Научно-исследовательская  работа учащихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научно-исследовательская  работа учащихся

 

 

Методы научных исследований

         Теоретические                                                       Эмпирические                                                                             

               методы                                                                    методы          

                                                                                  


Теоретические анализ и синтез

 

Абстрагирование, конкретизация

 

Аналогия

 

Моделирование

 

Беседа, опрос

 

Анкетирование

 

Эксперимент

 

Наблюдение

После использования того или иного метода исследований необходимо указать точность выбранного метода.

 

    

 

Основные характеристики научно-творческого исследования.

                                                   Как ни сомнительны гипотезы, но если они

                                                      дают возможность объединить известные явления

                                                      и предсказывают новые, то они полезны.

                                                                            К.Э. Циолковский 

1. Любое исследование начинается с обоснования актуальности выбранной темы (почему эта тема интересна, чем она важна и т.д.).

2. Затем формулируется проблема –вопрос или ряд вопросов, на которые предстоит ответить в ходе исследования.

3. На основе проблемы устанавливается цель исследования - это то, чего вы намерены достичь в процессе выполнения работы (например, «решить данную задачу в применении к…» ,«доказать зависимость процесса от…», «экспериментальная проверка…», «разработка теоретической модели…» и т.д.).

4. Следующий этап – выдвижение гипотезы. Гипотеза - научное предположение, истинность которого не очевидна, т.е. требует доказательства. В последующей работе ваша гипотеза будут проверяться теоретическими или экспериментальными методами. Если гипотеза подтверждается, она становится научным фактом, теорией, если опровергается, то выдвигается новая гипотеза.

Гипотеза формулируется не во всех работах, например, в реферате, в техническом проекте, в творческой работе и т.п. она может отсутствовать.

5. Далее выбираются методы исследования, которые будут использоваться в работе: теоретические (теоретический анализ и синтез, аналогия, моделирование и т.д. ) или эмпирические (изучение литературы, документов; наблюдение; анкетирование; опрос; эксперимент и т.д.)

6. Затем следует выполнение работы, анализ, обобщение полученных результатов, сравнение с гипотезой.

7. Написание текста отчёта по работе.

 

 

 

 

           Подготовка, организация и проведение исследования.

                                                              Наука никогда не решает вопроса, не поставив

                                                       при этом десятка новых.

                                                                                Б. Шоу

Наука – громадное здание, сложенное из маленьких кирпичиков – научных знаний. Добывают эти знания учёные. Вы – будущие учёные, исследователи, поэтому уже сейчас вы должны найти свой путь к зданию науки, добыть первые песчинки из вашего будущего кирпичика, который вы заложите в здание науки.

Сначала задумайтесь: что вас привлекает? Какая –либо область знаний? Искусство? Техника? Вы можете посоветоваться с родителями, учителями. Кто знает, может быть, выбранная вами область исследований станет вашей на всю жизнь, как это случилось с Альбертом Эйнштейном. В детстве, увидев компас, он был так поражён тем, что стрелка компаса всегда указывает на север, что навсегда связал свою жизнь с физикой.

Определив область исследований, вы должны выбрать тему своей будущей научно-творческой работы из списка, предложенного научным руководителем, или предложить свою тему, доказав её важность. Пусть название темы будет примерным, в процессе работы оно будут уточнено.

Итак, вы выбрали тему работы, у вас есть научный руководитель. Теперь нужно составить план выполнения работы, где нужно указать этапы и сроки выполнения работы (посоветуйтесь с научным руководителем). План может иметь , например, такой вид:

№                  Содержание работы                               Срок

1.   Подбор литературы по теме.                           Октябрь

2.   Проведение эксперимента                                1 неделя октября

3. Выступление промежуточной

      конференции с предварительными

     результатами работы.                                          Ноябрь

4.  Написание текста отчёта по работе                   Ноябрь-декабрь

5.     Выступление на гимназической

     конференции.                                                             Январь

Можно составить и более подробный план.

 

Было бы очень полезно для вас иметь перед непосредственным выполнением работы примерный план содержания работы: что будет во введении, в основной части, в заключении. Это не обязательно, но экономит много времени.

 

Этапы организации и выполнения научно-творческой работы можно представить в виде схемы:                                                                       



Схема 2.                 

Организация выполнения научно-творческой работы.

    

 

Выбор области исследования.

 

Выбор темы научно-творческой работы.


Составление плана выполнения работы

 


Выполнение работы



Тезисы

       Тезисы – краткое изложение результатов, полученных в научно-творческой работе. Обычно основные требования к оформлению тезисов можно сформулировать следующим образом:

- объем тезисов не должен превышать 2 страницы;

- содержание тезисов должно раскрывать актуальность данной темы (соответствует введению научно-творческой работы), основные изученные вопросы (соответствует основной части работы), полученные в ходе работы результаты и выводы (соответствует заключительной части работы);

- тезисы не должны содержать чертежи, графики и другие иллюстрационные материалы;

- в тезисах желательно не использовать формулы (за исключением тех случаев, когда их отсутствие нарушает логику восприятия материала).

 

 

                          Публичная защита научно-творческой работы.

                                                            Некоторые утверждают, что приятнее слушать   

                                                     физика, который не готовился специально к выступле-

                                                     нию.Интересно, что было бы, если бы этой теорией

                                                     руководствовались артисты балета? Может быть, уче-

                                                     нику балетной школы и поучительно будет увидеть,

                                                     как танцовщица ударится головой об пол, но вряд ли

                                                     кому-нибудь это доставит удовольствие.

                                                                         К. Дарроу                   

Итак, ваша работа завершена. Следующий, очень важный этап – публичная защита её результатов, например, на конференции . Здесь вы остаётесь один на один с Жюри конференции, её участниками, ваш научный руководитель уже не вмешивается в ход дискуссии. Однако представляете вы и его работу, именно научный руководитель формулирует задачу вашей работы. Именно поэтому при защите научной работы принято говорить не «я получил результаты» , а «нами получены результаты», или использовать безличные предложения типа « в работе получены результаты» и т.п. .Лишь когда речь идёт о вашем личном вкладе в работу , можно использовать фразы «мною сделано» и т.п.

За несколько дней до защиты необходимо написать доклад о результатах работы . На выступление обычно предоставляется 5-7 минут (1 страница машинописного текста соответствует примерно 2,5 минутам выступления), поэтому в докладе должно быть только самое важное: постановка проблемы, её актуальность, методы её решения, основные результаты, основные выводы или заключение . Заключение начинается словами «таким образом» или «следовательно» и не превышает трёх предложений.   Перед выступлением необходимо несколько раз прорепетировать выступление , проверяя время по часам. На конференции всегда лучше оцениваются выступления тех докладчиков, которые не читают текст или наизусть тараторят его, а рассказывают своими словами, понимают, о чём говорят.

Вам очень помогут в представлении работы наглядные средства – плакаты, плёнки для кодоскопа, модели и т.п., где можно изобразить рисунки, схемы, графики, таблицы, написать формулы, поместить фотографии, необходимые для выступления. Все средства наглядности необходимо прокомментировать во время выступления, поэтому они должны отражать основные моменты работы и , что желательно, быть красиво выполненными, тогда они украсят ваше выступление. Плакаты и плёнки должны иметь номер, но который ссылаются при выступлении (например, «на плакате № 2 изображена схема установки…» и т.п.). 

Публичная защита работы требует и определённого внешнего вида выступающего. На конференцию следует прийти в строгом костюме, для юношей желателен галстук. Если вы выступаете на конференции вне гимназии, хорошо иметь визитку (бейдж) с указанием имени, фамилии и вашего учебного заведения.

Начать выступление можно по-разному. Например, с обращения «Уважаемые члены жюри! Уважаемые участники конференции! », далее назвать тему работы или её цель, представить научного руководителя . Или представиться (назвать имя, фамилию, учебное заведение), назвать тему работы и научного руководителя, место выполнения работы. Если же вы выступаете на конференции в своём учебном заведении, где вас все знают, можно сразу начать с названия работы или её цели.

Закончить выступление можно фразами «Благодарю за внимание!» или «Моё выступление окончено» и т.п. После этого следует очень важный момент защиты работы – ответ на вопросы слушателей и жюри, ведь именно здесь вы показываете, насколько самостоятельно ориентируетесь в работе. Отвечая на вопросы, отвечающий не должен показывать ни своего раздражения, ни своего удивления, не демонстрировать своего превосходства. Ответы должны быть короткими, по сути. Нельзя отвечать фразой «Я же говорил об этом!», даже если вопрос задан повторно, нужно вновь ответить на него, построив ответ по-другому. Если вопрос касается области науки, не знакомой вам, можно сказать : «К сожалению, мы этим вопросом не занимались».После ответов на вопросы и обсуждения доклада выступающий говорит : «Благодарю за вопросы и замечания!» 

К ответам на вопросы следует подготовиться заранее, при репетиции выступления. Нужно продумать возможные вопросы , например, часто задают вопросы типа «Что нового содержится в вашей работе?», «Где могут использоваться результаты работы?», вы должны знать определения терминов, используемых в работе.

Во время конференции вы тоже можете задавать вопросы другим выступающим . Наличие вопросов не означает, что вы пытаетесь «завалить» других участников конференции, вы показываете, что работа вызвала интерес, даёте возможность докладчику проявить дополнительные знания , показать , что он хорошо разбирается в работе. Кстати, задавать вопросы не легче, чем на них отвечать (см. Приложение 7).

В процессе участия в научно-творческой деятельности вам предстоит не только самому защищать свою работу, но и давать отзыв или рецензию на работы других учащихся(см. Приложение 9), или быть их оппонентом (см. Приложение 8) .         Рецензия – это письменный разбор с комментированием основных положений (толкование авторской масли, своё отношение к проблеме и т.д.), с аргументированной оценкой работы, с выводами о значимости работы.

Отзыв – общая характеристика работы без подробного анализа с оценкой работы и с практическими рекомендациями (в печать, на конференции различных уровней и т.д.).

«Оппонент» в переводе с латинского означает «возражающий», однако он выступает «защитником» работы, он стремится найти и подчеркнуть те выигрышные места, которые автор выделил недостаточно ярко, замечания высказывает так, чтобы не уменьшать ценность работы. 

 

Заключение

                                                          

Итак, мир науки ждёт вас, ваших открытий. Успехов вам! 

Испытай себя в науке,

В творчестве, и не от скуки

Ты познаешь вдохновенье,

Путь к которому – уменье.

На пути том тебе рады.

Верь в себя, и все преграды

Ты осилишь без помех

И познаешь свой успех.

На ответственном шагу

Ты скажи себе :«Могу!»,

И исполнится мечта,

Только громче крикни : «Да!»

Позови своих друзей,

С ними будет веселей.

Вместе всё вам по плечу.

Ты скажи себе : «Хочу

Для поддержки группа есть,

В ней людей –тебе не счесть:

Учёные и педагоги

(Ведь в науке они – боги),

И, конечно, вся семья,

А за ней – страна и я.

Ты дерзай, рискуй и верь!

Для тебя открыта дверь!

              Т.А. Никитина, психолог



Приложение 1

Оформление титульного листа

 

< СТАТУС КОНФЕРЕНЦИИ (гимназическая, городская, областная) >

 

 

Секция «     »

 

 

< Полное название работы >

 

 

Выполнил учени..... < № > класса

< Фамилия имя ученика >

Научный руководитель

< Научная степень>, < Ф. И. О. Научного руководителя >

 

 

САМАРА < год >

 

 

Приложение 2

Пример оформления оглавления

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ....................................................................................................................................... 1

 1. Эллипс и его некоторые свойства ......................................................................................... 2

1.1   Определение эллипса .............................................. ............................................ 2

1.2   Бильярдные свойства эллипса ............................................................................. 3

2. Периодические бильярдные траектории в эллипсе .............................................................. 7

2.1   Теорема Биркгофа ................................................................................................. 7

2.2   Трехзвенная траектория ........................................................................................ 8

2.3   Четырехзвенная траектория ................................................................................ 10

2.4   Кратные траектории ............................................................................................. 12

Заключение ................................................................................................................................... 12

Список литературы ...................................................................................................................... 13

 

 

 

 

Приложение 3

Пример оформления таблицы

 

 

Приложение 4

Пример оформления схемы

Примеры диаграмм

Столбиковая диаграмма

 

 

Секторная диаграмма

 


Приложение 6

 

Пример графиков

 

 

Приложение 7.


Примерный перечень стандартных оборотов речи,

Примерная структура отзыва оппонента

Список литературы

1. Гречихин А.А.,Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга:Типология, стандартизация, компьютеризация. Учебно-методическое пособие.-М.: Логос,2000-255 с.

2. Загвязинский В.И.Методология и методика социально-педагогического исследования.-Тюмень,1995-98 с.

3. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа : методология, теория, практика организации и проведения.-М.:МНПИ,1999.-27 с.

4. Новиков А.М. Докторская диссертация?-М.:Эгвес,2000.-120 с.

5. Молодёжь Самарской области : 10 лет перемен (1991 – 2000 г.г.)Информационно-аналитический доклад.Научно-информационное издание/Е.С. Баева, С.В. Вершинина, В.Б. Звоновский, Н.В.Пышкова, О.Б. Фурсов; Администрация Самарской области, Департамент по делам молодёжи, Самарский областной «Фонд социальных исследований».-Самара, 2001-207 с.

6. Великие мысли великих людей. В 3-х томах. М.-2002 .

 

 

Содержание

Введение.

1. Основные характеристики научно-творческого исследования.

2. Подготовка, организация и проведение исследования.

3. Работа с научной литературой.

4. Структура оформления научно-творческой работы.

5. Наглядные формы представления научного материала.

6. Публичная защита научно-творческой рвботы.

7. Заключение

Список литературы.

Приложения

 

 

Научно-исследовательская  работа учащихся

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 395.