Задание – Определение жанров детского фольклора
Цель практического занятия: создание условий для формирования умения определять группы и жанры детского фольклора, подготавливать материал по детскому фольклору в портфолио по педагогической практике.
Инструкция по выполнению:
- Повторить тему: « Группы и жанры детского фольклора»
- Записать в тетради заглавие практической работы: Практическая работа № 2
« Определение жанров детского фольклора»
- Подобрать к каждой группе детского фольклора соответствующие произведения, ( 1 – 2 ) полностью записать их содержание. Например:
1 группа: « Фольклор материнского пестования»
Колыбельная:
Котя, котенька, коток,
Котик, серенький бочок.
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Обязательно записывается название жанра и произведение
Пестушка: Потешка: Прибаутка:
2 группа: « Календарный фольклор»
Закличка: Приговор: Игровой припев:
3 группа: « Собственное творчество детей»
Дразнилки: Молчанки:
Скороговорки: Страшилки:
Считалки: Жеребьёвки: Поддёвки: Докучные песни:
Вывод по работе -
Литература: Мельников М.Н. Русский детский фольклор – М.. 1987
Тема : Русские народные сказки
Практическое занятие № 3. Русские народные сказки о животных. Сказки кумулятивного типа. Анализ сказок « Теремок», « Колобок», « Волк и козлята».
Анализ сказок кумулятивного типа « Теремок», « Колобок», « Волк и козлята»
Цель практического занятия: создание условий для формирования умения анализировать фольклорные произведения – сказки о животных, заполняя таблицу
Инструкция по выполнению:
- Повторить тему: « Русские народные сказки о животных»
- Записать в тетради заглавие практической работы: Практическая работа № 3
« Анализ русских народных сказок о животных»
- Прочитать русскую народную сказку в обработке К.Д.Ушинского « Колобок « по ролям
- Начертить в тетради таблицу для анализа сказки
- Выполнить работу в соответствии с образцом:
Образец анализа русской народной сказки « Колобок» в обр. К.Ушинского
Таблица № 1
Вопросы к анализу сказки | Ответы |
Вид сказки | О животных. Кумулятивного типа – покушение на жизнь героя. |
Характеристика героев | Колобок – непослушный, доверчивый, простоватый, хвастливый Заяц, серый волк, медведь – простоватые, удивлённые Лиса – льстивая, хитрая, коварная |
Композиция | Традиционный зачин: Жили – были старик со старухой. Исходная ситуация – старуха испекла колобок для старика Уход героя из дома – надоело колобку лежать, он и покатился… Встреча героя с персонажами: зайцем. волком, медведем, исполнение песенки и возможность от каждого из них удрать Кульминация - встреча героя с лисой. Польстился похвалой лисы, потерял бдительность. Конец – герой поплатился за свою простоту и доверчивость |
Язык сказки | Образный. Обилие диалогов. Присутствуют повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения. Многократные повторы : - Я тебя съем! - Не ешь меня!, песенку спою. Динамика. за счёт обилия глаголов и глагольных форм: помети, поскреби, намела, наскребла, замесила, скатала, изжарила, положила простынуть, катится, спою… Песенка колобка в жанре детской прибаутки с прибавлениями действий героя и персонажей. |
Идея сказки | Не бойся врага открытого, а бойся – закрытого. Мягко стелет, да жёстко спится. Старших надо слушаться - непослушание приводит к беде. |
Рекомендации | Сказка рекомендована программой для детей младшего дошкольного возраста. |
-Аналогично выполняется работа по анализу сказок : « Теремок» , « Волк и козлята»
Вывод по анализу русских народных сказок о животных
Литература:
Хрестоматия по детской литературе // Составители И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева – М., 2005
А.Н.Афанасьев Народные русские сказки – М., 1990
В.П.Аникин Русская народная сказка- м.. 1984
А.М.Новикова Русское народное поэтическое творчество – М.. 2009
Практическое занятие № 4. Анализ сказок: « Гуси – лебеди», « Хаврошечка», « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». ( 1 час
Задание – анализ русских народных волшебных сказок: « Гуси - лебеди»,
Цель практического занятия: создание условий для формирования умения анализировать волшебные сказки, отвечая на вопросы и заполняя таблицу
Инструкция по выполнению:
- Повторить тему « Русские народные волшебные сказки»
-Записать в тетради заглавие практической работы : Практическая работа № 4 « Анализ русских народных волшебных сказок»
- Прочитать сказки: « Гуси» в обработке К.Д.Ушинского ( по ролям);
« Царевна – лягушка» в обработке М.Булатова
- Начертить в тетради таблицы для анализа волшебных сказок
- Выполнить работу , заполняя таблицу
Дата: 2018-11-18, просмотров: 589.