Вопрос. Теории происхождения человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека получила название антропогенез.

Существует несколько теорий происхождения че6ловека.

1. Эволюционная теория, согласно которой человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение. Ее автором является английский ученый Ч. Дарвин (1809 – 1882 гг.), который выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка путем естественного отбора. По его мнению, эволюция в органическом мире осуществляется под влиянием трех основных факторов: 1) изменчивости в строении и функциям организмов, 2) наследственности, которая закрепляет изменения, и 3)естественного отбора, когда в процессе борьбы, устраняются организмы, которые не могут приспособиться к существующим условиям жизни. Эти факторы способствовали образованию новых видов.

Недостатки теории:

· Ч. Дарвин не учитывал влияние социально фактора;

· отсутствие качественных отличий ума человека от животного;

  • ученым так и не удалось найти морфологически определенной формы между обезьяноподобными предками и современным человеком.

2. Трудовая теория. Ее сторонники К. Маркс и Ф. Энгельс (1820- 1895 гг.) считали, что именно труд, начавшийся с изготовления орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука обезьяны становилась все более гибкой и свободной, одновременно развивался мозг. Достигается более тесное сплочение с другими людьми, возникает потребность в общении. Регулируются брачные, нравственные и другие отношения Таким образом, изобретение орудий труда, сплочение в обществе, речь, мышление - есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Согласно этой теории, становление человека и общества происходило одновременно, шел процесс антропосоциогинеза.

3. Теологическая (религиозная) теория, согласно которой человека создал Бог. Божественное происхождение человека дает ответы на многие вопросы. Но есть некоторые вопросы и к самим религиям. Так, в результате археологических находок были обнаружены костные останки существ, имеющих некоторые сходства с современным человеком. Чьи же они, если все религии утверждают, что Творец создал человека сразу в его нынешнем облике? Кроме того, найдены каменные орудия труда. Кому они принадлежат, если животные их делать не умеют, а человек современного типа в то время, которым датируется их изготовление, еще не существовал? В-третьих, в живой природе было обнаружено действие принципа эволюции. Почему человек является исключением из него?

4. Теория инопланетного происхождения человека. Человек создание неземное. Пришельцы из космоса, посетив землю, оставили на ней человеческие существа. Сегодня сторонники этой теории собирают факты. Так, в Хелуане имеется кусок платка, ткань которого отличается такой тонкостью и мягкостью, которые в наши дни можно получить лишь на специальных фабриках при использовании высоких технологий. Лондонский музей в своем египетском отделении имеет древнюю кость руки, которая была профессионально ампутирована путем гладкого прямоугольного среза. На стенах некоторых древних пещер обнаружены изображения людей в одеждах, похожих на скафандры космонавтов. Однако все это лишь косвенные улики. Прямых доказательств до сих пор не найдено.  Мы не знаем планеты, где была бы еще жизнь и все больше крепнет мысль о том, что мы одиноки во Вселенной.

3 вопрос. Соотношение социального и биологического в человеке (или вопрос о природе человека).

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами. Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственностью др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству.

 

Биологизаторский подход Социологизаторский подход
Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпо­сылки человеческой природы Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пи­шет нужные слова

Сторонники социальной природы человека считают, что человек рождается с единственной способностью «приобретать человеческие способности» (выражение А. Н. Леонтьева). Так, известный врач А.Н. Леонтьев обращается за примером к опыту слепых и глухонемых детей. Такие дети до школы не имеют прочных связей с миром. Они могут умереть, если даже пища будет рядом. И только в школе, благодаря использованию методик, они приобретают навыки жизнедеятельности.

Сторонники второй точки зрения считают, что человек имеет биологическую природу. Так, австрийский врач – психиатр З. Фрейд считал, что не внешние раздражения, а влечения исходящие изнутри, определяют по большей части, направленность человеческого развития.

Сейчас доказано, что ребенок наследует от родителей не только физические данные, но и задатки тех или иных способностей. Но сами задатки могут реализоваться только в условиях социальной среды. Если пропустить срок ранней социализации, этот потенциал задатков угаснет. Например, дети, выросшие среди животных, теряют навыки общения, их надо учить заново. Это ясно доказывается, что черты человеческого поведения приобретаются только через социальную программу в процессе обучения и воспитания.

Тема 2. Учение о познании

1. Познание, его виды и структура. Проблема познаваемости мира.

2. Формы (уровни) познания: чувственное и рациональное.

3. Истина и ее характеристики.

Вопрос 1. Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение но­вого знания об окружающем мире.

Виды познания

· Житейское (обыденное) познание базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию.

· Научное познание – это знание о природе, обществе, человеке, основанное на исследовательской деятельности.

· Художественное познание представляет собой чувственно-образное отражение действительности. Несет в себе знание о прекрасном, морали и нравственном поведении.

· Религиозное познание основано на вере в существование сверхествественных сил. Человек сам познать ничего не может, знания ему доступны через божественное откровение.

· Паранаучное (околонаучное) познание – направлено на изучение процессов и явлений, которые наука объяснить не может.

Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предпо­лагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.

Агностицизм (гр. agnostos —недоступный познанию) Скептицизм  (гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий) Гносеологический оптимизм  (лат. optimus — наилучший)
Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер Утверждает принципиальную познаваемость мира,  принципиальную возможность получения достоверных  знаний о мире

 

Вопрос 2. Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слу­хом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное позна­ние — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществля­ется посредством мышления.

Формы чувственного познания

Ощущениеотражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятиечувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный об­раз предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроиз­водимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 243.