Тема 5.2 «Эпоха Просвещения в XVIII веке»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                       

План изучения темы

1. Век Просвещения.

2. Технический прогресс и Великий промышленный переворот.

3. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.

Основные понятия: революция, гражданская война, протекционизм, урбанизация, Просвещение, барокко, классицизм, сентиментализм, мануфактура.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Век Просвещения

 Период в истории между английской и великой французской революциями называют эпохой (веком) просвещения.

Просвещение – идейное течение, которое выступало против феодального строя с его системой сословных привилегий. Распространилось в Англии во второй половине XVII – XVIII вв., а в других западноевропейских странах – в XVIII в. просветители (в Англии – Джон Локк, во Франции – Д. Дидро, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Вольтер) были связаны с гуманистическими идеями возрождения. Общей чертой для всех просветителей был культ науки и вера в прогресс.

Они считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Огромную роль в идеологии Просвещения сыграла концепция гражданского общества, возникшая на основе теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которому общество передает часть своих прав государству. Что же касается государства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь.

Рационализм «Здравый смысл»
Теория естественного права
Все люди равны и наделены естественными и неотъемлемыми правами на - жизнь; - свободу; - собственность.  
Теория общественного договора  
Государство
1. Не божественное установление. 2. Институт, возникший в результате договора между людьми. 3. Народ имеет право лишать власти государя, не выполняющего условия договора, не защищающего естественные права граждан.  

 


Рис. 6 «Основные идеи просветителей».

К достижениям Просвещения в сфере политической науки можно отнести разработку концепции разделения властей. Эта теория была сформулирована Д.Локком и дополнена Ш.Монтескье. Она заключается в том, что три составляющие (ветви) власти: установление законов (законодательная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всех спорных ситуаций (судебная власть), - не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разделяться, дополнять и сдерживать друг друга.

 

Теория разделения властей
Реализация идей просветителей
Идея просвещенного абсолютизма
Идея народного суверенитета и демократической республики
Просвещенный монарх должен  провести необходимые буржуазные реформы
Источник власти - народ

 


Рис. 7 «Теория разделения властей».

Влияние идей Просвещения было столь велико, что некоторые монархи пытались осуществить их на практике. Реформы, которые проводили эти правители, включали в себя ограничение роли церкви в делах государства и общества; меры по развитию образования, науки и культуры; поощрение промышленности и торговли путем снижения налогов и предоставления привилегий предпринимателям. Политика просвещенного абсолютизма была характерна для многих государств Европы – Пруссии, Швеции, Австрии, Испании, Дании, России. Наиболее последовательно идеи просвещенного абсолютизма претворяли прусский король Фридрих II, австрийские монархи Мария Терезия и Иосиф II, король Испании Карл III и российская императрица Екатерина II. Они приглашали на службу просветителей, находились с ними в переписке, называли их своими учителями, сами упражнялись в сочинении политических трактатов. В правительственных указах говорилось об «общем благе», «всенародной пользе», заботе государства о нуждах «всех верноподданных».

Идеологи просвещенного абсолютизма считали, что монарх должен быть первым слугой государства, а все его деяния – направлены на благо подданных. В то же время, по их мнению, государь должен был сохранять абсолютную власть.

Идеи просветителей начали претворятся в жизнь уже в конце 18в., что ознаменовали следующие события:

- Война за независимость в Северной Америке (1775 -1783 гг.)

- Великая Французская революция (1789 – 1794 гг.)

Деятельность и идеи просветителей нанесли серьёзный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу общественного устройства. Их политические и социальные теории легли в основу многих современных общественно-политических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.

В Новое время  идет быстрая смена художественных направлений, связанная с изменениями мироощущения людей, динамикой исторического развития стран европейской цивилизации.

 



Литература и искусство XVI – XVIII вв.

Таблица 5

Направление Время Характерные черты. Представители Герой
БАРОККО (итал.странный, причудливый) XVI- XVII вв. Свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, оратория). В литературе и музыке: окрашенные ужасом мучения и страдания человека. Сомнения в возможностях человека. Декоративная пышность, сильные аффекты, развитие инструментальных жанров. Разнообразны национальные варианты. Лопе де Вега, П.Кальдерон (Испания), Т.Тассо (Италия), С.Полоцкий (Россия) И.С.Бах (Германия), Дж.Габриели (Италия) В архитектуре, скульптуре и живописи характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм; эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Стремление удивить, поразить, зрительно обмануть Л.Бернини, Ф.Борромини(Италия), П.П.Рубенс, А Ван Дейк (во Фламандрии) Экзальтированный мученик, человек потерявший веру в смысл и ценности жизни
КЛАССИЦИЗМ (лат. образцовый) XVII- XVIII вв. Направление, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Вера в силу государства, разума, назидательность. История как плод деяния великих личностей. К. сложился во Франции, отразив подъём абсолютизма. В 18 в. К. был связан с буржуазным Просвещением и выразил гражданские идеалы, буржуазно-революционные устремления Эстетика К. устанавливала иерархию жанров-«высоких»(трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.) В литературе: П.Корнель, Ж.Расин, Ж.Б.Мольер, Ф.Ларошфуко(Франция); И.В.Гете, Ф.Шиллер (Германия) и др. В архитектуре: присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанный декор. Стремление создать обстановку торжественности, возвышенности, демонстрация военных побед. Ж.Ардуэн-Мансар, Ж.А.Габриель, К.Н.Леду (Франция), К.Рен (Англия), В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси (Россия) Человек долга, который приносит свои чувства, личную жизнь жертву королю, государству
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ (лат. вещественный, действительный) конец XVII- XVIII вв Конкретная форма художественного сознания нового времени; правдивое, объективное отображение действительности; правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных стилей и видов искусств. Утверждение разумного, естественного в человеке. Показ жизни представителей разных слоев общества, включая низы. Д.Дефо, Дж. Свифт, П.Бомарше, Г.Филдинг и др. Гражданин, утверждающий свободу, человек рассудочный, предприимчивый, изворотливый, ловкий, способный выжить в условиях нарождающегося капитализма
СЕНТИМЕН-ТАЛИЗМ (франц. чувство) конец XVIII в. Провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеализации. Изображение чувств человека, идеализация его добродетелей Ж.Ж.Руссо, Ж.Б.Грез, А.Ф.Прево, С.Ричардсон, Л.Стерн Человек эмоциональный, чувствительный, вздыхающий о сельском покое, бегущий из дымного города

 

2.Технический прогресс и Великий промышленный переворот.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 280.