НЕКОТОРЫЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ПОЗНАНИЯ МИРА………………………………………………………………….……..6
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ……………………………………………………….8
ПОНЯТИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ ………...11
ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ………………………………………15
СУЖДЕНИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУЖДЕНИЯМИ……..18
ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ……………………………………………………26
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ.
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ………………………………………28
ОПОСРЕДОВАННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………….…31
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ………………………………………………………………36
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПОЛЬЗОВАНИЮ ПОСОБИЕМ
Изучение любого предмета студентом-заочником сопряжено с большими трудностями самостоятельного овладения материалом. Данное пособие составлено таким образом, чтобы студент мог не только овладеть теоретическим материалом, но и закрепил его в ходе выполнения практических заданий. Часть заданий дается прямо в тексте курсивом. Часть – после завершения отдельных тем в виде контрольных вопросов. Все они должны быть выполнены в тетради, которую необходимо принести на экзамен. Тетрадь фактически станет вашим конспектом по данному курсу. В этой же тетради выполняется контрольное задание из приведенного в конце пособия списка, номер которого соответствует последней цифре зачетной книжки (студенческого билета).
Экзамен по дисциплине «Логика» состоит из контрольных заданий, аналогичных тем, которые даны в пособии. Логика – интересный предмет, в ходе изучения которого развивается и дисциплинируется мышление. При изучении других дисциплин учебного плана это очень пригодится. Успеха Вам!
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГИКИ
Вопросы темы:
1. Значения термина «логика»
2. Специфика формальной логики
3. Задачи формальной логики
4. Закономерности мира, отражаемые формальной логикой
5. Многообразие логик
Значения термина «логика»
Логика – наука о закономерностях правильного мышления. Однако этот термин мы применяем и тогда, когда говорим о закономерностях объективного мира (логика вещей), и когда характеризуем особенности последовательного поведения, свойственного определенному человеку и соответствующего его характеру, психологическим особенностям, типу нервной системы и т.д. (логика поведения). Наконец, о логике говорят применительно к самому мышлению, его последовательности, непротиворечивости, доказательности. Как видим, термин «логика» многозначен. Это не случайно. В переводе с древнегреческого logos означает слово, мысль, речь, разум, закономерность (проверить).
С логикой мышления интуитивно знаком каждый. Юмор многих ситуаций связан именно с тем, что мы чувствуем многозначное или неправильно употребленное слово и готовы посмеяться над этим, если, конечно, речь не идет о серьезных вещах и не затрагивает наших интересов и не имеет далеко идущих последствий (почему коровы сидят на дереве? А у них там гнездо).
Но одно дело чувствовать, а другое знать и понимать. Кстати, часто именно парадоксальная нелогичность мысли приводит нас к новым, нестандартным решениям и даже открытиям. Но еще чаще нелогичность приводит к ошибкам и заблуждениям, причины которых мы не в состоянии обнаружить, хотя нередко смутно чувствуем, что что-то не так. Например, утверждение «я лгу» должно означать, что само оно ложно, но тогда совершенно очевидно, что и само это утверждение ложно, значит, я говорю правду? Дальше может последовать бесконечное рассуждение на тему «у попа была собака…». Значит, одной лишь интуитивной логикой можно обойтись не всегда. Нужно четкое представление о том, как можно и как нельзя мыслить. Для этого и существует наука логика как наука о закономерностях правильного мышления.
Специфика формальной логики
А откуда берется наше представление о правильном мышлении? Что такое «правильный» применительно к мышлению? Совершенно очевидно, что наша мысль о мире должна соответствовать этому миру. Именно в этом случае она отражает мир таким, какой он есть на самом деле, помогает приспособиться к миру и даже извлечь из этого ощутимую пользу. Такое соответствие наших мыслей объективной действительности называют истиной.
Обратите внимание на то, что «истинный» и «правильный» – понятия далеко не всегда тождественные. Не вдаваясь в подробности различных вариантов понимания истины, отметим, что приведенное определение истины является наиболее распространенным и соответствующим нашему обыденному опыту и даже, в определенных границах, научному познанию. В данном случае речь идет о содержании наших мыслей, то есть о том, о чем мы говорим.
Однако мало понять суть вещей, надо еще уметь выразить эту суть. Способ выражения будет относиться к форме наших мыслей. Форма – это в данном случае устойчивые способы выражения отношений, существующих в мире. Это может быть форма жестов, мимики, танца, это может быть грамматическая форма какого-то языка, или это может быть логическая форма, в которой зафиксированы наиболее общие закономерности окружающего нас мира. Например, мы знаем, что причина всегда предшествует следствию, а следствия без причины не бывает. О чем бы мы ни рассуждали, о физических явлениях, рыночных отношениях, особенностях погоды или обстоятельствах преступления, эта закономерность будет действовать обязательно. Именно к форме нашего выражения содержания мыслей, чувств относится понятие «правильный». Оно означает соответствие правилам, а правила устанавливаются людьми. Конечно, они отражают, как было показано на примере с причинностью, закономерности мира. Но отражают в самом общем виде. Более того, форма может оторваться от содержания, и тогда мы сталкиваемся с демагогией, например, с внешне правильным соединением слов по законам грамматики и даже с последовательным соединением слов в предложения (в логике – суждения), не имеющим смысла, а значит и не соответствующим действительности.
Логика и есть, как мы уже поняли, некая правильная форма наших высказываний, и в курсе логики эти правила как раз и рассматриваются. Поэтому она и называется формальной. Важно лишь не забывать о той разнице, которая существует между формой и содержанием наших мыслей, и не абсолютизировать эти правила, а корректировать их в соответствии с жизненными ситуациями, то есть с реальным содержанием жизни.
Различие между формой и содержанием можно показать на следующих примерах. Из двух суждений «Все люди смертны» и «Сократ - человек» любой без труда сделает вывод: следовательно «Сократ смертен». В этом умозаключении есть смысл, есть соответствие действительности и есть правильная форма, которую услловно можно выразить следующим образом:
Все S (люди) есть P (обладают такой особенностью – умирать)
А (Сократ) – есть S (человек)
Следовательно А есть Р.
Все правильно и логично. Но давайте подставим в полученную форму другие значения:
Все лямзики хрюмкают
Зюслик – лямзик
Следовательно, зюслик хрюмкает.
По форме все абсолютно правильно, а содержания это высказывание лишено. До тех пор пока не появятся в фантазии ли писателя или в сценарии мультфильма вместо покемонов некие зюслики. Ничего не можем мы сказать и об истинности, соответствии действительности полученного умозаключения, поскольку его содержание не выходит за рамки нашей фантазии.
А вот еще примеры:
Зимой расцветают фиалки
Сейчас зима
Следовательно, сейчас расцветают фиалки.
Или еще:
Все люди пишут стихи
Сережа - человек
Следовательно, Сережа пишет стихи
Смысл в этих высказываниях есть. И фиалки, и зима, и мальчик, сочиняющий стихи – это реальности нашей жизни. Форма рассуждений тоже по видимости правильная. А вывод ложный, поскольку изначально, на входе, мы отталкиваемся от неверной, не соответствующей действительности информации.
Поскольку содержание высказывания все же не безразлично для нашего мышления, то в логике существует понятие истинности и ложности суждений. Т.о. бессмысленные высказывания могут быть логичными по форме (построены по законам логики) но при этом не иметь смысла. В этом опасность последующих ошибок: истинность вывода зависит от истинности посылок. Из этого следует вывод: одних только средств формальной логики недостаточно для достижения истины. Главным критерием обязательно становится наша практическая деятельность, в ходе которой формируются те представления, которые ложатся в основу наших суждений о мире, и проверяется истинность сделанных из них выводов. Однако в случае когда обращение к практике невозможно приходится уповать лишь на силу нашего мышления. И вот тогда без знания принципов правильного мышления не обойтись.
Задачи формальной логики
Поскольку формальная логика представляет собой учение о правильных способах рассуждения, то она, в первую очередь, выясняет, как должна быть построена мысль, и каким образом необходимо связывать мысли между собой, чтобы эта процедура привела нас не к заблуждению, а к истине,
Задачей формальной логики является выражение получаемой нами информации в правильной форме и извлечение из нее новых знаний с помощью законов мышления. Для этого формальная логика изучает абстрактное мышление и его основные формы: понятие, суждение, умозаключение.
В задачи логики входит и исследование особенностей логических операций: классификации, определения, доказательства, опровержения и т.д.
Кроме того, формальная логика выявляет типичные ошибки в наших рассуждениях, рассматривает их причины и предлагает способы их устранения.
Многообразие логик
Очевидно, что на этот вопрос придется ответить отрицательно. Поэтому естественно предположить, что логик на самом деле много. Во-первых, процесс изменений в мире должен быть отраден в какой-то другой логике, которая не ставила бы запрет на противоречия в наших представлениях о мире. Ведь действительно, «все течет и все изменяется» и «в одну реку нельзя войти дважды». Это известно еще со времен древнегреческого философа Гераклита. Закономерности развивающегося мира отражены в так называемой диалектической логике (диалектика – философское учение о всеобщей связи и развитии).
Далее. Далеко не все в мире однозначно. И у одного и того же процесса могут быть различные причины, которые действуют в зависимости от обстоятельств с различной степенью определенности. В этом случае можно говорить о логике вероятностей.
Предельно формализованная логика, в которой уже нет слов, а есть символы, знаки получила название математической (символической) логики.
Всем хорошо известно, что существует некая женская логика. Что это такое? В предметном мире действуют принципы двузначной логики, когда мы рассуждаем по принципу «да и нет». А в мире человеческих отношений? Здесь такой подход чаще всего невозможен. Ведь люди исходят из своих интересов, симпатий, ценностных установок, в которых подчас сами не отдают себе отчета. А в результате – непредсказуемость их действий, с одной стороны, и несоответствие двузначной логики миру человека, культуре.
В женской логике наиболее ярко проявляется эта «трехзначность»: «да – нет - может быть». А иначе и нельзя, когда имеешь дело с людьми. Не случайно дети иногда прямо-таки возмущаются тем, что взрослые относятся к ним неодинаково: за одно и то же действие одного наказали, а другого лишь пожурили. Но взрослые то понимают, что это естественно, ведь и дети не равны, и обстоятельства бывают разные! Можно сказать, что в мире человеческой культуры действует не формальная логика, а логика ценностей, элементом которой можно назвать и женскую логику, ведь отношения между людьми требуют иного подхода, чем отношения между предметами.
Поскольку логик много, необходимо четко представлять себе границы и особенности каждой из них и не нарушать этих границ без особой необходимости. Мир формальной логики, таким образом, это в основном неизменный, непротиворечивый мир наших мыслей о предметах и явлениях, в котором царит однозначность. Это мир, в котором отсутствуют чувства, поэтому формальная логика бесстрастна, она стремится зафиксировать мир таким, какой он есть на самом деле, вне зависимости от наших желаний и стремлений. В этом ее сила и в этом же ее слабость. В любом случае одной лишь логики недостаточно для того, чтобы прийти к истине. Любая логика в конечном итоге проверяется практикой, нашим опытом общения с реальным миром.
Вопросы для закрепления материала:
1. Какие значения имеет термин «логика»?
2. Логика одна или логик много?
3. Каковы истоки истинности нашего мышления?
4. Что такое истина?
5. Чем отличается содержание нашего мышления от его формы?
6. Может ли бессмысленное высказывание быть логичным и почему? Поясните примером.
7. Почему формальная логика называется формальной?
8. Каковы задачи формальной логики?
9. Является ли формальная логика основанием истинности нашего мышления? Поясните свою точку зрения.
10. Какие закономерности окружающего мира отражает формальная логика?
11. Какие еще существуют логики и что отражают они?
12. Верно ли, что формальная логика никак не связана с закономерностями окружающего нас мира? Объясните свой ответ.
Тема 2. НЕМНОГО ИСТОРИИ
Наблюдения над фактом «принудительной силы наших речей» (Аристотель) делались еще в Древней Греции. Научившись пользоваться словом, человек начал осознавать, что оно обладает магической силой. Причем, независимо от того, что именно стоит за этим словом. Слова (понятия) можно употреблять произвольно и вкладывать в них новый смысл. Их можно соединять так, что получится суждение, не соответствующее действительности. Наконец, суждения, объединяясь, могут привести нас к ложным выводам, хотя все по видимости сделано правильно.
Над спецификой употребления слов думали многие. Сократ во многом строил свои диалоги, в которых открывались новые знания, на особенностях употребления слов. А древнегреческая философская школа софистов занялась этим вполне профессионально. В результате на свет появились так называемые софизмы – парадоксальные высказывания, явно противоречащие действительности, но при этом создающие впечатление верной последовательности мысли. Один из них был приведен выше, когда мы говорили о том, что высказывание «я лгу» ведет к явно парадоксальному выводу. Вот еще один: ученик заключает с софистом следующее соглашение: если после курса обучения он выиграет свой первый судебный процесс, то за обучение заплатит. Не выиграет – не заплатит. Обучение закончено, но ученик не спешит участвовать в процессах. Возмущенный учитель подает на него в суд, и суд, естественно, решает вопрос в пользу учителя. Это значит, что свой первый судебный процесс ученик проиграл, а значит может не платить за обучение. Весьма изобретательно! Тем более, что если бы суд постановил, что ученик не должен платить, то он тем более не стал бы этого делать уже по решению суда.
Из всего этого софисты сделали довольно логичный, но теоретически и тем более нравственно весьма сомнительный вывод «Человек есть мера всех вещей», поэтому каждый выбирает для себя те «истины» которые ему удобны.
Определенную систематизацию представлений о закономерностях нашего мышления сделал Аристотель. Именно ему обязана своим появлением традиционная логика как наука. Аристотелю принадлежит заслуга формулировки основных законов логики (о них речь пойдет ниже). Он же стал автором теории силлогистики – логического вывода от общего к частному. В условиях недостатка конкретных знаний об окружающем мире, а именно это было характерно для наук античности, выводы делались на основе сформулированных общих положений, принимаемых за истину. Иначе это процедура называется дедукцией и хорошо известна тем, кто знаком с системой выводов Шерлока Холмса.
Продолжателями дела Аристотеля стали средневековые мыслители – схоласты. Их часто и вполне справедливо обвиняют в том, что предметом их рассуждений были оторванные от жизни, абстрактные положения из которых затем делались столь же несоответствующие действительности выводы. А как бы рассуждали Вы, если бы основной и единственной доступной Вам книгой была бы Библия, в которой собраны общие представления о мире, воспринимаемый в качестве исходной истины для последующих размышлений человека о мироздании и о себе?
Критика в адрес схоластов безусловно справедлива, но следует обратить внимание и на то, что они внесли значительный вклад в развитие абстрактной мысли. Попробуйте поспорить о том, сколько чертей можно уместить на кончике иглы, и Вы поймете, что это требует великолепного знания законов, по которым движется мысль. Здесь нет возможности обратиться к опыту за подтверждением своих выкладок, все остается в рамках чистой мысли. Подобные опыты схоластов показали, что с помощью формальной дедуктивной логики можно и доказать, и опровергнуть все, что угодно. И одновременно схоласты отшлифовывали те требования к мыслям, которые необходимо соблюдать вне зависимости от предмета размышления.
В эпоху Нового времени сложилась совершенно иная ситуация. Началось опытное познание природы. Стали накапливаться результаты непосредственных наблюдений, и выводы надо было делать уже из них. Значение общих положений в построении теории было на некоторое время отодвинуто на задний план, и в силу вступил индуктивный метод размышлений - от частного к общему ( родоначальник - Ф.Бекон). Он не обладал достоинством непререкаемости, но за ним стоял непосредственный опыт общения с природой, эксперимент, подтверждающий или опровергающий наши предположения лучше любого абстрактного доказательства.
В дальнейшем, с развитием математики в логику начинают проникать математические способы построения четкой, недвусмысленной и непротиворечивой цепи размышлений. Использование символов, фактически безразличных к содержанию того, что они отображают, легло в основу математической логики. Ее заложил Г.Лейбниц, а наиболее интенсивное развитие пришлось на 19-20 века. Постепенно традиционная логика Аристотеля стала наполняться элементами математической логики и превратилась в современную формальную логику. Она, в отличие от математической, остается работой с понятием, то есть фактически регулирует нашу речь.
В последнее время в логике появляется много новых разделов, значительно расширяющих возможности нашего мышления представлением о многообразии схем движения мысли к истине. Они свидетельствуют о том, что законы формальной логики являются далеко не единственно возможными структурами наших размышлений.
Вопросы для закрепления материала:
1. Когда и где появляется наука логика?
2. Кто автор первых законов логики?
3. Что такое силлогистика?
4. Кто такие схоласты и в чем состоит их заслуга в развитии логики?
5. Что нового в развитие логики внесли ученые Нового времени?
6. Почему индуктивные схемы рассуждения появляются лишь в эпоху Нового времени?
7. Чем формальная логика отличается от традиционной?
ОСОБЕННОСТЯХ ПОЗНАНИЯ МИРА
Вопросы темы:
1. Основные уровни познания мира человеком: чувственное познание и его особенности
2. Рациональный уровень познания: мышление и его характерные черты
3. Понятие о логических формах
Мы познаем мир, в первую очередь, на уровне чувственного познания с помощью ощущений (отражения отдельных свойств предметов), восприятий (целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств) и представлений (сохранившегося в памяти чувственного образа предмета, воспринимавшегося ранее). На этом уровне складывается чувственный образ действительности, обладающий преимуществом непосредственной действительности, тот есть это отражение реально существующего мира. Фактически органы чувств – единственный канал нашей связи с окружающим миром.
Однако знания, полученные чувственным путем имеют уйму недостатков. Они, в частности, способны дать представление лишь об отдельных предметах, более того, лишь об отдельных свойствах этих предметов. Кроме того, уже здесь, благодаря способности комбинировать чувственные впечатления, появляются образы, которые могут быть вовсе не связаны с действительностью. А если добавить к этому субъективность восприятия, то картина получается довольно искаженной. Образ, безусловно, обладает преимуществом целостности, но в полученной картине нет места ни причинности, ни закономерности, ни тем более сущности.
Такие задачи по силам лишь мышлению. К особенностям мышления относится, прежде всего, абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение общего, повторяющегося, типичного. При этом, конечно, тоже нередко происходят ошибки, ведь представление о существенном может оказаться не более чем плодом нашей фантазии. Однако это в любом случае более высокий уровень познания, на котором мы имеем дело не просто с потоком разрозненных впечатлений, а с сущностью вещей и явлений.
Практически любое слово – это уже абстракция (за исключением звукоподражательных – ням-ням, уа-уа, вау и т.д.). поэтому естественно, что мышление связано с языком – системой знаков с помощью которой мы передаем и храним информацию. Языки бывают разными: искусственными и естественными. Причем, язык – это не только наша речь, но и язык жестов, мимики, танца. Если говорить о речевой деятельности, то слово – это знак, имя вещи. Любое слово может иметь не один, а несколько смыслов, поэтому работа со словом – это занятие, требующее большого искусства. В противном случае неверное употребление слов приводит к ошибкам, недоразумениям и заблуждениям.
Далее. Мышление - это опосредованное отражение, формирующееся на основе уже полученных ранее сведений, знаний (знание, полученное из предшествующего, без обращения к опыту, называется выводным). Кроме того, это чаще всего представление о том, чего не было в чувственном опыте, ведь всего ощутить нельзя. Невозможно потрогать или увидеть долг, честь, совесть. Никто никогда не видел сущности, однако рассуждаем об этом и о многих иных подобных вещах мы весьма серьезно. И здесь нас подстерегают ошибки, но здесь же истоки нашего творчества.
Наконец, мышление всегда активно. Оно не только преобразует наши мысли о действительности, но изменяет и саму действительность. Употребление любого слова уже задает определенные параметры явлению. Не случайно в народе говорят: назови хоть горшком, только в печь не ставь.
В реальности чувственный и рациональный этапы познания тесно связаны между собой. Понимание схемы процесса познания важно для четкого представления не только о наших возможностях в этом процессе, но и для представления о тех границах, которые на этом пути существуют. Применительно к изучению формальной логики это означает, что любая мысль должна быть выражена четко, ясно и соответственно тому предмету, о котором она высказывается. А для этого очень важно чувствовать язык, с одной стороны, и знать приемы не только грамматики, но и логики, с другой.
Тема 9. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ.
Правила III фигуры:
1. меньшая посылка должна быть утвердительной
2. заключение может быть только частным суждением
Наконец, симметричная первой, IY фигура силлогизма. Средний термин в ней занимает место предиката в большей посылке и субъекта в меньшей:
Р М
М S
Эта фигура носит искусственный характер, но все же иногда применяется.
Правила IY фигуры:
1. если большая посылка суждение утвердительное, то меньшая должна быть общей
2. если одна из посылок суждение отрицательное, то большая должна быть общей.
3. при этом общеутвердительного вывода рассуждения по этой фигуре не дают.
Ничего не скажешь, простенькие правила! А в качестве примера можно привести следующее рассуждение:
Все инженеры – специалисты с высшим образованием
Все специалисты с высшим образованием учились в ВУЗе
Следовательно, некоторые учившиеся в ВУЗе – инженеры.
Пожалуй, каждому ясно, что так «наоборот» мы действительно никогда не рассуждаем.
Каждая фигура имеет свои разновидности в зависимости от того, какие суждения в нее входят. Это модусы. В принципе их может быть 64. Но большая их часть противоречит либо общим правилам силлогизма, либо правилам той или иной фигуры. Поэтому в конечном итоге остается всего 19 модусов: по четыре в первой и второй фигурах, шесть в третьей и пять в четвертой. Они обозначаются тремя латинскими буквами в соответствии с тем, какие именно суждения в них входят (например, АЕЕ или ОАО и т.д.).
Попробуйте самостоятельно вывести модусы каждой фигуры в тетради для самостоятельных работ, отмечая причину, по которой вы исключаете неработающие модусы.
Вопросы для закрепления материала:
1. В чем отличие непосредственных и опосредованных умозаключений?
2. Какой ход рассуждений используется в умозаключениях по аналогии?
3. Как повысить степень достоверности выводов по аналогии?
4. Чем принципиально отличаются индуктивные умозаключения от дедуктивных?
5. Какая разница между научной и популярной индукцией?
6. Если нам известен полный состав группы, о которой необходимо сделать индуктивный вывод, каким он окажется, достоверным или вероятностным?
7. Что означает понятие «силлогизм»?
8. Какие суждения входят в состав простого категорического силлогизма?
9. Попытайтесь объяснить с помощью кругов Эйлера, почему из двух отрицательных посылок нельзя сделать дедуктивный вывод?
10. Чем обусловлена ошибка «учетверение терминов»?
11. Почему из двух частных суждений нельзя сделать вывод по дедуктивной схеме?
12. Почему недопустим модус ЕЕЕ?
13. В чем причина, по которой модус АЕЕ исключается из модусов первой фигуры?
Литература
Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. Минск.1997.
Гетманова А.Д Логика. Учебник для педагогических институтов. М. 1997.
Демидов И.В. Учебное пособие по логике. М.2000.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.1966.
Ивин А.А. Практическая логика. М.1996.
Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. М.1998.
ИвлевЮ.В. Логика. М.1992.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.1999.
Курбатов В.И. Логика. Систематический курс. Ростов-наДону. 2001.
Никифоров А. Книга о логике. М. Рус.феноменол.об-во «Гнозис». 1999.
Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М.1996.
НЕКОТОРЫЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ПОЗНАНИЯ МИРА………………………………………………………………….……..6
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ……………………………………………………….8
ПОНЯТИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ ………...11
ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ………………………………………15
СУЖДЕНИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУЖДЕНИЯМИ……..18
ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ……………………………………………………26
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ.
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ………………………………………28
ОПОСРЕДОВАННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………….…31
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ………………………………………………………………36
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПОЛЬЗОВАНИЮ ПОСОБИЕМ
Изучение любого предмета студентом-заочником сопряжено с большими трудностями самостоятельного овладения материалом. Данное пособие составлено таким образом, чтобы студент мог не только овладеть теоретическим материалом, но и закрепил его в ходе выполнения практических заданий. Часть заданий дается прямо в тексте курсивом. Часть – после завершения отдельных тем в виде контрольных вопросов. Все они должны быть выполнены в тетради, которую необходимо принести на экзамен. Тетрадь фактически станет вашим конспектом по данному курсу. В этой же тетради выполняется контрольное задание из приведенного в конце пособия списка, номер которого соответствует последней цифре зачетной книжки (студенческого билета).
Экзамен по дисциплине «Логика» состоит из контрольных заданий, аналогичных тем, которые даны в пособии. Логика – интересный предмет, в ходе изучения которого развивается и дисциплинируется мышление. При изучении других дисциплин учебного плана это очень пригодится. Успеха Вам!
Дата: 2018-11-18, просмотров: 408.