Тема 3.1. Цели, закономерности и принципы дошкольного воспитания.
Самостоятельная работа № 7
Анализ ситуаций
Проанализируйте предложенные ситуации, укажите вариант решения с учетом целей, закономерностей и принципов дошкольного воспитания. Назовите применяемые методы, приемы, формы и средства воспитания.
1. Задерживается завтрак детей: повар не успел приготовить.
Как должен поступить воспитатель:
— вовремя, в соответствии с режимом дня, провести гимнастику и умывание,
— нарушить режим и сделать это позже, предоставив детям возможность поиграть,
— использовать неожиданную паузу, организовав полезную для детей деятельность (почитать книгу, дать задание)?
Что еще может предпринять воспитатель?
2. Несколько детей медленно едят.
Как быть воспитателю:
— задержать начало занятия в ожидании, когда они поедят, сажать этих детей раньше за стол? Как вы поступите в такой ситуации?
3. Многие педагоги после летнего отдыха не узнают своих воспитанников: дети забыли, в какой последовательности надо одеваться, разучились пользоваться вилкой и ножом, забывают убирать игрушки.
Как поступить воспитателю:
— начинать все сначала, как учили малышей в предыдущей группе,
— стыдить их за забывчивость,
— помогать при затруднениях?
Какие приемы работы с детьми вы будете использовать, оказавшись в подобной ситуации?
4. Ребенок постоянно отказывается от еды.
Как быть воспитателю:
— освободить его от еды,
— кормить насильно? Каковы ваши действия?
5. Обычно ребенок хорошо ест, но сегодня он отказывается от принятия пищи.
Как поступить педагогу:
— настойчиво предлагать ребенку съесть все,
— предложить попробовать чуть-чуть,
— используя разные приемы, добиться, чтобы ребенок хорошо поел?
Предложите иные варианты действий.
6. Утро в детском саду. Малыш с трудом расстается с мамой и громко плачет.
Как быть воспитателю:
— заняться этим ребенком, оставив остальных,
— предоставить ребенка самому себе? Как вы поступите в подобной ситуации?
7. Родители Маши часто просят не брать девочку на прогулку, боясь простуды.
Что должен предпринять воспитатель:
— удовлетворить просьбу родителей,
— не удовлетворять их просьбу? Каковы ваши действия?
8. Во время умывания несколько детей отстали от всех.
Как быть:
— умывать их последними,
— умывать их первыми,
— объединить их с другими детьми? Как бы вы воздействовав на детей?
9. Как быть с детьми, которые не хотят спать:
— не укладывать их,
— укладывать в другой комнате, чтобы они отдохнули,
— посидеть возле них, пока не заснут?
Назовите ваши действия, учитывая возраст детей и их индивидуальные особенности.
10. Как быть с детьми, которые поздно заснули:
— поднять их вместе со всеми,
— поднять их позже? Предложите свой вариант ответа.
Рекомендуемая литература:
1. Микляева, Н. В. Теоретические основы дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебник для СПО / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2017. – 496 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/27654E87-2352-4F06-A746-E5E10698C4D7 (ЭБС «Юрайт»)
2. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с. // §библиотека: сайт. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-1.shtml
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 15-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 416 с.
Тема 3.2. Воспитание и обучение в деятельности.
Самостоятельная работа № 8
Упражнение
Изучить рынок современных игр, игрушек, дидактических пособий, методических материалов. Представить полученные данные в виде таблицы.
Возраст детей | Ранний возраст | Младший дошкольник | Средний дошкольник | Старший дошкольник |
Игры и игрушки | ||||
Дидактические пособия и методические материалы |
Тема 3.3. Методы и формы организации обучения дошкольников.
Самостоятельная работа № 9
Конспект источников
На основе предложенного списка литературы студенты самостоятельно отбирают и структурируют информацию в виде схемы по теме «Методы и приемы обучения».
Рекомендуемая литература
2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 15-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 416 с.
3. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с. // §библиотека: сайт. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-1.shtml
Самостоятельная работа № 10
Конспект источников
На основе предложенного списка литературы студенты самостоятельно отбирают и структурируют информацию по теме Классификация педагогических технологий в дошкольном образовании.
Рекомендуемая литература
1. Микляева, Н. В. Теоретические основы дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебник для СПО / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2017. – 496 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/27654E87-2352-4F06-A746-E5E10698C4D7 (ЭБС «Юрайт»)
2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 15-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 416 с.
3. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с. // §библиотека: сайт. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-1.shtml
Самостоятельная работа № 11
Упражнение
Анализ выбора задач, содержания, методов и приемов обучения в предложенном конспекте НОД для детей младшего дошкольного возраста. Упражнение письменное: студенты знакомятся с конспектом организованной образовательной деятельности и дают характеристику поставленным задачам, выбранным методам, приемам обучения.
«Путешествие по лесу в поисках зайчика»
Тип НОД: занятие по обобщению и систематизации знаний дошкольников второй младшей группы по классификации диких животных.
Образовательная область: познавательное развитие (формирование у детей целостной картины мира).
Виды деятельности в течение НОД: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, конструирование.
Цель: совершенствование представлений детей о классификации диких животных.
Задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие.
Обучающие:
- закрепить знания детей о классификации диких животных;
- актуализировать и включить в систему знаний умение детей конструировать из плоскостных геометрических фигур способом наложения;
- научить детей правильно дышать во время дыхательной гимнастики, вдох-через нос, выдох – через рот.
Развивающие:
- развивать любознательность детей, расширять их кругозор о сезонных изменениях в природе весной;
- повышать речевую активность детей, развивать зрительное восприятие;
- продолжать обогащать пассивный и активный словарь детей;
- развивать у дошкольников наглядно-образное мышление, воображение, память;
Воспитывающие:
- воспитывать у дошкольников любовь и бережное отношение к природе и животному миру;
- воспитывать у детей желание решить проблемную ситуацию на занятии, помочь Лесовичку найти зайчика;
- воспитывать у дошкольников такие качества, как отзывчивость, уважение к окружающим, вежливость, сопереживание.
Словарная работа:
Введение в активный словарный запас детей следующие слова и сочетания слов: Лесовичок; тропинка; дикие (лесные) и домашние животные; одинаковые-разные.
Оборудование:
Мультимедийная установка (экран, проектор, ноутбук, колонки), 3 обруча, следы, вырезанные из самоклейки и приклеенные к полу.
Демонстрационный материал:
Герой-Лесовичок, обращающийся к детям с экрана; зайчик-игрушка; слайды на экране для дыхательной гимнастики с детьми.
Раздаточный материал:
Картинки диких и домашних животных по количеству детей (медведь, лиса, волк, белка, собака, кошка, поросенок, корова); плоскостные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольники) и фоны для наложения по количеству детей.
Предшествующая работа воспитателя:
1) Выбор темы для организации и проведения НОД с детьми второй младшей группы в соответствии с возрастом детей и актуальностью темы.
2) Постановка проблемы на занятии с целью создания мотивации общения и личной заинтересованности детей.
3) Составление заданий для детей второй младшей группы с целью актуализации знаний дошкольников по теме «Дикие животные».
4) Изготовление раздаточного материала для детей с целью закрепления знаний дошкольников о классификации диких животных. Изготовление фонов и плоскостных геометрических фигур для конструирования. Изготовление следов для наклеивания к полу с целью создания ориентиров для детей во время передвижения, перемещения на занятии.
5) Создание мультимедийной презентации для занятия с детьми второй младшей группы для обращения Лесовичка к детям и для проведения с ними дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
I. Вводная часть – 2 минуты.
а) Организационный момент.
б) Введение детей в проблемную ситуацию (послание от Лесовичка).
II. Основная часть - 11 минут.
1) Перемещение воспитателя с детьми по следам.
2) Обращение Лесовичка к детям с экрана.
3) Актуализация знаний детей о сезонных изменениях в природе весной.
4) Дыхательная гимнастика с использованием мультимедийной презентации.
5) Перемещение воспитателя с детьми по следам.
6) Актуализация и закрепление знаний детей о классификации диких животных.
7) Перемещение воспитателя с детьми по следам.
8) Выкладывание детьми зайца из плоскостных геометрических фигур способом наложения;
III. Заключительная часть - 2 минуты.
Рефлексия.
Организация детей на непосредственно - образовательной деятельности:
Форма организации детей для проведения НОД – подгрупповая (12 человек).
Форма организации детей в течение НОД – фронтальная (перемещение детей, путешествие по лесу, по ориентирам – следам), индивидуальная – выполнение задания каждым ребенком, конструирование методом наложения.
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я получила от своего друга Лесовичка, который круглый год живет в лесу и заботится о лесе и его обитателях, животных, срочное сообщение. Внимание на экран.
Звучит аудио обращение Лесовичка к детям: «Я проснулся, а в лесу пусто и мой лучший друг зайка потерялся, помогите мне, пожалуйста, его найти!»
Воспитатель: Дети, как нам найти зайчика?
Дети: Нужно пойти в лес.
Воспитатель: Согласна с вами, попробуем найти зайку в лесу! Предлагаю отправиться в путь, только будьте внимательны и не сбейтесь с тропинки, идти нужно, наступая на следы, которые приведут нас в лес.
Воспитатель: По следам, по следам нужно идти дружно нам, ты тропинка нас веди и к разгадке приведи! Смотрите, ребята, сколько много животных!
Возьмите себе по одному, внимательно рассмотрите его и положите в тот обруч, где животное живет. В зеленом обруче будут жить лесные животные, а в красном - домашние.
Дети раскладывают животных в обручи по заданному признаку-ориентиру.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, картинки каких животных вы положили в красный обруч.
Дети: кошка, собака, корова, поросенок.
Воспитатель: Совершенно верно! Эти животные живут с человеком в квартире или во дворе, каким словом они называются?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Кормят и защищают их люди. Они строят для них жилище, например будку, хлев, сарай, или животные живут в квартире вместе с хозяевами. Назовите, пожалуйста, животных, которые оказались в зеленом обруче.
Дети: медведь, волк, лиса, белка.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Эти животные живут в лесу. Каким словом их можно назвать?
Дети: Дикие или лесные животные.
Воспитатель: Согласна с вами, молодцы! В природе диким животным надо самим заботиться о себе и о своих детенышах. Они сами добывают себе пищу, строят себе жилище, например нору, берлогу, могут жить в дупле.
Воспитатель: Ребята, нам удалось найти Зайчика?
Дети: Нет. Отправляемся дальше.
Воспитатель ведет детей за собой и говорит слова: По следам, по следам нужно идти дружно нам, ты тропинка нас веди и к разгадке приведи!
Воспитатель: Дети, смотрите, тропинка привела нас к старичку-Лесовичку.
На экране появляется Лесовичок и говорит: Посмотрите-ка, весь лес в снегу. Может животные спрятались под снегом?
Воспитатель: Сегодня первый день весны. Дети, что со снегом весной происходит?
Дети: Он тает.
Воспитатель: Правильно, снег весной тает. Что еще происходит весной в природе?
Дети: Солнышко греет, становится тепло.
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно! Солнце весной становится теплым, оно греет землю, снег превращается в звонкие ручейки и веселую весеннюю капель, сосульки капают с крыш, плачут. Природа оживает после зимнего холода, просыпается и расцветает. Предлагаю и нам с вами растопить снег, чтобы узнать, кто под ним прячется!
Воспитатель проводит с детьми дыхательную гимнастику.
Воспитатель: Чтобы снег растаял, будем его нагревать. Наше с вами дыхание очень-очень теплое, будем выдыхать воздух в свои ладошки. Дышать нужно по-особому, по-лесному. Вдох через нос, выдох через рот. Ваши ладошки согрелись, стало теплее?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы, мы справились с задачей, сугробы тают, внимание на экран! Кого мы нашли под снегом?
Дети: медведя, волка, лису, белку.
Лесовичок: Молодцы, вы почти всех отыскали, кроме моего зайки. Бегите по дорожке и обязательно его найдете.
Воспитатель: По следам, по следам нужно идти дружно нам, ты тропинка нас веди и к разгадке приведи! Смотрите, дети, мы вернулись в группу, в детский сад, перед нами столы и стулья стоят, предлагаю вам сесть. Что вы видите перед собой на столах?
Дети: Круг, квадрат, треугольники, лист бумаги.
Воспитатель: Верно! На столе у каждого из вас есть геометрические фигуры круг, квадрат, треугольники и лист бумаги, на котором также вы видите фигуры. Возьмите, пожалуйста, фигуры со стола и наложите их на лист. Дети, кто у вас получился?
Дети: Зайчик получился.
Воспитатель: Молодцы, у вас получился зайчик! Посмотрите на зайчиков друг у друга. Они одинаковые?
Дети: Разные!
Воспитатель: Чем отличаются ваши зайчики?
Дети: Цветом.
Воспитатель: Правильно, зайчики отличаются цветом шубки. Помашите, пожалуйста, те, у кого зайчик получился в серой шубке. В какое время года заяц носит такого цвета шубку?
Дети: Весной, летом и осенью.
Воспитатель: Молодцы, верно! Помашите, пожалуйста, те, у кого зайчик получился в белой шубке! В какое время года заяц носит такого цвета шубку?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Молодцы, верно! Заяц зимой меняет серую шубку на белую.С заданиями вы справились прекрасно. Предлагаю поискать зайчишку в группе. Посмотрите вверх, посмотрите вниз, посмотрите по сторонам, вот и зайка пожаловал в гости к нам. Вы помогли Лесовичку и нашли зайчишку. Ребята, где заяц будет жить?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Каких животных мы нашли с вами в лесу? Давайте посмотрим на экран.
На экране появляются все животные, Лесовичок обращается к детям.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за увлекательное путешествие. Пришло время прощаться с гостями.
Дети: До свидания.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 934.