Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя),
. Научный метод характеризуется двумя важными качествами — строгостью и объективностью.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
Наблюдение | Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) |
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования | Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении |
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования | Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования |
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств | Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств |
К универсальным методам научного познания относятся:
Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленно го или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Абстракция (от лат, abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от абстрактного к конкретному.
Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
Лекция: «Проблема сознания»
Сознание - свойство особым образом организованной материи - человеческого мозга. Это подтверждается тем, что при повреждении мозга становится невозможной нормальная сознательная деятельность или вообще может иметь место его потеря. Сознание есть свойство материального органа - мозга, но оно не является материальным. Сознание не есть лишь отражение объективного мира. В сознании человека образуются идеальные образы предметов, которые не обладают материальными свойствами. Например, представления об яблоДё не имеют света, веса, запаха. Понятие землетрясения не может разрушить город.
Сознание дает человеку второй мир - идеальный мир. Прежде чем, что-то делать человек сначала мысленно представляет себе свое дело и его последствия. У человека есть идеальные модели действий, ощущений, моделей вкуса, запаха, с помощью которых он ориентируется в мире. Например, есть модели от укола иглы или удара током, и поскольку мы можем себе представить такого рода боль, мы стараемся пальцы в розетку не совать.
Через идеальные модели реализуются материальные вещи. Например, у столяра есть большой набор идеальных моделей табуреток, столов, оконных рам. У химика - идеальная модель химических реакций, соединений.
Сознание есть особое свойство, свойственное только человеку, в котором ему дан мир и он сам. Мыслить может и животное, но оно не обладают сознанием. Сознание предполагает учет опыта и знаний предшествующих поколений. Например, орел видит гораздо дальше человека, он может читать газету, которую держит человек на балконе противоположного дома, но орел читать газету не будет. Его интересует, что можно схватить и съесть. Человек видит не только своими глазами, он видит всем своим сознанием, воображением, мыслью.
Известны случаи, когда дети воспитывались в среде животных. Обладая человеческим мозгом, они в то же время обрели привычки и инстинкты животных. Т. о. сознание не только свойство мозга, но и продукт общественного развития. Сознание обусловлено обществом, является его продуктом и помимо общества развиваться не может. Сознание формируется вместе с языком.
Структура сознания.
В структуре сознания можно выделить три подсистемы:
• Познавательная, которая состоит из чувственного и рационального познания, на основе которых формируются идеальные образы объектов.
• Эмоциональная. Включает внутренние чувства человека - аффекты, гнев, ужас, ярость.
• Мотивационно-волевая сфера - это мотивы, интересы, потребности, воля субъекта.
• Самосознание.
Сознание имеет еще одну строну - бессознательное. Впервые бессознательное было открыто в начале XX века австрийским врачом -психиатром Зигмундом Фрейдом. В человеческой психике Фрейд выделил три пласта.
1) Сверхсознание (Сверх «Я») - это то, что дается индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура и т.д.
2) Сознание «Я» - это индивидуальное сознание человека.
3) Бессознательное «Оно» - бездонный потенциал нашей биологической энергии: комплексы, страхи, нервозы, инстинкты. Среди инстинктов главным является половой, который заставляет людей совершать многие необдуманные поступки.
Сознание «Я» выступает некоторой промежуточной частью психики. Снизу ее поджигают страсти и инстинкты, сверху требования общества. Поддаться своим инстинктам нельзя, общество не потерпит. Подавить их тоже нельзя, это приведет к нервным срывам, нервозам, психическим заболеваниям. Поэтому проблема бессознательного является одной из сложных и требует немедленного решения.
«Оно» по мере развития цивилизации вытесняется, но не исчезает. Вытесненные бессознательные инстинкты сравнимы с пороховой бочкой, которая внезапно может взорваться виде психических срывов. Отсюда Фрейд делает вывод о том, что нужно найти осмысленный баланс «Сверх Я» и «Оно» и дать возможность «Я» свободно конструировать себя, быть жизненноспособным. Это расширит пространство человеческой свободы, следовательно, пространство сознания. Фрейд высказал мысль о том, что сознание человека бессильно в сравнении с человеческими влечениями, но он не обрекал человека на безнадежность. Он требовал от человека постоянной работы по превращению «Оно» в «Я». Там, где «Оно» должно быть «Я».
Самопознание – изучение человеком самого себя. Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.
Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:
1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе). Этим мотивом люди руководствуются чаще всего.
3. Самопроверка (соотношение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими)
Процесс самопознания включает:
Самоанализ – эмоциональное отношение к собственному образу, анализ собственной деятельности и поведения, отношение к собственной внешности.
Самонаблюдение, когда на основе ощущения и восприятия начинает формироваться образ «Я» (представления человека о самом себе). Основные формы самонаблюдения: личные дневники, анкеты, тесты.
Самоисповедь – внутренний отчет перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Это позволяет человеку оценить собственные качества.
Саморефлексия (обращение назад) – процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.
Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самоанализ, самонаблюдение и в процессе общения, труда, познавательной деятельности.
Вопрос 5. Смысл жизни - осознание человеком направленности своей жизни, возможностей и стремление к их реализации. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.
Аскетизм (от гр. askeo-упражняюсь). Жизнь - это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.
Гедонизм (от гр. hedone-наслаждение). Жить - значит наслаждаться.
Прагматизм (от гр. pragma- дело, действие). Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.
Утилитаризм (от гр. utilitas- польза). Жить - значит из всего извлекать пользу.
Эвдемонизм (от гр. eudaimonia- блаженство, счастье). Жизнь есть стремление к счастью как подлинному назначению человека.
Альтруизм понимает жизнь как бескорыстные действия на благо другого человека.
Философия и религия
«Если мы хотим понять рост и развитие, мы неизбежно должны принять во внимание и все другие проявления духовной жизни человечества»
В. И. Вернадский.
1. Философия о сущности и происхождении религии.
2. Разновидности религий.
3. Структура религии.
4. Основные функции религии.
5. Соотношение веры и знания.
Вопрос 1. Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:
· вера в сверхъестественное (в Бога);
· совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
· одна из свойственных культуре форм приспособления человека к
окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).
В философии нет единого понимания религии, так как мыслители обращали внимание на разные ее стороны. Некоторые усматривали в религии прежде всего эмоциональную сторону, подчеркивая важность религиозных чувств. Согласно И. Канту религия это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Если не соединять религию с моралью, она обратится в снискание милость. Молитвы, хождение в церковь должны давать человеку лишь новую силу к исправлению.
По словам Г. Гегеля религия является одним их самых важных дел в нашей жизни, в религии, прежде всего, заинтересовано наше сердце. Она отражается в чувствах и поступках, рождает правильные мысли.
В вопросе о происхождении религии еще больше мнений. Чем в вопросе о ее сущности. Принципы, лежащие в основе объяснения причин возникновения религии можно разделить на две группы:
1) натуралистические причины, которые говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник;
2) рационалистические причины и здесь выдвигались разные мнения:
А) чисто прагматические стремления отдельных лиц для удержания власти (Т. Гоббс),
Б) олицетворение стихийных сил природы (Эпикур, Д. Юм),
В) почитание предков (Г. Спенсер).
Вопрос 2.
В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:
1) родоплеменные примитивные верования: тотемизм, фетишизм, анимизм;
2) национально-государственные религии: иудаизм (религия еврейского народа), индуизм (религия индийского народа), синтоизм (религия японского народа) и др.;
3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм,
православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).
Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками:
· огромное число последователей во всем мире;
· эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
· пропагандистская активность (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания);
· космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.
Ранние формы религии
Форма религии | Ее сущность |
тотемизм (англ. totem) | поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику |
фетишизм (от порт feitico идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) | религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата результата. |
Анимизм (от лат. anima - душа, дух) | вера в духов или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий |
Вопрос 3. Структура религии включает следующие элементы:
· Вероучение представляет собой доктрину, в которой раскрывается смысл и существо данного религиозного направления. Центральное место в вероучении занимает учение о Боге – богословие. Богословие раскрывает понятие о Боге, смысл религиозных догматов – положений и идей, являющихся фундаментальными для данного вероучения.
· Религиозная организация (церковь) – состоит из системы религиозных учреждений. А так же людей профессионально занятых организацией религиозных культов (священнослужителей). Наличие церковной организации превращает религию в социальный институт. Главная цель церкви – создание условий для осуществления религиозных культов.
· Культ – система, ритуалов, обрядов, таинств. К элементам культа в христианстве относят - крещение, венчание, молитву, исповедь, покаяние, причастие, пост, соблюдение религиозных праздников. Культ – это особая духовная практика, которая позволяет человеку быть услышанным Богом.
Вопрос 4. Основные функции религии
Наименование функции | Ее содержание |
Мировоззренческая | Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек |
Компенсаторско-утешительная (терапевтическая) | Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение |
Коммуникативная | Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т.д. |
Регулятивная | Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность |
Интегрирующе-дезинтег-рирующая | Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция) |
Культуро-транслирующая | Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследий от поколения к поколению |
Вопрос 5. Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религии. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Религиозная вера включает в себя:
· нормы морали, которые объявлены происходящими in
Божественного откровения; нарушение этих норм являете»
грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
· веру в боговдохновенность деятельности священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодникам и, блаженными и т. п.;
· веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей.
Вопрос о соотношении веры и знания. Известны три подхода к этой проблеме:
· Позитивистский – трактует религию как низший вид знания, сводит ее к суеверию, которое с развитием наука обречено на исчезновение.
· Исторический (эволюционный) – усматривал в религии развивающуюся форму знания, сохраняющую всегда свое значение. Здесь акцент делается на нравственное развитие.
· Абсолютный – рассматривает религиозное и научное знание как 2 различные, но равноправные формы духовной активности человека. Они имеют границы между собой и обладают спецификой по значимости для человека и общества.
Следует заметить, что современные религии не отрицают достижение естествознания, но они всегда подчеркивают, что дело науки – изучать только физический, материальный мир. Далее простирается область религии. Главным для религии является понимание того, чтобы, увлекшись земными заботами, человечество не забыло, что оно не автономно, сто над ним существуют высшие инстанции, их неусыпный надзор и их суд.
Тема. Философия и культура.
Понятие культуры. Культура представляет собой весьма сложное явление. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры:
Технологический подход: культура как совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
Деятельностный подход: культура как творческая деятельность.
Ценностный подход: культура как практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. culture — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII - начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура - это то, что создал человек, а природа - то, что существует независимо от него.
Культуру в широком смысле слова можно определить как результат активной творческой деятельности людей, все, что создано руками человека.
Культура в узком смысле - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 248.