- Теоцентризм. Реальностью, определяющей всё сущее, является Бог.
- Супранатурализм. Предполагает веру в сверхъестественное.
- Сотериологизм. Ориентация всей жизнедеятельности на спасение души. Все стороны жизнедеятельности рассматриваются через призму религиозных ценностей. Смысл человеческого бытия состоит в соединении с Богом в «божьем царстве».
- Ревеляционизм (принцип богооткровенности). Толковать откровение может только церковь. В Священное Предание входят: сочинения отцов церкви, постановления первых семи Вселенских соборов и документы Папы Римского.
- Креационизм. Создание мира Богом из ничего. Бог выступает как творец всего сущего.
- Антропоцентризм основывается на исключительной роли человека, который обладает божественными качествами, разумом и волей. Однако человек обладает двойственной природой основанной на соотношении природы и благодати. Для преодоления своей земной сущности человеку всегда нужна помощь Бога.
- Провиденциализм. Всё в мире развивается согласно промыслам Божиим. Божественный замысел предопределяет историю людей.
- Эсхатологизм (принцип конечности этого мира). История – это целесообразный процесс, направленный Богом к заранее предопределённой цели. Достижение «царства Божьего» - это конечная цель и смысл человеческого существования.
Лекция 6
Философия Августина Аврелия и Фомы Аквинского
Философия Фомы Аквинского (Аквината) (1225/26 – 1274).
В своей философии во многом опирался на взгляды Аристотеля. Его учение завершило формирование католической теологии.
- О бытии. Бог – первопричина и конечная цель всего сущего.
- О человеке и душе. Личностное единство души и тела определяет индивидуальность человека. Душа человека бессмертна и носит уникально-личностный характер.
- О познании. Основным принципом является существование всеобщего. Человеку присущи две способности познания: чувство и интеллект.
- Об этике. Всё сущее есть благо, поскольку создано Богом. Бог есть высшее благо. Зло является менее совершенным благом. Блаженство – это конечная цель человеческих устремлений. Деятельность теоретического разума – высшая форма деятельности человека. В своей деятельности человек руководствуется принципом свободы воли.
- Об обществе и государстве. «О правлении князей». Человек является существом общественным, то есть без государства и вне общества жить не может. Главная цель государства – содействовать общему благу, сохранять мир и справедливость. Предпочтительной формой правления считал монархию, но допускал возможность народного восстания против правителя, если он тиран.
Лекция 7
Схоластика и мистика
Схоластика – школьная философия, то есть философия, развивавшаяся в школах и университетах и обслуживавшая, главным образом, потребности преподавания теологии.
Представители: Северин Боэций, И. С. Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
Основная идея: все истины Откровения доступны рациональному доказательству. Понятие бытия содержится в понятии «Бог» и не существует реально.
Средневековая мистика – соединение мистического душевного порыва с ориентацией на строгую системность.
Центром направления стала богословская школа при монастыре Св. Виктора в Париже. Основатель – Гильом из Шампо.
Представители: Пьер Абеляр (рациональная форма истин Откровения), Бернар Клервосский (мистическая теология), Бонавентур (движение к Богу посредством веры), Иоахим Флорский.
В середине 12 века большое распространение получил спор об универсалиях (общих понятиях). Спорящие стороны:
1. Реалисты (И. С. Эриугена, Фома Аквинат). Общее существует в неразрывной связи с единичным. Универсалии существуют трояким образом: в божественном разуме, как сущность вещей и в человеческом разуме.
2. Номиналисты (И. Росцеллин). Универсалии существуют только в человеческом разуме. Отрицали наличие общего в конкретной вещи.
3. концептуалисты (П. Абеляр). Пытались примирить обе стороны.
Шартрская школа.
Основана в 10 веке монахом Фульбером. Занимались изучением трудов анатомистов. Делились на два направления: рационалисты (в основе – логика Аристотеля) и натуралисты (в основе – метафизика Платона).
Представители: Бернар из Шартра, Жильбер Порретанский, Теодорик из Шартра, Гильом из Конша.
Лекция 8