— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Сидят на палочке В красных рубашках, Брюшко светло, Камешками набито. (Шиповник.)
Мы живем под землей в темной норке. Шубка серая, крошечный рост, Глазки, черные бусинки, зорки, И веревочкой тоненький хвост. (Мыши.)
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее душистый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай! (Душица.)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)
— Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)
— Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.)
— Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей.)
— Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Снежынки весной превращаются в лужы.
— Прочитайте очень странное предложение на доске.
— Какой это вид речи? (Письменная речь.)
— Что можете сказать о предложении? (В нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ЩЛ.)
— Какие слова записаны неправильно? (Снежинки, превращаются, лужи.)
— Что можете сказать о человеке, который написал это предложение? (Он неграмотный, не знает правил русского языка.)
— Оказывается, по речи, устной и письменной, можно много узнать о человеке.
IV. Работа по новой теме
1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 8).
— Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. (Прочитаем стихи В.В. Маяковского — Что можно узнать по речи собеседника? (По речи можно узнать профессию человека.)
2. Словарная работа
— Что обозначает знак, который стоит у слова «здравствуйте»? («Запомнить правописание слова».)
— Что обозначает слово «здравствуйте»? (Это слово-приветствие. Когда говорят «здравствуйте», желают здоровья. По-другому можно сказать «будьте здоровы».)
— Почему в слове выделена буква В? (Она пишется, но не произносится.)
— Как можно запомнить эту букву? (Пишется как в слове «здоровье», военные говорят «Здравия желаю».)
— Запишите слово, подчеркните орфограмму.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 5 (с. 8-9).
— Прочитайте шепотом задание и скажите, что нужно сделать в этом упражнении. (Прочитать выразительно отрывки из сказок.)
— Прочитайте вопросы, ответьте на них.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Какие слова употребляете вы, чтобы ваша речь была вежливой? (Ответы детей.)
— Спишите слова с доски, чаще употребляйте их в письменной и устной речи. (Запись на доске.) До свидания, пожалуйста, добрый день, будьте добры, спокойной ночи.
— Спишите отрывок из сказки А.С. Пушкина. Пользуйтесь памяткой нас. 132.
VII. Рефлексия
— Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете «вежливые» слова. Я начинаю стихи, а вы заканчиваете. Растает даже ледяная глыба От слова теплого... («спасибо»). Зазеленеет старый пень, Когда услышит... («добрый день»). Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... («спасибо»). Мальчик, вежливый и развитый, Говорит при встрече... («здравствуйте»). Когда нас бранят за шалости. Говорим... («прости, пожалуйста»). И во Франции, и в Дании На прощанье говорят... («до свидания»).
VIII. Подведение итогов урока
— Что можно узнать по речи человека? (Его профессию, воспитанный он или нет, грамотный или не очень.)
— С какими людьми вам приятнее общаться?
— Какие слова нужно употреблять, чтобы с вами было приятно общаться?
Домашнее задание
Вспомнить слова приветствия и записать их.
Урок 3. Как отличить диалог от монолога?
Цели: познакомить с терминами диалог и монолог, формировать умение оформлять диалог.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диалог и монолог; сотрудничать с одноклассни-ками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.
Ход урока
I. Организационный момент
Дата: 2018-09-13, просмотров: 543.