Наука, изобретения, открытия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таблица 33

 

Открытие, изобретение Ученый Применение
1807 г . – первый пароход «Кантарина Клермонт» - регулярные рейсы по реке Гудзон. Роберт Фултон

Развитие транспорта.

 

 

Развитие связи.

1825г. – паровоз «Ракета». Построена первая линия Манчестер-Ливерпуль. Джордж Стефенсон
1837г. – телеграф, азбука Морзе. На основе правительственного заказа была построена первая телефонная линия от Вашингтона до Балтимора. Сэмюэл Морзе
1831г. – открыто явление электромагнитной индукции. Раскрыта связь между электричеством и магнетизмом. Майкл Фарадей Позволило создать электрические генераторы.
1878г. – электрическая лампочка накаливания. Фонограф – устройство для записи и воспроизводства звука. Томас Эдисон Электроэнергетика.
1838г. – применение фотографирования. Луи Жак Дапер Развитие черно-белой фотографии – пресса.
1867г. – открыт динамит (взрывное устройство). Альфред Нобель Строительство каналов, взрывные работы.
Радио 1907г. – триод – электронная лампа (позволила усилить радиосигнал) 1910г. – по радио было передано первое выступление оперного певца Энрико Карузо, слушало радиопередачу всего 50 человек. Гульельмо Маркони и Александр Попов Ли де Форест  
1876г. – появился телефон. 1896г. – изобретен автоматический набор. Александр Белл  
Конвертор – производство стали в подвижном сосуде. Позднее – мартеновская печь. Генри Бессемер Развитие металлургии - выпуск более качественной стали.
1841г. – положено начало стандартизации деталей. Применение определенных калибров для нарезки винтов и гаек. Витворт  
1867 г . изобретена пишущая машинка, производством которых с 1874 г. занималась компания «Ремингтон и сыновья». Кристофер Шоулз Изменило соотношение на рынке труда – открыло массу вакансий для женщин.
1842г. – сформулирован закон сохранения и превращения энергии. Роберт Майер Развитие электротехнической промышленности.
Введено в химию понятие об атомном весе. Применение химических формул и расчетов по ним состава вещества. Джон Дальтон

Развитие химической промышленности, геологии.

1869г. – периодическая система химических элементов. Дмитрий Менделеев
1838г. – открыто клеточное строение организма. Доказано единство строения всего растительного и животного на Земле. Теодор Шванн

Развитие биологии и медицины.

Открыл природу брожения, ввел методы асептики и антисептики. Создана микробиология. Разработан метод предохранительных прививок. Луи Пастер

 

Наука
Столкнулась со сложнейшими проблемами, от решения которых зависит не только ее развитие, но и жизнь человечества
Период революционной ломки понятий в ряде отраслей науки
Открыла перед человечеством необозримые возможности для прогресса
Интеграция науки (единая система нескольких наук)
Дифференциация науки (создание новых отраслей науки)
Естествознание превратилось в совокупность фундаментальных наук – физики, химии, биологии
  Дифференциация внутри каждой науки
® Термодинамика ® Электродинамика ® Звездная астрономия ® Микробиология ® Экология ® Биохимия  

 

 

® Кембридж – школа атомной физики. ® Геттинген – школа математиков. ®  Копенгаген – теоретическая физика  
  Изменение структуры научных учреждений
Научно – исследовательские институты
Финансирование правительством и монополиями научных исследований. Создание соответствующих институтов
Научные журналы – публикация научных открытий, итоги научных работ – в краткой форме
Развитие международных связей научного мира
Создание научных центров, с привлечением к работе ученых из всех стран мира
Внедрение научных достижений в промышленность. Разработка новых технологий и внедрение их в производство
® Бюро мер и весов – 1875г. ® Геодезическая ассоциация – 1896г. ® Ассоциация академиков – 1900г. ® Бюро времени – 1912г. ®
  Создание крупных международных центров(постоянно действующих)

Наука оказывает влияние на судьбы человечества
Своими открытиями
Их реализацией в производстве
Воздействует
На характер общественного сознания
Влияет
На общественное мировоззрение
Научная картина мира. Атеизм

Области наук
Математика Ф. Клейн, Н. Лобачевский, К. Гаусс, Б. Риман, О. Коши, Г. Кантор (Германия) – теория множеств. Развитие математической логики
Биология и медицина Ч. Дарвин – эволюционная теория Г. Мендель – механизм наследственности Э. Геккель – сформулировал биогенетический закон  
Химические науки Д. Менделеев – периодическая таблица химических элементов У. Перкин – синтезировал анилиновый краситель (синтетическая химия)
Физические науки С развитием физики связаны самые драматические события в научном мире. Началась «новейшая революция в естествознании» Л. Больцман, В. Оствальд, Дж. К. Максвелл – электромагнитная теория М. Планк – квантовая физика Дж. Стоней – ввел понятие электрона В. Рентген – открыл X-лучи (рентгеновские) Г. Лоренц – электронная теория веществ А. Эйнштейн – теория относительности

 

Рис. 19 «Наука и ее области».

Развитие естественно-научных знаний ставило на повестку дня вопрос о реформах в области образования. Требование всеобщего начального обучения стало одним из главных пунктов демократической борьбы. К концу XIX в. в большинстве развитых стран это требование если и не было проведено в жизнь, то, по крайней мере, признано правящими кругами. Введение в капиталистических странах всеобщего начального обучения позволило обеспечить производство квалифицированными рабочими. Выросло количество средних и высших учебных заведений. Уровень грамотности среди мужчин в 1860-е гг. достиг в Западной Европе 75-90%. Увеличилось количество печатных изданий.

С ростом среднего класса – буржуазии, чиновничества, интеллигенции - меняются и нравственные ориентиры общества. Мерой всех вещей становится не человек (как это было в век Просвещения), а богатство, интерес к делу и преуспевание в нем. На смену вольнодумству приходит более уважительное отношение к религии. Но и сама церковь, как католическая, так и протестантская, становится более терпимой.

Города и предместья обрели новый облик. Появляются многоэтажные дома, шире становятся улицы. В планировке и обустройстве городов стали учитываться требования санитарии и гигиены. В градостроительстве шире начали применяться металл, стекло, бетон. С конца 1850-х гг. вошло в употребление газовое освещение, в 1870-е – в домах и на улицах появилось электричество. В архитектуре, мебели, моде на одежду и убранство преобладали стили рококо, классицизм, ампир.        

Художественная культура в первой половине XIX в. развивалась под сильным влиянием Великой французской революции, в условиях развития жестокого, корыстного мира индустриальной цивилизации и буржуазного общества. Своеобразной творческой реакцией на них стало появление романтизма – направления в искусстве и духовной культуре, противопоставляющего реальному миру мир поэтической мечты, культ рыцарства, слияние с природой и народной стихией. Идеал романтиков человечен, духовен, сложен и противоречив. В 1830-е гг. на смену романтизму приходит критический реализм, изображавший «язвы» современного ему буржуазного общества.

Величайшими представителями европейского романтизма в литературе стали английский поэт Джордж Байрон (1788-1824 гг.), французский писатель Виктор Гюгю (1802-1885 гг.), немецкий поэт Генрих Гейне (1797-1856 гг.). Нелицеприятная критика законов буржуазного общества содержится в романах французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850 гг.) и английского писателя Чарлза Диккенса (1812-1870 гг.).

Трагизм эпохи глубоко повлиял на творчество испанского живописца Франсиско Гойи (1746-1828 гг.), вызвал интерес к внутреннему миру человека у французских художников Теодора Жерико (1791-1824 гг.) и Эжена Делакруа (1798-1863 гг.). Ноты критического реализма звучат в работах французских художников Оноре Домье (1808-1879 гг.), Гюстава Курбе (1819-1877 гг.) и Жана Милле (1813-1875 гг.).

Искусство романтизма несло с собой не только новые темы, но и новые формы. Наиболее показательным в этом смысле стало творчество австрийского композитора Франца Шуберта (1797-1828 гг.), польского композитора Фридерика Шопена (1810-1849 гг.) и итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901 гг.).

 Наибольшее значение для последующего развития философии имели идеи провозвестников экзистенциализма – датчанина С.Кьеркегора и немца Ф.Ницше. Новые пути развития изобразительного искусства определяли французские художники импрессионисты – К. Моне, Э.Мане, О.Ренуар и др.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

В литературе конца XIX в. появляются замечательные художественные произведения представителей психологического и критического направления – Э. Золя, Ги де Мопассана, А.Франса, Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Г. Манна, М. Твена, Т. Драйзера, Э. Синклера, Д. Лондона, К. Гамсуна, Б. Пруса, Я. Гашека.

Наиболее влиятельным направлением художественной культуры рубежа веков стал стиль «модерн», подчеркнуто изысканный, совмещающий в себе практичность и удобство с декоративностью. Конец века – это было время кризиса старых ценностей, порожденных веком Просвещения, и перехода к более трагическому мировосприятию – предчувствию грядущих социальных катаклизмов и мировых войн

В конце 80-х годах XIX века возникает  постимпрессиони́зм – направление в изобразительном искусстве. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек, Гастон Ла Туш.

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века.

Задания для самостоятельного выполнения

- Подготовка дополнительного материала по теме: «Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».

- Составление глоссария по разделу.

Формы контроля самостоятельной работы:

- защита сообщений и докладов;

- устный опрос;

- защита презентаций;

- проверка рабочей тетради.

Вопросы для самоконтроля

I . Ответьте на вопросы теста:

1) Развитию железнодорожного транспорта в городах способствовало:

А) появление паровозов;

Б) превращение городов в промышленные центры;

В) огромное желание облегчить жизнь горожанам.

2) Первый общественный транспорт – омнибус появился впервые:

А) в Париже;

Б) в Лондоне;

В) в Берлине.

3) Появление трамваев с электрической тягой связано с именем:

А) Эдисона;

Б) С. Родса;

В) К. Бенца.

4) В каком году в Лондоне был открыт первый метрополитен?

А) 1872 г.;

Б) 1868 г.;

В) 1863 г.

5) Неотъемлемой частью уличного пейзажа конца XIX – начала XX века стало (а) появление:

А) электромобилей;

Б) фонарных столбов;

В) мальчишек, продающих газеты.

6) Машину, предназначенную для шитья одежды, изобрёл:

А) Л. Даггер;

Б) Зингер;

В) Р. Хилл.

7) Основателем первого способа фотографирования является:

А) Л. Даггер;

Б) Л. Шоулс;

В) Зингер.

8) На смену свечам и масляным лампам в 50-е годы пришли:

А) фонари;

Б) керосиновые лампы;

В) светильники.

9) В каком году Л. Шоулз получил патент на изобретение пишущей машинки?

А) 1867 г.;

Б) 1870 г.;

В) 1875 г.

10) В наполеоновскую эпоху господствовал стиль:

А) модерн;

Б) классицизм;

В) ампир.

 

 

II . Ответьте на вопросы:

1. Какие изменения произошли в социальном составе общества в XIX веке?

2. Как изменилось городское и сельское население?

3. Благодаря каким достижениям в различных отраслях науки формировалась эволюционная картина мира?

4. Объясните, почему основные научные открытия и изобретения были сделаны в европейских странах и США.

III . Заполните таблицу:

 

Научная область Год открытия Фамилия ученого Содержание и значение открытия
       
       
       
       

 

IV .Соотнесите учёного и его изобретение:

1. Майкл Фарадей   А) Невидимые Х – лучи.
2. Джеймс Максвелл   Б) Электромагнитные волны.
3. Генрих Герц   В) Открытие радиоактивности.
4. Вильгельм Рентген   Г) Вакцина от бешенства.
5. Пьер и Мария Кюри   Д) Открытие электромагнетизма.
6. Чарлз Дарвин   Е) Возбудитель туберкулёза.
7. Луи Пастер   Ж) Теория «Происхождения видов».
8. Роберт Кох   З) Электромагнитная теория света.

 

1 2 3 4 5 6 7 8
               

 

Тема 7.3 «Процесс модернизации в традиционных обществах
Востока»

 


План изучения темы

1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

2. Попытки модернизации в странах Востока.

Основные понятия: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос».

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 523.