1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО
1) (ВО)ВРЕМЯ экспедиций специалисты определяют видовой состав животных и растений, а ТАК(ЖЕ) берут пробы грунта, воды и воздуха.
2) ЧТО (БЫ) понять, КАКИЕ(ЖЕ) законы управляют Вселенной, люди проводят исследования в космосе.
3) ВРЯД (ЛИ) сегодня найдётся КАКАЯ (НИБУДЬ) отрасль промышленности, в которой так или иначе не использовалось бы дерево.
4) (В)ПОЛНЕ вероятно, что (В)СКОРЕ произойдёт естественное слияние кабельного телевидения с сетями Интернета.
5) (ПО)НАСТОЯЩЕМУ счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет (ПО)КРУПИЦЕ накапливать это богатство.
2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО
1) Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.
2) Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспомнить арию из оперы В. Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) с драматическим итогом любви Обломова к ней.
3) Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (ИЗ)ЗА ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.
4) Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
5) ЧТО(ЖЕ) нужно сделать, ЧТО(БЫ) я мог рассчитывать на вашу благосклонность?
3.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО
1) Как и наш мир, поверхность шара ТО(ЖЕ) конечна и ТАК(ЖЕ) не имеет границ.
2) (В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздух промыт родниковой водой.
3) (НИ)ЧТО не изменилось в родной деревне: (ПО)ПРЕЖНЕМУ скрипит колодец и гуси важно ходят вдоль пруда.
4) Внезапно ОТКУДА(ТО) из-за леса налетели тучи, и мальчики поспешили домой, ЧТО(БЫ) не промокнуть.
5) Он (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет ТАК(ЖЕ), как и его отец, плавал матросом по всем морям и океанам.
4. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО
1) (СО)ВРЕМЕНЕМ собирательство П. М. Третьякова стало систематическим: он скупал старинные предметы искусства у антикваров и частных коллекционеров ТАК(ЖЕ) последовательно, как и современные.
2) (В)НАЧАЛЕ Шаляпин (ПО)НЕМНОГУ разучивал партию Бориса Годунова из одноимённой оперы Мусоргского.
3) (В)ТЕЧЕНИЕ долгого времени в садах Древнего Востока вдоль всех дорожек проводили канавки с розовой водой, ЧТОБЫ испаряющийся запах розы сопровождал посетителей даже на воздухе.
4) Оттенки витража меняются (НА)ПРОТЯЖЕНИИ суток и в разное время года, ПОТОМУ(ЧТО) свет и цвет в этом виде искусства связаны неразрывно.
5) (ПО)ЭТОМУ поводу к Чехову в Ялту приехал М. Горький, и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов они говорили в гостиной.
5. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО
1) (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.
2) (НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.
3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
4) Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
5) ЧТО(ТО) заставляло меня идти дальше, как БУД(ТО) я не знал, что ничего нового не увижу.
Знаки препинания при обособленных членах предложения
Знаки препинания с вводными словами
Знаки препинания в сложных предложениях
Пунктуация
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1. Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
2. В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.
3. Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться ни по красоте ни по яркости с коралловыми полипами.
4. Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.
5. Вдруг полился ручьями крупный дождь и один за другим раскатились удары грома.
1) 1, 2, 4
2) 2, 3, 5
3) 1, 3, 4
4) 1, 3, 4
5) 1, 3, 5
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую:
1. Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2. Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.
3. Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
4. Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.
5. Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
1) 2, 4, 5
2) 3, 5
3) 1, 3, 4
4) 1, 3, 4
5) 2, 5
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Абрикосовая вода дала обильную жёлтую пену и в воздухе запахло парикмахерской.
2. Хозяин решил сам осмотреть доставленные на пристань тюки и ящики и прибыл в порт в тот же день.
3. В затишье сильно пригревало и южная сторона избы и завалинка около нее оттаяли и потемнели.
4. Вы можете изменить условия сделки либо отказаться от неё.
5. В доме есть и водопровод и газовое отопление и электричество.
1) 2, 4, 5
2) 3, 5
3) 1, 4
4) 1, 3, 4
5) 1, 5
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Я закажу мороженое или горячий шоколад или клубничное пирожное.
2. После Тургенева Достоевского Толстого Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского рассказы Чехова показались многим критикам выражением общественного равнодушия.
3. Эта конференция собрала вместе представителей как федерального так и регионального уровней власти.
4. Я получаю и доставляю адресату письма и посылки.
5. В такую погоду и волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.
1) 2, 4
2) 3, 5
3) 1, 3
4) 1, 3, 4
5) 1, 2
5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века» но и сильным влиянием нового поэтического мышления.
2. Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы.
3. Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками.
4. Надо было очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для привала.
5. Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горячих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи.
1) 1, 2, 4
2) 3, 5
3) 1, 3, 5
4) 1, 3, 4
5) 1, 2
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ветви деревьев (1) сплетаясь жёсткими застывшими концами (2) печально звенят (3) переживая (4) зимнюю стужу.
1) 2, 4
2) 3, 4
3) 1, 2, 3
4) 1, 3, 4
5) 1, 2
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В святые дни женщины (1) собравшись кружками (2) в белых платках (3) повязанных на голову (4) сидели на земле и завалинках хат в тени от косых лучей солнца и степенно разговаривали.
1) 2, 4
2) 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 1, 2, 3, 4
5) 1, 2, 3
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Базаров (1) вставший было навстречу (2) вошедшему в комнату (3) Павлу Петровичу (4) присел на край стола и скрестил на груди руки.
1) 2, 4
2) 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 1, 2, 3, 4
5) 1, 4
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.
1) 2, 4
2) 2, 3, 4
3) 1, 2, 3
4) 1, 2, 3, 4
5) 1, 2, 4
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пройдя в (1) отлично оборудованный (2) музей (3) экскурсанты осмотрели различные диковины: от древних тибетских мечей до музыкального механизма европейских часов (4) относящихся к эпохе барокко.
1) 2, 4
2) 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
5) 1, 4
11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Писатели (1) конечно (2) хорошо понимают, что в природе нет и (3) не может быть (4) ни прекрасного, ни безобразного.
1) 2, 4
2) 1, 2
3) 2, 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
5) 1, 4
12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В ближайшие два года (1) может быть (2) осуществлено строительство платной автотрассы между Москвой и Санкт-Петербургом. Ширина проезжей части дороги (3) по мнению инженеров (4) будет достаточной для самого большого транспортного потока.
1) 2, 4
2) 1, 2, 3
3) 2, 3, 4
4) 1, 2,3, 4
5) 3, 4
13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.
1) 1, 2, 4
2) 1, 2, 3
3) 2, 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
5) 3, 4
14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Cейчас (1) возможно (2) внедрение новых разработок в технологический процесс не принесет выгоды. Но (3) очевидно (4) что завтра эти технологии всё равно придут и те руководители, которые сумели вовремя перестроить производство, окажутся «на коне».
1) 1, 2, 4
2) 2, 3
3) 2, 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
5) 3, 4
15. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно (2) когда-нибудь кончится, а взрослая жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных решений и ответственных поступков.
1) 3, 4
2) 1, 2, 4
3) 1, 2
4) 2, 3, 4
5) 1, 2, 3, 4
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Перед тем как подойти к дереву (1) в тени (2) которого (3) пряталась Натка (4) они, по-видимому, о чём-то поспорили и несколько шагов прошли молча.
1) 3, 4
2) 1, 4
3) 1, 2, 3
4) 2, 3, 4
5) 1, 2, 3, 4
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мелкие насекомые (1) расход кислорода у которых (2) невелик (3) могут очень долго не пополнять запас воздуха.
1) 1, 3, 4
2) 1, 3
3) 1, 2, 3
4) 2, 3, 4
5) 3, 4
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Однажды я ловил рыбу на не большом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.
1) 1, 3
2) 1, 2, 4
3) 1, 2
4) 2, 3, 4
5) 1, 2, 3, 4
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
1) 3, 4
2) 1, 2, 4
3) 1, 2, 3
4) 2, 3, 4
5) 1, 2, 3, 4
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы.
1) 3, 4
2) 1, 2, 4
3) 1
4) 2
5) 1, 2, 3, 4
21. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.
1) 3, 4
2) 1, 2, 4
3) 1, 2
4) 2, 3, 4
5) 1, 2, 3, 4
22. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.
1) 3, 4
2) 1, 2, 4
3) 1, 2
4) 2, 3, 4
5) 1, 2, 3
23. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лариса никогда не любила море (1) и (2) хотя врачи прописали ей тёплый климат и солёную воду (3) она снова уехала в горы (4) когда начался отпуск.
1) 3, 4
2) 1, 2, 4
3) 1, 2
4) 2, 3, 4
5) 1, 2, 3, 4
24. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Для лечения самых разных болезней в медицине широко используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4) постоянно растёт.
1) 3
2) 1, 2, 4
3) 2
4) 2, 3, 4
5) 1, 2, 3, 4
25. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
С Кузнецкого моста я заехал в кондитерскую на Тверской (1) и (2) хотя желал притвориться (3) что меня в кондитерской преимущественно интересуют газеты (4) не смог удержаться от нескольких сладких пирожков.
1) 3, 4
2) 1, 2, 4
3) 1, 2
4) 2, 3, 4
5) 1, 2, 3, 4
Прямая речь
1. Предложение с косвенной речью представляют собой:
1) простое предложение
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) простое осложнённое предложение
2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:
1) точек
2) запятой
3) вопросительного знака
4) восклицательного знака
3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.
1) Предложение с прямой речью
2) предложение с косвенной речью
3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения
4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи
4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости», – сказала Валя. необходимо употребить:
1) союз ЧТО
2) союз-частицу ЛИ
3) союз ЧТОБЫ
5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.
1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.
2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.
3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.
6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:
Уже вечереет сказал мечтательно художник скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.
1) «П», — а.
2) «П, — а.— П».
3) «П, — а, — п».
Стилистика
1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово:
1) Анализ таких важных исторических событий должен быть всенепременно ФАКТИЧНЫМ и должен строиться только на фактах.
2) Обращение получило практически мгновенный ОТКЛИК: десятки людей готовы были приютить «потеряшку».
3) ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ стиль – разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации
4) Уголовным кодексом предусмотрена статья за ОТКЛОНЕНИЕ от уплаты налогов.
5) ГАРМОНИЧНОЕ развитие личности — ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося.
2.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово:
1) Кавалеры этого ордена по уставу должны иметь ВОЕННОЕ звание не ниже генеральского.
2) Российские дипломаты должны принимать ДЕЙСТВЕННЫЕ меры по защите интересов наших соотечественников за рубежом.
3) Правильная и своевременная КОРНЕВАЯ подкормка растений является гарантией высокого урожая.
4) Не следует искать в каждой строчке письма СКРЫТЫЙ смысл.
3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово:
1) ИСКУССТВЕННЫЙ мёд производят из свекловичного или тростникового сахара.
2) Отец дал мне ДЕЛЬНЫЙ совет: перепревшие древесные опилки лиственных пород являются хорошим разрыхлителем для почвы.
3) С.Я. Маршак стал одним из ЗАЧИНЩИКОВ советской детской литературы.
4) Наша школьная команда по волейболу удачно выступила на ОТБОРОЧНЫХ соревнованиях.
5) Мы любовались работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.
4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово:
1) ОБИДНЫЙ промах в матче выбил действующего победителя из чемпионата.
2) НЕСТЕРПИМАЯ печаль звучала в этой песне, заставляя сжиматься сердце.
3) Московский государственный АКАДЕМИЧНЫЙ симфонический оркестр подготовил новую программу из произведений Чайковского.
4) Открытие РАСЧЁТНОГО счёта — это процедура, необходимая для любой организации после её официальной регистрации.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово:
1) Начальник цеха взял на себя ответственность, выдвигая ДЕЛЬНОЕ предложение по организации производства.
2) На крыльцо вышел небольшого роста КОРЕНАСТЫЙ мужичок и приветливо кивнул головой.
3) Руководитель серьёзного проекта, в котором принимают участие сотни людей, должен быть глубокой и ЦЕЛЬНОЙ личностью.
4) Изба у него на редкость ДОБРАЯ, прочная, да и сам он мужик крепкий, настоящий русский богатырь.
5) Для человека, не знавшего внимания и заботы, это был самый ЖЕЛАННЫЙ подарок.
Фразеология
1. Укажите фразеологизм с речевой ошибкой (замена одного слова другим)
1) Без году неделя
2) Без царя в голове
3) Как бельмо в глазу
4) Дать березовой каши
5) Отложить дело в длинный ящик
2. Укажите фразеологизм с речевой ошибкой (замена одного слова другим)
1) Уморить червячка
2) Вешать нос
3) Сматывать удочки
4) Волком выть
5) Взять в оборот
3. Укажите значение фразеологизма «задирать нос»
1) Не слушаться
2) Баловаться
3) Исчезать
4) Зазнаваться
5) Не задуматься
4. Укажите значение фразеологизма «глазом не моргнуть»
1) Не задуматься
2) Исчезнуть
3) Не слушаться
4) Баловаться
5) Медлить
5. Укажите значение фразеологизма «отбиться от рук»
1) Зазнаваться
2) Не задумываться
3) Исчезнуть
4) Баловаться
5) Не слушаться
6. Укажите значение фразеологизма «носить на руках»
1) Не слушаться
2) Медлить
3) Баловать
4) Не задумываться
5) Исчезнуть
7. Укажите значение фразеологизма «в час по чайной ложке»
1) Медленно
2) Не задумываться
3) Не слушаться
4) Зазнаваться
5) Исчезнуть
8. Укажите значение фразеологизма «куда глаза глядят»
1) Исчезнуть
2) Неизвестно (куда)
3) Не слушаться
4) Зазнаваться
5) Не задумываться
9. Укажите значение фразеологизма «провалиться сквозь землю»
1) Неизвестно (куда)
2) Не задумываться
3) Зазнаваться
4) Исчезнуть
5) Не слушаться
10. Укажите синоним к фразеологизму «на нем лица нет»
1) Быльем поросло
2) Начинать с азов
3) Легок на помине
4) Перед носом
5) Как мел (бледный)
11. Укажите синоним к фразеологизму «рукой подать»
1) С гулькин нос
2) Сесть в калошу
3) Под самым носом
4) Заблудиться в трех соснах
5) Во всю Ивановскую
Морфология
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова
1) пара САПОГ
2) ПОЛОЖИ книги
3) КЛАДИ на стол
4) ПЯТЬСОТЫЙ заказ
5) НАДЕНЬ перчатки
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова
1) КРАСИВШЕ
2) ДВЕ седьмых
3) много ВИШЕН
4) ПОСАДИ дерево
5) пара БОТИНОК
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) три подруги
2) домишки деревней
3) снайперы ушли
4) в двухстах шестидесяти пяти домах
4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова
1) пара ЧУЛОК
2) цену БЛАГОРОДСТВА
3) в ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМ году
4) тонну ПОМИДОРОВ
5) пять АБРИКОСОВ
5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова
1) менее ПОЛЕЗНО
2) поезжай в Москву
3) несколько ГРАММОВ
4) СЕМЯСТАМИ монетами
5) две пары САПОГ
Словообразование
1. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) сторожка
2) нерешительный
3) по-зимнему
4) полив
5) призыв
2. Какое слово образовано приставочным способом
1) купленный
2) жареный
3) сбитый
4) размешать
5) добавочный
3. Какое слово образовано бессуффиксальным способом
1) кожаный
2) отлет
3) водолаз
4) напольный
5) гусиный
4. Укажите способ образования слова ВОСХОД
1) приставочный
2) бессуффиксный
3) суффиксальный
4) сложением основ
5) суффиксально-приставочный
5. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую:
1) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
2) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
3) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
4) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.
5) Мне кажется, я вошел в столовую комнату.
Синтаксис
1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.
2) Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого село закрепило за собой.
3) В конце Х1Х века имение приобрел курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.
4) Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С. Т. Морозову.
2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) В 1880-е годы Репин создал ряд картин, которые были посвящены злободневной теме – судьбе революционера-народника.
2) Стекло двери, которая ведет на веранду, усеяно дождевыми каплями.
3) На выставке «Союза молодежи», которая открылась в ноябре 1913 года в Петербурге, Малевич объединил свои работы в две группы: «Заумный реализм» и «Кубофутуристический реализм».
4) Основа реалистического творчества Достоевского – мир человеческих страданий, в изображении которых он не знает себе равных.
3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно, излучает электромагнитные волны.
2) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман А. И. Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма».
3) Цель реферата – передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.
4) В наше время непрерывно растет объем информации, которая передается по глобальным линиям магистральной связи.
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: « Анализируя поэму Пушкина «Полтава»
1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.
2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.
3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.
4) она была принята критиками без восторга.
5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: « Начиная работу с текстом,
1) у нас завязался спор.
2) постарайтесь внимательно прочитать его.
3) мной был неверно определен размер.
4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.
6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: «Выстроившись в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-200 метров.
3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.
4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.
Языковые нормы
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) береговые катера
2) скоро выздоровеет
3) трое братьев
4) у новых туфлей
5. У новых ботинок
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) созданА
2) катАлог
3) тортЫ
4) нАчав
5) водопрОвод
3. В каком варианте ответа вместо слова КОМАНДИРОВАННЫЙ нужно употребить КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?
1) Нас поселили в доме для КОМАНДИРОВАННЫХ.
2) КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.
3) Со мною в гостинице жил КОМАНДИРОВАННЫЙ - приятный человек с рыжей бородой.
4) Простите, как вы попали на этот завод? Вы КОМАНДИРОВАННЫЙ?
4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) созЫв
2) стрЕльну
3) издавнА
4) детЯм
5. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами.
2) ВЕЧНЫЙ огонь - это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.
3) Приходилось решать ВЕЧНУЮ проблему: где найти место, чтобы сытно и недорого пообедать.
4) Многие считают, что настоящая дружба должна быть ВЕЧНОЙ.
6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: «Побывав в Москве XVII века,
1) у иностранных послов и купцов возникали ассоциации с Иерусалимом.
2) иностранные послы писали о ней как об одном из красивейших городов мира.
3) в записках иностранных послов остались интересные для нас описания.
4) она сравнивалась с Иерусалимом и другими красивейшими городами мира.
7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.
2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.
3) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.
4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Из-за моря выступали горы, на вершинах которых лежали облака, подобные больших снежных шапок.
2) Многие из тех, кто посетил выставку картин Поленова в Третьяковской галерее, были приезжими.
3) Тренер предупредил нас, чтобы мы ждали его у входа на спортплощадку.
4) Огромная туча, которая, медленно двигаясь, покрывала всё небо, заставила гостей отказаться от прогулки.
9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна.
2) Пассажиры, пользующиеся пригородным транспортом и имеющие документы на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.
3) Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.
4) Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П.И. Чайковского.
10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: «Повторяя одни только старые истины,
1) это вряд ли приведёт к открытию.
2) логическим путём выводятся новые законы.
3) невозможно открыть новое.
4) нет постижения нового.
Сложное предложение
1. Определите предложение с придаточным места
1) Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору.
2) Когда слух привык к тишине, я начал различать ворчание воды в подземных пещерах.
3) Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно.
4) Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.
5) Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.
6. Определите количество пропущенных знаков препинания
Хотя нам надо было ехать не пришёл ещё человек который должен был быть нашим проводником и сказать что нужно взять с собой.
1) 3
2) 2
3) 4
4) 5
5) 1
7. Определите количество пропущенных знаков препинания
Павел возвращался в посёлок заходил в свой дворик к которому волей-неволей успел привыкнуть и смирялась душа жить можно.
1) 4
2) 6
3) 5
4) 2
5) 3
8. Определите количество пропущенных знаков препинания
Надевал царь на шею Суламифи многоцветные ожерелья из жемчуга которые ловили его подданные в Персидском море и жемчуг от теплоты её тепла приобретал живой блеск и нежный цвет.
1) 1
2) 4
3) 2
4) 5
5) 3
9. Определите количество пропущенных знаков препинания
Труд составляет самую крепкую и надёжную связь между тем человеком который трудится и тем обществом на пользу которого направлен этот труд.
1) 2
2) 3
3) 5
4) 4
5) 1
10. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Более других (1) П. И. Чайковского привлекал балет А. Адана «Жизель» (2) в музыке (3) которого (4) фантастика органически сочеталась с лиризмом.
1) 1, 2
2) 2
3) 3, 4
4) 2, 3, 4
5) 1, 2, 3
11. Определите предложение с придаточным изъяснительным
1) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
2) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
3) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
4) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…
5) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.
12. Придаточные изъяснительные отвечают…
1) на вопросы: где? куда?
2) на вопросы: какой? какая?
3) на падежные вопросы
4) на вопрос: с какой целью?
5) на вопрос: почему?
13. Определите предложение с придаточным изъяснительным
1) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.
2) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.
3) Я начал различать предметы, когда привык к полутьме.
4) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.
5) Настало время, когда я решил отправиться в путь.
14. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова:
1) Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.
2) Я видел, как она бежала.
3) Говорили, будто его видели в городе.
4) И послышалось мне, будто снег скрипит.
5) Непонятно, откуда берётся эта пыль.
15. Определите предложение с придаточным изъяснительным:
1) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.
2) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.
3) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.
4) А когда мы добрались до озера, совсем стемнело.
5) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.
16. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2) То солнце светит, то идёт дождь.
3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
5) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
17. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный – год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь
5) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
18. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
4) Наступила ночь, но было светло.
5) Когда вы сели, лошади разом тронулись.
19.Определите бессоюзное сложное предложение
1) Где любовь и совет, там и горя нет.
2) Наступила ночь, но было светло.
3) Становится легче, когда песню поёшь.
4) Поспешишь– людей насмешишь.
5) Не было никакой надежды, что небо прояснится.
20. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий
2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3) Лошади разом тронулись и понесли сани.
4) Когда вы сели, лошади разом тронулись
5) Наступила ночь, но всем было весело, и никто не спешил уходить
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1194.