Вопросы темы:
1. Понятие как форма мышления. Понятие и слово. Логические приемы формирования понятий.
2. Содержание и объем понятий. Закон их обратного отношения.
3. Виды понятий по объему и содержанию.
4. Отношения между понятиями.
Понятие - форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Именно существенные признаки дают представление о природе предмета, раскрытие сущности – задача познания. Помимо существенных, у любого предмета (явления) есть множество других признаков, в том числе и чисто внешних, случайных, не выражающих и даже затемняющих сущность. Существенные признаки не лежат на поверхности, поэтому их раскрытие – задача науки. Причем, в разные исторические эпохи представление о сущности предметов и явлений бывает различным, а с развитием науки оно все больше углубляется.
Понятие отвечает на вопросы «что это?» или «кто это?» и выражается либо словом (наука, карнавал, сила, валентность), либо словосочетанием (монах, бредущий по пустыне в поисках истины). Но это не значит, что понятие и слово это одно и то же. Всякое понятие, конечно, слово. Но не всякое слово – понятие, оно лишь носитель понятия. Слово – это знак предмета, его имя, в большинстве случаев случайное. В то же время слово обладает магическим действием, оно задает определенное понимание предмета. Ведь говорят же: «назови хоть горшком, только в печь не ставь». В каждом языке свой словарный запас, кроме того, один и тот же предмет даже на одном языке можно очень часто обозначить различными словами. В этом богатство языков и именно поэтому такое большое значение имеет чувство языка, способность уловить малейшие нюансы употребления слов, не ошибиться в передаче своей мысли.
Иное дело понятие. Оно едино для всех народов данной эпохи. Откройте энциклопедические словари на разных языках, и вы убедитесь в этом. Причина в том, что понятие отражает конкретный уровень развития научных представлений о сущности явлений. Поэтому понятие изменчиво, в отличие от слова, оно отражает изменения наших представлений о мире.
Работа с понятием требует специальной подготовки. При формировании понятий используются следующие логические приемы: сравнение, когда устанавливается сходство или различие между предметами; анализ – мысленное расчленение, выделение отдельных признаков; абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков; синтез – мысленное соединение выделенных частей предмета и его признаков, полученных в ходе анализа, в единое целое; обобщение – распространение признаков на сходные предметы и объединение их на этом основании в группы.
Поскольку логика изучает форму, структуру нашей мысли, любое понятие анализируется в ней с точки зрения его объема и содержания. Содержание – это совокупность существенных признаков предмета, мыслимых в данном понятии. Чем больше признаков, тем понятие богаче, ярче. Так, понятие средство транспорта обладает значительно меньшим количеством признаков, чем понятие вертолет, поскольку у последнего есть еще и целый ряд признаков специфических, только ему присущих.
Объем понятия – это то множество предметов, которое мыслится в данном понятии. Объем включает и те элементы (предметы), которые существуют в настоящее время, и те, которые существовали раньше или только еще будут существовать. Главное, чтобы они обладали одинаковыми признаками.
Это наводит на мысль, что объем и содержание понятий тесно связаны между собой. Связь эта выражается в законе обратного отношения объема и содержания понятий: чем больше объем понятия, тем оно беднее, и, наоборот, чем меньше объем понятия, тем оно богаче по содержанию. В самом деле, если по объему понятие очень широкое, то, о нем мало что можно сказать конкретно. Сложность философских категорий – предельно широких понятий, как раз и состоит в этом. Что вы можете сказать о сознании вообще, смысле вообще, жизни вообще?
Увеличивая количество признаков, мы получаем более узкое, но зато и значительно более богатое понятие. О смысле жизни рассуждать уже легче, содержательно богаче и понятие сознания человека. Еще богаче понятие сознание человека эпохи средневековья, например, или понимание смысла жизни в античной философии.
Закон обратного отношения объема и содержания понятий не является универсальным логическим законом. Он имеет отношение лишь к таким понятиям, которые представляют собой разновидности родо-видовых отношений. Например, род – оптическое устройство, вид – микроскоп, род – кошки, вид – тигры и т.д.
Виды понятий по объему. Это могут быть общие понятия, включающие в свой объем более одного элемента, единичные – объем которых состоит из одного элемента, пустые – их объем не содержит ни одного элемента. Это понятия нашей фантазии – домовой, леший, вечный двигатель и т.д.
Виды понятий по содержанию. В первую очередь, это конкретные и абстрактные понятия. Конкретные – понятия о самих предметах, абстрактные – об их признаках, отвлеченных от предметов. Конкретные понятия имеют четкий объем и четкую совокупность существенных признаков. Когда мы говорим звезда, мы достаточно четко представляем себе, о каких классах явлений может идти речь. А если сказать яркая, то к этому необходимо добавить то или иное конкретное понятие, чтобы мы поняли, о чем идет речь: блондинка, краска, зелень, звезда, мечта. Вот «звезда» и будет понятием конкретным, а «яркая» – абстрактным.
Кроме того, понятия могут быть либо относительными, либо безотносительными. Относительные понятия содержат такие признаки, которые указывают на то, что у них есть некая пара, без которой понятие просто теряет смысл. Если есть верх, то должен быть низ, если вы родители, то у вас должны быть дети, если есть начальник, то есть и подчиненные и т.д. Безотносительные понятия мыслятся вне обязательной связи с другими. Синему цвету можно противопоставить и красный, и черный, и желтый, а понятие «стол» не обязательно предполагает понятие «стул». Это может быть и табурет, и скамья.
Следующая характеристика понятия связана с тем, является ли оно положительным или отрицательным. Причем, понятия эти употребляются вовсе не в оценочном смысле. Речь идет об указании на наличие или отсутствие каких-либо признаков, свойств. Если мы говорим «глупость», то в логическом плане это будет положительное понятие. Хотя это и отрицательная качественная характеристика. Отрицательные понятия, как правило, содержат приставки «а», «без», «не», указывающие на отсутствие признака, выраженного основной частью слова: некрасивый, безнравственность, аморальный. Но если слова без этих приставок не употребляются, тогда понятия считаются положительными: небрежность, неряха, безмозглый. Кроме того, есть ряд слов, которые употребляются без «не», но при этом являются отрицательными: темнота – отсутствие света.
Наконец, выделяют собирательные и разделительные (несобирательные) понятия. В собирательных понятиях некоторая совокупность предметов мыслится как единое целое, а признаки, присущие таким понятиям относятся ко всей совокупности, но не к каждому элементу. Этот вопрос был затронут, когда мы говорили об исключениях из законов противоречия и исключенного третьего. Собирательными будут понятия типа «группа» (дружная, учебная, большая – эти признаки будут относиться к группе, но не к ее составляющим), подразделение, полк, стадо, лес, мебель и т.д. Признак разделительных понятий относится к каждому элементу в отдельности, поэтому его можно отнести к каждому элементу такого понятия в отдельности: любой шофер водит машину, каждый экзамен – контроль знаний студентов и т.д.
А теперь попробуйте самостоятельно дать общую логическую характеристику (по объему и содержанию) следующим понятиям: Баба Яга, замороженный, Солнечная система, бестактность, дремучий лес, нерешительность, дружба.
Отношения между понятиями. Между понятиями с различными объемами и содержанием складываются разные отношения. Рассмотрение этого вопроса позволяет дисциплинировать мышление и достичь большей четкости в высказываниях. Кроме того, этот вопрос пригодится в дальнейшем, когда мы будем рассматривать тему «Суждение».
Итак, сравнивать между собой можно только понятия, у которых есть хотя бы один общий признак. В отличие от таких, сравнимых, понятий, несравнимые не имеют общих признаков и в отношения друг с другом не вступают. Традиционно объемы понятий изображаются кругами Эйлера разного диаметра. Так вот, в случае несравнимых понятий эти круги будут рисоваться совершенно отдельно, не соприкасающимися друг с другом.
Сравнимые по содержанию и объему понятия делятся на совместимые и несовместимые. Совместимые не имеют взаимоисключающих признаков, их объемы частично или полностью совпадают. Объемы несовместимых понятий совсем не совпадают, поскольку эти понятия имеют взаимоисключающие признаки. И совместимые, и несовместимые понятия делятся, в свою очередь, на группы. Для совместимых понятий это а) соразмерные, б) подчиненные, в) перекрещивающиеся. Среди несовместимых понятий выделяют а) соподчиненные, б) противоположные, в) противоречащие.
Соразмерные (равнообъемные, равнозначные), а попросту тождественные это понятия объем и содержание которых полностью совпадает.это, в первую очередь, синонимы (карлик-лилипут, бегемот-гиппопотам и т.д.), а также имена собственные и указание на их уникальные признаки (Адам – первый человек, Эйнштейн – создатель теории относительности). Соразмерные понятия изображаются одним кружочком, но внутри его две буквы латинского алфавита, указывающие, что понятий два (их может быть и больше, если большим является ряд синонимичных понятий).
Эта схема читается так: всякий А есть В и всякий В есть А.
Подчинение (субординация) – отношение между понятиями по принципу «род-вид-индивид». Объем подчиняющего понятия (род) включает в себя объем подчиненного (вид), которое, в свою очередь, может включать объем следующего понятия (индивид). Например, спортивная игра – настольная игра – шахматы, наука – теоретическая наука – философия. Именно к таким понятиям относится закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Изображаются такие понятия кружком в кружке:
Читаться такая схема будет следующим образом: всякий В есть А, но не всякий А есть В. Так, любой студент – учащийся, но не всякий учащийся студент, любой анекдот есть народное творчество, но не всякое народное творчество анекдот, всякая кража – преступление, но не всякое преступление – кража.
Перекрещивание или частичное совпадение объемов при различном содержании встречается в тех случаях, когда перед нами понятие, каждое из которых обладает своим особым набором признаков, однако эти признаки не взаимоисключают друг друга. Поэтому при определенных условиях объемы таких понятий могут совпадать. Так, понятия школьник и спортсмен – это самостоятельные понятия, обладающие своими особыми признаками. Но ведь ничто не мешает школьнику заниматься еще и спортом. Поэтому эти понятия будут перекрещиваться, между ними будет «общее поле» (на рисунке оно заштриховано), на котором и расположатся школьники спортсмены.
Читается такая схема так: некоторые А есть В, некоторые В есть А, но А и В разные понятия.
Перейдем к несовместимым понятиям. Соподчинение (координация) – отношение понятий, объемы которых взаимно исключают друг друга, но, благодаря тому, что у них есть хотя бы один общий признак они включаются в объем более широкого, родового, понятия, видами которого являются. Что общего между самокатом, самосвалом и авиалайнером? Нет, с логической точки зрения это не колеса, а то, что все они – средства передвижения. Точно так же майор, рядовой и генерал объединены одним общим признаком – они военнослужащие. Схема соподчиненных понятий: несколько кружочков (по числу понятий), заключенных в больший по объему общий круг Эйлера.
И, наконец, это уже знакомые нам противоположные (контрарные) понятия, представляющие собой крайние значения соподчиненных понятий одного рода. Каждое из них отрицает другое, но при этом обладает своими особыми, специфическими признаками, которыми заменяет признаки отрицаемого понятия: белый –черный, высокий – низкий, кроха – великан. Они располагаются на различных полюсах значений и соответственно в разных сторонах кругов Эйлера, и в сумме составляют лишь часть объема подчиняющего понятия:
Противоречащие (контрадикторные) – это понятия одного рода, одно из которых полностью отрицает признаки другого, не заменяя их никакими другими: сладкий – не-сладкий, большой – не-большой, книга – не-книга…Сумма противоречащих понятий исчерпывает объем подчиняющего понятия полностью.
Теперь в качестве примера попробуем изобразить кругами следующие сочетания понятий:
1. документ, финансовый отчёт, паспорт, удостоверение личности;
2. автомобиль, малометражка, двигатель;
3. чемпион мира, спортсмен, мастер спорта, тренер;
4. река, горная река, река на Кавказе, Амазонка;
5. честный, нечестный, мальчик, поступок.
Вопросы для закрепления материала:
1. Чем отличаются понятие и слово?
2. В чем состоит логическая характеристика понятия?
3. Какая связь существует между объемом и содержанием понятий?
4. Чем отличаются пустые понятия от единичных и общих?
5. Что означают следующие характеристики понятий: относительное, разделительное, отрицательное, абстрактное?
6. Между какими понятиями возможны логические отношения?
7. Изобразите круговыми схемами отношения следующих понятий: веселый – грустный – клоун – дедушка; поезд – вагон – купе – пассажирский поезд – товарный поезд; еда – пища – каша – овсяная каша – суп; студент – водитель – отличник учебы – школьник; виновный – подсудимый – невиновный – преступник – вор.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 417.