Раздел 3. Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 3.1. Цели, закономерности и принципы дошкольного воспитания.

 

Самостоятельная работа № 7

Анализ ситуаций

Проанализируйте предложенные ситуации, укажите вариант решения с учетом целей, закономерностей и принципов дошкольного воспитания. Назовите применяемые методы, приемы, формы и средства воспитания.

1. Задерживается завтрак детей: повар не успел приготовить.

Как должен поступить воспитатель:

— вовремя, в соответствии с режимом дня, провести гимнастику и умывание,

— нарушить режим и сделать это позже, предоставив детям возможность поиграть,

— использовать неожиданную паузу, организовав полезную для детей деятельность (почитать книгу, дать задание)?

Что еще может предпринять воспитатель?

2. Несколько детей медленно едят.

Как быть воспитателю:

— задержать начало занятия в ожидании, когда они поедят, сажать этих детей раньше за стол? Как вы поступите в такой ситуации?

3. Многие педагоги после летнего отдыха не узнают своих воспитанников: дети забыли, в какой последовательности надо одеваться, разучились пользоваться вилкой и ножом, забывают убирать игрушки.

Как поступить воспитателю:

— начинать все сначала, как учили малышей в предыдущей группе,

— стыдить их за забывчивость,

— помогать при затруднениях?

Какие приемы работы с детьми вы будете использовать, оказавшись в подобной ситуации?

4. Ребенок постоянно отказывается от еды.

Как быть воспитателю:

— освободить его от еды,

— кормить насильно? Каковы ваши действия?

5. Обычно ребенок хорошо ест, но сегодня он отказывается от принятия пищи.

Как поступить педагогу:

— настойчиво предлагать ребенку съесть все,

— предложить попробовать чуть-чуть,

— используя разные приемы, добиться, чтобы ребенок хорошо поел?

Предложите иные варианты действий.

6. Утро в детском саду. Малыш с трудом расстается с мамой и громко плачет.

Как быть воспитателю:

— заняться этим ребенком, оставив остальных,

— предоставить ребенка самому себе? Как вы поступите в подобной ситуации?

7. Родители Маши часто просят не брать девочку на прогулку, боясь простуды.

Что должен предпринять воспитатель:

— удовлетворить просьбу родителей,

— не удовлетворять их просьбу? Каковы ваши действия?

8. Во время умывания несколько детей отстали от всех.

Как быть:

— умывать их последними,

— умывать их первыми,

— объединить их с другими детьми? Как бы вы воздействовав на детей?

9. Как быть с детьми, которые не хотят спать:

— не укладывать их,

— укладывать в другой комнате, чтобы они отдохнули,        

— посидеть возле них, пока не заснут?

Назовите ваши действия, учитывая возраст детей и их индивидуальные особенности.

10.  Как быть с детьми, которые поздно заснули:

— поднять их вместе со всеми,

— поднять их позже? Предложите свой вариант ответа.

Рекомендуемая литература:

1. Микляева, Н. В. Теоретические основы дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебник для СПО / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2017. – 496 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/27654E87-2352-4F06-A746-E5E10698C4D7 (ЭБС «Юрайт»)

2. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с. // §библиотека: сайт. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-1.shtml

3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 15-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 416 с.

Тема 3.2. Воспитание и обучение в деятельности.

 

Самостоятельная работа № 8

Упражнение

Изучить рынок современных игр, игрушек, дидактических пособий, методических материалов. Представить полученные данные в виде таблицы.

Возраст детей Ранний возраст Младший дошкольник Средний дошкольник Старший дошкольник
Игры и игрушки        
Дидактические пособия и методические материалы        

 

Тема 3.3. Методы и формы организации обучения дошкольников.

 

Самостоятельная работа № 9

Конспект источников

На основе предложенного списка литературы студенты самостоятельно отбирают и структурируют информацию в виде схемы по теме «Методы и приемы обучения».

Рекомендуемая литература

  1. Микляева, Н. В. Теоретические основы дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебник для СПО / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2017. – 496 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/27654E87-2352-4F06-A746-E5E10698C4D7 (ЭБС «Юрайт»)

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 15-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 416 с.

3. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с. // §библиотека: сайт. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-1.shtml

Самостоятельная работа № 10

Конспект источников

На основе предложенного списка литературы студенты самостоятельно отбирают и структурируют информацию по теме Классификация педагогических технологий в дошкольном образовании.

Рекомендуемая литература

1. Микляева, Н. В. Теоретические основы дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебник для СПО / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2017. – 496 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/27654E87-2352-4F06-A746-E5E10698C4D7 (ЭБС «Юрайт»)

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 15-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 416 с.

3. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с. // §библиотека: сайт. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-1.shtml

Самостоятельная работа № 11

Упражнение

Анализ выбора задач, содержания, методов и приемов обучения в предложенном конспекте НОД для детей младшего дошкольного возраста. Упражнение письменное: студенты знакомятся с конспектом организованной образовательной деятельности и дают характеристику поставленным задачам, выбранным методам, приемам обучения.

 

«Путешествие по лесу в поисках зайчика»

Тип НОД: занятие по обобщению и систематизации знаний дошкольников второй младшей группы по классификации диких животных.

Образовательная область: познавательное развитие (формирование у детей целостной картины мира).

Виды деятельности в течение НОД: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, конструирование.

Цель: совершенствование представлений детей о классификации диких животных.

Задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие.

Обучающие:

- закрепить знания детей о классификации диких животных;

 - актуализировать и включить в систему знаний умение детей конструировать из плоскостных геометрических фигур способом наложения;

- научить детей правильно дышать во время дыхательной гимнастики, вдох-через нос, выдох – через рот.

Развивающие:

- развивать любознательность детей, расширять их кругозор о сезонных изменениях в природе весной;

- повышать речевую активность детей, развивать зрительное восприятие;

- продолжать обогащать пассивный и активный словарь детей;

- развивать у дошкольников наглядно-образное мышление, воображение, память;

Воспитывающие:

- воспитывать у дошкольников любовь и бережное отношение к природе и животному миру;

- воспитывать у детей желание решить проблемную ситуацию на занятии, помочь Лесовичку найти зайчика;

- воспитывать у дошкольников такие качества, как отзывчивость, уважение к окружающим, вежливость, сопереживание.

Словарная работа:

Введение в активный словарный запас детей следующие слова и сочетания слов: Лесовичок; тропинка; дикие (лесные) и домашние животные; одинаковые-разные.

Оборудование:

Мультимедийная установка (экран, проектор, ноутбук, колонки), 3 обруча, следы, вырезанные из самоклейки и приклеенные к полу.

Демонстрационный материал:

Герой-Лесовичок, обращающийся к детям с экрана; зайчик-игрушка; слайды на экране для дыхательной гимнастики с детьми.

Раздаточный материал:

Картинки диких и домашних животных по количеству детей (медведь, лиса, волк, белка, собака, кошка, поросенок, корова); плоскостные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольники) и фоны для наложения по количеству детей.

Предшествующая работа воспитателя:

1) Выбор темы для организации и проведения НОД с детьми второй младшей группы в соответствии с возрастом детей и актуальностью темы.

2) Постановка проблемы на занятии с целью создания мотивации общения и личной заинтересованности детей.

3) Составление заданий для детей второй младшей группы с целью актуализации знаний дошкольников по теме «Дикие животные».

4) Изготовление раздаточного материала для детей с целью закрепления знаний дошкольников о классификации диких животных. Изготовление фонов и плоскостных геометрических фигур для конструирования. Изготовление следов для наклеивания к полу с целью создания ориентиров для детей во время передвижения, перемещения на занятии.

5) Создание мультимедийной презентации для занятия с детьми второй младшей группы для обращения Лесовичка к детям и для проведения с ними дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

I. Вводная часть – 2 минуты.

а) Организационный момент.

б) Введение детей в проблемную ситуацию (послание от Лесовичка).

II. Основная часть - 11 минут.

1) Перемещение воспитателя с детьми по следам.

2) Обращение Лесовичка к детям с экрана.

3) Актуализация знаний детей о сезонных изменениях в природе весной.

4) Дыхательная гимнастика с использованием мультимедийной презентации.

5) Перемещение воспитателя с детьми по следам.

6) Актуализация и закрепление знаний детей о классификации диких животных.

7) Перемещение воспитателя с детьми по следам.

8) Выкладывание детьми зайца из плоскостных геометрических фигур способом наложения;

III. Заключительная часть - 2 минуты.

Рефлексия.

Организация детей на непосредственно - образовательной деятельности:

Форма организации детей для проведения НОД – подгрупповая (12 человек).

Форма организации детей в течение НОД – фронтальная (перемещение детей, путешествие по лесу, по ориентирам – следам), индивидуальная – выполнение задания каждым ребенком, конструирование методом наложения.

Ход непосредственно - образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я получила от своего друга Лесовичка, который круглый год живет в лесу и заботится о лесе и его обитателях, животных, срочное сообщение. Внимание на экран.

Звучит аудио обращение Лесовичка к детям: «Я проснулся, а в лесу пусто и мой лучший друг зайка потерялся, помогите мне, пожалуйста, его найти!»

Воспитатель: Дети, как нам найти зайчика?

Дети: Нужно пойти в лес.

Воспитатель: Согласна с вами, попробуем найти зайку в лесу! Предлагаю отправиться в путь, только будьте внимательны и не сбейтесь с тропинки, идти нужно, наступая на следы, которые приведут нас в лес.

Воспитатель: По следам, по следам нужно идти дружно нам, ты тропинка нас веди и к разгадке приведи! Смотрите, ребята, сколько много животных!

Возьмите себе по одному, внимательно рассмотрите его и положите в тот обруч, где животное живет. В зеленом обруче будут жить лесные животные, а в красном - домашние.

Дети раскладывают животных в обручи по заданному признаку-ориентиру.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, картинки каких животных вы положили в красный обруч.

Дети: кошка, собака, корова, поросенок.

Воспитатель: Совершенно верно! Эти животные живут с человеком в квартире или во дворе, каким словом они называются?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Кормят и защищают их люди. Они строят для них жилище, например будку, хлев, сарай, или животные живут в квартире вместе с хозяевами. Назовите, пожалуйста, животных, которые оказались в зеленом обруче.

Дети: медведь, волк, лиса, белка.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Эти животные живут в лесу. Каким словом их можно назвать?

Дети: Дикие или лесные животные.

Воспитатель: Согласна с вами, молодцы! В природе диким животным надо самим заботиться о себе и о своих детенышах. Они сами добывают себе пищу, строят себе жилище, например нору, берлогу, могут жить в дупле.

Воспитатель: Ребята, нам удалось найти Зайчика?

Дети: Нет. Отправляемся дальше.

Воспитатель ведет детей за собой и говорит слова: По следам, по следам нужно идти дружно нам, ты тропинка нас веди и к разгадке приведи!

Воспитатель: Дети, смотрите, тропинка привела нас к старичку-Лесовичку.

На экране появляется Лесовичок и говорит: Посмотрите-ка, весь лес в снегу. Может животные спрятались под снегом?

Воспитатель: Сегодня первый день весны. Дети, что со снегом весной происходит?

Дети: Он тает.

Воспитатель: Правильно, снег весной тает. Что еще происходит весной в природе?

Дети: Солнышко греет, становится тепло.

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно! Солнце весной становится теплым, оно греет землю, снег превращается в звонкие ручейки и веселую весеннюю капель, сосульки капают с крыш, плачут. Природа оживает после зимнего холода, просыпается и расцветает. Предлагаю и нам с вами растопить снег, чтобы узнать, кто под ним прячется!

Воспитатель проводит с детьми дыхательную гимнастику.

Воспитатель: Чтобы снег растаял, будем его нагревать. Наше с вами дыхание очень-очень теплое, будем выдыхать воздух в свои ладошки. Дышать нужно по-особому, по-лесному. Вдох через нос, выдох через рот. Ваши ладошки согрелись, стало теплее?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы, мы справились с задачей, сугробы тают, внимание на экран! Кого мы нашли под снегом?

Дети: медведя, волка, лису, белку.

Лесовичок: Молодцы, вы почти всех отыскали, кроме моего зайки. Бегите по дорожке и обязательно его найдете.

Воспитатель: По следам, по следам нужно идти дружно нам, ты тропинка нас веди и к разгадке приведи! Смотрите, дети, мы вернулись в группу, в детский сад, перед нами столы и стулья стоят, предлагаю вам сесть. Что вы видите перед собой на столах?

Дети: Круг, квадрат, треугольники, лист бумаги.

Воспитатель: Верно! На столе у каждого из вас есть геометрические фигуры круг, квадрат, треугольники и лист бумаги, на котором также вы видите фигуры. Возьмите, пожалуйста, фигуры со стола и наложите их на лист. Дети, кто у вас получился?

Дети: Зайчик получился.

Воспитатель: Молодцы, у вас получился зайчик! Посмотрите на зайчиков друг у друга. Они одинаковые?

Дети: Разные!

Воспитатель: Чем отличаются ваши зайчики?

Дети: Цветом.

Воспитатель: Правильно, зайчики отличаются цветом шубки. Помашите, пожалуйста, те, у кого зайчик получился в серой шубке. В какое время года заяц носит такого цвета шубку?

Дети: Весной, летом и осенью.

Воспитатель: Молодцы, верно! Помашите, пожалуйста, те, у кого зайчик получился в белой шубке! В какое время года заяц носит такого цвета шубку?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Молодцы, верно! Заяц зимой меняет серую шубку на белую.С заданиями вы справились прекрасно. Предлагаю поискать зайчишку в группе. Посмотрите вверх, посмотрите вниз, посмотрите по сторонам, вот и зайка пожаловал в гости к нам. Вы помогли Лесовичку и нашли зайчишку. Ребята, где заяц будет жить?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Каких животных мы нашли с вами в лесу? Давайте посмотрим на экран.

На экране появляются все животные, Лесовичок обращается к детям.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Спасибо, ребята, за увлекательное путешествие. Пришло время прощаться с гостями.

Дети: До свидания.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 883.