Сложносочиненное предложение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

21. Определите союз, связывающий части сложного предложения:

«Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода.»

1)  подчинительным

2) соединительным

3) разделительным

4)  противительным

5)  Пояснительным

22. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

1) и, да (в значении и), ни-ни, тоже

2) или, либо, то-то, не то - не то 

3) а, но, да (в значении и), однако, зато, же

4) и, да (в значении и)

5) а, но, да (в значении и)

 

23. Найдите среди данных предложений сложносочиненное

1). Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

2) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон

3) Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

4) Улыбка была слабая, чуть заметная, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.

5) В сентябре лес реже и светлее, птичьи голоса тише.

 

 24. В предложении: Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. - простые предложения соединены в сложное при помощи...

1) подчинительного союза

2) союзного слова

3) сочинительного союза 

4) интонации

5) пояснительного союза

 

25 . Найдите среди данных предложений сложносочиненное

1) Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

2) Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в хорошем настроении. 

3) Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

4) В избушке, распевая, дева прядет, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

5) Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

 

Простое предложение

 

 1. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются
1) приложениями
2) определениями
3) обстоятельствами
4) прямыми дополнениями
5) косвенными дополнениями
 

2. На вопросы где? куда? откуда? отвечают обстоятельства
1) места
2) условия
3) причины
4) меры и степени
5) образа действия

 

3. Обстоятельства цели отвечают на вопросы
1) почему? отчего?
2) зачем? для чего?
3) где? куда? откуда?
4) как? каким образом?
5) когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

 

4. Обстоятельства времени отвечают на вопросы
1) почему? отчего?
2) зачем? для чего?
3) где? куда? откуда?
4) как? каким образом?
5) когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
 

5. М. Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году. В этом предложении есть обстоятельства
1) места и цели
2) цели и причины
3) места и времени
4) места и причины
5) образа действия и времени
 

6. В 1820 году А. С. Пушкин был отправлен в ссылку на юг. В этом предложении есть обстоятельства
1) места и цели
2) цели и причины
3) времени и места
4) времени и меры степени
5) времени и образа действия
 

7. Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов) В этом предложении есть обстоятельства
1) цели и причины
2) времени и места
3) меры и степени и места
4) образа действия и места
5) времени и меры и степени
 

8. Два обстоятельства места и обстоятельство образа действия есть в предложении
1) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)
2) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
3) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (И. С. Тургенев)
4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)
5) Хозяйский глаз повсюду нужен: он вмиг заметит что-нибудь. (А. С. Пушкин)
 

9. Обстоятельство образа действия есть в предложении
1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)
2) Все смешалось в доме Облонских. (Л. Н. Толстой)
3) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)
5) Не зная броду, не суйся в воду. (Пословица)
 

10. Два разных по значению обстоятельства есть в предложении
1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)
2) Все смешалось в доме Облонских. (Л. Н. Толстой)
3) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)
5) Хозяйский глаз повсюду нужен: он вмиг заметит что-нибудь. (А. С. Пушкин)


Предложения с пропущенными знаками препинания

 

 11. Взволнованный, он не мог уснуть. (М. Шолохов) Это предложение с обособленным

1) дополнением

2) приложением

3) определением

4) обстоятельством места

5) уточняющим обстоятельством

 

12. Кошевой, не понимавший беспокойной суетни, был удивлен. (М. Шолохов) В этом предложении запятые выделяют обособленное

1) дополнение

2) приложение

3) определение

4) обстоятельство

5) уточняющее обстоятельство

 

13. Обособленное определение, выраженное именем существительным с зависимыми словами, есть в предложении

1) Взволнованный, он не мог уснуть. (М. Шолохов)

2) Дивизия шла по территории, занятой врагом. (А. Фадеев)

3) Солнце, еще не вошедшее в силу, греет ласково и бережно. (В. Солоухин)

4) Строитель – профессия, соединяющая в себе десятки других. (Т. Братков1)

5) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно хороша и внушительно красива. (М. Горький)

 

14. Нераспространенное обособленное определение, относящееся к личному местоимению, есть в предложении

1) Взволнованный, он не мог уснуть. (М. Шолохов)

2) Дивизия шла по территории, занятой врагом. (А. Фадеев)

3) Строитель – профессия, соединяющая в себе десятки других. (Т. Браткова)

4) Кошевой, не понимавший беспокойной суетни, был удивлен. (М. Шолохов)

5) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно хороша и внушительно красива. (М. Горький)

 

 15. Городу Алматы, южной столице Казахстана, расположенной в предгорьях Заилийского Алатау, немногим более ста пятидесяти лет. Это предложение осложнено распространенными обособленными

1) приложениями

2) определениями

3) приложением и дополнением

4) приложением и определением

5) определением и обстоятельством

 

 16. Предложение с вводным словом:

1) Она вошла в зал не постучавшись. (М. Шолохов)

2) Науки, чуждые музыке, были постылы мне. (А. С. Пушкин)

3) Казаки сдержанно посматривали на него, расступаясь. (М. Шолохов)

4) Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел, посвистывая. (А. Н. Толстой)

5) Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов)

 

17. Предложение с вводным словом:

1) Я верю тебе, дядя. (А. Чехов)

2) Тимур! Тебя ищет твой дядя. (А. П. Гайдар)

3) Правда, утром он сделал ошибку. (А. И. Солженицын)

4) Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (А. С. Пушкин)

5) Я подкрался, подстрекаемый любопытством, и прилег в траве над обрывом берега. (М. Ю. Лермонтов)

 

18. Правда, утром он сделал ошибку. (А. И. Солженицын). Это предложение осложнено

1) обращением

2) вводным словом

3) обособленным дополнением

4) однородными дополнениями

5) обособленным обстоятельством

 

19. Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. (М. Шолохов). Это предложение осложнено

1) обращением

2) вводным словом

3) вводным предложением

4) обособленным дополнением

5) однородными дополнениями

 

20. Отец, по-видимому, находился в благодушном состоянии. (В. Г. Короленко) -вводное слово в данном предложении

1) выражает чувство

2) указывает на источник сообщения

3) выражает большую степень уверенности

4) выражает меньшую степень уверенности

5) указывает на приемы и способы оформления высказывания

 

21.Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении

1) Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря. (И. Гончаров)

2) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно. (В. Арсеньев)

3) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин)

4) Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот. (К. Станюкович)

5) И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)

 

 

22. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.

2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.

3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

4) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (В. Арсеньев)

5) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)

 

23. Обобщающего слова при однородных членах нет в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) Вдруг все ожило и леса и пруды и степи. (Н. Гоголь)

2) В корзине была дичь два тетерева и утка. (И. Гончаров)

3) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. (К. Станюкович)

4) В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Н. Толстой)

5) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (В. Арсеньев)

 

 24. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении

1) Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря. (И. Гончаров)

2) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно. (В. Арсеньев)

3) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин)

4) Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот. (К. Станюкович)

5) И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)

 

25. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.

2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.

3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

4) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (В. Арсеньев)

5) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)

 

Тестовые задания для обобщения материала

1. От какого глагола несовершенного вида нельзя образовать деепричастие?

1)  бороться

2) уставать

3)  печь

4) выдавать

 

2. В каком деепричастии совершенного вида перед суффиксом - в (-вши) пишется гласная и?

1) брос…в

2) обид…в

3) разве…в

4) замешк…вшись

 

3. Укажите не верный вариант правописания деепричастия с не

1) не сдержавшись

2) ненавидя

3) негодуя 

4) невстретив

 

4. Обозначьте глагол, от которого нельзя образовать деепричастие

1) стыть

2) наслаждаться

3) любоваться

4) проповедовать

 

5. Укажите предложение, в котором имеется обособленное деепричастие

1) утомленный долгой речью, я закрыл глаза и зевнул.

2) грохот, не умолкая, катится дальше.

3) и берег, и море молчали. 

4) Янко не боится ни моря, ни ветров, ни береговых сторожей. 

 

6. Укажите деепричастие:

1) рисуя

2) слышать

3) летящий

4) нарисовался

 

7. Укажите причастие:

1) жалеючи

2) возвращаясь

3) нарисовав

4) организовавший

 

8. Укажите причастие I спряжения:

1) видящий 

2) молчащий

3) сеющий

4) слышащий

 

9. Укажите причастие II спряжения:

1) несущий

2) читающий

3) сеющийся

4) видимый

10.  Укажите слово с Ъ

1) без…нициативный 

2) транс…европейский

3) компан…он

4) контр…игра

11. Укажите слово с Ъ

1) п…едестал

2) меж…областные

3) кинос…ёмки 

4) контр…атака

 

12.  В каком слове допущена ошибка

1) сыграть

2) безынициативный

3) предъюльский

4) предъянварский

 

13.  Укажите слово, в котором не пишется Ъ

1) пред…юбилейный

2) сверх…естественные

3) транс…европейский

4) с…экономить

14.  Укажите слово, в котором не пишется Ъ

1) дет…ясли

2) об…ективный

3) меж…ярусные

4) об…явить

15.  Укажите синонимы:

1) осьминог-спрут

2) лес - лесной

3) тихий - громкий

4) луноход – аэробус

 

16.  Укажите синонимы:

1) румяный – бледный

2) атака – штурм

3) крепостник – крепостной

4) зеленый – изумрудный

 

17.  Укажите верное определение неологизмам:

1) Это новые слова, возникающие в языке. Служат для обозначения понятий, которые появляются в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники.

2) Это устаревшие синонимы современных слов.

3) Это устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие сейчас понятия.

4) Это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся по своему значению.

 

18.  В стихотворении М. Цветаевой 

    Полюбил богатый – бедную,

    Полюбил ученый – глупую,

    Полюбил румяный – бледную,

    Полюбил хороший – вредную:

    Золотой – полушку медную.

Подчеркнутые слова являются

1) синонимами

2) омонимами

3) архаизмами

4) антонимами

 

19.  Укажите вариант ответа, где пишется - Н - в наречии:

1) Рья…но приняться за работу 

2) Обращаться гума…но

3) Сдержа…но возражать

4) Подли…но научный анализ

 

20.  Укажите вариант ответа, где пишется - НН-  в наречии:

1) Приехать нежда…но-негада…но

2) Беше…но мчаться

3) Ветре…ная погода

4) Пута…но ответил

 

21.  Укажите не правильный вариант правописания наречия:

1) Поступить по-товарищески

2) Бегать побыстрее

3) Говорить по-испански и по-английски

4) Беспокоиться по напрасну

 

22.  Укажите правильный вариант правописания наречия:

1) Волей-неволей уступить

2) Пришить шиворот - на выворот

3) Мало по малу город расширялся 

4) Случилось давным давно

 

23.  Не с наречием пишется раздельно в предложении

1) Любви, надежды, тихой славы (не) долго тешил нас обман.

2) Бывают странны сны, а (на) яву страннее.

3) Грибные места вовсе (не) близко.

4) (Не) заметно легла на землю мягкая северная ночь.

24.  Не с наречием пишется слитно в предложении

1) (В) дали голубой столбом уж крутился песок золотой.

2) (В) дали назойливо играл пастух.

3) (Во) время путешествия скучать не приходится.

4) Наш витязь спешит (на) верх горы.

 

25.  Укажите словосочетание с производным предлогом:

1) Идти впереди колонны

2) Переговорить с друзьями

3) Возвратиться из университета

4) Растет перед горой

 

26.  Укажите словосочетание с непроизводным предлогом:

1) Нечто вроде пирамиды

2) Условиться с ними о встрече на субботу в семь часов вечера

3) Идти впереди колонны

4) Спустя некоторое время

 

27.  Укажите слово с Ь

1) веревоч…ка

2) камен…щик

3) мощ…ный

4) назнач…те

 

28.  Укажите слова с Ь

1) невмоч…, сплош…

2) мощ…ный, доч…

3) печ…ка, печ…ник

4) замуж…, невтерпеж…

 

29.  Приставки при - в слове притормозить указывает на -

1) неполноту действия

2) присоединение

3) изменение действия

4) высшую меру действия

 

30.  Приставки пре - в слове прервать указывает на –

1) Нахождение вблизи чего-то

2) Приближение

3) Изменение действия

4) Неполноту действия

 

31.  Определите стиль текста:

Генная инженерия – отрасль биологии, возникшая на стыке химии и генетики. Она занимается расшифровкой генов, их синтезом, клонированием.

1) разговорный

2) официально-деловой

3) художественный

4) научный

32.  В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква - О?

1) ш...рох, ш...пот

2) ж...нглер, трущ...ба

3) ж...рдочка, ш...колад

4) бесш...вный, расч...ска

33. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква - Ь?

1) ералаш..., наотмаш...

2) сжеч..., стриж...

3) стрич..., гореч...

4) замуж..., печ..

 

34. В каком ряду оба слова пишутся через дефис?

1) выпукло(вогнутый), (полу)остров

2) (теле)передача, ярко(красный)

3) (пол)лимона, северо(западный)

4) (зоо)магазин, литературно(художественный)

 

35.  В каком предложении с прямой речью пропущено тире?

1) «Ну, что ж? Убит» – решил сосед.

2) «Это невозможно», сказал он решительно.

3) «Девушка спросила «Как вы себя чувствуете?».

4) «Как быть? Татьяна не дитя – старушка молвила кряхтя. – Ведь Оленька ее моложе».

 

36.  В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) отрОчество

2) нАверх

3) сОзыв

4) ходАтайство

 

37.  В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3) Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

 

38.  В каком предложении нарушено правило словоупотребления (слова использованы в несвойственных им значениях, нарушена сочетаемость слов, есть многословие)?

1) Он начал с малого, но со временем достиг больших успехов.

2) Не слышно ни криков, ни свиста крыльев.

3) Граждане! Не разоряйте гнезда!

4) Это очень способные стихи.

 

39.  В каком предложении есть ошибка в склонении числительного?

1) Тысяча девятьсот первый год

2) Около восьмисот изделий

3) Трое девушек

4) Обе претендентки

 

40.  Выделите вариант с непроизносимой согласной:
1) Словес...ный, безопас...ный
2) Вкус…ный, прекрас...ный
3) Горес...ный, радос...ный
4) Искус...ный, ровес...ник, чудес...ный

 

41. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:
1) вымести
2) подмету
3) подметенный
4) метет

 

42.  Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
1) Бить баклуши
2) Положа руку на сердце
3) Сложа руки
4) Не покладая рук

 

 

43.  Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?
1) пол...зарплаты, пол…часа, пол…беды
2) пол...круга, пол...суток, пол…тарелки
3) пол...города, пол...минуты, пол...дома
4) пол...Костаная, пол…арбуза, пол...литра

 

44.  Укажите простую форму превосходной степени прилагательного:
1) самый интересный
2) острее
3) наивысший
4) жарче

 

 

45.  С какими словами употребляются собирательные числительные?
1) Девушки, собаки, дом, ученицы, молоток;
2) Ученики, котята, ножницы, сани, дети, мы;
3) Баран, школа, яблоки, деревья;
4) Училище, лодка, гвоздь, кошка.

 

46. Какие местоимения не изменяются по падежам?
1) Весь, таков,
2) Себя, сколько;
3) Никто, ничто;
4) Некто, нечто.

 

47. Какие причастия имеют краткую форму?
1) Цветущее поле;
2) Плескавшиеся о берег волны;
3) Покрытые снегом горы;
4) Бившиеся о гранитные берега.

 

48. Укажите наречие, которое пишется через дефис:
1) Разделить (по)ровну,
2) Запеть (по)тихоньку,
3) Оказаться не (по)вкусу,
4) Оставить (по)прежнему.

 

49. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении: Как н.. старались китайцы сохранить тайны бумаговарения, их раскрыли.
1) ни (слитно)
2) ни (раздельно)
3) не (раздельно)
4) не (слитно)

 

50.  Слитно пишутся предлоги:
1) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,
2) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,
3) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,
4) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки.

 

51. Укажите сложно сочинённое предложение с противительным союзом:
1) Мы собирались ехать за город, наши родственники, гостившие у нас в это лето, также захотели ехать с нами.
2) На реке было холодно и ветрено, зато рыба клевала.
3) Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
4) Или ты поешь кашу, или я тебе не буду читать сказку.

 

52. В каком предложении прилагательное пишется с -нн-:
1) Тесть постукивал по лубя…ой табакерке.
2) Воздух наполнен крепким пря...ым запахом.
3) Воду вычерпали берестя…ым ковшом.
4) В кладовке лежали разные дикови...ые вещи.

 

53. Выберите вариант с суффиксом -ова- в глаголах:
1) доказ...вать, испыт...вать;
2) доклад…вать, запис...вать;
3) врач...вать, гор...вать;
4) след...вать, завид...вать.

 

54. Укажите наречие с буквой - о на конце:
1) сначал... скажи,
2) раскалить докрасн...,
3) издавн... повелось,
4) начист... вымыть.

 

55.  Среди предложений найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Укажите его номер.

1. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических изображений.

2. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица.

3. И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

4. К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира.

5. Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка.

6. Черепашки- Ниндзя, трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком по отношению к более слабым.

7. Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

1) 3

2) 7

3) 5

4) 6

56. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите его номер.

1. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических изображений.

2. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица.

3. И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

4. К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира.

5. Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка.

6. Черепашки- Ниндзя, трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком по отношению к более слабым.

7. Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

1) 3

2) 7

3) 5

4) 6

 

57.  Среди предложений найдите предложения с обособленным обстоятельством. Укажите их номера.

1. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических изображений.

2. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица.

3. И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

4. К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира.

5. Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка.

6. Черепашки- Ниндзя, трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком по отношению к более слабым.

7. Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

1) 1,3

2) 7

3) 5,7

4) 4,6

58. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1. А. С. Пушкин – это гений гуманности, который во всём находил наивысшие проявления человеческих чувств.

2. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели.

3. А. С. Пушкин рассказал Н. В. Гоголю историю похождений некоего авантюриста, который скупал у помещиков крестьян ради получения ссуды в опекунском совете.

4. Новейшая история – самая короткая среди эпох, которые выделяются в летописи человечества.

1) 2

2) 3

3) 1

4) 4

59. Среди предложений найдите сложное предложение, в которое входит безличное односоставное предложение. Укажите его номер.

1. Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребёнка.

2. Она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира.

3. Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла.

4. Кроме того, игрушка ещё и средство обучения и даже лечения.

5. Но так ли повезло современному ребёнку, на которого обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек?

6. Конечно, теперь каждый малыш живёт в мире, гораздо более ярком и разнообразном чем его сверстник 200, 100 и даже 30 лет назад.

7. В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой невообразимых цветов и форм.

 8. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений.

9. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица.

10. И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

1) 3

2) 8

3) 10

4) 5

60. Найдите фразеологизм, являющийся синонимом к слову «далеко»
1) Спустя рукава
2) Скрепя сердцем
3) Со всех ног
4) На краю света

61. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В начале 1930 года ( 1 ) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений А.С. Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.

1) 1,4

2) 2,4

3) 2,5

4) 3,5

 

62. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Практическая значимость орфоэпических словарей очень велика: многочисленные грубые ошибки в устной речи связаны с неправильным произношением слов.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

2) Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

 

63.  Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1) Судьбу Пушкина можно назвать и отдельной судьбой и судьбой народной.

2) Звук то приближался и нарастал то слышался глуше то уходил за горизонт.

3) Я люблю эти тёмные ночи эти звёзды и клёны и пруд.

4) Дождь принимался гудеть широко и ровно во дворе и в саду и в переулке.

 

64.  В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

 

Анатолий Фёдорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1)как известно (2) человеком большой доброты. Он прощал окружающим ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 1, 3

 

65. В каких вариантах ответа в словах на месте пропуска пишется - И ?

А) незатейл...вый

Б) действит...льно

В) подкле...вать (листы)

Г) разве...ть (подозрения)

1) А, В, Г

2) А, В

3) А, Г

4) Б, Г

 

66. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы.)

1) Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.

2) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине Старинных усадебных деревьев.

3) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

4) Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.

67. Укажите правильное продолжение предложения : Начав записывать слова в 1829 году,

1) первый том словаря был опубликован В. И. Далем только спустя 30 лет.

2) работа над словарём потребовала более 30 лет.

3) к 1860 году было собрано 200 000 слов.

4) Даль смог подвести итог своей работы только через 30 лет.

 

68. Среди предложений найдите то, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Укажите его номер.

1. Вспомним пушкинскую няню Арину Родионовну, вспомним бабушку Максима Горького…

2. По всеобщей молве, такой же необыкновенной женщиной была и мать Сергея Есенина – Татьяна Фёдоровна.

3. Говорят, что не было народной песни, бытующей в Приокском крае, которую не знала и не пела бы Татьяна Фёдоровна.

 4. Она прекрасно владела народным языком: крупные художники слова восхищались её колоритной речью.

5. Надо помнить, что в деревнях Есенину приходилось слышать передаваемые из уст в уста разные предания.

6. Легендами окутан здесь каждый приокский курган.

1) 1                 

2) 2

3) 3

4) 4

 

69. Среди предложений найдите предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите его номер.

1. Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далёкого времени, почти с детства, когда проливал слёзы о том, что я вышел на свет не такой, как все.

2. Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я узнавал своё назначение: оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным.

3. И моё страстное желание присоединиться ко всем, быть, как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…

4. И ещё прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.

5. И ещё совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и эта Душа - это и значит - любовь.

1) 1, 2

2) 3

3) 5

4) 4

 

70.  Среди предложений найдите предложение с вводными словами. Укажите номер этого предложения.

1) Вспомним пушкинскую няню Арину Родионовну, вспомним бабушку Максима Горького…

2) По всеобщей молве, такой же необыкновенной женщиной была и мать Сергея Есенина – Татьяна Фёдоровна.

3) Говорят, что не было народной песни, бытующей в Приокском крае, которую не знала и не пела бы Татьяна Фёдоровна.

4) Она прекрасно владела народным языком: крупные художники слова восхищались её колоритной речью.

 

71. Среди предложений найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное предложение. Укажите его номер.

1) Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался.

2) Лето было жаркое, осень сухая.

3) Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой.

4) Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.

 

72. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Пашня зелёной чащей проросла к небу, к звёздам, которые горят над землёй до рассвета.

2) А. С. Пушкин – гений, который сумел создать идеал нации.

3) Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в её глухих недрах.

4) Дорога шла через заросли ивняка, после которых начинался омшаник.

 

73. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно(4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

1) 1, 2, 4

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3

4) 2, 4

74. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

1) 1, 3

2) 1, 4

3) 2, 3, 4

4) 2, 4

75. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и становится эластичной тканью.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть сложного бессоюзного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.

 

76. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.

3) Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

4) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.

 

77. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

В организации внешнего театрального действия Чехов (1) по мнению многих критиков (2) отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы (3) казалось (4) передвинутым за сцену.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3

3) 3, 4

4) 1, 2

 

78. В каком варианте ответа в слове на месте пропуска пишется - О?

1) ч…каться

2) ноч…вка

3) перч…ный

4) ч…рточка

79. В каком варианте ответа в слове на месте пропуска пишется - Ё?

1) прож…рливый

2) ч…порный

3) кош…лка

4) обж…ра

80. В каком варианте ответа в слове на месте пропуска пишется - О?

1) стаж…р

2) ц…кольный

3) вооруж…н

4) печ…ный

 

81. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Многие из крестьянских изб, сохранившимся с прошлого столетия в Архангельске, расписаны узорами из небывалой красоты растений.

2) Пользователи компьютеров должны периодически проводить профилактику заражения системы различными вирусами.

3) В картине Ф. Васильева «Оттепель» есть движение, неуловимое ощущение напряжённости мгновения.

4) Кто бы ни читал о жизни Якова Брюсова, все поражались глубине и широте его познаний в самых разных областях.

 

82. Укажите правильное продолжение предложения:

              Потеряв к концу 18 века значение оборонительного сооружения,

1) Земляной вал стал таможенной границей Москвы.

2) на Земляном валу возникли таможенные заставы.

3) Земляной вал сделали таможенной границей Москвы.

4) в воротах Земляного вала стали собирать таможенные пошлины.

 

83. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется - НН?

Среди ночи Пират поднялся и медле(1)о вышел из сеней. Он долго стоял на пороге облитый серебря(2)ым лу(3)ым светом и напряже(4)о слушал. Но даже настороже(5)ый волчий слух не мог уловить ни малейшего признака жизни вокруг.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 2, 3, 5

3) 1, 3, 4, 5

4) 1, 2, 4, 5

 

84. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ночь темна, но видно всю деревню с ее крышами и струйками дыма (1) идущими из труб(2) деревья(3) посеребренные инеем (4) сугробы.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 2, 3

3) 2, 3

4) 1, 4

 

85. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Существует традиция: альпинисты, которые взошли на вершину, оставляют записку о себе как свидетельство своего достижения.

2) В ней указывают руководителя и участников группы, маршрут, по которому проходил подъем, дату и время.

3) Записку кладут в место, которое защищено от ветра и осадков.

4) На памятнике в честь знаменитого восхождения выбито имя организатора, но при этом был забыт его спутник, который также поднимался на вершину.

 

86. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Кораблям удалось избежать бурь, которым не могли бы противостоять изнуренные долгим плаваньем матросы.

2) Их путь пролегал мимо многочисленных островов Полинезии, которые утопали в зелени.

3) Моряки еще не успели оправиться от потрясения, которое вызвала смерть Магеллана, как пришла новая беда.

4) После 20 лет поисков был наконец открыт пролив, который был позже назван именем Магеллана.

87. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Погружение на глубину 940 метров, которое долго оставалось рекордным, состоялось 19 августа 1934 года.

2) Мимо батисферы в лучах прожектора иногда неспешно проплывали саблезубые рыбы, чешуя которых отливала медью.

3) Встречались плоские, словно подошвы, рыбы, которые неуклюже следовали своей дорогой.

4) Ученые под водой встретились с огромным количеством новых видов, совсем не похожих на жалкие экземпляры, которые в изуродованном виде были подняты на борт.

 

88. Укажите слова с двойными согласными.

1) Кристал…ический, тер…итория

2) Пятитон…ка, кристал…ьный

3) Эф…ект, колон…ка

4) Белорус…ы, Белорус…ия

 

89. Буква -ы- после -ц- пропущена в слове

1) панц…рь

2) ц…тата

3) ц…плячий

4) традиц…я

 

90. Буква -и- после -ц- пропущена в слове

1) ц…рюльник

2) ц…пленок

3) ц…ганский

4) смуглолиц…й

 

91. Публицистическим стилем пишутся

1) Диссертации, монографии, энциклопедии

2) Заявления, объявления, расписки

3) Романы, повести, рассказы

4) репортажи, очерки, статьи газет и журналов

 

92. Укажите глагол несовершенного вида:

1) бросить

2) начертить

3) бросать

4) отцвести

 

93. Укажите глагол совершенного вида:

1) цвести

2) петь

3) цветут

4) спели

94. Укажите ряд наречий с пропущенной буквой -е-

1) Ещ…, горяч…, певуч…

2) Хорош…, горяч…, испытующ…

3) Зловещ…, могуч…, угрожающ…

4) Умоляющ…, хорош…, вызывающ…

95. Слово без удвоенной согласной

1) ал…ея

2) драм…а
3) кор…ектный

4) пес…имист

 

96. Укажите словосочетание, в котором предлог пишется с дефисом

1) Расположиться (в)близи озера

2) Показаться из(за) гор

3) Бежать в(доль) бульвара

4) Положить (под)подушку

 

97. Укажите прилагательные с удвоенной -нн-

1) Поноше…ный костюм

2) Ноше…ные вещи

3) Пута…ный ответ

4) Труже…ники полей

 

98. Укажите словосочетание, в котором наречие пишется через дефис

1) Поступить (по)товарищески

2) Бегать (по)быстрее

3) Держаться (по)крепче

4) (В) (конце)концов договориться

 

99. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

1) новейший

2) новизна

3) вновь

4) по-новому

 

100. Определите сложное существительное с соединительной гласной
1) вперёдсмотрящий
2) сорвиголова
3) новостройка
4) турпоход

Тестовые вопросы 2018 года

 

1. Выберите предложение, в котором необходимо написать Ъ (твёрдый знак)

1) В газетах честно и мужественно, с суровой прямотой сообщили, что «беллетрист» Банев искренне поблагодарил господина президента за все замечания и раз_яснения, сделанные в ходе беседы. 

2) Утром учен_е, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты.

3) Маша окуталась шал_ю, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на крыльцо.

4) Еще с него, свин_и, портрет рисовать!

 

2. Отметьте случаи произнесения [шн] в следующих словах

1) Скучно;

2) Коричневый;

3) Научный;

4) Молочный. 

 

3. Укажите, в каком предложении нарушены лексические нормы:

1) Вопреки прогнозам синоптиков ветер стих и потеплело.

2) У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.

3) Свечи пылали, дрожа огнями, отражаясь в зеркале.

4) Я шел, ничего не замечая, как в тумане.

 

4. Укажите, в каком слове под ударением произносится [о]

1) жердочка

2) афера

3) бытие

4) опека

 

5. Найдите предложение без нарушения лексических норм

1) Он записал песни коренных аборигенов Севера

2) На мне был теплый клетчатый халат с бархатными отворотами

3) Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида

4) В школах Москвы родилась новая традиция

 

6. Укажите избыточное сочетание:

1) суть дела;

2) главная суть;

3) демобилизоваться осенью;

4) еженедельные выступления.

 

7. Какое сочетание не является избыточным?

1) ландшафт местности

2) впервые дебютировать

3) русское зарубежье

4) первое боевое крещение

 

8. Отметьте нарушение грамматической нормы

1) Это еще более худший вариант решения проблемы.

2) Мы совсем разучились склонять числительные.

3) Он был слепой, совершено слепой от рождения.

4) Ты отвечаешь за свои слова?

 

9. В каком слове пишется ш

1) Варе…ка,

2) подру…ка ,

3)  дворня…..ка,

4) мелочи…ка

 

10. Выберите слово, в котором необходимо написать Ъ

1) раз…езд,

2) сверх…аполитичный,

3) навзнич…,

4) наотмаш…

 

11. Отметьте слово без удвоенной буквы.

1) грам…атика,

2)  грам…отный,

3) груп…а,

4) кристал…

 

12. Нормативным ударение должно быть на последнем слоге в слове

1) Начал;

2) Горьки;

3) Отнял;

4) Приговор;

 

13. Изменение ударения образует новое слово или значение:

1) Таможня;

2) Генезис;

3) Хаос;

4) Досуг.

 

14. Изменение ударения образует новое слово или значение:

1) Атлас;

2) Догмат;

3) Еретик;

4) Благовест.

 

15. Отметьте случай написания мягкого знака.

1) печ… пироги,

2) транс…европейский,

3) двух…ярусный,

4) ад…ютант

 

16. Отметьте случай написания мягкого знака.

1) пред…юбилейный,

2) пред…явитель,

3) от…явленный,

4)  комп…ютер

 

17. В каком слове пишется Е

1) пр…украсить,

2) все без пр…крас,

3) пр…красный,

4) пр…земление,

 

18. Такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

1) Вариант;

2) Норма;

3) Язык;

4) Культура речи.

  1. Исключите свойство, не характеризующее литературный язык:

1) Обработанность;

2) Нормированность;

3) Обязательность для всех носителей;

4) Спонтанность.

20. Укажите случай, в котором наблюдаются отклонения от орфоэпической нормы современного русского языка:

1) Ольга нАчала выполнять домашнее задание;

2) Законопроект, прИнятый в прошлом месяце;

3) В соседней комнате звонИт телефон;

4) Олега прИняли на новое место работы.

 

21. Назовите одну из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

1) Просторечие;

2) Старославянизмы;

3) Заимствования;

4) Неологизмы.

 

22. Точность речи – это…

1) соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе;

2) отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;

3) умение находить адекватное словесное выражение понятия;

4) умение последовательно, непротиворечиво и аргументирование оформлять выражаемое содержание.

 

23. Отметьте слово, в котором нет нарушения в постановке ударения:

1) КатАлог;

2) ПрИданое;

3) СосредотОчение;

4) ТанцовщИк.

 

24. Найдите просторечие:

1) Полуклиника;

2) Риторика, красноречие;

3) Перо в значении нож;

4) Простое предложение.

25. Какая речь используется на полуофициальных заседаниях, торжествах, в обиходно-бытовой обстановке?

1) Книжная;

2) Разговорная;

3) Научная;

4) Провокационная.

 

26. Назовите три составляющих компонента культуры речи:

1) нормативный, коммуникативный, этический;

2) нормативный, общественный, этический;

3) литературный, коммуникативный, этический;

4) литературный, общественный, этический.

 

27. Этический аспект предполагает…

1) навыки отбора и употребление языковых средств;

2) правила отбора художественных средств;

3) правильное произношение;

4) знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.

 

28. Орфоэпические нормы – это нормы…

1) написания;

2) произношения;

3) грамматики;

4) словообразования.

 

29. Грамматические нормы – это…

1) правила использования морфологических форм частей речи и синтаксических                                                                                   конструкций;

2) правила применения слов в речи;

3) правила произношения;

4) овладение искусством общения.

 

30. Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется использовать:

1) толковые словари;

2) орфографические;

3) орфоэпические;

4) обратные.

 

31. Укажите существительное мужского рода:

1) Бигуди;

2) Гоби;

3) Хинди;

4) Цеце.

 

32. Какое сочетание является результатом алогизма?

1) Быстро тащиться;

2) Крепко спать;

3) Ровно чертить;

4) Высоко взлететь.

 

33. Указать раздел, рассматривающий нормы правописания

1) правила орфографии и пунктуации;

2) правила произношения;

3) правила чтения;

4) правила фонетики.

 

34. Указать слова различные по звучанию, но близкие по смыслу

1) омонимы;

2) синонимы;

3) архаизмы;

4) антонимы.

 

35. Найти фразеологизм…

1) белая ворона

2) точная наука;

3) сложные термины;

4) красивый букет.

 

36. Найти слово мужского рода:

1) тюль;

2) бандероль;

3) пери;

4) кольраби.

 

37. Подобрать синоним к слову коммуникация:

1) общение;

2) устав;

3) решение;

4) приговор.

 

38. Подберите синоним к слову ораторское искусство…

1) риторика;

2) литература;                                                                           

3) история;

4) химия.

 

39. Слова пурга и буран – это…

1) синонимы                                                                                                                                            

2) омонимы;

3) диалекты;

4) паронимы.

 

40. Слова бедность и богатство – это

1) синонимы;

2) антонимы;

3) предложения;

4) паронимы.

 

41. Коммуникативный аспект предполагает…

1) соответствие речи литературным нормам языка;

2) соответствие речи правилам поведения в обществе;

3) выбор необходимых для данной цели языковых средств;

4) правильное произношение.

 

42. Орфографические нормы – это нормы…

1) написания;

2) произношения;

3) грамматики;

4) словообразования.

 

43. Указать раздел языкознания, который рассматривает особенности и функции ударения:

1) фразеология;

2) грамматика;

3) этика;

4) акцентология.

 

44. Укажите существительное женского рода:

1) Салями;

2) Дели;

3) Сабо;

4) Реле.

45. Укажите форму существительного, соответствующую литературным нормам современного русского языка:

1) Профессора;

2) Шофера;

3) Лектора;

4) Редактора.

 

46. Найдите лишнее:

1) официально-деловой стиль;

2) публицистический стиль;

3) разговорно-обиходный стиль;

4) устный стиль                                                           

 

47. Найдите слова, которые относятся к терминологической лексике:

1) рентген, морфема;

2) читалка, сушилка;

3) весна, сезон;

4) благо, очи.

 

48. Найдите слова, которые характерны для публицистического стиля:

1) гласность, гуманность;

2) лик, очи;

3) баловник, брань;

4) вояка, врун.

 

49. Какой стиль характеризуется «сухостью» изложения, отсутствием выразительных средств, употреблением слов в прямом значении?

1) научный стиль;

2) газетно-публицистический;

3) разговорно-обиходный;

4) научно-разговорный.

 

50. Какой стиль характеризуется развёрнутыми стилистическими конструкциями, употреблением вопросительных и восклицательных предложений, использованием разнообразной лексики?

1) научный;

2) официально- деловой;

3) газетно-публицистический;

4) научно-разговорный.

 

51. Какой стиль характеризуется использованием разговорных и просторечных слов и стилистически окрашенных слов?

1) научно-разговорный;

2) разговорно-обиходный;

3) газетно-публицистический;

4) научный.

 

52. Найдите слово, имеющее окраску высокого стиля:

1) современный;

2) орфоэпия;

3) орфограмма;

4) предощущать.

 

53. Найдите художественное определение:

1) холодная погода;

2) высокий дом;

3) пуховая шаль;

4) ясный образ.

 

54. Найдите экономические термины…

1) закон, статья;

2) орфография; орфоэпия;

3) фонетика; морфология;

4) арендаторство, государственная приемка.

 

55. Найдите юридические термины…

1) закон, статья;

2) орфография; орфоэпия;

3) фонетика; морфология;

4) вал, схождение.

 

56. Укажите случаи написания пре:

1) Пр…ступить закон;

2) Пр…ходящая медсестра;

3) Пр…лагать усилия;                                                     

4) Пр…морский бульвар.                                                 

 

57. Укажите случаи написания пре:

1) Пр…бывать в неведении;

2) Пр…дать оттенок;

3) Пр…близиться к цели;

4) Пр…езд в горoд.

 

58. Укажите случаи написания пре:

1) Пр…глушенные голоса;

2) Пр…сутствовать на собрании;

3) Пр…влекательный вид;

4) Пр…кращение споров.

 

59. Укажите случаи написания при:

1) Пр…тязания сторон

2) Пр…забавный случай

3) Пр…зидент страны

4) Пр…красный вечер

 

60. Укажите случаи написания при:

1) Пр…норавливаться к обстоятельствам

2) Пр…вратно понимать

3) Пр…даваться мечтам

4) Пр…тендовать на пост

 

 

61. Укажите неправильно употребленную форму в выделенных словах:

1) Она увяла в цвети лет.

2) А потом ветер принесет в сады тончайшее дыхание полыни.

3) Ты не рожден для дикой доли…

4) Аркадию отлично спалось в предбаннике…

 

62. Укажите неправильно употребленную форму в выделенных словах:

1) Озорной парнишка.

2) Младший братишка.

3) Раскололось топорища.

4) Сельский домишко.

 

63. Укажите неправильно употребленную форму в выделенных словах:

1) Проснулась семеюшко

2) Громадное бревнище

3) Пронесся ураганище.

4) Чистое стеклышко

 

64. Укажите неправильно употребленную форму в выделенных словах:

1) Грохот ружий,

2) Много страданий,

3) Снисхождение судей,

4) Стрелы молний.

 

 

65. Укажите неправильно употребленную форму в выделенных словах:

1) Без комментариев,

2) Производство носок,

3) Двадцать добровольцев,

4) Выступление цыган.

 

66. Укажите неправильно употребленную форму в выделенных словах:

1) Здания санаториев,

2) Кусты помидоров,

3) Новые модели ботинков,

4) Несколько сараев.

 

67. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если

1) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом .

2) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – сравнительным оборотом.

3) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – составное глагольное.

4) Подлежащее и сказуемое выражены существительным.

 

68. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если

1) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – составное именное.

2) Подлежащее выражено местоимением, сказуемое – сравнительным оборотом.

3) Подлежащее и сказуемое выражены глаголом в неопределенной форме.

4) Подлежащее выражено местоимением, сказуемое – составное глагольное.

 

69. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если

1) Подлежащее выражено существительным, сказуемое опущено

2) Подлежащее выражено глаголом, сказуемое – опущено

3) Один из главных членов (подлежащее или сказуемое) выражен неопределенной формой глагола

4) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – составное глагольное

 

70. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если

1) Перед сказуемым есть слова: это, это значит, вот, вот что

2) Перед сказуемым есть частица не

3) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – кратким прилагательным

4) Подлежащее выражено устойчивым оборотом, сказуемое – составное глагольное

 

71. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если

1) Подлежащее выражено местоимением

2) В составе подлежащего есть определение

3) Сказуемое выражено устойчивым оборотом

4) В составе сказуемого есть наречие

 

72. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если

1) Подлежащее и сказуемое выражены существительным

2) Подлежащее опущено, сказуемое выражено глаголом

3) Сказуемое выражено устойчивым оборотом

4) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом

 

73. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если

1) Сказуемое выражено сравнительным оборотом с союзами как, будто, как будто, точно, словно

2) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – числительным

3) Один из главных членов выражен числительным

4) Перед сказуемым есть слова: это, это значит, вот, вот что

 

74. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если

1) Сказуемое выражено глаголом в неопределенной форме

2) Подлежащее и сказуемое выражены существительным, но между ними есть вводное слово или обращение

3) Сказуемое выражено устойчивым оборотом

4) Подлежащее выражено личным местоимением, сказуемое – существительным при обратном порядке слов

 

75. В каком из указанных предложений тире между подлежащим и сказуемым ставится:

1) Моя солдатская шинель как печать отвержения.

2) «Гроза», без сомнения, самое решительное произведение Островского.

3) Точность вежливость королей.

4) Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека

 

76. В каком из указанных предложений тире между подлежащим и сказуемым ставится:

1) Сумерки словно оруженосцы роз

2) Отрицание факта не ответ

3) Его пример другим наука

4) Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России

 

77. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится

1) Перед сказуемым, выраженным существительным, есть частица не

2) Подлежащее и сказуемое выражены существительным

3) Подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола

4) Перед сказуемым есть слово это

 

78. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если

1) После сказуемого с отрицанием, выраженного существительным есть противопоставление

2) Перед сказуемым, выраженным существительным, есть связанное с ним дополнение в дательном падеже

3) Перед сказуемым есть слова это значит

4) При выделительной интонации между подлежащим, выраженным местоимением и сказуемым, выраженным существительным

 

79. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если

1) Подлежащее выражено существительным, сказуемое – числительным

2) Один из главных членов выражен числительным

3) Подлежащее выражено личным местоимением, сказуемое – существительным

4) Перед сказуемым есть слова: это, это значит, вот, вот что

 

80. Тире между подлежащим и сказуемым ставится

1) При обратном порядке слов – сказуемое, выраженное существительным, предшествует подлежащему

2) Если в состав сказуемого входит глагол- связка

3) Если сказуемое выражено кратким прилагательным

4) При выделительной интонации между подлежащим, выраженным личным местоимением и сказуемым, выраженным существительным

 

81. Стиль, используемый в научной сфере общения –

1) научный

2) официально-деловой

3) художественный

4) публицистический

 

82. Стиль, используемый в сфере управления обществом –

1) научный

2) деловой

3) художественный

4) публицистический

 

83. Стиль, используемый в информационных и аналитических передачах на телевидении и радио, в газетах, в выступлениях, на собраниях –

1) научный

2) официально-деловой

3) художественный

4) публицистический

 

84. Стиль, используемый в сфере бытового общения –

1) официально-деловой

2) художественный

3) публицистический

4) разговорный

 

85. Стиль, характерный для литературных произведений –

1) научный

2) официально-деловой

3) художественный

4) публицистический

 

86. Речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами –

1) монолог

2) диалог

3) полилог

4) общение

 

87. Отметить неправильные высказывания.

1) Море и небо сливались в синюю бесконечность

2) Бобров маленькими глотками прихлебывал чай

3) Снова пошли затяжные дожди, обрекшие нас на бездействие

4) Не могу согласиться о том, что говорил предыдущий докладчик

 

88. Отметить неправильные высказывания.

1) Селихов разбогател и прославился беспощадным ростовщичеством.

2) В современных переводах много языкувых погрешностей.

3) Шульгин не выносил бессмысленных слов.

4) Земля вокруг была истоптана солдатскими сапогами.

 

89. Отметить неправильные высказывания:

1) Наконец вся компания опомнилась и увидела, что заболталась уже чересчур

2) Древний камень потом долго подпирал ворота его дома, пока окончательно не развалился.

3) Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению.

4) Мы сами провели предварительные исследования, обратившись к безотказному профессору – Интернету

 

90. Отметить неправильные высказывания.

1) В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и ихние нравы.

2) Прогнозы на паводок с каждым днем становятся все более «многообещающими»

3) С нас проводник не взял ни копейки

4) Помимо рядовых граждан спасателям двух областей пришлось откапывать делегацию министерства транспорта и коммуникаций

 

91. Отметить неправильные высказывания.

1) Детство провел у деда и бабки по матери

2) Кругом лежат морские звезды, испускающие таинственное сияние

3) Мы, с опущенными и обнаженными головами, последовали за носилками

4) Раскольников пришел к своей теории в глубокой молодости

 

92. Отметить неправильные высказывания.

1) Нищие, бродившие по деревне, раньше всех узнали о смерти князя

2) Были приняты все мероприятия для повышения грамотности студентов.

3) Месяц, небольшой, белый, ясный, уже высоко стоял над темным садом

4) Низко и плоско рассыпанные на темном берегу огни плыли назад

 

93. Нормы ударения –

1) акцентологические

2) лексические

3) фразеологические

4) словообразовательные

 

94. Нормы произношения

1) Орфоэпические,

2) Лексические,

3) Фразеологические,

4) Словообразовательные.

 

95. Нормы употребления слов

1) Орфоэпические,

2) Лексические,

3) Фразеологические,

4) Словообразовательные,

 

96. Нормы употребления устойчивых сочетаний слов

1) акцентологические

2) орфоэпические

3) лексические

4) фразеологические

 

97. Нормы образования слов

1) орфоэпические

2) лексические

3) фразеологические

4) словообразовательные

 

98. Нормы образования грамматических форм

1) грамматические

2) орфографические

3) синтаксические

4) пунктуационные

 

99. Нормы объединения слов в словосочетания и предложения

1) грамматические

2) орфографические

3) синтаксические

4) пунктуационные

 

100. Нормы написания слов

1) грамматические

2) орфографические

3) синтаксические

4) пунктуационные

 

101. Нормы постановки знаков препинания

1) грамматические

2) орфографические

3) синтаксические

4) пунктуационные

 

102. Определите нарушение акцентологической нормы

1) алфАвит

2) анАлог

3) баловАться

4) вклЕить

 

103. Отметьте случай написания Н

1) жаре…ый картофель,

2) взвеше…ый товар,

3) рисова…ный фильм,

4) вскипячё…ное молоко,

 

104. Отметьте случай написания НН

1) солё…ные грибы,

2) заряже…ное ружьё,

3) ране…ный боец,

4) пуга…ная птица,

 

 

105. Отметьте случай написания Н

1) иллюстрирова…ный сборник,

2) погашен…ый свет,

3) маринован…ые огурцы,

4) варё…ная колбаса

 

106.  Отметьте случай написания И

1) зам…реть от восторга,

2) запр…тить курение,

3) отп…рать замок,

4) зам…рять расстояние,

 

 

107. Отметьте случай написания И

1) приб…ру в квартире,

2) пост…лить постель,

3) любоваться расст…лавшейся равниной,

4) разъ…динять,

 

 

108. Отметьте случай написания О

1) пом…гать брату,

2) изл…гать мысли вслух,

3) к…саться темы,

4) ск…кать на лошади.

 

 

109. Отметьте случай написания О

1) подск…чить от неожиданности,

2) подр…вняться в шеренгах,

3) препод…вать математику,

4) ум…лять достоинства

 

110. Отметьте случай написания Ъ

1) в...езд,

2) в…юга,

3) в...юнок,

4) вьющийся,

 

111. Отметьте случай написания Ъ

1) гнездов...е, д…ячок,

2) жнив...е, здоровье,

3) из…веденный,

4) из...ездить

 

112. Отметьте случай написания Ь

1) из...ян,

2) из...ятие,

3) кочев...е,

4) меж...ярусный

 

113. Отметьте случай написания Е в форме творительного падежа единственного числа.

1) багаж,

2) баржа,

3) карандаш,

4) басмач,

 

114. Отметьте случай написания О в форме творительного падежа единственного числа

1) кирпич,

2) клавиша,

3) кожа,

4) круча

 

115. Отметьте случай написания Е в форме творительного падежа единственного числа

1) луч,

2) манеж,

3) меч,

4) морж

 

116. Отметьте случай написания З

1) хмурый ра...свет,

2) ра...цвет культуры,

3) ни...вергаться в море,

4) ни...падать с плеч,

 

117. Отметьте случай написания З

1) бе...численное множество,

2) ра...шифровать надпись,

3) ра...жечь костер,

4) бе...шумный полет,

 

118. Отметьте случай написания С

1) бе...жизненный взгляд,

2) и…бавиться от недостатков,

3) ра...борчивая невеста,

4) бе...чувственный человек

 

119. Отметьте случай написания С

1) ра...чистить от снега,

2) во...действовать на окружающих,

3) в...бодриться на свежем воздухе,

4) ра...жалованный лейтенант,

 

120. Отметьте случай написания Ы

1) с…мпровизировать,

2)  меж…гровой,

3) до…нфарктный,

4) до...ндустриалышй

 

121. Отметьте случай написания Ы

1) сверх…ндустриальный,

2) за…скриться,

3) без…скровой,

4) про…нформировать

 

122. Отметьте случай написания Ы

1) дез…нформировать,

2) про…нвентаризовать;

3) без...нвентарный,

4) до…сторический

 

123. Отметьте случай написания И

1) пред…стория,

2) сверх..скусный ,

3) без…скусный,

4) без…мянный

 

124. Отметьте случай написания Ы

1) до…юньский,

2) пред…юньский,

3) за…нтересоваться,

4) на…менование

 

125. Отметьте случай написания через дефис

1) запомнить (крепко) накрепко,

2) говорить (с) (глазу) (на) глаз,

3) исполнить (точка) (в) точку,

4) тратить время (по) пусту.


 

 

































































































































Дата: 2018-09-13, просмотров: 1392.