В процессе изучения хозяйственной деятельности важное значение имеют дедуктивные приемы исследования: вначале изучают обобщающие показатели хозяйственной деятельности в масштабах предприятия или другого объекта, затем эти показатели детализируются, расчленяются, что и представляет собственно анализ (анализ - греческое слово, обозначающее разложение, расчленение на части), а последующее обобщение материалов исследования, на основе которого дается сводная оценка выполнения плана, эффективности хозяйствования и производится сводный подсчет резервов - синтез.
В технико-экономическом анализе более распространенным является индуктивный метод: вначале изучаются ход хозяйственных операций и отражающие их показатели работы по отдельным рабочим местам и бригадам, а затем происходит восхождение от этих конкретных показателей к более абстрактным обобщающим показателям хозяйственной деятельности в целом по анализируемому объекту.
В обоих аспектах - финансово-экономическом и технико-экономическом - анализ сочетается с синтезом, и дедуктивный метод - с индуктивным, что обусловлено применением материалистической диалектики.
Метод анализа - это способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных планов и на динамику хозяйственного развития, осуществляемых путем обработки специальными приемами показателей плана, учета, отчетности и других источников информации.
Применительно к отрасли связи метод анализа представляет собой всестороннее, комплексное, органически взаимосвязанное изучение хозяйственной деятельности предприятия связи с целью объективной оценки их работы по выявлению и мобилизации внутрихозяйственных резервов, по выполнению заключаемых договоров подряда, а также по выполнению бизнес-планов (планов экономического и социального развития).
Особенность метода анализа - это системность и комплексность.
Системный подход, комплексное изучение экономики, техники, технологии и организации производства, социального развития коллектива и всех многообразных факторов, влияющих на эффективность хозяйствования, является важнейшей особенностью метода анализа.
Факторами в анализе называют активно действующие силы, вызывающие положительные или отрицательные изменения в состоянии объекта и в показателях, его отражающих, т.е. причины этих изменений.
Особенностью метода анализа является также:
- изучение объекта с учетом всех внутренних и внешних его связей как части системы (например, рассмотрение цеха как части предприятия);
- измерение влияния отдельных факторов на динамику хозяйственного развития, результаты выполнения плана и эффективность хозяйствования;
- обобщение результатов анализа - завершающая стадия изучения хозяйственной деятельности; обобщение включает выводы, содержащие оценку деятельности, сводку результатов и рекомендации по их использованию.
Из особенностей метода вытекает ряд специфических приемов классификации, выделяющих комплексы факторов, поддающихся изменению на основе аналитической обработки показателей учета и отчетности. Чтобы уловить их влияние с помощью показателей учета, составляются расчетные формулы.
Расчетная формула - служит основой аналитических расчетов, устанавливающих количественную зависимость отклонений от плана или другой базы по рассматриваемому обобщающему показателю, от изменения отдельных элементов расчетной формулы - взаимосвязанных частных показателей.
Метод анализа реализуется через его научный аппарат, представляющий совокупность приемов исследования.
В отличие от метода анализа, как общего подхода к исследованию процессов, выделяют методику анализа как совокупность специальных приемов, применяемых для обработки экономической информации, дающих возможность выявить имеющиеся производственные, финансовые резервы, определить их величину и пути исследования.
Разделение анализа по видам основывается на необходимости классификационного их разграничения по различным признакам.
По признаку «субъект анализа» различают два вида финансового анализа – внешний и внутренний.
1) Внешний – предназначен для широкого круга потребителей, в том числе и сторонних; проводится на основе общедоступной аналитической информации, предполагает использование унифицированных процедур и методов проведения анализа.
2) Внутренний – предназначен, как правило, для ограниченного круга потребителей, в первую очередь для руководителей предприятия; проводится на основе как общедоступной, так и конфиденциальной аналитической информации; предполагает возможность использования разнообразных процедур и методов проведения анализа.
Разделение по признаку «анализируемое направление деятельности предприятия» основано на проведении анализа по типам направлений деятельности предприятия, что, как правило, предполагает исследование различных составляющих:
- трендовый;
- экономико-математический и др.
Качественный анализ представляет собой способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и использующий преимущественно экспертные оценки исследуемых явлений и процессов.
Количественный (факторный) анализ основывается на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности явлений и процессов к изменению отдельных факторов и их влиянии на результативный показатель.
Экспресс-анализ представляет собой диагностику состояния предприятия на основе типичной информации для получения общего представления о сложившейся ситуации.
Трендовый анализ – это исследование состояния предприятия для построения прогнозной модели его поведения в будущем на основе тренда.
Экономико-математические (статистические) методы – методы изучения состояния предприятия, основанные на использовании массивов статистических данных. Сюда включают традиционные методы корреляционного, регрессионного, дисперсионного, кластерного анализа; методы средних величин, группировки, индексный, цепных подстановок, логарифмический, интегральный и пр.
Вместе с тем при проведении финансового анализа в некоторых исследованиях предлагается использование иных методов, которые наиболее целесообразно выделять в качестве этапов алгоритма проведения практических работ:
- горизонтальный;
- вертикальный
- анализ финансовых коэффициентов;
- факторный анализ;
- трендовый анализ.
По признаку «степень охвата изучаемых объектов» выделяют анализ:
- сплошной;
- выборочный.
Проведение сплошного анализа предполагает исследование всех объектов, выборочного – части объектов.
- производственно-технологической;
- финансово-экономической;
- организационной (структурной);
- социальной (кадровой).
Наряду с вышеуказанным, возможно (и в ряде случаев даже целесообразно) проведение исследований по следующим направлениям деятельности предприятия:
- производственной;
- инвестиционной;
- финансовой.
По признаку «горизонт проведения анализа» можно выделить четыре типа анализа:
- ретроспективный;
- текущий;
- перспективный;
- стратегический.
Ретроспективный анализ предполагает исследование явлений, ситуаций и фактов, имевших место в прошлом.
Текущий анализ основан на использовании информации о современном состоянии предприятия.
Перспективный (прогнозный) анализ ориентирован на исследовании возможных вариантов развития событий и явлений. Традиционно он разделяется на оперативный (связанный со сроком жизненного цикла объекта или продолжительностью технологии учетного цикла), тактический (срок до одного года, это так называемый анализ в краткосрочной перспективе), долгосрочный (срок более одного года, это так называемый анализ в долгосрочной перспективе).
Различия между оперативным, тактическим и долгосрочным анализом определяются, в первую очередь, особенностями хозяйственной деятельности конкретного предприятия, а затем – периодом прогнозирования результатов.
Стратегический – ориентированный на учете в анализе влияния на состояние хозяйствующего субъекта факторов внешней среды.
По признаку «методы изучения объектов анализа» в финансовом анализе выделяют следующие типы анализа:
- качественный;
- количественный (факторный);
- экспресс-анализ;
Дата: 2018-11-18, просмотров: 252.