для студентов дневного отделения. Для студентов заочного отделения этот курс читается по сокращенной программе с учетом увеличенной доли самостоятельной работы.

 

 

План семинаров и практических работ-34 часа.

№ лекции Темы семинаров и практических работ Кол.  
1 Семинар №1. Психология управления как наука. 2  
2 Практическая работа №1. Самодиагностика личности будущего менеджера. 4  
3 Практическая работа №2. Самопрезентация менеджера при устройстве на работу. 2  
4 Семинар №2. Изучение структуры личности работника с целью управления. 6  
5 Практическая работа №3. Профессиональное становление личности менеджера. 2  
6 Семинар №3. Особенности восприятия. 2  
7 Семинар №4. Диагностика функциональных состояний сотрудников. Управление функциональными состояниями сотрудников, саморегуляция собственного сосотояния. 2  
8 Практическая работа №4. Самодиагностика типа личности и определение своей роли в организации. 4  
9 Семинар №5. Психологические основы формирования трудового коллектива. 2  
10 Семинар №6.Психологические основы мотивации сотрудников. 2  
11 Семинар №7. Психология лидерства в организации. 2  
13 Игра. .Самопрезентация фирмы и руководителя.

  2

14 Семинар №8. Обобщение и подготовка к зачету по вопросам.

  2

Cеминар №1 (2) часа

Психология управления как наука.

1. Что изучает психология управления как научная дисциплина?

     2. Какие вы имеете представления об образе идеального менеджера в Германии, Японии, США? Определите ряд черт, ценимых в народе, по отношению к руководителю в России. Поясните в чем исторические корни этого явления в России.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство .М. УЦ «Перспектива»,1997..

2. Петрушин В.О. Психология менеджмента. Институт практической психологии. 1996.Поварницина Л.А. Психология личности вузовского преподавателя. Учебное пособие. Тверь ТГУ.1995

 

Семинар №2 (6 часов)

Дата: 2018-11-18, просмотров: 359.