Тема: «Человек как главная проблема философии»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: «Человек как главная проблема философии»

Вопрос. Философия о сущности человека.

На первый взгляд, кажется, что человек не заключает в себе никакой тайны. Каждый может уверенно выделить человека из остального мира, его отличие от других существ является очевидным. Но философия выходит за рамки очевидности, и с этой позиции проблема человека содержит много тайн и загадок.

Философия не дает однозначного ответа на вопрос о том, что такое человек. В истории философской мысли сложились следующие образы человека.

Античный образ человека космоцентричен. Человек понимается как часть космоса. Он живет и подчиняется космическим законам. Начиная с Сократа, человек представлялся двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель с формой.

Средневековый человек теоцентричен. Человек есть существо духовное. Духовность человека состоит в его связи в Богом. Средневековая философия противопоставляет в человеке бессмертную душу и смертную плоть.  Заботиться нужно только о спасении души, даже в ущерб тела. Возможности человека ограничены. Он ничего не может самостоятельно познать. Познание доступно ему только в божественном откровении.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек становится в центре внимания. В Новое время специфика человека усматривается в разуме, рациональности. Такова позиция Р. Декарта, И. Канта. В это же время развивалась концепция деятельного человека. Главное в человеке – это реализация способности к действию. Суть каждого отдельного человека состоит в его действиях.

Тема 2. Учение о познании

1. Познание, его виды и структура. Проблема познаваемости мира.

2. Формы (уровни) познания: чувственное и рациональное.

3. Истина и ее характеристики.

Вопрос 1. Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение но­вого знания об окружающем мире.

Виды познания

· Житейское (обыденное) познание базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию.

· Научное познание – это знание о природе, обществе, человеке, основанное на исследовательской деятельности.

· Художественное познание представляет собой чувственно-образное отражение действительности. Несет в себе знание о прекрасном, морали и нравственном поведении.

· Религиозное познание основано на вере в существование сверхествественных сил. Человек сам познать ничего не может, знания ему доступны через божественное откровение.

· Паранаучное (околонаучное) познание – направлено на изучение процессов и явлений, которые наука объяснить не может.

Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предпо­лагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.

Агностицизм (гр. agnostos —недоступный познанию) Скептицизм  (гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий) Гносеологический оптимизм  (лат. optimus — наилучший)
Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер Утверждает принципиальную познаваемость мира,  принципиальную возможность получения достоверных  знаний о мире

 

Вопрос 2. Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слу­хом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное позна­ние — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществля­ется посредством мышления.

Формы чувственного познания

Ощущениеотражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятиечувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный об­раз предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроиз­водимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Образцы заданий

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависи­мость от человека; процесс.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «ис­тина».

 Ответ: Зависимость от человека.

 

Найдите в приведенном ниже списке проявления, от­ражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которы­ми они указаны.

1) назидание     4) традиция

2) личный опыт     5) эксперимент

3) образ            6)формализация
Ответ: 124.

Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую

Сущность Формы познания
А) мысль, отражающая общие и существенные свойства пред­метов, явлений, процессов Б) образ объекта познания, запе­чатленный в памяти В) мысль, утверждающая или от­рицающая что-либо о предме­те, явлении, процессе Г) целостный образ предметов, явлений и процессов, непо­средственно воздействующих на органы чувств 1) представление 2) понятие 3) суждение 4) восприятие

Ответ: А-2, Б-1, В-3, Г-4.


Тема 3. Философия и наука

Философия и религия

«Если мы хотим понять рост и развитие, мы неизбежно должны принять во внимание и все другие проявления духовной жизни человечества»

В. И. Вернадский.

1. Философия о сущности и происхождении религии.

2. Разновидности религий.

3. Структура религии.

 4. Основные функции религии.

5. Соотношение веры и знания.

Вопрос 1. Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:

· вера в сверхъестественное (в Бога);

· совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

· одна из свойственных культуре форм приспособления человека к

окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).

В философии нет единого понимания религии, так как мыслители обращали внимание на разные ее стороны. Некоторые усматривали в религии прежде всего эмоциональную сторону, подчеркивая важность религиозных чувств. Согласно И. Канту религия это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Если не соединять религию с моралью, она обратится в снискание милость. Молитвы, хождение в церковь должны давать человеку лишь новую силу к исправлению.

По словам Г. Гегеля религия является одним их самых важных дел в нашей жизни, в религии, прежде всего, заинтересовано наше сердце. Она отражается в чувствах и поступках, рождает правильные мысли.

 В вопросе о происхождении религии еще больше мнений. Чем в вопросе о ее сущности. Принципы, лежащие в основе объяснения причин возникновения религии можно разделить на две группы:

1) натуралистические причины, которые говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник;

2) рационалистические причины и здесь выдвигались разные мнения:

А) чисто прагматические стремления отдельных лиц для удержания власти (Т. Гоббс),

Б) олицетворение стихийных сил природы (Эпикур, Д. Юм),

В) почитание предков (Г. Спенсер).

Вопрос 2.

В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования: тотемизм, фетишизм, анимизм;

2) национально-государственные религии: иудаизм (религия еврейского народа), индуизм (религия индийского народа), синтоизм (религия японского народа) и др.;

3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм,
православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).

Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками:

· огромное число последователей во всем мире;

·  эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

· пропагандистская активность (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания);

· космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.

Ранние формы религии

Форма религии Ее сущность
тотемизм (англ. totem)  поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику
фетишизм (от порт feitico идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата    результата.
Анимизм (от лат. anima - душа, дух)     вера в духов или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий

Вопрос 3. Структура религии включает следующие элементы:

· Вероучение представляет собой доктрину, в которой раскрывается смысл и существо данного религиозного направления. Центральное место в вероучении занимает учение о Боге – богословие. Богословие раскрывает понятие о Боге, смысл религиозных догматов – положений и идей, являющихся фундаментальными для данного вероучения.

· Религиозная организация (церковь) – состоит из системы религиозных учреждений. А так же людей профессионально занятых организацией религиозных культов (священнослужителей). Наличие церковной организации превращает религию в социальный институт. Главная цель церкви – создание условий для осуществления религиозных культов.

· Культ – система, ритуалов, обрядов, таинств. К элементам культа в христианстве относят - крещение, венчание, молитву, исповедь, покаяние, причастие, пост, соблюдение религиозных праздников. Культ – это особая духовная практика, которая позволяет человеку быть услышанным Богом.

Вопрос 4. Основные функции религии

 Наименование функции Ее содержание
Мировоззренческая Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек
Компенсаторско-утешительная (терапевтическая) Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение
Коммуникативная Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т.д.
Регулятивная Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность
Интегрирующе-дезинтег-рирующая Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция)
Культуро-транслирующая Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследий от поколения к поколению

Вопрос 5. Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религии. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Религиозная вера включает в себя:

· нормы морали, которые объявлены происходящими in
Божественного откровения; нарушение этих норм являете»
грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

· веру в боговдохновенность деятельности священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодникам и, блаженными и т. п.;

· веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей.

Вопрос о соотношении веры и знания. Известны три подхода к этой проблеме:

· Позитивистский – трактует религию как низший вид знания, сводит ее к суеверию, которое с развитием наука обречено на исчезновение.

· Исторический (эволюционный) – усматривал в религии развивающуюся форму знания, сохраняющую всегда свое значение. Здесь акцент делается на нравственное развитие.

· Абсолютный – рассматривает религиозное и научное знание как 2 различные, но равноправные формы духовной активности человека. Они имеют границы между собой и обладают спецификой по значимости для человека и общества.

Следует заметить, что современные религии не отрицают достижение естествознания, но они всегда подчеркивают, что дело науки – изучать только физический, материальный мир. Далее простирается область религии. Главным для религии является понимание того, чтобы, увлекшись земными заботами, человечество не забыло, что оно не автономно, сто над ним существуют высшие инстанции, их неусыпный надзор и их суд.




Тема. Философия и культура.

Понятие культуры. Культура представляет собой весьма сложное явление. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры:

Технологический подход: культура как совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

Деятельностный подход: культура как творческая деятельность.

Ценностный подход: культура как практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. culture — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII - начале XIX в. и обозначало эволюцию че­ловечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура - это то, что создал человек, а природа - то, что существует независимо от него.

Культуру в широком смысле слова можно определить как результат активной творческой деятельности людей, все, что создано руками человека.

Культура в узком смысле - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Основные функции культуры

Название функции Ее содержание
Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Оценочная Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций
Регулятивная (нормативная) Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех облас­тях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Информативная Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникативная Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совер­шенствование личности через общение
Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

Типология культур

Основа классификации Типы культуры
Связь с религией Культуры религиозные в светские
Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская
Регионально-этническая особенность Русская, французская и т. д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией Сельская и городская культуры
Специализация Обыденная и специализированная культуры
Уровень мастерства и вид аудитории Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры

Говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

Основные формы культуры:

Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы).

Массовая культура. Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры) .

Разновидности культуры:

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе. Выделяют половозрастные группы (женская, детская, молодежная и др.) профессиональные (научное сообщество, современный бизнес и др.), досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время), религиозные, этнические, криминальная.

Контркультура . Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы и др.)

Функции искусства

Наименование функции Ее содержание
Общественно-преобра­зующая Оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества
Художественно- кон­цептуальная Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная Формирует личность, чувства и мыс­ли людей
Эстетическая Формирует эстетические вкусы и по­требности человека
Утешительно-компенсаторная Восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности

 

Темы для самостоятельного изучения

Философское учение о мире

1. Метафизика и онтология. Место онтологии в структуре философского знания.

2. Проблема бытия в истории философии.

3. Основные формы и диалектика бытия.

Философия и общество

1. Современное философское понимание общества.

2. Основные подсистемы общества.

3. Этапы развития общества и методология анализа исторического развития.

Тема: «Человек как главная проблема философии»

Дата: 2018-11-18, просмотров: 277.