ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «История» предназначен для того, чтобы сделать Вашу работу по освоению этой области знаний оптимально удобной и максимально понятной. УМКД облегчит работу, как на учебных занятиях, так и при выполнении самостоятельных работ.
В УМКД всё содержание дисциплины «История» разбито на разделы, которые, в свою очередь, разделяются на темы. Их последовательное изучение сформирует у Вас целостное восприятие изучаемого предмета. Структура каждой темы построена следующим образом:
- Основные понятия и термины по теме (определения даются в глоссарии) – Их нужно знать!
- План изучения темы (вопросы, необходимые для изучения).
- Краткое изложение теоретических вопросов. Наличие тезисной информации по теме позволит студенту вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Данный материал также будет полезен при подготовке к точкам рубежного контроля и семинарским занятиям.
- Задания для самостоятельного выполнения во внеурочное время (оформляются в виде сообщений, докладов, презентаций, эссе, таблиц, глоссариев и т.п.).
- Вопросы для самоконтроля по теме (ориентированы на вопросы точек рубежного и итогового контроля по дисциплине).
Приступая к изучению учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендуемой основной и вспомогательной литературы (см. информационное обеспечение дисциплины), получить в библиотеке рекомендуемые учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками. Из всего списка рекомендуемой литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:
- систематизировать знания об истории человечества, формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- овладеть умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формировать историческое мышление — способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
- формировать чувство гражданственности, национальной идентичности,
- развивать мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
В результате освоения дисциплины Вы должны знать:
- исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом;
- целостную картину истории мира;
- интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории;
- основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
Таблица 1
Общие компетенции (ОК) | Результат, который Вы должны получить после изучения содержания дисциплины |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - Видеть объективную картину мира. - Быть исторически грамотным и политически корректным. - Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах. - Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - Создавать проекты решений различных исторических ситуаций. - Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий. |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - Создавать проекты исторического моделирования. - Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию. - Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы. - Систематизировать и организовывать информацию в виде таблиц, схем, диаграмм и графиков. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | - Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, графиков и диаграмм, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | - Вести дискуссии, аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов. - Создавать коллективные проекты решения различных исторических проблем. - Проявлять социальную толерантность. |
При изучении дисциплины предполагается проведение семинаров по закреплению теоретических знаний. Практических занятий в курсе История» не предусмотрено. Контроль качества освоения дисциплины «История» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 2
Формы отчетности, обязательные для сдачи | Количество |
Точки рубежного контроля. | 9 |
Итоговая аттестация. | Экзамен (компьютерное тестирование) |
Желаем Вам удачи!
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(Введение, разделы 1 – 4 см. в части 1)
Раздел 5 «Истоки индустриальной цивилизации:
страны Западной Европы в XVI—XVIII вв.»
План изучения темы
1. Модернизация как процесс перехода от традиционного - к индустриальному обществу.
2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.
3. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.
4. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации.
5. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время.
Основные понятия: модернизация, Новое время, Возрождение, гуманизм, Реформация, Контрреформация, великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, научная революция, секуляризация.
Географические открытия
Таблица 3
Экспедиции | Открытия |
1415г., португальцы. | Захват Сеуты у мавров, около Гибралтара. |
1441г. португалец Генрих (мореплаватель). | Западное побережье Африки, мыс Сагрим; положил начало торговле «живым товаром». |
1456 г., португальцы. | До экватора Африки, устья Конго и Нигера, Зеленый мыс. |
1486 г., Бартоломео Диас. | Обогнул мыс Доброй Надежды и вышел к восточному побережью Африки. Открытие Азорских островов и о. Мадейра. |
1492 г., итальянец X. Колумб от имени Испании. Испании | Багамские острова и новый континент – Америка. |
1498 г., Васко да Гама. | Морской путь в Индию вокруг Африки. |
1500 г., португалец Кабраль. | Открыта и захвачена Бразилия. |
1510г., Испания. | Конкиста - завоевание Америки (центральной и южной). |
1521 г., Кортес (Испания). | Разрушена и покорена цивилизация ацтеков. |
1519-1522 гг., португалец Ф. Магеллан. | Кругосветное путешествие. |
XVII в., голландцы, англичане. | Открытие Австралии. |
Последствия географических открытий
1. Небывалое расширение торговли, установление торговых связей между отдаленными материками и странами, создание основ для формирования глобальных цивилизаций.
2. Смещение торговых центров: Средиземноморье теряет свое прежнее значение, уступая место Голландии и Англии.
3. Приток золота вызвал революцию цен. Усложнилась финансовая система и банковское дело.
4. Новые рынки дали мощный импульс развитию промышленности, обогатив владельцев мастерских и купцов.
5. Начало колониального угнетения народов Азии, Африки и Америки.
4. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации.
В первой пол.16 в. в Европе завершается формирование централизованных государств – Франции, Англии, Испании. В этих странах формируется новая форма политического устройства – абсолютизм – усиление королевской власти в условиях кризиса средневековой цивилизации и зарождения капитализма.
Основные причины перехода к абсолютизму в Западной Европе.
1. Ослабление влияния римско-католической церкви.
2. Уменьшение влияния местной феодальной знати и рост роли чиновничества.
3. Создание профессионального войска и уменьшение военной роли рыцарства.
4. Стремление мелких феодалов и промышленников к сильной централизованной власти.
Вопросы для самоконтроля по теме
Ответьте на вопросы теста:
1. События, положившие начало Новому времени в истории человечества – это:
А) великое переселение народов и варваризация Западной Римской империи;
Б) великие географические открытия и Реформация;
В) возникновение христианства;
Г) промышленный переворот.
2. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть, называется:
А) парламентаризм;
Б) конституционная монархия;
В) абсолютная монархия;
Г) раннефеодальная монархия.
3. Морской путь из Европы в Индию открыл:
А) Фернандо Магеллан;
Б) Васко да Гама;
В) Бартоломеу Диаш;
Г) Америго Веспучи.
4. Протестанты – это…
А) люди, не верившие в бога;
Б) члены рыцарского ордена;
В) сторонники реформации;
Г) противники реформации.
5. Причины, которые толкали европейцев на поиски морского пути в Индию:
А) в XV – XVI веках для европейцев была характерна тяга к путешествиям и открытиям новых земель;
Б) стремление католической церкви распространить христианство в азиатских странах;
В) стремление разбогатеть;
Г) необходимость поиска полезных ископаемых.
6. Реформация – это …
А) борьба против церкви вообще;
Б) борьба за переустройство церкви;
В) борьба крестьян против феодалов в Германии;
Г) феодальная религиозная война.
7. Новые дворяне – это…
А) купцы и богатые ремесленники, купившие дворянский титул;
Б) феодалы, занимавшиеся торговлей;
В) феодалы, ставшие владельцами мануфактуры;
Г) землевладельцы, ведущие хозяйство в своих поместьях по-капиталистически.
8. Идеологом движения Реформации являлся:
А) М. Лютер;
Б) К.Меттерних;
В) О. Кромвель;
Г) М. Робеспьер.
9. Одно из важнейших достижений эпохи Возрождения – появление в философии:
А) титанизма;
Б) гуманизма;
В) рационализма;
Г) протестантизма.
10. Приведите в соответствие с помощью стрелок:
1) Николай Коперник; | А) Первый ученый, наблюдавший небо через телескоп; |
2) Джордано Бруно; | Б) автор произведения «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»; |
3) Галилео Галилей; | В) ученый, осужденный за свои воззрения церковью, который был сожжен в Риме в 1600 г; |
4) Томас Мор. | Г) автор книги «О вращении небесных тел». |
План изучения темы
1. Век Просвещения.
2. Технический прогресс и Великий промышленный переворот.
3. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.
Основные понятия: революция, гражданская война, протекционизм, урбанизация, Просвещение, барокко, классицизм, сентиментализм, мануфактура.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Век Просвещения
Период в истории между английской и великой французской революциями называют эпохой (веком) просвещения.
Просвещение – идейное течение, которое выступало против феодального строя с его системой сословных привилегий. Распространилось в Англии во второй половине XVII – XVIII вв., а в других западноевропейских странах – в XVIII в. просветители (в Англии – Джон Локк, во Франции – Д. Дидро, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Вольтер) были связаны с гуманистическими идеями возрождения. Общей чертой для всех просветителей был культ науки и вера в прогресс.
Они считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Огромную роль в идеологии Просвещения сыграла концепция гражданского общества, возникшая на основе теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которому общество передает часть своих прав государству. Что же касается государства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь.
Рационализм «Здравый смысл» |
Теория естественного права |
Все люди равны и наделены естественными и неотъемлемыми правами на - жизнь; - свободу; - собственность. |
Теория общественного договора |
Государство |
1. Не божественное установление. 2. Институт, возникший в результате договора между людьми. 3. Народ имеет право лишать власти государя, не выполняющего условия договора, не защищающего естественные права граждан. |
Рис. 6 «Основные идеи просветителей».
К достижениям Просвещения в сфере политической науки можно отнести разработку концепции разделения властей. Эта теория была сформулирована Д.Локком и дополнена Ш.Монтескье. Она заключается в том, что три составляющие (ветви) власти: установление законов (законодательная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всех спорных ситуаций (судебная власть), - не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разделяться, дополнять и сдерживать друг друга.
Теория разделения властей |
Реализация идей просветителей |
Идея просвещенного абсолютизма |
Идея народного суверенитета и демократической республики |
Просвещенный монарх должен провести необходимые буржуазные реформы |
Источник власти - народ |
Рис. 7 «Теория разделения властей».
Влияние идей Просвещения было столь велико, что некоторые монархи пытались осуществить их на практике. Реформы, которые проводили эти правители, включали в себя ограничение роли церкви в делах государства и общества; меры по развитию образования, науки и культуры; поощрение промышленности и торговли путем снижения налогов и предоставления привилегий предпринимателям. Политика просвещенного абсолютизма была характерна для многих государств Европы – Пруссии, Швеции, Австрии, Испании, Дании, России. Наиболее последовательно идеи просвещенного абсолютизма претворяли прусский король Фридрих II, австрийские монархи Мария Терезия и Иосиф II, король Испании Карл III и российская императрица Екатерина II. Они приглашали на службу просветителей, находились с ними в переписке, называли их своими учителями, сами упражнялись в сочинении политических трактатов. В правительственных указах говорилось об «общем благе», «всенародной пользе», заботе государства о нуждах «всех верноподданных».
Идеологи просвещенного абсолютизма считали, что монарх должен быть первым слугой государства, а все его деяния – направлены на благо подданных. В то же время, по их мнению, государь должен был сохранять абсолютную власть.
Идеи просветителей начали претворятся в жизнь уже в конце 18в., что ознаменовали следующие события:
- Война за независимость в Северной Америке (1775 -1783 гг.)
- Великая Французская революция (1789 – 1794 гг.)
Деятельность и идеи просветителей нанесли серьёзный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу общественного устройства. Их политические и социальные теории легли в основу многих современных общественно-политических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.
В Новое время идет быстрая смена художественных направлений, связанная с изменениями мироощущения людей, динамикой исторического развития стран европейской цивилизации.
Литература и искусство XVI – XVIII вв.
Таблица 5
Направление | Время | Характерные черты. Представители | Герой |
БАРОККО (итал.странный, причудливый) | XVI- XVII вв. | Свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, оратория). В литературе и музыке: окрашенные ужасом мучения и страдания человека. Сомнения в возможностях человека. Декоративная пышность, сильные аффекты, развитие инструментальных жанров. Разнообразны национальные варианты. Лопе де Вега, П.Кальдерон (Испания), Т.Тассо (Италия), С.Полоцкий (Россия) И.С.Бах (Германия), Дж.Габриели (Италия) В архитектуре, скульптуре и живописи характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм; эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Стремление удивить, поразить, зрительно обмануть Л.Бернини, Ф.Борромини(Италия), П.П.Рубенс, А Ван Дейк (во Фламандрии) | Экзальтированный мученик, человек потерявший веру в смысл и ценности жизни |
КЛАССИЦИЗМ (лат. образцовый) | XVII- XVIII вв. | Направление, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Вера в силу государства, разума, назидательность. История как плод деяния великих личностей. К. сложился во Франции, отразив подъём абсолютизма. В 18 в. К. был связан с буржуазным Просвещением и выразил гражданские идеалы, буржуазно-революционные устремления Эстетика К. устанавливала иерархию жанров-«высоких»(трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.) В литературе: П.Корнель, Ж.Расин, Ж.Б.Мольер, Ф.Ларошфуко(Франция); И.В.Гете, Ф.Шиллер (Германия) и др. В архитектуре: присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанный декор. Стремление создать обстановку торжественности, возвышенности, демонстрация военных побед. Ж.Ардуэн-Мансар, Ж.А.Габриель, К.Н.Леду (Франция), К.Рен (Англия), В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси (Россия) | Человек долга, который приносит свои чувства, личную жизнь жертву королю, государству |
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ (лат. вещественный, действительный) | конец XVII- XVIII вв | Конкретная форма художественного сознания нового времени; правдивое, объективное отображение действительности; правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных стилей и видов искусств. Утверждение разумного, естественного в человеке. Показ жизни представителей разных слоев общества, включая низы. Д.Дефо, Дж. Свифт, П.Бомарше, Г.Филдинг и др. | Гражданин, утверждающий свободу, человек рассудочный, предприимчивый, изворотливый, ловкий, способный выжить в условиях нарождающегося капитализма |
СЕНТИМЕН-ТАЛИЗМ (франц. чувство) | конец XVIII в. | Провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеализации. Изображение чувств человека, идеализация его добродетелей Ж.Ж.Руссо, Ж.Б.Грез, А.Ф.Прево, С.Ричардсон, Л.Стерн | Человек эмоциональный, чувствительный, вздыхающий о сельском покое, бегущий из дымного города |
2.Технический прогресс и Великий промышленный переворот.
Рис. 8 «Причины перехода к мануфактурному производству».
Формы мануфактуры
1. Рассеянная - купец-предприниматель раздавал сырье надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат.
2. Смешанная - предприниматель выделял некоторые операции или завершающий этап изготовления продукта и сосредотачивал их в своей мастерской (надомный труд + централизованный труд).
3. Централизованная - предприниматель сам создавал мастерскую, где под одной крышей осуществлялись все операции по производству конечного продукта силами бывших кустарей, разорившихся ремесленников.
Этапы распространения мануфактуры
XIV – XV вв. - ранние формы мануфактуры появились в крупных торговых центрах;
2 пол. XVI в. - ранние формы мануфактуры встречаются повсеместно;
XVI - XVII вв. - широкое распространение в Нидерландах и Англии;
2 пол. XVIII в. - промышленный переворот.
В результате буржуазной революции XVII в. в Англии раньше, чем в других странах, сформировались предпосылки промышленного переворота.
1. Появление огромного количества свободной рабочей силы в результате аграрных преобразований.
2. Сложился рынок сбыта товаров.
3. Наличие у купцов и предпринимателей денежных средств на строительство фабрик с применением машин.
4. 60 гг. XVIII в. - начало промышленного переворота в Англии.
Промышленный переворот - переход от мануфактурного - к машинному, фабрично-заводскому производству с использованием наемной рабочей силы. Значительный рост производительности труда.
Исходный пункт промышленного переворота - изобретение рабочих машин. Промышленный переворот начался, прежде всего, в легкой промышленности
- 1733 г . - летучий ткацкий челнок;
- 1765 г . - механическая прялка Джеймса Харгривса;
- 1785 г . - механический ткацкий станок Эд. Картрайта, 1784г. - паровая машина Дж. Уатта.
Новая техника привела к новой организации промышленности. На смену мануфактуре пришла фабрика. Началась новая, промышленная фаза капитализма.
Секуляризация Обмирщение сознания, ослабление власти церкви за счет Конфискации её земель и развитие атеизма. |
Демократизация политических структур Закладываются предпосылки для становления гражданского общества и правового государства. |
Индустриализация Постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которому положил промышленный переворот в Англии во второй половине XVIII века. |
Урбанизация Небывалый рост городов; город впервые в истории получил экономические преобладания, оттесняя на второй план деревню. |
Модернизация – сложный, довольно длительный процесс, который охватывает все области жизни общества в процессе разрушения устоев средневековой традиционной цивилизации |
Рис. 9 «Процесс модернизации».
Модернизированный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей жизни.
Таблица 6
Век | Модернизация |
XVII - первая пол. XVIII вв. | Рост городов, но с/х не уступало своих ведущих позиций в экономике, в нём была ещё занята большая часть населения. В аграрном секторе долго сохранялись техническая отсталость и мелкое производство. мелкое производство. |
Вторая половина XVIII в. | Начали использовать первые машины, но экономика в целом не была индустриализирована. Увеличилась роль изобретений, но установка на постоянное усовершенствование производства ещё не превратилась в ведущий принцип. |
XIX в. | Происходящие во второй половине XVIII в. изменения подрывали основы традиционализма, и его крушение в передовых странах Западной Европы стало совершенно очевидным. |
Причины революции
Рис. 10 «Причины революции».
Таблица 7
Англия (1640-1660 гг.) | Америка (1775 -1783 гг.) | Франция (1789-1794 гг.) |
1. Финансовый кризис. 2. Массовые гонения на пуритан. 3. Действия английских королей Якова I и Карла II. | Меры, которыми британское правительство хотело пресечь в колониях тенденцию к автономности. Власти старались притормозить развитие местного производства, продавая привозные товары по завышенным ценам. Ограничивалась самостоятельность законодательных собраний, которые отстаивали интересы колонистов. | В торговле и промышленности наступил застой, казна пустовала из-за чрезмерных трат двора. 1789 г. оказался неурожайным, начался голод. |
Война за независимость в Северной Америке и образование США (1775 -1783 гг.)
Причины: ограбление колоний, неравноправный торговый обмен, запрет на открытие мануфактур, запрет колонистам селиться на свободных землях на запад (западнее Аллеганских гор), высокие налоги («гербовый сбор»- налог на любой товар) и отсутствие представительства в английском парламенте.
П Р И Ч И Н Ы
Абсолютизм -тормоз развития
буржуазных
отношений
Бесправие
третьего
сословия
Тяжелое экономическое положение страны
Революцио-низирующее влияние идей
Просвещения
ЭТАПЫ
Август 1792
Июнь 1793
Июнь 1793
III
Июль 1794
Учредительное Собрание.
Свержение, а затем казнь короля.
Якобинская диктатура.
Контрреволюционный переворот и свержение якобинцев.
Взятие Бастилии.
Установление республики.
Аграрное законодательство.
Конституция
1795 г.
Ограничение власти короля.
Борьба между якобинцами и жирондистами.
Конституция
1793 г.
Власть Директории.
«Декларация прав человека и гражданина».
Изгнание жирондистов из Конвента.
Политика террора Робеспьера
Переворот 09.11.1799 г. Установление власти 3-х консулов во главе с Наполеоном.
И Т О Г И
Разрушение феодального
уклада.
Ликвидация феодально-сословных
порядков.
Установление политической и экономической
власти
буржуазии.
Складывание буржуазных форм собственности в сельском
хозяйстве.
Создание
предпосылок для промышленного
переворота.
Идеи Великой Французской революции оказали влияние
на общественное развитие в мире
1802 г . Наполеон – пожизненный консул;
1804 г . Франция – империя;
1807 г . окончательное установление авторитарного режима Наполеона.
Рис. 12 «Причины, этапы, итоги Великой Французской революции».
В целом, буржуазные революции XVII – XVIII вв. положили конец феодальным порядкам в Европе. Политический, экономический, социальный облик мировой цивилизации испытал кардинальные изменения. Западное общество трансформировалось из феодального в буржуазное.
Вопросы для самоконтроля по теме
Ответьте на вопросы теста:
1. Промышленный переворот начался:
А) с изобретения парового двигателя;
Б) с промышленного использования электричества;
В) с внедрения машин в текстильное производство;
Г) с внедрения машин в тяжелую промышленность.
2. Основой индустриальной цивилизации является:
А) технический прогресс;
Б) усвоение опыта предшествующих поколений;
В) замена орудий труда;
Г) установление новой системы ценностей.
3. Мануфактура – это…
А) ремесленная мастерская, в которой применялись машины;
Б) капиталистическое предприятие, где применялись ручные орудия труда, но разделение труда между работниками отсутствовало;
В) капиталистическое предприятие, на котором применялись машины;
Г) капиталистическое предприятие, где применялся ручной труд и было разделение труда между работниками.
4. Центрами развития буржуазных отношений были:
А) города;
Б) сельская местность;
В) монастыри;
Г) феодальные поместья.
5. В ходе промышленной революции возросла общественная роль:
А) земельной аристократии;
Б) сельскохозяйственных наёмных рабочих;
В) промышленной буржуазии;
Г) фермерства.
6. Участник Великой Французской революции, проводивший политику террора:
А) Б. Наполеон;
Б) К. Меттерних;
В) О. Кромвель;
Г) М. Робеспьер.
7. Укажите страну, правящие круги которой в XVIII в. проводили политику «просвещенного абсолютизма».
А) Великобритания;
Б) Пруссия;
В) Нидерланды;
Г) Франция.
8. Период Нового времени получил свое название потому, что:
А) на европейских престолах утвердились новые правящие династии;
Б) сформировалось мировоззрение, принципиально отличающееся от средневекового;
В) в большинстве европейских стран утвердился республиканский строй;
Г) в странах Европы повсеместно произошел промышленный переворот.
Приведите в соответствие:
1.
1) урбанизация; | А) нарастающее использование машин в производстве; |
2) индустриализация; | Б) освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви; |
3) демократизация; | В) направление в развитии культуры, в центре которого - человек; |
4) протестантизм; | Г) закладывание предпосылок для становления правового государства; |
5) рационализм; | Д) радикальное, относительно быстрое, насильственное изменение политической и социальной структур, основных систем ценностей; |
6) прагматизм; | Е) разумное отношение к окружающему миру; |
7) атеизм; | Ж)практическая полезность, удовлетворяющая субъективную потребность индивида; |
8) деизм; | З) религиозно-философское направление; |
9) революция; | И) отрицание веры в Бога; |
10) гуманизм. | К) небывалый рост городов и городского населения. |
1) | 2) | 3) | 4) | 5) | 6) | 7) | 8) | 9) | 10) |
2.
События | Даты |
1) Нидерландская революция. | А) 1566-1609 гг. |
2) Английская революция. | Б) 1789-1794 гг. |
3) Война североамериканских колоний за независимость. | В) 1640-1660 гг. |
4) Французская революция. | Г) 1775-1783 гг. |
1) | 2) | 3) | 4) |
ЗАДАЧИ
Рис. 15 «Задачи Северной войны».
Южное направление
1695г. – I Азовский поход. Неудачная осада турецкой крепости Азов.
1696г. – II Азовский поход. Взятие Азова, строительство крепости Таганрог.
Начало войны с Турцией. Борьба за создание антитурецкой коалиции Европейских стран («Великое посольство» 1697-1698 гг.). Военно-морское могущество Турции, экономическая отсталость и отсутствие флота у России, неудача «Великого посольства» в создании антитурецкого союза заставили Петра I отказаться от идеи борьбы за выход в Черное море и сосредоточить усилия на северо-западном направлении.
Год – Заключение мира с Турцией.
1723-1724 гг. – Персидский поход Петра I .
Северная война 1700 – 1721 гг.
Цели:
1. Добиться выхода к Балтийскому морю.
2. Вернуть побережья Финского залива (Ингрию), отторгнутые Швецией в начале XVII века.
3. Повышение международного статуса России. Превращение России в морскую державу.
«Северный союз» против Швеции |
Россия, Дания, Саксония Речь Посполитая |
Этапы Северной войны
Таблица 8
Год | Событие | Результаты и значение |
I -й этап (1700-1709 гг.)
II -й этап (1709-1721 гг.)
3. Петровские преобразования и их итоги.
Военные реформы
Таблица 9
Военные преобразования | Создание регулярной армии. | рекруты – пожизненно (с 25 дворов – 1 рекрут) |
Строительство флота. | ||
Воинский Устав. Военные учебные заведения для подготовки офицеров. Перевооружение армии. | - гвардейские части; - единая форма, ордена и медали; - повышения в чине за воинские отличия; - ружья со штыком, мортиры, гранаты. |
Социальные реформы
Произошли изменения в положении социальных групп и в социально-сословной структуре российского общества.
Таблица 11
Социальные реформы | Дворяне | -Завершился процесс формирования дворянского сословия; - дворянство обязано служить от рождения до смерти; -принцип происхождения («породы») заменен принципом выслуги; - исключительное право на владение землей и крестьянами и занятие государственных должностей; -новое иерархическое деление внутри дворянского сословия (14 классов). Учреждение майората, т.е. запрета при дроблении поместий при наследовании; слияние вотчин и поместий.
-Разделение жителей города по профессиональному признаку на цеха и гильдии (регулярные и нерегулярные граждане); -управление городом через ратушу и магистрат;
-введение подушной подати (1718 г. с мужского податного населения – 74 коп.); -сформировано новое сословие - государственные крестьяне (однодворцы Юга, черносошные крестьяне Севера, ясачные крестьяне Поволжья и Сибири); - было положено начало паспортной системе. |
Табель о рангах 1722 г. | ||
Указ о единонаследии 1714 г | ||
Горожане | ||
Крестьяне Подушная перепись 1718-1724 гг. |
Повсеместно поднимались восстания: в 1705-1711 гг. - в Башкирии, в 1705-1706 гг. в Астрахани. В 107-1708 гг. - на реке Дон произошло выступление казаков под руководством К. Булавина. Движением было охвачено 60 центральных уездов, но они жестоко подавлялись.
Экономические реформы
Создание мануфактурной промышленности (к концу I четверти XVIII в.- более 200 мануфактур, в большинстве – частные). Промышленность обеспечивала армию всем необходимым. Возникли новые экономические районы (Урал, Карелия, Санкт-Петербург и др.). Основаны многочисленные верфи по строительству судов. Поощрялось предпринимательство. В торговле проводилась политика защиты внутреннего рынка (протекционизм) и преобладания вывоза над ввозом (меркантилизм). Прорыты Вышневолоцкий и Ладожский каналы. Вводилась государственная монополия на продажу ряда товаров (соль, табак, железо, лен, смола, воск и др.). Финансовая реформа 1700-1718 гг. Все виды деятельности и пристрастие к старине облагалось налогом. Налоги были прямые и косвенные (включение в цену товаров, на продажу которых установлена государственная монополия).
Таблица 12
Тип мануфактур | Рабочая сила |
Вотчинные | Крепостные крестьяне помещика – хозяина мануфактуры. |
Казенные | Приписные крестьяне (государственные, работающие в счет государственных повинностей). |
Купеческие | Посессионные (неотъемлемая собственность мануфактуры, но не владельца). |
Таблица 13
Сельское хозяйство | Внедрение в практику жатвы зерновых посевов литовской косы (вместо серпа). |
Внедрение новых пород скота (рогатый скот из Голландии). | |
Создание конных заводов – государственных и частных. | |
Расширение посадок тутовых деревьев и разведение шелковичных червей. | |
Расширение посевов льна и конопли, развитие садоводства. | |
Первые попытки охраны лесов. |
Культурный переворот
В культуре Петр 1 стремился европеизировать Россию, приобщить к просвещению. Для преобразований нужны были квалифицированные кадры. Для этого были открыты начальные (цифирные) школы, училища, выпускались учебники, часть дворян направлялась на учебу за границу. Царь запретил дворянам жениться без образования. Поощрялось развитие науки и техники, было подготовлено открытие Академии наук (1725 г.), введен упрощенный гражданский алфавит, арабские цифры. С 1700 г. вместо календаря «от сотворения мира» стал действовать юлианский календарь «от рождества Христова». Разница между ними 5508 лет. Появился театр, музей – кунсткамера (собрание редкостей), вводились европейские обычаи, одежда, курение табака, бритье бороды. Для знати устраивались светские вечера встреч – ассамблеи. В 1702 г. в Москве вышла первая печатная газета «Ведомости». В архитектуре и градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов по плану, создание крупных архитектурных ансамблей.
Таблица 14
Трансформация придворного быта при Петре I | Меры и последствия | Новая одежда, бритьё бород, ношение париков и т.д. | Церковно-служащие, крестьяне и жители Сибири освобождались от новой одежды и бритья бород. |
Упрощались традиции, исчезала скованность. | - Смешение деловых совещаний и дружеских встреч. - Введение «ассамблей». - Упрощение общения царя с людьми и т.д. | ||
Народные гулянья. | По торжественным датам в честь «викторий»: торжественные процессии, красочные фейерверки, маскарады, угощения на площадях и т.д. |
Изменения в быту и культуре имели большое прогрессивное значение, но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий.
Значение преобразований Петра I
- Россия превратилась в империю с мощной армией и флотом.
- Усиление влияния России на международные отношения в Европе.
- Ускорение темпов социально-экономического развития.
- Процесс европеизации страны.
- Укрепление сословной системы.
- Становление абсолютной монархии.
Основные даты:
- 1676-1682 гг. – правление Фёдора Алексеевича.
- 1676 г. – перепись населения и проведение налоговой реформы, когда единицей налогообложения стал крестьянский двор.
- 1682 г. – окончательная отмена местничества.
- 1682 г. – стрелецкое восстание, вошло в историю под именем Хованщина (по имени князя Хованского, одного из руководителей стрелецкого приказа).
- 1682-1689 гг. – регентство Софьи Алексеевны.
- 1686 г. – «Вечный мир» с Польшей, заключённый В.В. Голицыным, возглавлявшим правительство при Софье.
- 1687,1689 гг. – два Крымских похода, совершённых Голицыным.
- 1689 г. – мнимое стрелецкое восстание, в результате которого Пётр I становится полновластным царём.
- 1695, 1696 гг. – два Азовских похода, в результате второго похода крепость Азов перешла к России, и Азовское море оказалось под контролем России.
- 1697 – 1698 гг. - Великое посольство.
- 1700-1721 гг. – Северная война.
- 1701 г., ноябрь – поражение русских войск под Нарвой.
- 1702, 1703 гг. – взятие крепости Нотебург, Ниеншанц.
- 1703 г., 16 мая – основание С.Петербурга (первоначально назывался Парадиз).
- 1704 г.– взятие Нарвы и Дерпта.
- 1708 г., 28 сентября – битва у деревни Лесной – разгром 16-тысячного корпуса шведского генерала Левенгаупта.
- 1709 г., 29 июня – Полтавская битва.
- 1711 г. – Прутский поход, неудачный для российской армии.
- 1711 г. – создание Сената.
- 1714 г. – морское сражение у мыса Гангут.
- 1714 г. – указ о единонаследии (поместье = вотчина).
- 1717 г.– создание коллегий.
- 1718-1724 гг.– проведение переписи населения, проведение налоговой реформы, когда была введена подушная подать.
- 1720 г.– морское сражение у острова Гренгам.
- 1721 г., 30 августа – Ништадтский мир.
- 1721 г. – создание Синода – высшего государственного органа, ведавшего церковными делами, Синод возглавлял обер-прокурор.
- 1722 г. – указ о престолонаследии, по которому император сам мог назначать своего преемника по своему усмотрению.
- 1722-1723 гг.– Персидский поход.
- 1722 г. – Табель о рангах.
- 1682-1725 гг. – правление Петра I.
ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Русско-польская война (1733-1735 гг.) - привела на польский трон Августа III.
Русско-турецкая война (1735-1749 гг.) - принесла России всего лишь владение Азовом, без выхода в Черное море.
Русско-шведская война (1741-1743 гг.) - подтвердила итоги Северной войны.
Административная единица
Социальные группы
Судебная система была построена строго по сословному принципу. Господствующее положение в судебной системе закреплялось за дворянами: дворяне были заседателями не только в дворянских судах, но также в магистратах и расправах. Судьи, прокуроры, асессоры, стряпчие назначались правительством из дворян. Военнослужащих судили военные суды и Военная коллегия. Духовные лица судились в губернской консистории. Крепостные крестьяне находились в полной юрисдикции своих владельцев.
Таблица 20
+ | – | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Уложенная комиссия» 1767-1768 гг. | Неудача «Уложенной комиссии» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реанимация Сената (разделен на 6 департаментов, упорядочена структура, изъяты законодательные функции, Сенат стал высшим судебным органом). | Усиление крепостного права Помещик получил право: - ссылать крестьян в Сибирь; - отдавать крестьян на каторжные работы. Крестьянам: Правление Павла I павел I (1796 – 1801 гг.): Западное направление
Таблица 22
Таблица 23
Основные даты: - 1762 –1796 гг. – правление Екатерины II. - 1763 г. – раздел Сената на 6 департаментов. - 1764 г. – секуляризация церковных земель. - 1767 1768 гг. – Уложенная Комиссия. - 1775 г. – Губернская реформа. - 1775 г. – Судебная реформа. - 1785 г. – Жалованная грамота городам. - 1785 г. – Жалованная грамота дворянам. - 1773 –1775 гг. – крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва. - 1768 – 1774 гг. – I Русско-Турецкая война, закончилась победой России и подписанием мирного договора в Кючук-Кайнарджи. - 1783 г. – присоединение Крыма к России. - 1783 г. – Грузия перешла под покровительство России. - 1787 – 1791 гг. – II Русско-Турецкая война, закончилась победой России и подписанием мирного договора в Яссах. - 1772, 1793, 1795 гг.– три раздела Польши. - 1797 г. – Указ Павла I об императорской фамилии. - 1797 г.– Указ о 3-х-дневной барщине. - 11 марта 1801 года – последний дворцовый переворот, сместивший с престола Павла I.
Социалисты - утописты Анри Сен - Симон считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов. Доходы собственников он считал паразитическими, выступал против злоупотребления собственностью. Не выступал против частной собственности, а лишь против её злоупотребления. Считал возможным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», используя для этого проповедь христианской морали. Его идеи были утопическими. Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым «таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники. Роберт Оуэн в своих работах пошёл дальше, считая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег. Марксизм – новое учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом об устройстве и развитии общества. 1848-1849 гг. – К. Маркс, Ф. Энгельс «Манифест коммунистической партии». Построение нового общества революционным путем. Социалистические идеи оказали влияние на политическую борьбу. Ревизиони́зм — идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины. Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн, который увидел, что: 1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников, наряду с монополистическими объединениями сохраняются средние и мелкие собственники; 2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои; 3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда; 4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом. Эдуард Бернштейн считал, что переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти. Анархизм - от греч. аnarcia – безвластие. Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские (террористические акты) и кооператоров. Представители: Пьер Жозеф Прудон, Пётр Кропоткин, Михаил Бакунин. Анархизм характеризуется: 1) Верой в хорошие стороны человеческой природы. 2) Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви. 3) Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью. Чартистское движение 1837-1854 гг. 1) Рабочее движение, требовавшее широких реформ в интересах народа. 2) Завершилось в 50-е гг. победой умеренного крыла чартистов и привело к расколу между революционерами и соглашателями. 3) В последующие годы в стране постепенно вырабатываются основы либеральной демократии и двухпартийной политической системы. 4) Постепенно происходило вовлечение в политическую жизнь народных масс, которые получили право участия в выборах.
2. Европейские революции середины XIX в. и изменение в основах государственности. 20-е годы XIX в. отмечены рядом революционных выступлений и восстаний в Западной Европе и на Балканах. Буржуазные революции в Испании, Португалии и Италии были вызваны притязаниями буржуазии на власть и ее борьбой против абсолютизма, восстановленного после краха наполеоновской империи. Эти выступления не носили стихийного характера, они были задуманы и подготовлены тайными обществами, состоявшими из буржуазных элементов, интеллигенции, либеральных дворян и военных. В странах Пиренейского полуострова и в Италии особую роль в революциях сыграли армии. Буржуазно-дворянские революционеры надеялись, что, подчинив себе армию и лишив, таким образом, ослабевший абсолютизм его важнейшей вооруженной опоры, они совершат военный переворот и без особого труда и без вовлечения в революцию широких масс добьются желаемого результата. Первая революционная волна в Европе (20-е гг. XIX в.): - буржуазные революции в Испании (1820-1823 гг.), Португалии (1820-1823 гг.), - неаполитанском королевстве (1820-1821 гг.), Сардинском королевстве (1821 г.); - национально-освободительные восстания в Греции и Валахии (1821 г.); - образование независимых государств в Латинской Америке. Вторая революционная волна (30-е гг. XIX в.): - буржуазно-демократические революции во Франции (1830 г.), Бельгии (1830 г.), Швейцарии (1830 г.), Италии (1831 г.), Испании (1834 г.); - волнения в германских государствах, национально-освободительное восстание в Польше (1830-1831 гг.); - революции серьезно потрясли основы реакционных порядков в Европе, хотя и потерпели поражение. Третья революционная волна (1848-1849 гг.): - Буржуазно-демократические революции во Франции, Германии, Австрии, Венгрии Италии и др. - Революции потерпели поражение. Международные отношения. Наполеоновские войны Таблица 24
После образования первой империи во Франции (1804-1814 гг.) Наполеон Бонапарт провел широкие социально-экономические реформы и приступил к завоеванию других стран. Эти войны сыграли важную роль в крушении феодальных порядков и проведении буржуазных реформ. Закончились поражением Франции и реставрацией монархии. Образование Священного союза. Сентябрь 1815 г. – создание «Священного союза монархов и народов» - политико-идеологической надстройки над «венской системой». 20-40 гг. XIX в. – вооруженное подавление революций и национально-освободительных движений в Европе и Америки.
План изучения темы 1. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. 2. Становление гражданского общества. 3. Особенности духовной жизни нового времени: А) научные открытия; Б) развитие образования: университеты, школы, формы самообразования; В) художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм. Основные понятия: гражданское общество, научная картина мира, естественно-научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм.
XIX век Таблица 32
Вопросы для самоконтроля I . Ответьте на вопросы теста: 1) Развитию железнодорожного транспорта в городах способствовало: А) появление паровозов; Б) превращение городов в промышленные центры; В) огромное желание облегчить жизнь горожанам. 2) Первый общественный транспорт – омнибус появился впервые: А) в Париже; Б) в Лондоне; В) в Берлине. 3) Появление трамваев с электрической тягой связано с именем: А) Эдисона; Б) С. Родса; В) К. Бенца. 4) В каком году в Лондоне был открыт первый метрополитен? А) 1872 г.; Б) 1868 г.; В) 1863 г. 5) Неотъемлемой частью уличного пейзажа конца XIX – начала XX века стало (а) появление: А) электромобилей; Б) фонарных столбов; В) мальчишек, продающих газеты. 6) Машину, предназначенную для шитья одежды, изобрёл: А) Л. Даггер; Б) Зингер; В) Р. Хилл. 7) Основателем первого способа фотографирования является: А) Л. Даггер; Б) Л. Шоулс; В) Зингер. 8) На смену свечам и масляным лампам в 50-е годы пришли: А) фонари; Б) керосиновые лампы; В) светильники. 9) В каком году Л. Шоулз получил патент на изобретение пишущей машинки? А) 1867 г.; Б) 1870 г.; В) 1875 г. 10) В наполеоновскую эпоху господствовал стиль: А) модерн; Б) классицизм; В) ампир.
II . Ответьте на вопросы: 1. Какие изменения произошли в социальном составе общества в XIX веке? 2. Как изменилось городское и сельское население? 3. Благодаря каким достижениям в различных отраслях науки формировалась эволюционная картина мира? 4. Объясните, почему основные научные открытия и изобретения были сделаны в европейских странах и США. III . Заполните таблицу:
IV .Соотнесите учёного и его изобретение:
Тема 7.3 «Процесс модернизации в традиционных обществах
План изучения темы 1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. 2. Попытки модернизации в странах Востока. Основные понятия: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос».
Вопросы для самоконтроля 1. Сформулируйте черты колониализма на примере политики Англии в Индии. 2. Охарактеризуйте положение индийского населения. Укажите причины восстания сипаев. Как восстание повлияло на колониальную политику Великобритании в Индии? 3. Выявите основные этапы колонизации Китая. Какую роль в подчинении Китая сыграли «опиумные войны»? 4. Почему Японии удалось избежать порабощения индустриальными странами? 5. Чем закончилась попытка модернизации в Османской империи? 3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Текущий контроль Перечень точек рубежного контроля:
3.2 Итоговый контроль по дисциплине По итогам изучения дисциплины проводится экзамен в виде компьютерного тестирования, также учитываются точки рубежного контроля. ГЛОССАРИЙ
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ (гуманитарный профиль)
В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен знать/понимать: - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; - основные исторические термины и даты; - периодизацию всемирной и отечественной истории; - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; уметь: - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро; - дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - определять историческое значение явлений и событий прошлого; - устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; - использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; - соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; - осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1 Основные источники (для студентов)
1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006. 2. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006. 3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004. 4. История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004. 5. Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006. 6. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001. 7. Орлов А.С. История России : учебник 3-е и последующие издания М., 2008. 8. Опорные конспекты схемы и таблицы по всемирной истории и истории цивилизаций. Составитель Ибрагимова А.А., 2005. 9. Опорные конспекты схемы и таблицы по истории России VIII-XVIII вв. Составитель Ибрагимова А.А., 2005. 10. Опорные конспекты схемы и таблицы по XIX века. Составитель Ибрагимова А.А., 2006. 11. Опорные конспекты схемы и таблицы по истории XX-XXI веков. Составитель Ибрагимова А.А., 2007.
6.2 Дополнительные источники (для студентов)
1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного.- Л.: Наука, 1988.- 242 с. 2. Анисимов Е.В. Анна Иоанновна. –М.: Наука, 2002.-186 с. 3. Анисимов Е.В. Россия в XVIII-I половине XIX века.- .:МИРОС, 1994. -336 с. 4. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Часть вторая. /М.: « Просвещение», 1995.- 294 с. 5. Бурлатский Ф.М. Новое мышление. – М.: Политиздат, 1989. -431 с. 6. Бонгард-Левин Г.М. Древние цивилизации. –М.: Мысль, 1989. - 479 с. 7. Волобуев А.А. Россия и мир. – М.: « Просвещение», 2007. -319 с. 8. Греков И.Б. Мир истории. Русские земли в XIII-XV веках. –М. : Молодая гвардия, 1988.-334 с. 9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. /М.: « Просвещение», 2007. – 465 с. 10. Дворниченко А.Ю. Древнерусское общество и церковь. -Л.: «Знание» , 1988. - 32 с. 11. Дмитренко В.П. История России, двадцатый век. –М.: АСТ, 1999. - 136 с. 12. Зайончковский А.М. Первая мировая война. – М.: Мысль, 2000. - 232 с. 13. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в двадцатом веке. / М.: « Просвещение», 2001. – 260 с. 14. Лимонов Ю. А. Россия XVIII века глазами иностранцев. –Л .: Лениздат, 1989. - 544 с. 15. Островский В.П., Уткин А.И. История России, двадцатый век./ М.: Дрофа, 2001. - 308 с. 16. Павленко Н.И. Екатерина I. _М.: Мысль, 2004. - 187 с. 17. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца семнадцатого века. / М.: Дрофа, 2001. - 322 с. 18. Пушкарев С. Обзор русской истории. – Спб.: « Лань», 1999. - 432 с. 19. Раскольников Ф.Ф.Кронштадт и Питер в 1917 году. –М.: Политиздат, 1990. - 319 с. 20. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. Часть первая./ М.: Просвещение, 1995. - 284 с.
Ибрагимова Анися Айсеевна Преподаватель истории ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» общеобразовательный цикл Гуманитарный профиль основной профессиональной образовательной программы для специальностей: 030912 Право и организация социального обеспечения, 031001 Правоохранительная деятельность, 072501 Дизайн, 072601 Декоративно-прикладное искусство Часть 2 ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Ответственные за выпуск:
Мезенева О.В. – методист редакционно-издательской деятельности; Перепелов В.В. – зав. копировально-множительным бюро; Синева О.В. – методист. Изготовлено в ГБОУ СПО «ПГК», 443068, Самара, ул. Луначарского, 12.
Отпечатано в копировально-множительном бюро ГБОУ СПО «ПГК» 443068, Самара, ул. Скляренко, 2. ВВЕДЕНИЕ Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «История» предназначен для того, чтобы сделать Вашу работу по освоению этой области знаний оптимально удобной и максимально понятной. УМКД облегчит работу, как на учебных занятиях, так и при выполнении самостоятельных работ. В УМКД всё содержание дисциплины «История» разбито на разделы, которые, в свою очередь, разделяются на темы. Их последовательное изучение сформирует у Вас целостное восприятие изучаемого предмета. Структура каждой темы построена следующим образом: - Основные понятия и термины по теме (определения даются в глоссарии) – Их нужно знать! - План изучения темы (вопросы, необходимые для изучения). - Краткое изложение теоретических вопросов. Наличие тезисной информации по теме позволит студенту вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Данный материал также будет полезен при подготовке к точкам рубежного контроля и семинарским занятиям. - Задания для самостоятельного выполнения во внеурочное время (оформляются в виде сообщений, докладов, презентаций, эссе, таблиц, глоссариев и т.п.). - Вопросы для самоконтроля по теме (ориентированы на вопросы точек рубежного и итогового контроля по дисциплине). Приступая к изучению учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендуемой основной и вспомогательной литературы (см. информационное обеспечение дисциплины), получить в библиотеке рекомендуемые учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками. Из всего списка рекомендуемой литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. В результате освоения дисциплины Вы должны уметь: - систематизировать знания об истории человечества, формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; - развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; - овладеть умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; - формировать историческое мышление — способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности; - формировать чувство гражданственности, национальной идентичности, - развивать мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин. В результате освоения дисциплины Вы должны знать: - исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом; - целостную картину истории мира; - интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории; - основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК): Таблица 1
При изучении дисциплины предполагается проведение семинаров по закреплению теоретических знаний. Практических занятий в курсе История» не предусмотрено. Контроль качества освоения дисциплины «История» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 2
Желаем Вам удачи! СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(Введение, разделы 1 – 4 см. в части 1) Раздел 5 «Истоки индустриальной цивилизации: Тема 5.1 «Запад и Восток XVI-XVII вв.»
План изучения темы 1. Модернизация как процесс перехода от традиционного - к индустриальному обществу. 2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. 3. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. 4. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. 5. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время. Основные понятия: модернизация, Новое время, Возрождение, гуманизм, Реформация, Контрреформация, великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, научная революция, секуляризация. Дата: 2018-11-18, просмотров: 446. |