Тема 2.5. Дошкольник как субъект воспитания и объект педагогического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Самостоятельная работа № 6

Анализ ситуаций

Проанализируйте предложенные ситуации, предложите вариант решения с учетом закономерностей психического развития ребенка.

Восприятие

Дети старшего дошкольного возраста рисовали грузовую машину-игрушку. Непосредственно перед рисованием воспитатель предложил детям хорошо рассмотреть ее, а затем назвать каждую часть машины, обращая внимание на то, что кузов у машины больше кабины и шире ее. Дети отметили, что кабина чуть повыше кузова, у нее срезан один угол, в кабине есть окно,   которое имеет форму квадрата, и т. д.

С какими сенсорными эталонами воспитатель знакомит детей?

Каковы особенности сенсорного развития дошкольника?

Как обследование предмета влияет на изобразительную деятельность детей?

Как должен располагаться предмет (в данном случае машина) по отношению к ребенку?

 

Восприятие

Подумайте и скажите, что легче сделать ребенку 4 лет: различать цвета и отбирать их или называть?

Дайте психологическое обоснование необходимости обучения ребенка различению и использованию цвета.

 

Восприятие

Находясь на прогулке с детьми 4 лет, воспитатель обращает их внимание на цветы:

— Кто скажет, как они называются?

— Это ромашки.

— Верно, это ромашки. Их нельзя спутать с другими цветами. Скажите, почему мы их легко узнаем?

— У ромашки середина желтая.

— А какие лепесточки у ромашки?

— Они белые и длинные.

Отметьте особенности восприятия детей данного возраста. Какие качества восприятия формировал воспитатель у детей? Проанализируйте действия воспитателя.

 

Восприятие

Выделите характерные особенности восприятия детей дошкольного возраста. Как усваиваются детьми сенсорные эталоны? Какие виды действий восприятия формируются в этом возрасте?

Валя (3,6) рассматривает книгу. На одной из страниц нарисованы геометрические фигуры. Валя показывает фигуры пальцем и называет: «Круг, квадрат, треугольник». Указываю на овал: «А это что?» — «Это блин»,— отвечает Валя. Отложила книжку, взяла линейку с отверстиями разной формы, обрисовала одно из них — получилась трапеция. Зовет меня: «Мама, смотри, какая юбочка получилась».

Веду Валю (3,11) в детский сад. Она предлагает пройти через дыру в сетке забора, от чего я решительно отказываюсь. Идем дальше. Валя обращает внимание на маленькую дырку в сетке. Показывает на нее и хитро так улыбается: «А через эту дырку давай пройдем!» Я тоже смеюсь. Валя заключает: «Котик через эту дырку пролезет, а человек — нет. И гуля (голубь) пролезет, и воробышек пролезет!»

Вале (3,11) нравится смотреть кулинарные книги. Она нашла в одной из них фотографию кухонного интерьера. Спрашивает: «Это наш дом?» Я механически отвечаю ей: «Наш, наш». В течение минуты Валя продолжает рассматривать фотографию. И вдруг возмущенно восклицает: «Ты говоришь, что это наш дом, а это не наш дом! Это бабушкин дом. Видишь, вот на шкафчике такие ручки, как на бабушкином!». Действительно, на нашем шкафчике ручки круглые, а на бабушкином длинные.

 

Наблюдение

В групповой комнате детского сада стоял аквариум. В нем плавали рыбки. Дети (3 г. 5 мес.) вместе с воспитателем ухаживали за ними: кормили, чистили аквариум и т. д. Дети могли хорошо видеть рыбок.

Однако на специальном занятии, посвященном рассматриванию рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы о них.

Чем объяснить неумение детей рассказать о рыбках? Можно ли утверждать, что дети младшего дошкольного возраста не наблюдательны?

Как следует организовать наблюдение детей?

 

Наблюдение

Воспитатель старшей группы показал детям куклу и предложил ее нарисовать. Но прежде чем изобразить игрушку на бумаге, педагог стал учить детей, как надо обследовать куклу, чтобы хорошо знать ее особенности. Затем дети ответили на вопросы воспитателя и только потом стали рисовать.

Почему детям необходимо такое рассматривание, в чем его польза? Почему дошкольники порою неправильно изображают даже хорошо знакомый им предмет?

Может ли ребенок научиться рассматривать предмет самостоятельно?

 

Восприятие

Опишите особенности представлений ребенка о пространстве я пространственных отношениях. Какие особенности мышления детей проявляются в этих представлениях?

1. Женя (3,1) называет «Сивинь» (название деревни) только дом, в котором мы живем. Так, из бани, где мы поместились, он зовет нас в дом: «Пойдем в Сивинь!» На замечание «Да и здесь Сивинь» отвечает: «Это баня, а не Сивинь».

2. Дима (4, 6) знает, что живет в Бресте. Едем с ним в автобусе из парка по городу. Он устал. Плаксивым голосом спрашивает: «Когда мы приедем в Брест? Скоро мы приедем в Брест?» Отец отвечает: «Мы в Бресте, все это — Брест, это город». Дима возражает: «Нет, Брест — это там, где наш дом, где магазин и садик!»

 

Мышление

Детям разного возраста было предложено: расставить мебель для кукол и рассказать, как это задание выполнялось. Задание выполнялось в каждой возрастной группе отдельно.

1. В этой группе дети молча расставили стульчики, стол, кровать, шкаф. Они не пытались переставить мебель, сравнивать, как лучше: расставляли подряд попадающиеся им предметы.

По окончании работы они лишь жестами показали, куда поставили стол, а куда стул.

2. Дети этой группы, прежде чем оборудовать комнату для куклы, отобрали всю необходимую мебель. Во время выполнения задания слышались высказывания: «Где кресло?»; «Сюда поставлю сервант» и т. д., что свидетельствовало об их действиях с опорой на понятия.

Произнесение отдельных фраз: «За шкаф»; «Под стол»; «У окна» — говорило о том, что у них уже сформировался план действия, который затем осуществлялся.

3. Дети этой группы, расставляя мебель, меняли местами стулья, стол, кровать и т. д., обращаясь к экспериментатору с вопросом: «А так можно?», рассматривая вид комнаты. В действиях некоторых детей были замечены элементы планирования.

Определите примерный возраст детей, принимая за основу развитие мышления дошкольника.

Как идет развитие мыслительных действий дошкольника?

 

Мышление

Мама предложила дочке Нине (4 г. 5 мес.) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села 1 птичка. Сколько было деревьев?»

Нина задачу не решила. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила дочке решить задачу. Девочка решила задачу правильно.

Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример?

Как развивать мышление детей этого возраста?

 

Мышление

Саша (6 лет) по комнате возил машину. От резкого движения машина закатилась под диван. Мальчик пришел на кухню и сказал маме: «Дай щетку!» На вопрос мамы, зачем ему нужна щетка, ответил: «Машинка под диван укатилась, ее надо достать».

Какой вид мышления свойствен Саше?

Отметьте значение данного вида мышления для психического развития ребенка

 

Мышление

«...В процессе обучения пятилетних детей математике было обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношением частей и целого. Положительный результат не был получен ни при словесных формах объяснения, ни при организации действий детей с предметами, состоящими из нескольких частей (например, вкладными матрешками). Словесные объяснения дети не понимают, а, действуя с составленными предметами, устанавливают названия «часть» и «целое» только применительно к данному конкретному материалу, не переносят их на другие случаи. Тогда решили знакомить детей с этим отношением при помощи схематического изображения деления целого на части и его восстановления из частей. На этом материале дети поняли, что любой целый предмет может быть разделен на части и восстановлен из частей» (Мухина В. С.).

Почему дети с помощью наглядно-образного мышления затрудняются усваивать названия «часть», «целое»?

С помощью какого вида мышления детям удалось решить задачу на усвоение этих названий?

Какова роль моделей в развитии детского мышления?

 

Мышление

Детей разного дошкольного возраста спросили, что такое кукла.

Ответы были разные.

Лена: «Кукла — это вот». (Показывает.)

Нина: «Кукла — чтобы играть».

Зина: «Кукла — это голова, руки, ноги, волосы».

Оля: «Кукла — это игрушка».

По ответам детей определите примерно их возраст.

Назовите основные закономерности формирования понятий у детей.

 

Мышление

Проанализируйте нижеследующие ситуации, иллюстрирующие особенности мышления детей дошкольного возраста. Какие особенности мышления ребенка приводят его к ошибочному с точки зрения взрослого выводу? На какие признаки явлений окружающего мира ориентируется ребенок, а какие признаки он не учитывает?

1. Сережа (3 года) сказал:

— Мама, а я муха!

— Почему?

— А я денежку нашел!

2. Наступила зима. Лена (4 года) говорит: «Что-то кошек совсем не видно... Наверно, на юг улетели».

3. Лена (4 года): «А одеяло учится кусаться у комаров...»

4. Настя (5 лет):

— Мама, а ты знаешь, что такое сено?

— Знаю, сухая трава.

— Значит, когда коровы едят свежую траву, то дают свежее молоко, а когда сено — то сухое?

5. Дима (3 года) жалуется:

— Папа машину бензином кормит и кормит... А она все не вырастает и не вырастает...

— А кем она должна стать, когда вырастет?

— Автобусом!

 

Речь

Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами.

Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» — Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»

С чем связано подобное явление?

 

Речь

Дошкольник, жестикулируя, рассказывает: «Он как налетит, а тут р-раз... и стекла бах... бах... А он упал... и тогда все... так бегут. А этот свистит, а тот как выпрыгнул и как закричит... Под красный, под красный... А она так и плачет...»

Какие особенности речи младших дошкольников проявились в этом рассказе?

 

Речь

Дети 4—5 лет часто употребляют выражения «землетрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый — босутый» и т. д.

Какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях? Приведите свои примеры.

 

 Память

Пете (4 г. 5 мес.) предложили рассмотреть картинки, потом забрали их и попросили назвать изображенные предметы. Мальчик не сумел назвать многие предметы, только что рассмотренные им на картинках.

Мише (4 г. 5 мес.) дали рассмотреть эти же картинки и попросили отдельно отложить изображения тех предметов, которые могут понадобиться для кухни, детской комнаты, двора. Затем картинки у него тоже забрали и предложили перечислить изображенные на них предметы. Мальчик назвал все слова.

Какие особенности развития памяти дошкольника отражены в этих примерах?

Охарактеризуйте особенности развития памяти дошкольника.

 

Рекомендуемая литература:

1.    Урунтаева, Г.А. Детская психология: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.А. Урунтаева. – 9-е изд. – Москва: Академия, 2013. – 368 с.

2.    Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 15-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 416 с.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 523.