№ | Показатели и критерии для анализа | Примечания | Комментарии, оценка деятельности педагога | ||
1. | Какие задачи трудового, нравственного воспитания решаются | (указать в соответствии с программой) |
| ||
2. | Организация условий труда, их рациональность. | объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение |
| ||
3. | Организация детского коллектива, формы работы | пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа, вся группа. Осуществление индивидуальной работы, её формы и целесообразность в соответствии с ситуацией |
| ||
4. | Используемые методы и приёмы, их оптимальность | Показ и его целесообразность, продуманность объяснения, его соответствие возрасту детей и уровню их навыков |
| ||
5. | Знания и умения детей | необходимые знания для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые в трудовой деятельности |
| ||
6. | Анализ деятельности детей | Сформированность знаний о материалах и инструментах Умение планировать работу, распределять её поэтапно Умение добиваться цели Активность, работоспособность, Умение сотрудничать с другими детьми Степень развития оценки, самооценки, умение анализировать результат труда Отношение к труду (с интересом, безразличное). |
| ||
7. | Вид предлагаемого общения | * эмоционально-личностный; * ситуативно-деловой; * внеситуативно-познавательный. | |||
8. | Умение педагога создавать ситуацию сотрудничества и совместной деятельности | Дети проявляют интерес к предложенной взрослым деятельности. Наличие у детей навыка совместных | |||
9. | Самостоятельность ребенка | Стремится все делать сам Самостоятельны, активны, инициативны Доводят начатое дело до конца Без указания взрослого убирают посуду, игрушки, вещи Нуждаются в поддержке: в различных видах деятельности, в общении, в быту | |||
10. | Культура поведения ребенка | обращение с просьбами, выражение благодарности, культура диалога. Умение сотрудничать со взрослыми, способность работать в группе | |||
11. | Нравственное развитие | Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает), умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам. | |||
12. | Стиль общения педагога с детьми | * директивность; * отстраненность; * тесный контакт. | |||
Самостоятельная работа № 17
Анализ ситуаций
Проанализируйте предложенные ситуации, предложите вариант решения в соответствии с теоретическими вопросами нравственного воспитания дошкольников.
Ситуация 1.
У ребенка во время прогулки пропали наручные детские часы. Ребенок пожаловался воспитателю. Та сразу же попросила детей “поискать”. Часы нашлись в кармане у одного мальчика. Он перепуган, твердит, что часы не брал. Вечером, когда пришла мама за мальчиком, он рассказал маме, уверяя, что не виноват.
Вопрос: “Может, часы подбросил настоящий вор? Как быть?”
Ситуация 2.
Во время организованной образовательной деятельности по рисованию девочка не чего не хочет делать. Воспитатель внушает ей, что все это пригодится ей в будущем. Девочка твердо отвечает: “Я выйду замуж за богатого. У меня будет прислуга. Ничего мне тогда делать не придется.
Вопрос: “Что ответить девочке?”
Ситуация 3.
Мальчик и девочка громко спорят. Воспитатель узнает, что мальчик разбил зеркальце, которое она принесла в детский сад. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. Девочка требует новое зеркальце.
Вопрос: “Как разрядить обстановку?”
Ситуация 4.
Мальчик и девочка сидят и рисуют. Девочка нарисовала куклу Барби. Увидев рисунок соседки, мальчик выхватывает рисунок и швыряет на пол со словами: “Барби – гадость”. “От гадости и слышу”, - огрызнулось девочка, поднимая рисунок с пола.
Вопрос: “Как вы поступите?”
Ситуация 5.
В группе готовятся к празднику. Распределены все роли. Машу назначили лисичкой. А утром Таня устроила истерику, заявив, что хочет быть лисичкой. Никакие уговоры родителей, музыкального руководителя не помогают.
Как поступить воспитателю?
Ситуация 6.
Дежурный поливал цветы и нечаянно пролил воду на пол. Младший воспитатель накричала на ребенка, обвиняя его в неумении. Ребенок заплакал и заявил с обидой, что никогда не будет поливать цветы. Как поступить воспитателю?
Ситуация 7.
Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Как поступить воспитателю?
Ситуация 8.
Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Ваши действия?
Ситуация 9.
Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у нее минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.
Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?
Ситуация 10.
Дети играли в игру «Волк и семеро козлят». Волк бегал за всеми. Рычал, а козлята прятались. Самый маленький, Эдик, спрятаться не успел. Он растерянно оглядывался, собирался заплакать. Тогда из своего укрытия выбежала Наташа: «Ты не бойся, я тебя загорожу, и волк не съест», — сказала она.
Вопросы: Как вы думаете, что испытывали Эдик и Наташа?
Дайте оценку действиям «волка».
Какой должна быть реакция воспитателя, наблюдавшего данную ситуацию?
Ситуация 11.
Перед занятием воспитатель напоминает детям, что в группе нужно навести порядок: убрать игрушки на место. Те, кто закончил дело, подходят ко взрослому. «Алеша, ты машину починил, прежде чем ее в гараж поставить? Заботливым ты был шофером?»— спрашивает Лидия Федоровна. «А ты, Соня, как о своей матрешке позаботилась? — обращается она к девочке, которая строила для своей игрушки скамеечку.— Удобно ей было на твоей скамеечке сидеть? А кто мишку катал? Какая заботливая мама: погуляла с мишкой и спать положить не забыла!» — обращается педагог к Ирочке.
Как вы думаете, для чего авторы программы рекомендуют воспитателям проводить такой разговор с малышами? Надо ли также беседовать с детьми старшего дошкольного возраста?
Ситуация 12.
Увидев из окна группы стоящую перед дверью на кухню машину «Продукты», воспитатель предложил детям, что привез шофер.
- Хлеб! Кашу! Крупу! Мясо! – перечисляли дети наперебой.
- А зачем в детском саду продукты?
- Чтобы дети кушали! Повару продукты привезли, чтобы он нам кашу варил.
- А кто приготовил запеканку на завтрак?
- Мария Николаевна, повар!
- Из каких продуктов испекли запеканку?
- Из творога, крупы и сахара.
- Повар и шофер позаботились, чтобы все дети в детском саду были сыты! – заключил разговор педагог.
С какой целью и с детьми какой группы проводилось это незапланированное наблюдение? Надо ли также беседовать с детьми старшего дошкольного возраста?
Рекомендуемая литература:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 576.