Чувственное познание | Рациональное познание |
• Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта • Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов | • Опора на результаты чувственного познания • Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений |
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Вопрос 3. Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
Существуют различные трактовки понятия «истина».
· Истина есть соответствие знаний о предмете самому предмету. Эта концепция истины называется классической, так как сложилась в древней Греции и принимается большинством философов.
· Концепция когерентной истины (тесно соединяться) – знание считается истинным, если оно внутренне согласованно, непротиворечиво.
· Прагматистская концепция истины отождествляет истину с ее практической полезностью.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами состоит в степени точности и полноты отражения действительности. Истина есть процесс движения от относительных знаний к знаниям абсолютным.
Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами, за пределами которых она может оказаться заблуждением. Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источники заблуждения; погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.
Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.
Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Рационалисты единственным критерием истинности наших знаний признают разум, эмпирики – чувства и опыт. Большинство философов сходятся сегодня на мысли о том, что универсальным критерием истины является практика. Пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Образцы заданий
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».
Ответ: Зависимость от человека.
Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) назидание 4) традиция
2) личный опыт 5) эксперимент
3) образ 6)формализация
Ответ: 124.
Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую
Сущность | Формы познания |
А) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти В) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе Г) целостный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств | 1) представление 2) понятие 3) суждение 4) восприятие |
Ответ: А-2, Б-1, В-3, Г-4.
Тема 3. Философия и наука
Дата: 2018-11-18, просмотров: 236.