Методическое пособие для учащихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Самара,2010

 

Авторы-составители: Бузова О.В., Бурдасова М.П., Шелковская С.В.

                              

  В пособии рассказано об особенностях научно-творческой работы, о методах научного исследования, о подготовке, организации и проведении исследования. Даны советы по работе с научной литературой, по оформлению результатов работы, по её публичной защите. Приведены примеры оформления титульных листов, диаграмм, графиков, схем и т.д.

Для учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся научно-творческой работой.

 

Рецензент : Семчинова И.В., ст. преподаватель СамГУ

 

                                                                  Наука- самое важное, самое прекрасное и

                                                           нужное в жизни человека.

                                                                                              А.П. Чехов

 

Введение

Дорогие ребята!

Образование всегда было одной из главных, непреходящих ценностей человека. В наше время образование - не столько сумма знаний ( информации так много, что ни один самый мощный компьютер не в силах её воспринять), сколько набор определённых качеств, позволяющих человеку выбрать из этой суммы необходимое ему, использовать эти знания , работать в команде, не теряя своей индивидуальности, свободно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, достигнуть успеха. Эти качества инвариантны (т.е. их значение одинаково) относительно национальностей, границ, времён, цивилизаций . Это особенно важно при нынешних мировых тенденциях к сближению , сотрудничеству. Системы образования различны в разных странах, но Наука не имеет национальности, поэтому воспитать в себе необходимые в наше время качества можно , участвуя в научных исследованиях, решая , пусть небольшие, но исследовательские , творческие задачи .

В гимназии № 1 все эти качества вы можете воспитать в себе и проявить , участвуя в программе по развитию научно-творческих навыков учащихся , которую мы назвали «Ступени». От небольших задач к более сложным , от умения работать с литературой к навыкам ведения научной дискуссии – по этим ступенькам вы будете подниматься к вершинам научных знаний. В этом вам помогут учителя гимназии, её выпускники, учёные и преподаватели Вузов.     

Из этой книжки вы узнаете, что такое научное исследование, чем оно отличается от других, познакомитесь с его методами, организацией, с правилами оформления результатов работы, получите советы по работе с научной литературой, по ведению научной дискуссии при публичной защите своей работы и т.д.

Чем выше вы будете подниматься по ступеням, тем дальше вы будете видеть. Но не забываете вглядываться в окружающий мир, ведь крупицы научных знаний – вокруг вас, в обыденных вещах и явлениях. Не бойтесь споткнуться , ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. По окончании гимназии ступени лестницы в науку не закончатся, но мы знаем, что дальше вы уверенно будете подниматься сами.

 

                                                     

 

 

Методы научно-творческой деятельности.

                                                                        В научном мышлении всегда присутствует

                                                                 элемент поэзии.

                                                                                       А. Эйнштейн

    В процессе выполнения научно-творческой работы применяются свои методы, характерные для этого вида деятельности.

     Методы, используемые в научно-творческой деятельности, можно разделить на теоретические и опытные (по-другому – эмпирические, так как слово «эмпирика» и означает «опыт»).Тот или иной метод выбирается

- во-первых, исходя из предмета исследования. Например, если выясняется вопрос, почему вымерли динозавры, речь идёт только о теоретических методах, а при проверке воздействия удобрений на рост растений необходимо проводить эксперименты. ;

- во-вторых, необходимо учитывать свои собственные склонности. Если тему вашей работы можно раскрыть и на теоретическом уровне, и провести эксперимент, а вам нравится практическая работа, выбирайте опытные методы исследования.

     Вот некоторые виды теоретических и опытных методов исследования:

Схема 1.

Методы научных исследований

         Теоретические                                                       Эмпирические                                                                             

               методы                                                                    методы          

                                                                                  


Теоретические анализ и синтез

 

Абстрагирование, конкретизация

 

Аналогия

 

Моделирование

 

Беседа, опрос

 

Анкетирование

 

Эксперимент

 

Наблюдение

После использования того или иного метода исследований необходимо указать точность выбранного метода.

 

    

 

Основные характеристики научно-творческого исследования.

                                                   Как ни сомнительны гипотезы, но если они

                                                      дают возможность объединить известные явления

                                                      и предсказывают новые, то они полезны.

                                                                            К.Э. Циолковский 

1. Любое исследование начинается с обоснования актуальности выбранной темы (почему эта тема интересна, чем она важна и т.д.).

2. Затем формулируется проблема –вопрос или ряд вопросов, на которые предстоит ответить в ходе исследования.

3. На основе проблемы устанавливается цель исследования - это то, чего вы намерены достичь в процессе выполнения работы (например, «решить данную задачу в применении к…» ,«доказать зависимость процесса от…», «экспериментальная проверка…», «разработка теоретической модели…» и т.д.).

4. Следующий этап – выдвижение гипотезы. Гипотеза - научное предположение, истинность которого не очевидна, т.е. требует доказательства. В последующей работе ваша гипотеза будут проверяться теоретическими или экспериментальными методами. Если гипотеза подтверждается, она становится научным фактом, теорией, если опровергается, то выдвигается новая гипотеза.

Гипотеза формулируется не во всех работах, например, в реферате, в техническом проекте, в творческой работе и т.п. она может отсутствовать.

5. Далее выбираются методы исследования, которые будут использоваться в работе: теоретические (теоретический анализ и синтез, аналогия, моделирование и т.д. ) или эмпирические (изучение литературы, документов; наблюдение; анкетирование; опрос; эксперимент и т.д.)

6. Затем следует выполнение работы, анализ, обобщение полученных результатов, сравнение с гипотезой.

7. Написание текста отчёта по работе.

 

 

 

 

           Подготовка, организация и проведение исследования.

                                                              Наука никогда не решает вопроса, не поставив

                                                       при этом десятка новых.

                                                                                Б. Шоу

Наука – громадное здание, сложенное из маленьких кирпичиков – научных знаний. Добывают эти знания учёные. Вы – будущие учёные, исследователи, поэтому уже сейчас вы должны найти свой путь к зданию науки, добыть первые песчинки из вашего будущего кирпичика, который вы заложите в здание науки.

Сначала задумайтесь: что вас привлекает? Какая –либо область знаний? Искусство? Техника? Вы можете посоветоваться с родителями, учителями. Кто знает, может быть, выбранная вами область исследований станет вашей на всю жизнь, как это случилось с Альбертом Эйнштейном. В детстве, увидев компас, он был так поражён тем, что стрелка компаса всегда указывает на север, что навсегда связал свою жизнь с физикой.

Определив область исследований, вы должны выбрать тему своей будущей научно-творческой работы из списка, предложенного научным руководителем, или предложить свою тему, доказав её важность. Пусть название темы будет примерным, в процессе работы оно будут уточнено.

Итак, вы выбрали тему работы, у вас есть научный руководитель. Теперь нужно составить план выполнения работы, где нужно указать этапы и сроки выполнения работы (посоветуйтесь с научным руководителем). План может иметь , например, такой вид:

№                  Содержание работы                               Срок

1.   Подбор литературы по теме.                           Октябрь

2.   Проведение эксперимента                                1 неделя октября

3. Выступление промежуточной

      конференции с предварительными

     результатами работы.                                          Ноябрь

4.  Написание текста отчёта по работе                   Ноябрь-декабрь

5.     Выступление на гимназической

     конференции.                                                             Январь

Можно составить и более подробный план.

 

Было бы очень полезно для вас иметь перед непосредственным выполнением работы примерный план содержания работы: что будет во введении, в основной части, в заключении. Это не обязательно, но экономит много времени.

 

Этапы организации и выполнения научно-творческой работы можно представить в виде схемы:                                                                       



Схема 2.                 

Организация выполнения научно-творческой работы.

    

 

Выбор области исследования.

 

Выбор темы научно-творческой работы.


Составление плана выполнения работы

 


Выполнение работы



Дата: 2018-11-18, просмотров: 337.