Грамотно выполненная и оформленная научно-творческая работа может содержать таблицы, графики, схемы, диаграммы как результат обработка теоретического материала, его систематизации и обобщения. В то же время они выступают и как наглядные формы представления научного материала.
Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при которой текстовый или цифровой материал группируется в колонки. По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические.
Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания (см. Приложение 3). В неаналитических таблицах помещается, как правило, необработанные статистические данные или некоторые сведения лишь для информации и констатации.
Основными видами иллюстративного материала в оформлении научно-творческих работ являются схема, фотография, диаграмма, график, чертеж, технический рисунок.
Схема – это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений основную идею какого-либо устройства, предмета или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов. (См. Приложение 4)
Диаграмма – один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграмма составляется для наглядного представления материала и анализа массовых данных. По форме представления различаются плоскостные (столбиковые, ленточные, секторные), линейные и объемные диаграммы. (См. Приложение 5)
Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, т.е. условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки, линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. (См. Приложение 6)
Тезисы
Тезисы – краткое изложение результатов, полученных в научно-творческой работе. Обычно основные требования к оформлению тезисов можно сформулировать следующим образом:
- объем тезисов не должен превышать 2 страницы;
- содержание тезисов должно раскрывать актуальность данной темы (соответствует введению научно-творческой работы), основные изученные вопросы (соответствует основной части работы), полученные в ходе работы результаты и выводы (соответствует заключительной части работы);
- тезисы не должны содержать чертежи, графики и другие иллюстрационные материалы;
- в тезисах желательно не использовать формулы (за исключением тех случаев, когда их отсутствие нарушает логику восприятия материала).
Публичная защита научно-творческой работы.
Некоторые утверждают, что приятнее слушать
физика, который не готовился специально к выступле-
нию.Интересно, что было бы, если бы этой теорией
руководствовались артисты балета? Может быть, уче-
нику балетной школы и поучительно будет увидеть,
как танцовщица ударится головой об пол, но вряд ли
кому-нибудь это доставит удовольствие.
К. Дарроу
Итак, ваша работа завершена. Следующий, очень важный этап – публичная защита её результатов, например, на конференции . Здесь вы остаётесь один на один с Жюри конференции, её участниками, ваш научный руководитель уже не вмешивается в ход дискуссии. Однако представляете вы и его работу, именно научный руководитель формулирует задачу вашей работы. Именно поэтому при защите научной работы принято говорить не «я получил результаты» , а «нами получены результаты», или использовать безличные предложения типа « в работе получены результаты» и т.п. .Лишь когда речь идёт о вашем личном вкладе в работу , можно использовать фразы «мною сделано» и т.п.
За несколько дней до защиты необходимо написать доклад о результатах работы . На выступление обычно предоставляется 5-7 минут (1 страница машинописного текста соответствует примерно 2,5 минутам выступления), поэтому в докладе должно быть только самое важное: постановка проблемы, её актуальность, методы её решения, основные результаты, основные выводы или заключение . Заключение начинается словами «таким образом» или «следовательно» и не превышает трёх предложений. Перед выступлением необходимо несколько раз прорепетировать выступление , проверяя время по часам. На конференции всегда лучше оцениваются выступления тех докладчиков, которые не читают текст или наизусть тараторят его, а рассказывают своими словами, понимают, о чём говорят.
Вам очень помогут в представлении работы наглядные средства – плакаты, плёнки для кодоскопа, модели и т.п., где можно изобразить рисунки, схемы, графики, таблицы, написать формулы, поместить фотографии, необходимые для выступления. Все средства наглядности необходимо прокомментировать во время выступления, поэтому они должны отражать основные моменты работы и , что желательно, быть красиво выполненными, тогда они украсят ваше выступление. Плакаты и плёнки должны иметь номер, но который ссылаются при выступлении (например, «на плакате № 2 изображена схема установки…» и т.п.).
Публичная защита работы требует и определённого внешнего вида выступающего. На конференцию следует прийти в строгом костюме, для юношей желателен галстук. Если вы выступаете на конференции вне гимназии, хорошо иметь визитку (бейдж) с указанием имени, фамилии и вашего учебного заведения.
Начать выступление можно по-разному. Например, с обращения «Уважаемые члены жюри! Уважаемые участники конференции! », далее назвать тему работы или её цель, представить научного руководителя . Или представиться (назвать имя, фамилию, учебное заведение), назвать тему работы и научного руководителя, место выполнения работы. Если же вы выступаете на конференции в своём учебном заведении, где вас все знают, можно сразу начать с названия работы или её цели.
Закончить выступление можно фразами «Благодарю за внимание!» или «Моё выступление окончено» и т.п. После этого следует очень важный момент защиты работы – ответ на вопросы слушателей и жюри, ведь именно здесь вы показываете, насколько самостоятельно ориентируетесь в работе. Отвечая на вопросы, отвечающий не должен показывать ни своего раздражения, ни своего удивления, не демонстрировать своего превосходства. Ответы должны быть короткими, по сути. Нельзя отвечать фразой «Я же говорил об этом!», даже если вопрос задан повторно, нужно вновь ответить на него, построив ответ по-другому. Если вопрос касается области науки, не знакомой вам, можно сказать : «К сожалению, мы этим вопросом не занимались».После ответов на вопросы и обсуждения доклада выступающий говорит : «Благодарю за вопросы и замечания!»
К ответам на вопросы следует подготовиться заранее, при репетиции выступления. Нужно продумать возможные вопросы , например, часто задают вопросы типа «Что нового содержится в вашей работе?», «Где могут использоваться результаты работы?», вы должны знать определения терминов, используемых в работе.
Во время конференции вы тоже можете задавать вопросы другим выступающим . Наличие вопросов не означает, что вы пытаетесь «завалить» других участников конференции, вы показываете, что работа вызвала интерес, даёте возможность докладчику проявить дополнительные знания , показать , что он хорошо разбирается в работе. Кстати, задавать вопросы не легче, чем на них отвечать (см. Приложение 7).
В процессе участия в научно-творческой деятельности вам предстоит не только самому защищать свою работу, но и давать отзыв или рецензию на работы других учащихся(см. Приложение 9), или быть их оппонентом (см. Приложение 8) . Рецензия – это письменный разбор с комментированием основных положений (толкование авторской масли, своё отношение к проблеме и т.д.), с аргументированной оценкой работы, с выводами о значимости работы.
Отзыв – общая характеристика работы без подробного анализа с оценкой работы и с практическими рекомендациями (в печать, на конференции различных уровней и т.д.).
«Оппонент» в переводе с латинского означает «возражающий», однако он выступает «защитником» работы, он стремится найти и подчеркнуть те выигрышные места, которые автор выделил недостаточно ярко, замечания высказывает так, чтобы не уменьшать ценность работы.
Заключение
Итак, мир науки ждёт вас, ваших открытий. Успехов вам!
Испытай себя в науке,
В творчестве, и не от скуки
Ты познаешь вдохновенье,
Путь к которому – уменье.
На пути том тебе рады.
Верь в себя, и все преграды
Ты осилишь без помех
И познаешь свой успех.
На ответственном шагу
Ты скажи себе :«Могу!»,
И исполнится мечта,
Только громче крикни : «Да!»
Позови своих друзей,
С ними будет веселей.
Вместе всё вам по плечу.
Ты скажи себе : «Хочу!»
Для поддержки группа есть,
В ней людей –тебе не счесть:
Учёные и педагоги
(Ведь в науке они – боги),
И, конечно, вся семья,
А за ней – страна и я.
Ты дерзай, рискуй и верь!
Для тебя открыта дверь!
Т.А. Никитина, психолог
Приложение 1
Оформление титульного листа
< СТАТУС КОНФЕРЕНЦИИ (гимназическая, городская, областная) >
Секция « »
< Полное название работы >
Выполнил учени..... < № > класса
< Фамилия имя ученика >
Научный руководитель
< Научная степень>, < Ф. И. О. Научного руководителя >
САМАРА < год >
Приложение 2
Пример оформления оглавления
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....................................................................................................................................... 1
1. Эллипс и его некоторые свойства ......................................................................................... 2
1.1 Определение эллипса .............................................. ............................................ 2
1.2 Бильярдные свойства эллипса ............................................................................. 3
2. Периодические бильярдные траектории в эллипсе .............................................................. 7
2.1 Теорема Биркгофа ................................................................................................. 7
2.2 Трехзвенная траектория ........................................................................................ 8
2.3 Четырехзвенная траектория ................................................................................ 10
2.4 Кратные траектории ............................................................................................. 12
Заключение ................................................................................................................................... 12
Список литературы ...................................................................................................................... 13
Приложение 3
Пример оформления таблицы
Дата: 2018-11-18, просмотров: 454.