Правописание предлогов, союзов, частиц
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО

1) (ВО)ВРЕМЯ экс­пе­ди­ций спе­ци­а­ли­сты опре­де­ля­ют ви­до­вой со­став жи­вот­ных и рас­те­ний, а ТАК(ЖЕ) берут пробы грун­та, воды и воз­ду­ха.

2) ЧТО (БЫ) по­нять, КАКИЕ(ЖЕ) за­ко­ны управ­ля­ют Все­лен­ной, люди про­во­дят ис­сле­до­ва­ния в кос­мо­се.

3) ВРЯД (ЛИ) се­год­ня найдётся КАКАЯ (НИ­БУДЬ) от­расль про­мыш­лен­но­сти, в ко­то­рой так или иначе не ис­поль­зо­ва­лось бы де­ре­во.

4) (В)ПОЛНЕ ве­ро­ят­но, что (В)СКОРЕ про­изойдёт есте­ствен­ное сли­я­ние ка­бель­но­го те­ле­ви­де­ния с се­тя­ми Ин­тер­не­та.

5) (ПО)НА­СТО­Я­ЩЕ­МУ счаст­лив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет (ПО)КРУ­ПИ­ЦЕ на­кап­ли­вать это бо­гат­ство.

 

2. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТНО

1) Бра­тья оста­лись (НА)ЕДИНЕ и (С)НА­ЧА­ЛА толь­ко по­смат­ри­ва­ли друг на друга.

2) Даже в по­лу­сон­ном су­ще­ство­ва­нии Илья Ильич не мог, по его сло­вам, рав­но­душ­но вспом­нить арию из оперы В. Бел­ли­ни, ко­то­рая КАК(БЫ) сли­лась с об­ли­ком Ольги Ильин­ской, а ТАК(ЖЕ) с дра­ма­ти­че­ским ито­гом любви Об­ло­мо­ва к ней.

3) Про­да­вец ТАК(ЖЕ) несёт от­вет­ствен­ность перед по­ку­па­те­лем за по­вре­жде­ние или по­лом­ку груза (ИЗ)ЗА не­над­ле­жа­щей упа­ков­ки, как и по­ку­па­тель перед про­дав­цом за свое­вре­мен­ную опла­ту то­ва­ра.

4) Ни­ко­лай (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ всего спора мол­чал и толь­ко В(ПОЛ)ГО­ЛО­СА по­про­сил Ма­ри­ну убрать са­мо­вар.

5) ЧТО(ЖЕ) нужно сде­лать, ЧТО(БЫ) я мог рас­счи­ты­вать на вашу бла­го­склон­ность?

 

3.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО

1) Как и наш мир, по­верх­ность шара ТО(ЖЕ) ко­неч­на и ТАК(ЖЕ) не имеет гра­ниц.

2) (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ всего утра Ки­рил­ла не по­ки­да­ло ощу­ще­ние, (КАК)БУДТО воз­дух про­мыт род­ни­ко­вой водой.

3) (НИ)ЧТО не из­ме­ни­лось в род­ной де­рев­не: (ПО)ПРЕЖ­НЕ­МУ скри­пит ко­ло­дец и гуси важно ходят вдоль пруда.

4) Вне­зап­но ОТ­КУ­ДА(ТО) из-за леса на­ле­те­ли тучи, и маль­чи­ки по­спе­ши­ли домой, ЧТО(БЫ) не про­мок­нуть.

5) Он (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ не­сколь­ких лет ТАК(ЖЕ), как и его отец, пла­вал мат­ро­сом по всем морям и оке­а­нам.

 

4. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО

1) (СО)ВРЕ­МЕ­НЕМ со­би­ра­тель­ство П. М. Тре­тья­ко­ва стало си­сте­ма­ти­че­ским: он ску­пал ста­рин­ные пред­ме­ты ис­кус­ства у ан­ти­ква­ров и част­ных кол­лек­ци­о­не­ров ТАК(ЖЕ) по­сле­до­ва­тель­но, как и со­вре­мен­ные.

2) (В)НА­ЧА­ЛЕ Ша­ля­пин (ПО­)НЕ­МНО­ГУ ра­зу­чи­вал пар­тию Бо­ри­са Го­ду­но­ва из од­но­имённой оперы Му­сорг­ско­го.

3) (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ дол­го­го вре­ме­ни в садах Древ­не­го Во­сто­ка вдоль всех до­ро­жек про­во­ди­ли ка­нав­ки с ро­зо­вой водой, ЧТОБЫ ис­па­ря­ю­щий­ся запах розы со­про­вож­дал по­се­ти­те­лей даже на воз­ду­хе.

4) От­тен­ки вит­ра­жа ме­ня­ют­ся (НА)ПРО­ТЯ­ЖЕ­НИИ суток и в раз­ное время года, ПО­ТО­МУ(ЧТО) свет и цвет в этом виде ис­кус­ства свя­за­ны не­раз­рыв­но.

5) (ПО)ЭТОМУ по­во­ду к Че­хо­ву в Ялту при­е­хал М. Горь­кий, и (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ не­сколь­ких часов они го­во­ри­ли в го­сти­ной.

 

5. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО 

1) (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ мно­гих дней про­дол­жа­лось силь­ное из­вер­же­ние вул­ка­на, клубы огня над ко­то­рым кру­ти­лись (НА)ПО­ДО­БИЕ вихря, уве­ли­чи­ва­ясь в раз­ме­рах.

2) (НЕ)СМОТ­РЯ на лю­бовь к го­род­ским пей­за­жам, мы ВСЁ(ТАКИ) не оста­лись рав­но­душ­ны­ми к кра­со­там при­ро­ды на Вал­дае.

3) (И)ТАК, все мои бле­стя­щие на­деж­ды ру­ши­лись, и (В)МЕСТО весёлой мос­ков­ской жизни ожи­да­ла меня скука в сто­ро­не глу­хой и отдалённой.

4) Труд­но даже пред­ста­вить, ЧТО(БЫ) со мной слу­чи­лось, ЕСЛИ(БЫ) па­ро­ход опоз­дал.

5) ЧТО(ТО) за­став­ля­ло меня идти даль­ше, как БУД(ТО) я не знал, что ни­че­го но­во­го не увижу.

 

Знаки препинания при обособленных членах предложения

Знаки препинания с вводными словами

Знаки препинания в сложных предложениях

Пунктуация

1. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую

1. Ху­дож­ни­ки и скуль­пто­ры изоб­ра­жа­ли ге­ро­ев мифов и пре­да­ний в за­учен­ных по­ло­же­ни­ях.

2. В се­ре­ди­не 50-х годов XX века по­яви­лась не­об­хо­ди­мость вы­ра­щи­вать не толь­ко жем­чу­жи­ны в мол­люс­ках но и самих мол­люс­ков.

3. Ни одно из живых су­ществ на­зем­но­го мира не может срав­нить­ся ни по кра­со­те ни по яр­ко­сти с ко­рал­ло­вы­ми по­ли­па­ми.

4. По­э­зия окру­жа­ю­щей при­ро­ды и жизни при­вле­ка­ла мо­ло­до­го пи­са­те­ля го­раз­до силь­нее по­э­зии па­мят­ни­ков ста­ри­ны и древ­них руин.

5. Вдруг по­лил­ся ру­чья­ми круп­ный дождь и один за дру­гим рас­ка­ти­лись удары грома.

 

1) 1, 2, 4

2) 2, 3, 5

3) 1, 3, 4

4) 1, 3, 4

5) 1, 3, 5

 

2. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую:

1. Плоды этого рас­те­ния по­лез­ные и вкус­ные и об­ла­да­ют пре­крас­ным аро­ма­том.

2. Стало не­стер­пи­мо душно и при­ш­лось от­крыть все окна.

3. Из окна были видны ство­лы вишен да ку­со­чек аллеи.

4. Изу­че­ние роста не­обыч­ных кри­стал­лов имеет и тео­ре­ти­че­ское и прак­ти­че­ское и об­ще­на­уч­ное зна­че­ние.

5. Древ­ние ис­пан­ские ма­сте­ра при стро­и­тель­стве зам­ков при­ме­ня­ли либо ка­мен­ную либо кир­пич­ную клад­ку.

 

1) 2, 4, 5

2) 3, 5

3) 1, 3, 4

4) 1, 3, 4

5) 2, 5

3. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

1. Аб­ри­ко­со­вая вода дала обиль­ную жёлтую пену и в воз­ду­хе за­пах­ло па­рик­ма­хер­ской.

2. Хо­зя­ин решил сам осмот­реть до­став­лен­ные на при­стань тюки и ящики и при­был в порт в тот же день.

3. В за­ти­шье силь­но при­гре­ва­ло и южная сто­ро­на избы и за­ва­лин­ка около нее от­та­я­ли и по­тем­не­ли.

4. Вы мо­же­те из­ме­нить усло­вия сдел­ки либо от­ка­зать­ся от неё.

5. В доме есть и во­до­про­вод и га­зо­вое отоп­ле­ние и элек­три­че­ство.

 

1) 2, 4, 5

2) 3, 5

3) 1, 4

4) 1, 3, 4

5) 1, 5

4. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

1. Я за­ка­жу мо­ро­же­ное или го­ря­чий шо­ко­лад или клуб­нич­ное пи­рож­ное.

2. После Тур­ге­не­ва До­сто­ев­ско­го Тол­сто­го Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на и Глеба Успен­ско­го рас­ска­зы Че­хо­ва по­ка­за­лись мно­гим кри­ти­кам вы­ра­же­ни­ем об­ще­ствен­но­го рав­но­ду­шия.

3. Эта кон­фе­рен­ция со­бра­ла вме­сте пред­ста­ви­те­лей как фе­де­раль­но­го так и ре­ги­о­наль­но­го уров­ней вла­сти.

4. Я по­лу­чаю и до­став­ляю ад­ре­са­ту пись­ма и по­сыл­ки.

5. В такую по­го­ду и волк не рыщет и мед­ведь не вы­ле­за­ет из бер­ло­ги.

1) 2, 4

2) 3, 5

3) 1, 3

4) 1, 3, 4

5) 1, 2 

 

5. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

1. Твор­че­ство Есе­ни­на опре­де­ля­ет­ся не толь­ко тра­ди­ци­я­ми «зо­ло­то­го века» но и силь­ным вли­я­ни­ем но­во­го по­э­ти­че­ско­го мыш­ле­ния.

2. Мы те­перь знаем бло­ков­скую су­мрач­ную зиму и есе­нин­ское зим­нее пред­чув­ствие не­из­беж­но­го воз­рож­де­ния и осо­бую ли­рич­ность тур­ге­нев­ской зимы.

3. Ста­рик все­гда был весел и все­гда го­во­рил шу­точ­ка­ми и при­ба­у­точ­ка­ми.

4. Надо было очи­щать тер­ри­то­рию от му­со­ра либо от­прав­лять­ся на по­ис­ки дру­го­го места для при­ва­ла.

5. Слыш­но было толь­ко мер­ное ды­ха­ние спя­щих да треск го­ря­чих су­чьев и скоро все тре­во­ги дня мед­лен­но рас­тво­ри­лись в без­мя­теж­ной ночи.

1) 1, 2, 4

2) 3, 5

3) 1, 3, 5

4) 1, 3, 4

5) 1, 2  

6. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Ветви де­ре­вьев (1) спле­та­ясь жёстки­ми за­стыв­ши­ми кон­ца­ми (2) пе­чаль­но зве­нят (3) пе­ре­жи­вая (4) зим­нюю стужу.

1) 2, 4

2) 3, 4

3) 1, 2, 3

4) 1, 3, 4

5) 1, 2  

 

7. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

В свя­тые дни жен­щи­ны (1) со­брав­шись круж­ка­ми (2) в белых плат­ках (3) по­вя­зан­ных на го­ло­ву (4) си­де­ли на земле и за­ва­лин­ках хат в тени от косых лучей солн­ца и сте­пен­но раз­го­ва­ри­ва­ли.

1) 2, 4

2) 2, 3, 4

3) 1, 3

4) 1, 2, 3, 4

5) 1, 2, 3

 

8. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Ба­за­ров (1) встав­ший было нав­стре­чу (2) во­шед­ше­му в ком­на­ту (3) Павлу Пет­ро­ви­чу (4) при­сел на край стола и скре­стил на груди руки.

1) 2, 4

2) 2, 3, 4

3) 1, 3

4) 1, 2, 3, 4

5) 1, 4 

9. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

      Один за дру­гим к ко­ст­ру (1) мед­лен­но уга­са­ю­ще­му в ночи (2) под­хо­ди­ли кони и не­по­движ­но оста­нав­ли­ва­лись (3) глядя на нас (4) ум­ны­ми гла­за­ми.

1) 2, 4

2) 2, 3, 4

3) 1, 2, 3

4) 1, 2, 3, 4

5) 1, 2, 4  

 

10. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Прой­дя в (1) от­лич­но обо­ру­до­ван­ный (2) музей (3) экс­кур­сан­ты осмот­ре­ли раз­лич­ные ди­ко­ви­ны: от древ­них ти­бет­ских мечей до му­зы­каль­но­го ме­ха­низ­ма ев­ро­пей­ских часов (4) от­но­ся­щих­ся к эпохе ба­рок­ко.

1) 2, 4

2) 2, 3, 4

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

5) 1, 4 

11. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Пи­са­те­ли (1) ко­неч­но (2) хо­ро­шо по­ни­ма­ют, что в при­ро­де нет и (3) не может быть (4) ни пре­крас­но­го, ни без­об­раз­но­го.

1) 2, 4

2) 1, 2

3) 2, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

5) 1, 4 

 

12. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

В бли­жай­шие два года (1) может быть (2) осу­ществ­ле­но стро­и­тель­ство плат­ной ав­то­трас­сы между Моск­вой и Санкт-Пе­тер­бур­гом. Ши­ри­на про­ез­жей части до­ро­ги (3) по мне­нию ин­же­не­ров (4) будет до­ста­точ­ной для са­мо­го боль­шо­го транс­порт­но­го по­то­ка.

1) 2, 4

2) 1, 2, 3

3) 2, 3, 4

4) 1, 2,3, 4

5) 3, 4

 

13. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Пи­са­тель­ство (1) ве­ро­ят­но (2) воз­ни­ка­ет в че­ло­ве­ке как ду­шев­ное со­сто­я­ние го­раз­до рань­ше, чем он на­чи­на­ет (3) на­при­мер (4) ис­пи­сы­вать стопы бумаг.

1) 1, 2, 4

2) 1, 2, 3

3) 2, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

5) 3, 4

 

14. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Cейчас (1) воз­мож­но (2) внед­ре­ние новых раз­ра­бо­ток в тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс не при­не­сет вы­го­ды. Но (3) оче­вид­но (4) что зав­тра эти тех­но­ло­гии всё равно при­дут и те ру­ко­во­ди­те­ли, ко­то­рые су­ме­ли во­вре­мя пе­ре­стро­ить про­из­вод­ство, ока­жут­ся «на коне».

1) 1, 2, 4

2) 2, 3

3) 2, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

5) 3, 4 

 

15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Весёлое, без­за­бот­ное дет­ство (1) всё равно (2) когда-ни­будь кон­чит­ся, а взрос­лая жизнь (3) ко­неч­но (4) по­тре­бу­ет серьёзных ре­ше­ний и от­вет­ствен­ных по­ступ­ков.

1) 3, 4 

2) 1, 2, 4

3) 1, 2

4) 2, 3, 4

5) 1, 2, 3, 4

16. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Перед тем как по­дой­ти к де­ре­ву (1) в тени (2) ко­то­ро­го (3) пря­та­лась Натка (4) они, по-ви­ди­мо­му, о чём-то по­спо­ри­ли и не­сколь­ко шагов про­шли молча.

1) 3, 4 

2) 1, 4

3) 1, 2, 3

4) 2, 3, 4

5) 1, 2, 3, 4

17. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

  Мел­кие на­се­ко­мые (1) рас­ход кис­ло­ро­да у ко­то­рых (2) не­ве­лик (3) могут очень долго не по­пол­нять запас воз­ду­ха.

1) 1, 3, 4 

2) 1, 3

3) 1, 2, 3

4) 2, 3, 4

5) 3, 4

 

18. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Од­на­ж­ды я ловил рыбу на не боль­шом озере (1) кру­тые бе­ре­га (2) ко­то­ро­го (3) густо за­рос­ли цеп­кой еже­ви­кой.

1) 1, 3  

2) 1, 2, 4

3) 1, 2

4) 2, 3, 4

5) 1, 2, 3, 4

19. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

По ночам к реке под­во­зи­ли лес (1) и (2) когда белый туман за­ку­ты­вал бе­ре­га (3) все во­семь рот на­сти­ла­ли доски (4) на об­лом­ки мо­стов.

1) 3, 4 

2) 1, 2, 4

3) 1, 2, 3

4) 2, 3, 4

5) 1, 2, 3, 4

20. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Самым по­пу­ляр­ным ва­ри­ан­том дома в Ар­хан­гель­ске яв­ля­ет­ся сруб из сосны (1) внут­рен­няя от­дел­ка (2) ко­то­ро­го (3) из­го­тов­ле­на из осины или берёзы.

1) 3, 4 

2) 1, 2, 4

3) 1 

4) 2

5) 1, 2, 3, 4

21. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Рука его дро­жа­ла (1) и (2) когда Ни­ко­лай пе­ре­да­вал ло­шадь ко­но­во­ду (3) он чув­ство­вал (4) как со сту­ком при­ли­ва­ет кровь к серд­цу.

1) 3, 4 

2) 1, 2, 4

3) 1, 2

4) 2, 3, 4

5) 1, 2, 3, 4

 

  22. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

   Люся была мягко на­стой­чи­ва (1) и (2) хотя вспом­нить всё было труд­но (3) по­сте­пен­но ста­руш­ка рас­ска­за­ла (4) как было дело.

1) 3, 4 

2) 1, 2, 4

3) 1, 2

4) 2, 3, 4

5) 1, 2, 3

 

23. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

      Ла­ри­са ни­ко­гда не лю­би­ла море (1) и (2) хотя врачи про­пи­са­ли ей тёплый кли­мат и солёную воду (3) она снова уеха­ла в горы (4) когда на­чал­ся от­пуск.

1) 3, 4 

2) 1, 2, 4

3) 1, 2

4) 2, 3, 4

5) 1, 2, 3, 4

24. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Для ле­че­ния самых раз­ных бо­лез­ней в ме­ди­ци­не ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся (1) пче­ли­ный яд (2) по­треб­ность (3) в ко­то­ром (4) по­сто­ян­но растёт.

1) 3  

2) 1, 2, 4

3) 2

4) 2, 3, 4

5) 1, 2, 3, 4

 

25. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

С Куз­нец­ко­го моста я за­ехал в кон­ди­тер­скую на Твер­ской (1) и (2) хотя желал при­тво­рить­ся (3) что меня в кон­ди­тер­ской пре­иму­ще­ствен­но ин­те­ре­су­ют га­зе­ты (4) не смог удер­жать­ся от не­сколь­ких слад­ких пи­рож­ков.

1) 3, 4 

2) 1, 2, 4

3) 1, 2

4) 2, 3, 4

5) 1, 2, 3, 4

 

Прямая речь

 

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

1) простое предложение
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) простое осложнённое предложение

2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:

1) точек
2) запятой
3) вопросительного знака
4) восклицательного знака


3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

1) Предложение с прямой речью
2) предложение с косвенной речью
3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения
4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи


4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости», – сказала Валя. необходимо употребить:

1) союз ЧТО
2) союз-частицу ЛИ
3) союз ЧТОБЫ


5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.
2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.
3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.


6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

1) «П», — а.
2) «П, — а.— П».
3) «П, — а, — п».




















Стилистика

1. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово:      

1) Ана­лиз таких важ­ных ис­то­ри­че­ских со­бы­тий дол­жен быть все­не­пре­мен­но ФАК­ТИЧ­НЫМ и дол­жен стро­ить­ся толь­ко на фак­тах.

2) Об­ра­ще­ние по­лу­чи­ло прак­ти­че­ски мгно­вен­ный ОТ­КЛИК: де­сят­ки людей го­то­вы были при­ютить «по­те­ряш­ку».

3) ПУБ­ЛИ­ЦИ­СТИ­ЧЕ­СКИЙ стиль – раз­но­вид­ность ли­те­ра­тур­но­го языка: один книж­ных сти­лей речи, ис­поль­зу­ю­щий­ся в сфере по­ли­ти­ки, об­ще­ствен­ной, эко­но­ми­че­ской и куль­тур­ной жизни об­ще­ства, в сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции

4) Уго­лов­ным ко­дек­сом преду­смот­ре­на ста­тья за ОТ­КЛО­НЕ­НИЕ от упла­ты на­ло­гов.

5) ГАР­МО­НИЧ­НОЕ раз­ви­тие лич­но­сти — ве­ду­щая цель си­сте­мы оте­че­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния, на­прав­ля­ю­щая ее на со­зда­ние усло­вий для все­сто­рон­не­го це­лост­но­го не­про­ти­во­ре­чи­во­го раз­ви­тия лич­но­сти уча­ще­го­ся.

2.В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово: 

1) Ка­ва­ле­ры этого ор­де­на по уста­ву долж­ны иметь ВО­ЕН­НОЕ зва­ние не ниже ге­не­раль­ско­го.

2) Рос­сий­ские ди­пло­ма­ты долж­ны при­ни­мать ДЕЙ­СТВЕН­НЫЕ меры по за­щи­те ин­те­ре­сов наших со­оте­че­ствен­ни­ков за ру­бе­жом.

3) Пра­виль­ная и свое­вре­мен­ная КОР­НЕ­ВАЯ под­корм­ка рас­те­ний яв­ля­ет­ся га­ран­ти­ей вы­со­ко­го уро­жая.

4) Не сле­ду­ет ис­кать в каж­дой строч­ке пись­ма СКРЫ­ТЫЙ смысл.

 

3. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово:

1) ИС­КУС­СТВЕН­НЫЙ мёд про­из­во­дят из свек­ло­вич­но­го или трост­ни­ко­во­го са­ха­ра.

2) Отец дал мне ДЕЛЬ­НЫЙ совет: пе­ре­прев­шие дре­вес­ные опил­ки лист­вен­ных пород яв­ля­ют­ся хо­ро­шим раз­рых­ли­те­лем для почвы.

3) С.Я. Мар­шак стал одним из ЗА­ЧИН­ЩИ­КОВ со­вет­ской дет­ской ли­те­ра­ту­ры.

4) Наша школь­ная ко­ман­да по во­лей­бо­лу удач­но вы­сту­пи­ла на ОТ­БО­РОЧ­НЫХ со­рев­но­ва­ни­ях.

5) Мы лю­бо­ва­лись ра­бо­той ИС­КУС­НЫХ юве­ли­ров про­шло­го сто­ле­тия.

 

4. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово:

1) ОБИД­НЫЙ про­мах в матче выбил дей­ству­ю­ще­го по­бе­ди­те­ля из чем­пи­о­на­та.

2) НЕ­СТЕР­ПИ­МАЯ пе­чаль зву­ча­ла в этой песне, за­став­ляя сжи­мать­ся серд­це.

3) Мос­ков­ский го­су­дар­ствен­ный АКА­ДЕ­МИЧ­НЫЙ сим­фо­ни­че­ский ор­кестр под­го­то­вил новую про­грам­му из про­из­ве­де­ний Чай­ков­ско­го.

4) От­кры­тие РАСЧЁТНОГО счёта — это про­це­ду­ра, не­об­хо­ди­мая для любой ор­га­ни­за­ции после её офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции.

 

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово:

1) На­чаль­ник цеха взял на себя от­вет­ствен­ность, вы­дви­гая ДЕЛЬ­НОЕ пред­ло­же­ние по ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ства.

2) На крыль­цо вышел не­боль­шо­го роста КО­РЕ­НА­СТЫЙ му­жи­чок и при­вет­ли­во кив­нул го­ло­вой.

3) Ру­ко­во­ди­тель серьёзного про­ек­та, в ко­то­ром при­ни­ма­ют уча­стие сотни людей, дол­жен быть глу­бо­кой и ЦЕЛЬ­НОЙ лич­но­стью.

4) Изба у него на ред­кость ДОБ­РАЯ, проч­ная, да и сам он мужик креп­кий, на­сто­я­щий рус­ский бо­га­тырь.

5) Для че­ло­ве­ка, не знав­ше­го вни­ма­ния и за­бо­ты, это был самый ЖЕ­ЛАН­НЫЙ по­да­рок.

 

Фразеология

1. Укажите фразеологизм с речевой ошибкой (замена одного слова другим)
1) Без году неделя
2) Без царя в голове
3) Как бельмо в глазу
4) Дать березовой каши
5) Отложить дело в длинный ящик

 

2. Укажите фразеологизм с речевой ошибкой (замена одного слова другим)
1) Уморить червячка
2) Вешать нос
3) Сматывать удочки
4) Волком выть
5) Взять в оборот

 

3. Укажите значение фразеологизма «задирать нос»
1) Не слушаться
2) Баловаться
3) Исчезать
4) Зазнаваться
5) Не задуматься
 

4. Укажите значение фразеологизма «глазом не моргнуть»
1) Не задуматься
2) Исчезнуть
3) Не слушаться
4) Баловаться
5) Медлить

 

5. Укажите значение фразеологизма «отбиться от рук»
1) Зазнаваться
2) Не задумываться
3) Исчезнуть
4) Баловаться
5) Не слушаться

 

6. Укажите значение фразеологизма «носить на руках»
1) Не слушаться
2) Медлить
3) Баловать
4) Не задумываться
5) Исчезнуть

 

7. Укажите значение фразеологизма «в час по чайной ложке»
1) Медленно
2) Не задумываться
3) Не слушаться
4) Зазнаваться
5) Исчезнуть

 

8. Укажите значение фразеологизма «куда глаза глядят»
1) Исчезнуть
2) Неизвестно (куда)
3) Не слушаться
4) Зазнаваться
5) Не задумываться

 

9. Укажите значение фразеологизма «провалиться сквозь землю»
1) Неизвестно (куда)
2) Не задумываться
3) Зазнаваться
4) Исчезнуть
5) Не слушаться

 

10. Укажите синоним к фразеологизму «на нем лица нет»
1) Быльем поросло
2) Начинать с азов
3) Легок на помине
4) Перед носом
5) Как мел (бледный)

 

11. Укажите синоним к фразеологизму «рукой подать»
1) С гулькин нос
2) Сесть в калошу
3) Под самым носом
4) Заблудиться в трех соснах
5) Во всю Ивановскую

 

























































Морфология

1. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова 

1) пара САПОГ

2) ПО­ЛО­ЖИ книги

3) КЛАДИ на стол

4) ПЯТЬ­СО­ТЫЙ заказ

5) НА­ДЕНЬ пер­чат­ки

 

2. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова 

1) КРА­СИВ­ШЕ

2) ДВЕ седь­мых

3) много ВИШЕН

4) ПО­СА­ДИ де­ре­во

5) пара БО­ТИ­НОК

 

3. Ука­жи­те при­мер с ошиб­кой в об­ра­зо­ва­нии формы слова

1) три по­дру­ги

2) до­миш­ки де­рев­ней

3) снай­пе­ры ушли

4) в двух­стах ше­сти­де­ся­ти пяти домах

 

4. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова

1) пара ЧУЛОК

2) цену БЛА­ГО­РОД­СТВА

3) в ДВЕ ТЫ­СЯ­ЧИ ПЯТОМ году

4) тонну ПОМИДОРОВ

5) пять АБ­РИ­КО­СОВ

 

5. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова

1) менее ПО­ЛЕЗ­НО

2) по­ез­жай в Моск­ву

3) не­сколь­ко ГРАМ­МОВ    

4) СЕ­МЯ­СТА­МИ мо­не­та­ми  

5) две пары САПОГ

 

Словообразование

 

1. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) сторожка
2) нерешительный
3) по-зимнему
4) полив

5) призыв

2. Какое слово образовано приставочным способом
1) купленный
2) жареный
3) сбитый
4) размешать

5) добавочный

 

 3. Какое слово образовано бессуффиксальным способом
1) кожаный
2) отлет
3) водолаз
4) напольный

5) гусиный
 
 4. Укажите способ образования слова ВОСХОД
1) приставочный
  2) бессуффиксный
  3) суффиксальный
  4) сложением основ

5) суффиксально-приставочный

5. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую:
1) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
2) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
3) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
4) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

5) Мне кажется, я вошел в столовую комнату.

























Синтаксис

 

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.

2) Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого село закрепило за собой.

3) В конце Х1Х века имение приобрел курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.

4) Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С. Т. Морозову.

 

 2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В 1880-е годы Репин создал ряд картин, которые были посвящены злободневной теме – судьбе революционера-народника.

2) Стекло двери, которая ведет на веранду, усеяно дождевыми каплями.

3) На выставке «Союза молодежи», которая открылась в ноябре 1913 года в Петербурге, Малевич объединил свои работы в две группы: «Заумный реализм» и «Кубофутуристический реализм».

4) Основа реалистического творчества Достоевского – мир человеческих страданий, в изображении которых он не знает себе равных.

 

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно, излучает электромагнитные волны.

2) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман А. И. Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма».

3) Цель реферата – передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.

4) В наше время непрерывно растет объем информации, которая передается по глобальным линиям магистральной связи.  

 

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: « Анализируя поэму Пушкина «Полтава»

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.

 

 5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: « Начиная работу с текстом,

 1) у нас завязался спор.

 2) постарайтесь внимательно прочитать его.

 3) мной был неверно определен размер.

 4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.

 

 6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: «Выстроившись в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев. 

 

 

Языковые нормы

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) береговые катера
2) скоро выздоровеет
3) трое братьев
4) у новых туфлей

5. У новых ботинок

 

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) созданА
2) катАлог
3) тортЫ
4) нАчав

5) водопрОвод

 

3. В каком варианте ответа вместо слова КОМАНДИРОВАННЫЙ нужно употребить КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?
1) Нас поселили в доме для КОМАНДИРОВАННЫХ.
2) КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.
3) Со мною в гостинице жил КОМАНДИРОВАННЫЙ - приятный человек с рыжей бородой.
4) Простите, как вы попали на этот завод? Вы КОМАНДИРОВАННЫЙ?

 

4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) созЫв
2) стрЕльну
3) издавнА
4) детЯм

 

5. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами.
2) ВЕЧНЫЙ огонь - это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.
3) Приходилось решать ВЕЧНУЮ проблему: где найти место, чтобы сытно и недорого пообедать.
4) Многие считают, что настоящая дружба должна быть ВЕЧНОЙ.

 

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: «Побывав в Москве XVII века,
1) у иностранных послов и купцов возникали ассоциации с Иерусалимом.
2) иностранные послы писали о ней как об одном из красивейших городов мира.
3) в записках иностранных послов остались интересные для нас описания.
4) она сравнивалась с Иерусалимом и другими красивейшими городами мира.

 

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.
2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.
3) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.
4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.

 

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Из-за моря выступали горы, на вершинах которых лежали облака, подобные больших снежных шапок.
2) Многие из тех, кто посетил выставку картин Поленова в Третьяковской галерее, были приезжими.
3) Тренер предупредил нас, чтобы мы ждали его у входа на спортплощадку.
4) Огромная туча, которая, медленно двигаясь, покрывала всё небо, заставила гостей отказаться от прогулки.

 

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна.
2) Пассажиры, пользующиеся пригородным транспортом и имеющие документы на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.
3) Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.
4) Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П.И. Чайковского.

 

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: «Повторяя одни только старые истины,
1) это вряд ли приведёт к открытию.
2) логическим путём выводятся новые законы.
3) невозможно открыть новое.
4) нет постижения нового.

  









































Сложное предложение

  

1. Определите предложение с придаточным места
1) Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору.
2) Когда слух привык к тишине, я начал различать ворчание воды в подземных пещерах.
3) Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно.
4) Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.
5) Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.
 

  1. Определите предложение с придаточным времени.
    1) Голос её, когда она говорит, поёт и звенит.
    2) Всюду, где есть человек, есть хорошее.
    3) Лес стоял тёмный и молчаливый, потому что главные певцы уже улетели.
    4) Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.
    5) Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень близки от земли.
     
  2. Определите предложение с придаточным причины
    1) Нет той силы, которая позволила бы покинуть родные края.
    2) Цветы, оттого что их только полили, издавали влажный, раздражающий запах.
    3) Я спросил, не может ли она взять меня с собой.
    4) Цепи яблонь протянулись там, где были пустыри.
    5) Давайте больше воли вашему сердцу, пока оно не зачерствело.
     
  3. Определите предложение с придаточным цели
    1) Не могу точно сказать, когда случилось это чудо.
    2) Где некогда было пустынно и голо, теперь младая роща разрослась.
    3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
    4) Мать тревожилась, потому что не получала вестей от сына.
    5) Всю жизнь он посвятил искусству, чтобы развивать в людях возвышенное чувство прекрасного.
     
  4. Определите предложение с придаточным места
    1) Хвали в глаза хорошего, чтобы лучше стал.
    2) И собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.
    3) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.
    4) Прошло слишком много времени с тех пор, как они разлучились.
    5) Дверь была закрыта, но отворилась, едва он нажал.

 

6.  Определите количество пропущенных знаков препинания

Хотя нам надо было ехать не пришёл ещё человек который должен был быть нашим проводником и сказать что нужно взять с собой.

1) 3

2) 2

3) 4

4) 5

5) 1

 

7. Определите количество пропущенных знаков препинания

Павел возвращался в посёлок заходил в свой дворик к которому волей-неволей успел привыкнуть и смирялась душа жить можно.

1) 4

2) 6

3) 5

4) 2

5) 3

 

8. Определите количество пропущенных знаков препинания

Надевал царь на шею Суламифи многоцветные ожерелья из жемчуга которые ловили его подданные в Персидском море и жемчуг от теплоты её тепла приобретал живой блеск и нежный цвет.

1) 1

2) 4

3) 2

4) 5

5) 3

 

9. Определите количество пропущенных знаков препинания

Труд составляет самую крепкую и надёжную связь между тем человеком который трудится и тем обществом на пользу которого направлен этот труд.

1) 2

2) 3

3) 5

4) 4

5) 1

 

10. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Более других (1) П. И. Чайковского привлекал балет А. Адана «Жизель» (2) в музыке (3) которого (4) фантастика органически сочеталась с лиризмом.

1) 1, 2

2) 2

3) 3, 4

4) 2, 3, 4

5) 1, 2, 3

 

11. Определите предложение с придаточным изъяснительным

1) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.

2) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.

3) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.

4) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…

5) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.

 

12. Придаточные изъяснительные отвечают…

1) на вопросы: где? куда?

2) на вопросы: какой? какая?

3) на падежные вопросы

4) на вопрос: с какой целью?

5) на вопрос: почему?

 

13. Определите предложение с придаточным изъяснительным

1) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.

2) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.

3) Я начал различать предметы, когда привык к полутьме.

4) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.

5) Настало время, когда я решил отправиться в путь.

 

14. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова:

1) Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.

2) Я видел, как она бежала.

3) Говорили, будто его видели в городе.

4) И послышалось мне, будто снег скрипит.

5) Непонятно, откуда берётся эта пыль.

 

15. Определите предложение с придаточным изъяснительным:

1) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.

2) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.

3) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.

4) А когда мы добрались до озера, совсем стемнело.

5) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.

 

16. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2) То солнце светит, то идёт дождь.
3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
5) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
 

17. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный – год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь
5) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
 

18. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
4) Наступила ночь, но было светло.
5) Когда вы сели, лошади разом тронулись.
 

19.Определите бессоюзное сложное предложение
1) Где любовь и совет, там и горя нет.
2) Наступила ночь, но было светло.
3) Становится легче, когда песню поёшь.
4) Поспешишь– людей насмешишь.
5) Не было никакой надежды, что небо прояснится.

 

20. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий

  2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3)   Лошади разом тронулись и понесли сани.
4) Когда вы сели, лошади разом тронулись
5) Наступила ночь, но всем было весело, и никто не спешил уходить

 

























































Дата: 2018-09-13, просмотров: 1194.