Проблема сознания в философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сознание – это чувства, эмоции, память, воля, фантазия, мышление. Первые пять элементов составляют психику человека. Выделяют три стороны сознания.

  1. Предметное сознание (совокупность идей, понятий, вещей и моделей окружающего мира в представлении человека).
  2. Самосознание (представление человека о самом себе).
  3. Сознание как поток непосредственных переживаний.

Особая структура человеческой психики представлена в учении З. Фрейда и его последователей, учение о бессознательном как регуляторе поведения человека. Согласно этому учению психика человека представляет совокупность трёх уровней: низший – бессознательное (оно), промежуточный (я) и сверхсознание (сверх-я). Сверхсознание – это то, что даётся человеку обществом (правила поведения, родительские запреты, моральная цензура и т. п.). Бессознательное – это бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии (комплексы, страхи, неврозы, инстинкты). Сознание – промежуточная часть психики, результат борьбы бессознательных инстинктов и сверхсознания.

Мышление и природа мыслительной деятельности.

Существуют две точки зрения на происхождение мыслительной деятельности.

  1. Мифологическая. Перекликается с теорией Платона о душе. Согласно ей душа до своего рождения в теле человека обитала среди богов, где набиралась впечатлений, знаний. Мыслительная деятельность человека- это процесс припоминания увиденного и испытанного душой.
  2. Рациональная точка зрения отталкивается от того, что человека нельзя всему научить. Теория познания опирается на то, что любое знание происходит из опыта, а также на концепцию «врождённых идей». Концепция предполагает то, что некое знание потенциально заложено в человеке.

Два понимания мышления предполагают существование мышления как представления и в качестве «мыслящей мысли».

Мышление и язык

Язык – это инструмент для выражения наших мыслей. Слова и предложения нейтральны по отношению к тому содержанию, которое они выражают.

Выделяют следующие связующие моменты между мышлением и языком.

  1. Образ мышления один – языков много.
  2. Мышление развивается быстрее языка.
  3. Язык выступает в качестве основы культуры.
  4. Язык и мышление находятся в противоречивых отношениях. «Мысль изречённая есть ложь». Ф. Тютчев

Учение о познании

Существовало два подхода к познавательному процессу.

  1. Эмпирический. В основе познания находятся ощущения.
  2. Рационалистический, то есть познание на основе логических рассуждений.

И. Кант попытался объединить эти два начала, положив в основу чистую способность воображения. Основная цель любого познавательного процесса – это стремление постичь истину.

Истина – это соответствие наших понятий, высказываний, теорий окружающему миру. Однако каждый видит мир по-разному, поэтому истина – это результат индивидуального прорыва к миру.

 

Философия религии

Философия и религия всегда находились в тесной связи, не смотря на существенные различия. В частности, их объединяет стремление раскрыть перед человеком смысл абстрактных понятий (любовь, счастье, смысл жизни, свобода и т. д.). Однако религия подходит к решению данных проблем с помощью веры, а философия – с помощью разума. Религия предлагает человечеству готовые ответы на вопросы, во всяком случае, в их общем понимании. В то время как философия предполагает размышление, сомнения. Как только человек начинает сомневаться, он из религии переходит в философию. Религиозные точки зрения на фундаментальные проблемы человечества носят догматический, ортодоксальный характер, то есть они авторитарны и не приемлют возражений, иных точек зрения. Философия предполагает плюрализм, то есть множественность мнений.

Философское знание субъективно: каждый человек имеет право высказывать и иметь собственную точку зрения на то или иное явление, если он может аргументировать её. Религиозные догмы объективны – они существуют не зависимо от внутреннего мира человека. Любое отклонение от религиозных норм в истории церкви воспринималось как ересь.

Однако, как философия, так и религия, не прибегают к помощи практического опыта, поскольку являются сферой исключительно духовной деятельности человека. Религия признаёт духовный опыт, то есть процесс познания окружающего мира через преломление его в сознании, душе человека, через возникающие чувства, эмоции. Философия допускает опыт в естественных науках, таких, как физика, химия, география и т. д.

Тем не менее, основным способом познания в религии выступает вера. Существует несколько трактовок понятия «вера».

  1. Возможность сверхчувственного опыта, который проявляет себя в восприятии произведений искусства, природы и т. д. Эстетический и нравственный опыт связан с опытом религиозным.
  2. Своеобразное духовное состояние, в котором человек согласен признавать за истину нечто такое, что само по себе неочевидно, для чего нельзя привести убедительных оснований и поэтому возможно сомнение и отрицание того, во что веришь.
  3. У фанатиков вера отождествляется с полным послушанием.
  4. Непосредственная достоверность. Подлинная вера основана на откровении.
  5. Вера не является ни идеей, ни системой идей. Это жизнь и источник жизни.
  6. Вера лежит в основе любого знания.

 

 

Человек и общество

Человек воспринимает всё общество и вообще окружающий мир, преломляя это через собственное «Я». Основная линия взаимоотношений человека и окружающего его мира определяется по линии: «Я» - «Ты» - «Мы».

Одним из наиболее древних объединений людей является этнос. Этнос - это объединение людей, лежащее на границе природы и общества; это жизнь людей в определённых условиях, которые определяют физиономию этноса и в тоже время определяется социальными и культурными законами.

Самой мелкой частью общества и его основной ячейкой является семья, которая представляет собой как бы мини-модель общества. В общем и целом семья отражает атмосферу и настроения, царящие в обществе. Семья менялась на протяжении всего процесса развития человечества. В настоящее время наблюдается тенденция разрушения крепких семейных отношений.

Государство возникает, как принято считать, с зарождением частной собственности и необходимостью её защиты. Главной целью государства считается защита своих подданных. Первое государство возникло в Древнем Египте. За это время сменилось несколько форм организации государственной власти. Оптимальной считается демократия. В мировой истории и демократии, и монархии тяготели к установлению тирании, к подавлению прав и свобод человека. Во избежание этой тенденции был предложен принцип разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная).

По своей сути власть делится на: традиционную, харизматическую и бюрократическую.

Социальная структура

Социальная структура отражает социальное расслоение, или социальное неравенство. Это явление существовало в обществе всегда и лишь изменялось с изменением политических и экономических условий.

Гражданское общество – это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений. В развитых гражданских обществах существуют различные «альтернативные» объединения, которые преследуют цель ограничить зависимость человека от государства.

Утопии

Стремления найти идеальный тип государства вызвали к жизни различные проекты нового идеального государства. Поскольку они не могли быть реализованы, их назвали утопиями. Основными «литературными» утопиями можно считать миф Платона об идеальном государстве, «Паноптикум, или руководство народом в целях его блага» И. Бентама, «1984» Дж. Оруэлла. Исторический опыт представлен попыткой построить коммунизм в СССР, Третьим рейхом А. Гитлера.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 220.