План изучения темы
1. Век Просвещения.
2. Технический прогресс и Великий промышленный переворот.
3. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.
Основные понятия: революция, гражданская война, протекционизм, урбанизация, Просвещение, барокко, классицизм, сентиментализм, мануфактура.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Век Просвещения
Период в истории между английской и великой французской революциями называют эпохой (веком) просвещения.
Просвещение – идейное течение, которое выступало против феодального строя с его системой сословных привилегий. Распространилось в Англии во второй половине XVII – XVIII вв., а в других западноевропейских странах – в XVIII в. просветители (в Англии – Джон Локк, во Франции – Д. Дидро, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Вольтер) были связаны с гуманистическими идеями возрождения. Общей чертой для всех просветителей был культ науки и вера в прогресс.
Они считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Огромную роль в идеологии Просвещения сыграла концепция гражданского общества, возникшая на основе теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которому общество передает часть своих прав государству. Что же касается государства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь.
Рационализм «Здравый смысл» |
Теория естественного права |
Все люди равны и наделены естественными и неотъемлемыми правами на - жизнь; - свободу; - собственность. |
Теория общественного договора |
Государство |
1. Не божественное установление. 2. Институт, возникший в результате договора между людьми. 3. Народ имеет право лишать власти государя, не выполняющего условия договора, не защищающего естественные права граждан. |
Рис. 6 «Основные идеи просветителей».
К достижениям Просвещения в сфере политической науки можно отнести разработку концепции разделения властей. Эта теория была сформулирована Д.Локком и дополнена Ш.Монтескье. Она заключается в том, что три составляющие (ветви) власти: установление законов (законодательная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всех спорных ситуаций (судебная власть), - не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разделяться, дополнять и сдерживать друг друга.
Теория разделения властей |
Реализация идей просветителей |
Идея просвещенного абсолютизма |
Идея народного суверенитета и демократической республики |
Просвещенный монарх должен провести необходимые буржуазные реформы |
Источник власти - народ |
Рис. 7 «Теория разделения властей».
Влияние идей Просвещения было столь велико, что некоторые монархи пытались осуществить их на практике. Реформы, которые проводили эти правители, включали в себя ограничение роли церкви в делах государства и общества; меры по развитию образования, науки и культуры; поощрение промышленности и торговли путем снижения налогов и предоставления привилегий предпринимателям. Политика просвещенного абсолютизма была характерна для многих государств Европы – Пруссии, Швеции, Австрии, Испании, Дании, России. Наиболее последовательно идеи просвещенного абсолютизма претворяли прусский король Фридрих II, австрийские монархи Мария Терезия и Иосиф II, король Испании Карл III и российская императрица Екатерина II. Они приглашали на службу просветителей, находились с ними в переписке, называли их своими учителями, сами упражнялись в сочинении политических трактатов. В правительственных указах говорилось об «общем благе», «всенародной пользе», заботе государства о нуждах «всех верноподданных».
Идеологи просвещенного абсолютизма считали, что монарх должен быть первым слугой государства, а все его деяния – направлены на благо подданных. В то же время, по их мнению, государь должен был сохранять абсолютную власть.
Идеи просветителей начали претворятся в жизнь уже в конце 18в., что ознаменовали следующие события:
- Война за независимость в Северной Америке (1775 -1783 гг.)
- Великая Французская революция (1789 – 1794 гг.)
Деятельность и идеи просветителей нанесли серьёзный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу общественного устройства. Их политические и социальные теории легли в основу многих современных общественно-политических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.
В Новое время идет быстрая смена художественных направлений, связанная с изменениями мироощущения людей, динамикой исторического развития стран европейской цивилизации.
Литература и искусство XVI – XVIII вв.
Таблица 5
Направление | Время | Характерные черты. Представители | Герой |
БАРОККО (итал.странный, причудливый) | XVI- XVII вв. | Свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, оратория). В литературе и музыке: окрашенные ужасом мучения и страдания человека. Сомнения в возможностях человека. Декоративная пышность, сильные аффекты, развитие инструментальных жанров. Разнообразны национальные варианты. Лопе де Вега, П.Кальдерон (Испания), Т.Тассо (Италия), С.Полоцкий (Россия) И.С.Бах (Германия), Дж.Габриели (Италия) В архитектуре, скульптуре и живописи характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм; эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Стремление удивить, поразить, зрительно обмануть Л.Бернини, Ф.Борромини(Италия), П.П.Рубенс, А Ван Дейк (во Фламандрии) | Экзальтированный мученик, человек потерявший веру в смысл и ценности жизни |
КЛАССИЦИЗМ (лат. образцовый) | XVII- XVIII вв. | Направление, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Вера в силу государства, разума, назидательность. История как плод деяния великих личностей. К. сложился во Франции, отразив подъём абсолютизма. В 18 в. К. был связан с буржуазным Просвещением и выразил гражданские идеалы, буржуазно-революционные устремления Эстетика К. устанавливала иерархию жанров-«высоких»(трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.) В литературе: П.Корнель, Ж.Расин, Ж.Б.Мольер, Ф.Ларошфуко(Франция); И.В.Гете, Ф.Шиллер (Германия) и др. В архитектуре: присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанный декор. Стремление создать обстановку торжественности, возвышенности, демонстрация военных побед. Ж.Ардуэн-Мансар, Ж.А.Габриель, К.Н.Леду (Франция), К.Рен (Англия), В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси (Россия) | Человек долга, который приносит свои чувства, личную жизнь жертву королю, государству |
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ (лат. вещественный, действительный) | конец XVII- XVIII вв | Конкретная форма художественного сознания нового времени; правдивое, объективное отображение действительности; правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных стилей и видов искусств. Утверждение разумного, естественного в человеке. Показ жизни представителей разных слоев общества, включая низы. Д.Дефо, Дж. Свифт, П.Бомарше, Г.Филдинг и др. | Гражданин, утверждающий свободу, человек рассудочный, предприимчивый, изворотливый, ловкий, способный выжить в условиях нарождающегося капитализма |
СЕНТИМЕН-ТАЛИЗМ (франц. чувство) | конец XVIII в. | Провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеализации. Изображение чувств человека, идеализация его добродетелей Ж.Ж.Руссо, Ж.Б.Грез, А.Ф.Прево, С.Ричардсон, Л.Стерн | Человек эмоциональный, чувствительный, вздыхающий о сельском покое, бегущий из дымного города |
2.Технический прогресс и Великий промышленный переворот.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 280.