Культура 18 в. носила четко сословный характер, отразила эпоху просвещения. Огромное влияние на её развитие оказали преобразования Петра I, крестьянская война под руководством Пугачева, расширение связей с Европой и развитие буржуазных отношений. В 18 веке возникают светские школы: в Москве - школа математических наук, в Петербурге - морская академия. Центром научных знаний стала Академия наук (1725 г.). В 1755 г. по инициативе Ломоносова образован московский университет. Впервые в истории России лекции читались на русском языке.
В 1757 г. была открыта Академия художеств. Во второй половине XVIII в. в России насчитывалось около 20 горных, медицинских, штурманских, коммерческих и других школ. Образование носило сословный характер.
Огромный вклад в развитие науки и техники внесли: М.В.Ломоносов, А.К.Нартов (построил токарный, копировальный и винторезный и др. станки, предложил новые способы отливки пушек), И.П.Кулибин (создал модель однопролетного моста, изобрел часы в форме гусиного яйца), И.И.Ползунов (построил первый паровой двигатель).
В общественной мысли России центральным вопросом являлась проблема преодоления отсталости страны. П.П.Шафиров, Щербаков, Ф.Прокопович в своих трудах доказывали необходимость выхода к Балтике и развития русской промышленности. Деятели русского Просвещения – Н.И.Новиков (журналы «Трутень», «Кошелек», «Живописец»); А.Н.Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»).
Родоначальником российской исторической науки считают В.Н.Татищева («История Российская с самых древнейших времен»). Байер и Миллер создали норманнскую теорию о происхождении Древнерусского государства, М.В.Ломоносов – антинорманнскую теорию. 7-томная «История российская от древнейших времен» до 1613 г. была подготовлена М.М.Щербатовым.
Главным содержанием культурного процесса середины и второй половины XVIII в. было становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти. Для русского классицизма как литературного направления был характерен пафос гражданственности, в нем были сильны просветительские тенденции, резка обличительная струя, защищались идеи неразрывности интересов дворянства и монархии. В литературе большую роль в развитии поэзии сыграли: В.К.Тредиаковский (автор торжественных од, заложил основы стихосложения, переводы иностранных произведений, поэма «Телемахида»); А.Д.Кантемир (сатиры «На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных»), А.П.Сумароков (трагедия «Хореев», «Синав и Трувор», комедия «Опекун»); Г.Р.Державин (ода «Фелица», «Вельможа», стихи). Большой популярностью пользовались Д.И.Фонвизин (комедии «Недоросль», «Бригадир»), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).
В 1750 г. в Ярославле Волковым открыт первый профессиональный театр. В 1783 г. был создан государственный Большой (Каменный) театр в Петербурге, открываются и частные театры.
В живописи основой стали парадные портреты, созданные Прокоповым, И.Н.Никитиным, А.М.Матвеевым, А.П.Антроповым, И.П.Аргуновым, Ф.С.Рокотовым В.Л.Боровиковским, Д.Г.Левицким. Исторический жанр развивался под влиянием классицизма - А.П.Лосенко, Г.И.Угрюмов.
Скульптура отмечена творчеством Фальконе (Медный всадник), Ф.Шубина (скульптурные портреты Г.Потемкина, П.Румянцева, Павла I), К.Растрелли, М.И.Козловского (памятник А.В.Суворову в Петербурге, статуя для каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льву»).
В архитектуре в стиле барокко Ф.Растрелли построил Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петрограде, Смольный монастырь; Д.В.Ухтомский – Кузнецкий мост в Москве; А.Ринальди – Мраморный дворец в Петербурге. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В.И.Баженов (Дом Пашкова), И.Е.Старов (Таврический дворец), М.Ф.Казаков (здание Сената в Кремле, Московского университета, дом князей Долгоруких — ныне Дом Союзов).
18 век – это эпоха просвещения, большого развития достигла светская культура, подготовившая золотой век Русской культуры 19в.
Задания для самостоятельного выполнения
1. Подготовить сообщения или презентации на тему «Правители эпохи «Дворцовых переворотов».
2. Оформить контурную карту «Северная война», обозначить итоги войны.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради, ч.1 по данному разделу.
Формы контроля самостоятельной работы:
- защита сообщений и докладов;
- устный опрос;
- защита презентаций;
- проверка рабочей тетради.
Вопросы для самоконтроля по теме
I . Ответьте на вопросы теста:
1) В результате дарования Екатерины II «Жалованной грамоты дворянству»:
А) служба для дворян стала обязательной;
Б) были созданы земства, руководимые дворянством;
В) были учреждены ассамблеи;
Г) был закреплен широкий круг привилегий дворянства.
2) Что из названного относится к достижениям внешней политики Екатерины II?
А) Вхождение в состав Российской империи Финляндии;
Б) вхождение в состав Российской империи Царства Польского;
В) получение Россией выхода в Черное море;
Г) получение Россией выхода в Балтийское море.
3) Одна из причин ликвидации Запорожской Сечи:
А) опасность казачества для правительства как организованной силы;
Б) казачество было правительству больше не нужно;
В) участие казачества в восстании Е.Пугачева;
Г) казаки претендовали на власть на территории Украины.
4) Эпоха Екатерины II вошла в историю как:
А) имперская эпоха;
Б) эпоха просвещенного абсолютизма;
В) бироновщина;
Г) эпоха великих перемен.
5) Укажите первый научный центр Российского государства.
А) Московский государственный университет;
Б) Академия наук;
В) Адмиралтейство;
Г) инженерная академия.
II . Назовите основные задачи политики «просвещенного абсолютизма», проводимой Екатериной II (не менее трех задач). Приведите не менее трёх примеров этой политики.
III . Назовите основные итоги внешней политики России во второй половине XVIII века (не менее трех итогов). Приведите примеры (не менее трех) военных триумфов России этого периода времени.
IV . Выполните задания на соотнесение:
1) соотнесите определения, термины и понятия, относящиеся к теме государственное устройство в России в 18 веке:
1. Высший государственный орган, подчиненный императору. | А) Губерния |
2. Высший государственный орган по делам церкви. | Б) Коллегия |
3. Высшее должностное лицо в уезде. | В) стряпчий |
4. Лицо, принятое на службу от определенного числа дворов. | Г) рекрут |
5. Орган городского управления в России с 1720г. | Д) Магистрат |
6. Объединение городских ремесленников. | Е) Ревизия |
7. Основная административно-территориальная единица в России. | Ж) Сенат |
8. Перепись податного населения в России. | З) Синод |
9. Судебный чиновник, исполняющий обязанности прокурора. | И) Капитан-исправник |
10. Центральное учреждение, ведавшее отраслями управления. | К) Цех |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
2) соотнесите явления (понятия или события) с именем монарха, при котором они происходили:
1. Соборное уложение. | А) Анна Иоанновна |
2. Бироновщина. | Б) Алексей Михайлович |
3. Учреждение коллегий. | В) Петр I |
4. Манифест о вольности дворянства. | Г) Петр III |
5. Семилетняя война. | Д) Елизавета Петровна |
6. Кондиции. | Е) Екатерина II |
7. Секуляризация церковных земель. | |
8. Манифест о вольности городам. | |
9. «Просвещенный абсолютизм». | |
10. Учреждение империи. | |
11. Указ об исключительном праве дворян на владение населенными землями. |
А) | Б) | В) | Г) | Д) | Е) |
Раздел 7 «Становление индустриальной цивилизации»
Дата: 2018-11-18, просмотров: 356.