Таблица 33
Открытие, изобретение | Ученый | Применение |
1807 г . – первый пароход «Кантарина Клермонт» - регулярные рейсы по реке Гудзон. | Роберт Фултон | Развитие транспорта.
Развитие связи. |
1825г. – паровоз «Ракета». Построена первая линия Манчестер-Ливерпуль. | Джордж Стефенсон | |
1837г. – телеграф, азбука Морзе. На основе правительственного заказа была построена первая телефонная линия от Вашингтона до Балтимора. | Сэмюэл Морзе | |
1831г. – открыто явление электромагнитной индукции. Раскрыта связь между электричеством и магнетизмом. | Майкл Фарадей | Позволило создать электрические генераторы. |
1878г. – электрическая лампочка накаливания. Фонограф – устройство для записи и воспроизводства звука. | Томас Эдисон | Электроэнергетика. |
1838г. – применение фотографирования. | Луи Жак Дапер | Развитие черно-белой фотографии – пресса. |
1867г. – открыт динамит (взрывное устройство). | Альфред Нобель | Строительство каналов, взрывные работы. |
Радио 1907г. – триод – электронная лампа (позволила усилить радиосигнал) 1910г. – по радио было передано первое выступление оперного певца Энрико Карузо, слушало радиопередачу всего 50 человек. | Гульельмо Маркони и Александр Попов Ли де Форест | |
1876г. – появился телефон. 1896г. – изобретен автоматический набор. | Александр Белл | |
Конвертор – производство стали в подвижном сосуде. Позднее – мартеновская печь. | Генри Бессемер | Развитие металлургии - выпуск более качественной стали. |
1841г. – положено начало стандартизации деталей. Применение определенных калибров для нарезки винтов и гаек. | Витворт | |
1867 г . изобретена пишущая машинка, производством которых с 1874 г. занималась компания «Ремингтон и сыновья». | Кристофер Шоулз | Изменило соотношение на рынке труда – открыло массу вакансий для женщин. |
1842г. – сформулирован закон сохранения и превращения энергии. | Роберт Майер | Развитие электротехнической промышленности. |
Введено в химию понятие об атомном весе. Применение химических формул и расчетов по ним состава вещества. | Джон Дальтон | Развитие химической промышленности, геологии. |
1869г. – периодическая система химических элементов. | Дмитрий Менделеев | |
1838г. – открыто клеточное строение организма. Доказано единство строения всего растительного и животного на Земле. | Теодор Шванн | Развитие биологии и медицины. |
Открыл природу брожения, ввел методы асептики и антисептики. Создана микробиология. Разработан метод предохранительных прививок. | Луи Пастер |
Наука |
Столкнулась со сложнейшими проблемами, от решения которых зависит не только ее развитие, но и жизнь человечества |
Период революционной ломки понятий в ряде отраслей науки |
Открыла перед человечеством необозримые возможности для прогресса |
Интеграция науки (единая система нескольких наук) |
Дифференциация науки (создание новых отраслей науки) |
Естествознание превратилось в совокупность фундаментальных наук – физики, химии, биологии |
Дифференциация внутри каждой науки |
® Термодинамика ® Электродинамика ® Звездная астрономия ® Микробиология ® Экология ® Биохимия |
® Кембридж – школа атомной физики. ® Геттинген – школа математиков. ® Копенгаген – теоретическая физика |
Изменение структуры научных учреждений |
Научно – исследовательские институты |
Финансирование правительством и монополиями научных исследований. Создание соответствующих институтов |
Научные журналы – публикация научных открытий, итоги научных работ – в краткой форме |
Развитие международных связей научного мира |
Создание научных центров, с привлечением к работе ученых из всех стран мира |
Внедрение научных достижений в промышленность. Разработка новых технологий и внедрение их в производство |
® Бюро мер и весов – 1875г. ® Геодезическая ассоциация – 1896г. ® Ассоциация академиков – 1900г. ® Бюро времени – 1912г. ® |
Создание крупных международных центров(постоянно действующих) |
Наука оказывает влияние на судьбы человечества |
Своими открытиями |
Их реализацией в производстве |
Воздействует |
На характер общественного сознания |
Влияет |
На общественное мировоззрение |
Научная картина мира. Атеизм |
Области наук |
Математика Ф. Клейн, Н. Лобачевский, К. Гаусс, Б. Риман, О. Коши, Г. Кантор (Германия) – теория множеств. Развитие математической логики |
Биология и медицина Ч. Дарвин – эволюционная теория Г. Мендель – механизм наследственности Э. Геккель – сформулировал биогенетический закон |
Химические науки Д. Менделеев – периодическая таблица химических элементов У. Перкин – синтезировал анилиновый краситель (синтетическая химия) |
Физические науки С развитием физики связаны самые драматические события в научном мире. Началась «новейшая революция в естествознании» Л. Больцман, В. Оствальд, Дж. К. Максвелл – электромагнитная теория М. Планк – квантовая физика Дж. Стоней – ввел понятие электрона В. Рентген – открыл X-лучи (рентгеновские) Г. Лоренц – электронная теория веществ А. Эйнштейн – теория относительности |
Рис. 19 «Наука и ее области».
Развитие естественно-научных знаний ставило на повестку дня вопрос о реформах в области образования. Требование всеобщего начального обучения стало одним из главных пунктов демократической борьбы. К концу XIX в. в большинстве развитых стран это требование если и не было проведено в жизнь, то, по крайней мере, признано правящими кругами. Введение в капиталистических странах всеобщего начального обучения позволило обеспечить производство квалифицированными рабочими. Выросло количество средних и высших учебных заведений. Уровень грамотности среди мужчин в 1860-е гг. достиг в Западной Европе 75-90%. Увеличилось количество печатных изданий.
С ростом среднего класса – буржуазии, чиновничества, интеллигенции - меняются и нравственные ориентиры общества. Мерой всех вещей становится не человек (как это было в век Просвещения), а богатство, интерес к делу и преуспевание в нем. На смену вольнодумству приходит более уважительное отношение к религии. Но и сама церковь, как католическая, так и протестантская, становится более терпимой.
Города и предместья обрели новый облик. Появляются многоэтажные дома, шире становятся улицы. В планировке и обустройстве городов стали учитываться требования санитарии и гигиены. В градостроительстве шире начали применяться металл, стекло, бетон. С конца 1850-х гг. вошло в употребление газовое освещение, в 1870-е – в домах и на улицах появилось электричество. В архитектуре, мебели, моде на одежду и убранство преобладали стили рококо, классицизм, ампир.
Художественная культура в первой половине XIX в. развивалась под сильным влиянием Великой французской революции, в условиях развития жестокого, корыстного мира индустриальной цивилизации и буржуазного общества. Своеобразной творческой реакцией на них стало появление романтизма – направления в искусстве и духовной культуре, противопоставляющего реальному миру мир поэтической мечты, культ рыцарства, слияние с природой и народной стихией. Идеал романтиков человечен, духовен, сложен и противоречив. В 1830-е гг. на смену романтизму приходит критический реализм, изображавший «язвы» современного ему буржуазного общества.
Величайшими представителями европейского романтизма в литературе стали английский поэт Джордж Байрон (1788-1824 гг.), французский писатель Виктор Гюгю (1802-1885 гг.), немецкий поэт Генрих Гейне (1797-1856 гг.). Нелицеприятная критика законов буржуазного общества содержится в романах французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850 гг.) и английского писателя Чарлза Диккенса (1812-1870 гг.).
Трагизм эпохи глубоко повлиял на творчество испанского живописца Франсиско Гойи (1746-1828 гг.), вызвал интерес к внутреннему миру человека у французских художников Теодора Жерико (1791-1824 гг.) и Эжена Делакруа (1798-1863 гг.). Ноты критического реализма звучат в работах французских художников Оноре Домье (1808-1879 гг.), Гюстава Курбе (1819-1877 гг.) и Жана Милле (1813-1875 гг.).
Искусство романтизма несло с собой не только новые темы, но и новые формы. Наиболее показательным в этом смысле стало творчество австрийского композитора Франца Шуберта (1797-1828 гг.), польского композитора Фридерика Шопена (1810-1849 гг.) и итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901 гг.).
Наибольшее значение для последующего развития философии имели идеи провозвестников экзистенциализма – датчанина С.Кьеркегора и немца Ф.Ницше. Новые пути развития изобразительного искусства определяли французские художники импрессионисты – К. Моне, Э.Мане, О.Ренуар и др.
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
В литературе конца XIX в. появляются замечательные художественные произведения представителей психологического и критического направления – Э. Золя, Ги де Мопассана, А.Франса, Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Г. Манна, М. Твена, Т. Драйзера, Э. Синклера, Д. Лондона, К. Гамсуна, Б. Пруса, Я. Гашека.
Наиболее влиятельным направлением художественной культуры рубежа веков стал стиль «модерн», подчеркнуто изысканный, совмещающий в себе практичность и удобство с декоративностью. Конец века – это было время кризиса старых ценностей, порожденных веком Просвещения, и перехода к более трагическому мировосприятию – предчувствию грядущих социальных катаклизмов и мировых войн
В конце 80-х годах XIX века возникает постимпрессиони́зм – направление в изобразительном искусстве. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек, Гастон Ла Туш.
Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века.
Задания для самостоятельного выполнения
- Подготовка дополнительного материала по теме: «Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».
- Составление глоссария по разделу.
Формы контроля самостоятельной работы:
- защита сообщений и докладов;
- устный опрос;
- защита презентаций;
- проверка рабочей тетради.
Вопросы для самоконтроля
I . Ответьте на вопросы теста:
1) Развитию железнодорожного транспорта в городах способствовало:
А) появление паровозов;
Б) превращение городов в промышленные центры;
В) огромное желание облегчить жизнь горожанам.
2) Первый общественный транспорт – омнибус появился впервые:
А) в Париже;
Б) в Лондоне;
В) в Берлине.
3) Появление трамваев с электрической тягой связано с именем:
А) Эдисона;
Б) С. Родса;
В) К. Бенца.
4) В каком году в Лондоне был открыт первый метрополитен?
А) 1872 г.;
Б) 1868 г.;
В) 1863 г.
5) Неотъемлемой частью уличного пейзажа конца XIX – начала XX века стало (а) появление:
А) электромобилей;
Б) фонарных столбов;
В) мальчишек, продающих газеты.
6) Машину, предназначенную для шитья одежды, изобрёл:
А) Л. Даггер;
Б) Зингер;
В) Р. Хилл.
7) Основателем первого способа фотографирования является:
А) Л. Даггер;
Б) Л. Шоулс;
В) Зингер.
8) На смену свечам и масляным лампам в 50-е годы пришли:
А) фонари;
Б) керосиновые лампы;
В) светильники.
9) В каком году Л. Шоулз получил патент на изобретение пишущей машинки?
А) 1867 г.;
Б) 1870 г.;
В) 1875 г.
10) В наполеоновскую эпоху господствовал стиль:
А) модерн;
Б) классицизм;
В) ампир.
II . Ответьте на вопросы:
1. Какие изменения произошли в социальном составе общества в XIX веке?
2. Как изменилось городское и сельское население?
3. Благодаря каким достижениям в различных отраслях науки формировалась эволюционная картина мира?
4. Объясните, почему основные научные открытия и изобретения были сделаны в европейских странах и США.
III . Заполните таблицу:
Научная область | Год открытия | Фамилия ученого | Содержание и значение открытия |
IV .Соотнесите учёного и его изобретение:
1. Майкл Фарадей | А) Невидимые Х – лучи. | |
2. Джеймс Максвелл | Б) Электромагнитные волны. | |
3. Генрих Герц | В) Открытие радиоактивности. | |
4. Вильгельм Рентген | Г) Вакцина от бешенства. | |
5. Пьер и Мария Кюри | Д) Открытие электромагнетизма. | |
6. Чарлз Дарвин | Е) Возбудитель туберкулёза. | |
7. Луи Пастер | Ж) Теория «Происхождения видов». | |
8. Роберт Кох | З) Электромагнитная теория света. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Тема 7.3 «Процесс модернизации в традиционных обществах
Востока»
План изучения темы
1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
2. Попытки модернизации в странах Востока.
Основные понятия: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос».
Дата: 2018-11-18, просмотров: 560.